Казахстану и России необходимо включить тему целины в повестку информационных политик, считают эксперты двух стран. Акцент при этом надо сделать на людях, которые обеспечили хлебом и свое, и последующие поколения.
Факты и цифры
В истории Казахстана можно выделить несколько крупных событий, оказавших беспрецедентное влияние на ход развития нашей страны, освоение целины – одно из них.При этом современные оценки данного события в большей степени эмоциональны, нежели рациональны. Такое мнение высказала главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Леся Каратаева в рамках дискуссии, организованной казахстанским общественным фондом «Мир Евразии» и Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (Россия, Башкортостан).
Эмоционально оценивают промахи, допущенные в процессе планирования и управления, и именно на них сегодня акцентируют внимание. Факты же остаются в стороне. Между тем, за шесть лет, начиная с 1954 года, было освоено 41,8 млн гектаров, из них вКазахстане –25,5 млн га, в России – 16,3 млн га. Именно тогда началось превращение Казахстана и России в крупные хлебные державы.
«За 50 лет целина дала 3,5 млрд тонн зерна, – привел официальные данные руководитель фонда «Мир Евразии», политолог Эдуард Полетаев. –В 2017 году в Казахстане хлеборобами было получено более 22 млн тонн зерна. А Россия сейчас может стать мировым лидером по экспорту зерна, обойдя США как главного мирового экспортера пшеницы. Она уже побила абсолютный рекорд времен СССР: в 1978 году было собрано 127,4 млн тонн, а в этом году урожай зерновых составил около 140 млн тонн, из них 88 млн тонн пшеницы».
При этом только в Казахстане было создано 337 совхозов, порядка 300 тысяч человек, а это население крупного города, получили квартиры в новостройках. Всего в программе было задействовано 1,7 млн человек, на нее было выделено 21,1 млрд советских рублей, добавил политолог.
«Благодаря масштабному освоению целинных земель в Казахстане была построена транспортно-логистическая инфраструктура,– привела еще один из многих фактов Леся Каратаева. – Например, до середины 50-х в Кустанайской области вообще не было асфальтированных дорог. Их строительство началось в 1955 году, и за год было построено 100 километров. В 1959 году протяженность асфальтированных автодорог в области составила 400 км, а в 1966 году – 2100 км».
Разные оценки
Участники дискуссии говорили о том, что молодое поколение практически ничего не знает о трудовом подвиге целинников, которые обеспечили продовольственную безопасность в стране, пережившей войну, голод. Более того, как отметил главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Юрий Булуктаев, в современных книгах на историческую тематику, в том числе в учебниках по истории, доминируют негативные факторы. «В результате вырисовывается картина, что целина – это не столько героическая эпопея, сколько нанесение ущерба Казахстану», – констатировал эксперт.
Минусы, безусловно, были. О них, в частности, говорила директор Центра ЮНЕСКО Казахского национального университета Лайла Ахметова. Освоение целинных земель зачастую происходило без учета состояния почвы, климата, наличия водных ресурсов, что в отдельных случаях наносило урон экологии.
«Освоение целины и индустриальная стройка привлекли 2,5 млн молодежи, и это в корне изменило демографическую структуру северного и центрального Казахстана.Электрификация сел, строительство дорог, водопроводы. Казахстанский север был модернизирован. Но перепись 1959 года показала, что казахов стало всего 30%. Село в любой стране является хранителем национальных традиций и обычаев. Но основной частью села стали целинники, городские, приезжие. Произошла потеря казахских традиций и обычаев», – сказала Лайла Ахметова.
Если бы не было целины, не известно, как развивалась бы республика, считает независимый политолог, публицист Айгуль Омарова: «Из новых 337 совхозов семь приходились на мой родной Нуринский район Карагандинской области. Этот район и сегодня один из самых больших в республике. И сегодня наш район продолжает жить и находиться на плаву благодаря именно целинным совхозам и их руководителям, которые остались еще с последних лет СССР».
А.Омарова подчеркнула, что в рамках праздников в целинных совхозах всегда отдавали дань казахским традициям и обычаям. «Казакшакурес и байга у нас были всегда», – рассказала публицист. Также она добавила, что в целинные годы сформировалась пропаганда патриотизма иной формы, не связанной с военными подвигами. В качестве примера она привела подвиг механизаторов Владимира Корешкова и Николая Гриба, которые ценой своей жизни спасли целинный хлеб.
На историях простых людей и надо делать акцент, уверен политолог Антон Морозов. «На форуме межрегионального сотрудничества в Челябинске Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин говорили, что нужно отказаться от практики пересмотра итогов некоторых исторических событий. И хотя там говорилось о Великой Отечественной войне, целинная эпопея тоже сейчас оценивается не так однозначно, как в годы выхода книги «Целина». История не должна быть служанкой идеологии. Нужна объективная оценка исторических событий. И тогда, возможно, целинная эпопея сможет стать интегрирующим фактором. Для этого пока есть главный ресурс – люди. Если ветеранов войны почти не осталось, то целинники еще живы. Надо просто не упускать эту возможность», – сказал политолог.
Чтобы помнили
На заседании присутствовал как раз один из таких людей – ветеран труда, журналист Сергей Борисов. Он рассказал о том, что в истории освоения целины были разные страницы:
«Я связан с промышленной целиной, трудился в Рудном, в Темиртау монтажником-высотником.Приехал на строительство казахстанской магнитки. Одновременно работал с Нурсултаном Назарбаевым, но лично с ним не знаком. Знал, что есть такой парень – и себя защитить может, и на гармошке сыграть.
Наблюдал целину в разных ипостасях. В 1958 году мы ехали из города Рудного, куда нас послали в командировку из Темиртау. Там мы устанавливали высоковольтную линию. Август месяц. Все выгорело. Суслики пищали жалобно. Мы в степи их ловили и ели. В этом году люди бежали с целины, у нее ведь были и спады, и пики. Я помню кустанайский вокзал, тогда представлявший собой маленькую станцию. Тысячи людей, горы чемоданов. Милиция не пускает. Они рвутся на запад, каким угодно поездом, потому что все сгорело. А если нет урожая, то и платить нечем.
Я видел целину, когда, будучи студентом факультета журналистики, в совхозе «Абай» Павлодарской области строили под ключ детский сад. Помню пыльную бурю. Солнце как матовый шар еле-еле светит, ветра нет, все время смог. Но видел целину и в тучные годы. Уже работая журналистом, я ехал из Кокчетава в Кустанай. Целый день ехали – ивсе время хлеб, хлеб, хлеб. И какой хлеб!
Во времена Хрущева сначала были очереди за хлебом. Затем целинным хлебом накормили всю страну. Шли мы, например, по алматинским улицам, будучи студентами КазГУ, видели по дороге хлебный магазин, из него на целый квартал пахло хлебом. Можно было им наесться «от пуза».
Целина – это часть моей жизни. Сын спорит: вот ты экономические выкладки приведи, сколько потрачено на целину, во что она обошлась и что дала. Мы, журналисты, искали такие данные, работали с серьезной литературой. Но данных, к сожалению, было мало. Ряд показателей не учитывался. Для молодежи сейчас это просто статистика. А для меня это – костер, студенческие отряды…
Говорят, что целина изменила состав населения. Но ведь были межнациональные браки, межнациональная дружба. Этого не разорвать. Я думаю, будет еще некий ренессанс, вспомнят о целине добрым словом. Мне хотелось бы, чтобы о целине и ее заслугах помнили», – резюмировал Сергей Борисов.
Владимир Мищенко, Алматы
Просмотров материала: 2 732