Буквально пару недель назад глава Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров докладывал Президенту страны о «предпринимаемых мерах по проведению антикоррупционной политики и обратил внимание на высокие оценки хода ее реализации со стороны международного экспертного сообщества». При этом глава ведомства привел ряд цифр.
По его словам, «за 10 месяцев текущего года было возбуждено 3400 уголовных дел, из них 1000 дел было передано в суды. Из 15 млрд тенге причинённого ущерба 11 млрд тенге возвращено государству. Наложен арест на имущество на сумму более 7 млрд тенге».
Пользователи социальных сетей уже успели потроллить г-на Кожамжарова по поводу этих цифр. Ну, а у меня нет оснований не доверять ему и не с чем сравнивать. Потому ерничать не буду, а сразу перейду к конкретному, причем уже бородатому, уголовному делу, которое где-то как-то перекликается с отчетом главы Агентства.
Так вот, на днях редакция Матрица.kz получила официальный ответ на свой официальный запрос в Национальное бюро по противодействию коррупции. А запрашивали мы информацию о том, как обстоят дела с расследованием хищений бюджетных средств в Институте ботаники и фитоинтродукции. Кто не знает, что за Институт – в простонародье Ботанический сад в Алматы. Хотя, так неправильно. Но, как говорится, не суть.
В своем официальном (подчеркну) ответе Нацбюро в лице заместителя руководителя Следственного департамента Олеся Кексель пишет нам следующее:
«Запрос о ходе расследования уголовного дела по факту хищения бюджетных средств в РГП на ПХВ «Институт Ботаники и Фитоинтродукции» рассмотрен.
Сообщаем, что 10 мая т.г. Антикоррупционной службой г.Алматы уголовное дело прекращено в связи с примирением сторон, ущерб в размере 3 млн. тенге возмещен в полном объеме.
Однако, 5 сентября т.г. данное решение прокуратурой отменено, проводится дополнительное расследование». Ниже О.Кексель и ее должность, а также исполнитель – Аубакирова А.К. (На фото) Ничего ни добавить, и ни убавить! Кстати, г-жа Кексель ошиблась - я давно не редактор сайта! Но это не меняет дела!
Вроде ответ ответственного государственного служащего краток и как будто основателен, и на первый взгляд, как бы исчерпывающий – типа берите и отстаньте. Но, этот ответ родил в моей голове еще несколько вопросов, на которые очень хочется получить ответы.
Из ответа видно, что уголовное дело №177512011000001 (а нам этот номер известен) в отношении руководства Института ботаники и фитоинтродукции, возбужденное еще в конце прошлого года, 10 мая 2017 года, еще раз приведу здесь, «прекращено в связи примирением сторон, ущерб в размере 3 млн. тг. возмещен в полном объеме» - (конец цитаты).
Из этой цитаты г-жи Кексель особо подчеркнем следующие два момента:
1) … с примирением сторон;
2) ущерб в размере 3 млн. тенге возмещен в полном объеме ! Еще раз – 3 млн. тенге в полном объеме …
И вот вопросы:
ВОПРОС 1-й. Кто выступил одним из сторон при примирении? Другой стороной – ну ежу понятно - является руководство ИБФ, от лица которого выступает г-жа Ситпаева Г.Т. И здесь есть несколько версий ответа.
Версия 1-я. Одной из сторон примирения выступил Комитет Науки МОН РК, уполномоченный орган ИБФ. Может быть, может быть! Беззубая и мягкая позиция Комитета Науки и курирующего вице-министра образования и науки дают серьезные основания для этого. Об этом было множество рассуждений в Матрица.kz - не хочу уже сто раз повторяться и напрягать читателя. Кому нужно очень, а это и Генеральная прокуратура, и Нацбюро, и Комитет науки, и министр, и вице-министр, и, конечно же, руководство Института, прекрасно осведомлены.
Версия 2-я. Одной из сторон выступила Городская прокуратура г. Алматы. После выявленных Генеральной Прокуратурой нарушений в ИБФ это кажется маловероятным, но факты остаются фактами.
По данному уголовному делу Алматинской Городской прокуратурой допускаются халатность и волокита, систематически нарушаются процессуальные нормы. Терпеливое умалчивание со стороны Алматинской городской прокуратуры, когда ДНБПК г. Алматы открыто игнорируют решения органов Прокуратуры и процессуальные нормы свидетельствует о том, что подобное примирение возможно. Повторюсь, возможно. Но законно ли? Это еще тот вопрос!
Доказательством волокиты может быть хотя бы этот факт, лежащий на поверхности. 22.07.2017 года Алатауская районная прокуратура отменила процессуальное решение о прекращении данного дела. А в письме О. Кексель датой отмены отказного решения следователя называется 05.09.2017 года. Нестыковка времени реализации составляет почти 1,5 месяца. Кому верить? Вы определитесь, господа!
Версия 3-я. Сторонами примирения, возможно, были Генеральный директор Института ботаники и фитоинтродукции г-жа Ситпаева Г.Т. (на фото) и …. внимание (!), следователь ДНБПК г. Алматы Досумов Манап. А что? Очень даже вероятная версия!
Версия 4-я. Возможно, это совместная позиция Комитета Науки, Алматинской Городской прокуратуры и ДНБПК г. Алматы в лице следователя Досумова М.
Но при любом раскладе остается главный вопрос: Какие у них были основания и мотивы для прекращения уголовного дела? Вот так вот! Ни больше, ни меньше! И это вопрос ко всем, в том числе, и к прокурорам!
ВОПРОС 2-й. Действительно ли размер ущерба 3,0 млн. тенге? Почему всего 3,0 миллиона? В ответе О. Кексель эти 3,0 млн тенге оценивается как полный объем ущерба.
Парадоксально то, что если бы это соответствовало действительности - т.е. если бы это было всего лишь 3,0 миллиона тенге и к если к тому же они вернулись, то прокуратура не смогла бы отменить решение ДНБПК г. Алматы о прекращении уголовного дела! Ну, разве не так? 3,0 миллиона, и что в нем копаться то, тем более, если деньги вернулись?! Зачем лишние телодвижения, тем более Генпрокурор наказал своим подопечным не устраивать "раскопки".
А вот помнится в своем интервью генеральный директор Института Гульнара Ситпаева назвала сумму более 100 млн. тенге, якобы вложенное МОНом на реконструкцию ботсада. А знающими подноготную Института специалистом было высказано предположение, что эта сумма и есть полный объем нанесенного ущерба государству (см. Матрица. kz. 17.11.17. – А был ли мальчик?).
Если это так, то 3,0 млн. тенге никак не может быть полным возмещением ущерба. Где же тогда остальные 97 млн. тенге? Сомневаюсь я, и мне очень кажется, что эти 3,0 млн. тенге являются неуклюжим оправданием для следователя и иже с ними. Вот такие дела!
Вернемся к докладу Кайрата Кожамжарова и к троллингу в соцсетях относительно эффективности работы служб ведомства. Не хотел сидеть и вычислять среднее из 15 млрд тенге, деля эту сумму на 3400 уголовных дел, из которых 1000 передано в суды! Но примерно так и выходит - 3-4 млн тенге на одно уголовное дело!
А сколько времени (почти год), нервов, средств, кстати, тоже бюджетных было потрачено, чтобы вернуть эти 3 миллиона тенге? А ведь в деле принимали участие прокуроры, следователи Нацбюро, и даже успели поучаствовать и сотрудники Комитета Национальной Безопасности.
Наверняка, были проведены десятки процессуальных действий, допросы, очные ставки, объяснительные, бумага, калькуляторы, бензин, водители, почта, ручки, чернила, телефонные звонки?! И все это чтобы вернуть 3 миллиона тенге? Ну, я не знаю, ребята. Не смешите мои тапочки!
Вчера, то бишь 3 декабря, насколько мне известно, должны были вынести процессуальное решение по уголовному делу. И какое оно – решение то? Я подозреваю, что решение положительное для Института Ботаники и Фитоинтродукции, с чем и поздравляю его руководство!
Что с честью пережили это испытание тремя миллионами государственных денег!
Но у меня все же есть вопросы и к МОНу, и руководству Института ботаники. Помнится МОН (также официально) писал нам, мол, все проверки в Институте, начиная чуть ли не с 2008 года, показали, что нарушений никаких нет. А руководство Института грозным письмом требовало от нас опровергнуть все публикации относительно его деятельности, в том числе, требовали опровергнуть и официальные сообщения прокуратуры и Нацбюро.
Господа из МОНа и Института! Так, значит, хищения были все же?! Ну, не могу я не верить г-же Кексель! Пусть 3 вшивых миллиона, но бюджетных денег?! Бюджетных, а не ваших личных – почувствуйте разницу!
Отдельный вопрос министру Сагадиеву: Руководство все-таки похитило 3,0 млн тенге! Ну, пусть вернуло! Но Ерлан Кенжегалиевич, вы и дальше будете доверять этому руководству судьбу Института и государственные деньги?
Всем не болеть, а государева служащим не тянуть резину и не тратить попусту государственные деньги. И не воровать. Всем! Даже 3 мильона!
С уважением, Серик Мамбетов, аульный журик
P.S. Кстати, вопросы, озвученные в статье являются официальными и мы отправим их почтой! Но для экономии времени, бумаги, государственных денег вы можете ответить быстро и прямо на электронную почту!
Просмотров материала: 2 772