В конце октября появилась «приятная» новость: алмаатинцев будет трясти на Новый год! При этом сам «прогноз» не блещет ни научным обоснованием, ни убедительными аргументами и состоит из одних противоречий, что вызывает подозрение: неужели наши ученые не знакомы с основами формальной логики? Главное, новость оказалась не прогнозом сильного землетрясения, а обычным продвижением «сейсмоопасного» проекта, осуществление которого действительно может вызвать разрушительные землетрясения.
Академические противоречия сейсмолога
С таким прогнозом выступил в рамках казахстанско-китайского симпозиума по прогнозам землетрясений заведующий лабораторией Института сейсмологии, академик Абдрахман Курскеев: «Активизация земной коры начнется накануне Нового года и (продлится) до 10-15 января, но в этот момент произойдет больше слабых землетрясений.
Если будет много слабых землетрясений, то разрядка напряжения пройдет и снимет ожидания. Я надеюсь, что ситуация может так разрядиться, потому что энергии, которая могла бы возбудить сильное землетрясение, я сейчас не вижу» (Сейсмолог: алмаатинцев будет трясти на Новый год. ru.sputniknews.kz, 25.10.2017). По его словам, землетрясения магнитудой 6,5-7 баллов в ближайшие месяцы в Алматы не предвидится.
«Активизация земной коры» и в то же время «слабые землетрясения». То, что слабые толчки снимают сейсмическое напряжение, известно всем, слабые землетрясения – это естественный фон в нашем регионе. Наверное, академик в курсе, что слабых землетрясений в Алматы происходит более 6 тысяч в год, то есть в среднем более 16 в день.
Т.е. «активизация земной коры» не означает сейсмическую активность – по сравнению с прошлым веком, с соседними странами в нынешнем веке у нас, наоборот, затишье. И прогнозировать очевидные события – это нонсенс. Если происходят слабые землетрясения (это не более 3 баллов), то и сейсмическое напряжение нейтрализуется – нет основания для новогодней тряски Алматы. Другое дело умеренные и сильные землетрясения, прогнозировать которые академик не решился, хотя именно ими в итоге и пугает.
Есть неписаный закон в сейсмологии – не прогнозировать (не давать огласке) слабые землетрясения, чтобы лишний раз не беспокоить жителей. У академика Курскеева речь идет именно о них – он не упоминает об умеренных (выше 4 баллов) и сильных землетрясениях.
А большинство слабых землетрясений – неощутимые для человека, однако новости вышли как об ощутимых: «Сейсмолог: алмаатинцев будет трясти на Новый год», «Сейсмологи прогнозируют серию землетрясений в Алматы перед Новым годом» и т.д. А сайт «webinfo.kz» дал новость под названием «В Алматы на Новый год ожидается мощное землетрясение» (http://webinfo.kz/2017/10/25/v-almatyi-na-novyiy-god-ozhidaetsya-moshhnoe-zemletryasenie/).
Ведь обычно прогнозируют сильные землетрясения (или умеренные), которые будут трясти, но не слабые. К тому же академик пугал: «Если в Алматы произойдет землетрясение магнитудой 9 баллов, то по подсчетам, погибнет порядка 300 тысяч жителей».
Давать прогнозы о слабых землетрясениях и пугать ими – это провокация со стороны сейсмологов. Это большая провокация, если ими хотят добиться финансирования своих проектов. Не говоря о том, что на сегодняшний день никто в мире предсказать землетрясение, особенно время, не может. Но, получается, наши могут «предсказывать», прежде всего, слабые, которые и без всякого прогноза случаются очень часто.
Из-за отсутствия сильных землетрясений в нашем регионе в течение длительного времени – более ста лет, Курскееву ничего не остается, как сотрясать «землетрясениями» воздух: «Жителям Алматы нужно запомнить раз и навсегда, что мы находимся в сейсмоопасной зоне. Землетрясение может произойти в любое время. Современный уровень науки не позволяет говорить, что оно произойдет через час или сутки. Жителям города интересно, будут ли в ближайшее время землетрясения? Да, будут. Период активизации сейсмических процессов вступил в очередную фазу и работает в течение последних трех-четырех лет. Об этом говорят землетрясения на территориях Китая и других стран».
В одном абзаце – столько противоречий! То нельзя предсказать землетрясения, то период активизации сейсмических процессов вступил в очередную фазу. Чтобы «доказать», что мы живем в сейсмоопасной зоне, академик приводит в качестве аргумента землетрясения в Китае и других стран! И это «вершина» научной мысли в сейсмологии – одни академические противоречия!
Когда угомонятся сейсмологи?!
Вот в Китае действительно есть сейсмоопасные районы, где произошли разрушительные землетрясения в ХХ в. (1920 г., 1976 г., 1999 г. и др.) и в ХХI в. (2008 г., 2017 г.) с большими человеческими жертвами. У нас же после 1911 г. не было ни одного сильного землетрясения – нет прямой связи активизации сейсмических процессов в нашем регионе с землетрясениями в Китае (и других странах), о чем утверждает сейсмолог.
Это сейсмологам нужно запомнить раз и навсегда: у нас наиболее сейсмически спокойный район по сравнению с соседними странами – более века не было землетрясения свыше 6 баллов, при котором, как правило, начинаются разрушения домов. Для этого достаточно просмотреть статистику умеренных и сильных землетрясений за последние десятилетия в Центральной Азии: заметно трясло Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, на фоне которых у нас спокойно и благополучно – ни одного разрушенного домика.
В период с 2001 по 2011 гг. в Казахстане произошло 5 мощных землетрясений, магнитуда которых превысила 6 баллов, и все – не в Алматы. Многочисленные прогнозы наших ученых не только не сбылись, но с каждым разом сроки возможного катаклизма вопреки научному принципу передвигались вперед. Например, сейсмологи прогнозировали сильное землетрясение в Алматы в советское время, в 1997 г., затем – в 2002-2004 гг., в 2013-2015 гг., 2016 г. и т.д.
И теперь эту традицию продолжил Абдрахман Курскеев: «Период активизации сейсмических процессов вступил в очередную фазу и работает в течение последних трех-четырех лет». «Очередная фаза активизации сейсмических процессов» означает, будто мы пережили предыдущие опасные фазы, чего не было с 1911 г. Что означает «в течение последних трех-четырех лет»? Обычно выражение используется в прошедшем времени, например «в течение последних трех-четырех лет не было суровых зим».
Понятно, что академик избегал точных временных сроков, облекая свои «предсказания» в неопределенные рамки, к тому же не сказал, какие именно нужно ожидать землетрясения. Но раз сейсмолог говорил о сейсмоопасной зоне, наверняка он имел в виду сильные землетрясения – какой смысл говорить о слабых? Все-таки научное прогнозирование требует более точных определений.
Учитывая, что Курскеев приводил в качестве аргумента недавние землетрясения в Китае (мощное землетрясение магнитудой 7 в провинции Сычуань 8 августа, погибли 19 человек, 9 августа в Синьцзян-Уйгурском автономном районе магнитудой 6,8), сильные землетрясения, по его прогнозам, надо ожидать в 2017-2020 гг.
В любом случае такие прогнозы сейсмологов о будущих землетрясениях в Алматы являются ненаучными – у нас, наоборот, идет снижение сейсмической активности. Но, несмотря на это, такие прогнозы актуальны в среде сейсмологов, которые жаждут землетрясения!
Как сейсмологи хотят потрясти Алматы
Например, в 2010 г. Танаткан Абаканов, бывший директор Института сейсмологии, заявил: «Вся территория земного шара вступила в полосу активизации глобальных сейсмических процессов – до 2020 года. Пик придется примерно на 2013-2015 годы. (…) в городе (Алматы) могут быть землетрясения интенсивностью 8, 9 и 10 баллов». После такого прогнозного провала с ноября 2014 г. Абаканов стал уже говорить, что в течение 5-7 лет в регионе возможны сильные землетрясения.
При этом с 2015 г. Абаканов озвучивал свои «разрушительные» прогнозы, чтобы добиться финансирования проекта сейсмических полигонов с бассейнами, – ударные гидроустановки (производство США) со специальными пушками смогут спровоцировать искусственные подземные толчки силой 4-6 баллов. Будто с помощью искусственных толчков можно снижать возможное напряжение в геологической структуре северного Тянь-Шаня.
По этой причине сейсмологи, как мантру, повторяют страшилку об активизации сейсмических процессов, которой не было и нет. Проект, требующий огромных средств, в СМИ не был представлен подробным научным обоснованием – прогнозы разрушительного землетрясения не аргументированы.
Казалось, этот сейсмоопасный проект, не поддержанный правительством, акиматом Алматы и обществом, ушел в прошлое вместе с отставкой Танаткана Абаканова. Однако он всплыл в вышеприведенном прогнозе академика Курскеева: «Также спикер рассказал о применяемых в Китае бассейнах, в которых китайцы создавали искусственное землетрясение. Так, энергия от искусственного взрыва уходит в земную кору, затем специальные приборы фиксируют информацию.
«Волна несет информацию, как меняется напряженное состояние в среде. Если изменение напряженного состояния между источником энергии и приемником меняется, то они предсказывают землетрясение. У нас этой системы нет», Казахстану следует внедрить у себя эту систему, чтобы держать сейсмообстановку в Алматы под постоянным контролем», – заключил специалист..
Опять проблемы с логикой и научным анализом – «они предсказывают землетрясение»? Если китайские сейсмологи предсказывают, то как они проморгали недавние мощные землетрясения в Китае? Разве эти полигоны не были призваны, чтобы снять сейсмическое напряжение, а вышло наоборот – после их ввода участились землетрясения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где они расположены?
Как можно говорить, что китайские сейсмологи держат сейсмообстановку под постоянным контролем, если происходят сильные землетрясения, рушатся дома и гибнут люди? Зачем с помощью полигонов «держать сейсмообстановку в Алматы под постоянным контролем», если у нас и так спокойная обстановка?
Проблема оказалась в неадекватной оценке и отношении к природным процессам – сейсмологам пора осознать, что 3-4 бальные землетрясения, которые у нас иногда случаются, – это не опасные явления, и у нас – сейсмически спокойный район.
У казахстанских сейсмологов давно сформировался «дар» к прогнозированию землетрясений и стало традицией пугать землетрясениями, надуманной активизацией сейсмических процессов и т.д., чтобы выбить финансирование. Теперь пугают слабыми землетрясениями! Или не видать финансирования, если не будет ощутимого, сильного землетрясения?
Помнится, Абаканов ставил вопрос ребром: будут у нас сейсмополигоны – не будет землетрясения, если не будут, то сильные землетрясения будут (!). Кое-кому хотелось выступать в роли спасителей – как говорил Абаканов: «Мы держим на пульсе земли руку в данный момент». А теперь Курскеев хочет «держать сейсмообстановку в Алматы под постоянным контролем»!
Характерно, что с опровержением некомпетентного прогноза нашего академика выступили не казахстанские сейсмологи, а директор Института сейсмологии Кыргызстана Канатбек Абдрахматов. «Я встречался с казахскими сейсмологами, никаких данных о том, что собирается произойти сильное землетрясение, они мне не говорили. Честно говоря, я удивлен, что казахские сейсмологи взяли на себя смелость утверждать, что землетрясение будет с такого-то по такое-то число. На сегодняшний день никто в мире предсказать землетрясение, особенно время, не может», – прокомментировал Абдрахматов (http://ru.sputniknews-uz.com/radio/20171106/6750705/Abdrahmatov-zemletryasenie.html). Интересно, что Курскеев давал прогноз о слабых землетрясениях, а Абдрахматов воспринял – как о сильных землетрясениях.
Наши сейсмологи многократно показали свою некомпетентность, предсказывая землетрясения в Алматы. И если бы они этим ограничились. Но нет же, они хотят еще потрясти сейсмически спокойную зону искусственными землетрясениями! А это уже выходит за рамки их компетенции и затрагивает безопасность жителей мегаполиса.
Мировая сейсмологическая наука, накопленный опыт говорят о том, что предотвратить землетрясение в принципе невозможно, но вот искусственными землетрясениями можно рукотворно создать сейсмоопасную зону – ударные гидроустановки являются сейсмическим оружием. Ведь в данном случае грань между сейсмическим оружием и сейсмическим (мирным) полигоном условна – оба вызывают искусственные землетрясения.
Искусственные толчки могут вызвать землетрясения
Единственным человеком, выступившим против многочисленных прогнозов сейсмологов о разрушительном землетрясении в Алматы, против проекта сейсмических полигонов, была биоэнергетик Галия Керей (по образованию геолог), работающая на основе информации Небесных Сил.
В частности, в 2010 г. Галия Керей прогнозировала: «Никакого разрушительного землетрясения в Алматы не будет. В последние годы в районе южной столицы было немало мелких землетрясений: это «зашивались» разломы, и их картина изменилась к лучшему. Мелкая «рябь» толчков свидетельствует о нейтрализации очагов, а не о сжатии земли. В целом по Планете количество разрушительных землетрясений неуклонно будет снижаться» (Жаждущим землетрясения. galiya.kz, 19.10.2010).
Ныне надо признать, что прогноз Галии Керей, в отличие от прогнозов сейсмологов, сбылся. Оценка позабытого проекта Института сейсмологии, который хочет реанимировать академик Курскеев, была дана в статье «Сейсмические полигоны: проект, который разбудит горы» (matritca.kz, 27.07.2016), где Галия Керей сказала: «Самое главное, нет напряжения в геологической структуре северного Тянь-Шаня – оно снимается «средними» землетрясениями, которые время от времени происходят в регионе, и нет надобности в искусственных толчках – нельзя предотвращать то, чего не существует. Искусственные толчки из-за отсутствия напряжения в геологической структуре, наоборот, ухудшат сейсмическую картину и могут спровоцировать сильное землетрясение. Каждый толчок дает новые трещины, расширяет старые, усугубляет сейсмическую обстановку. Ведь будут происходить сдвиги пластов, разломов, и это прямое вмешательство в природные процессы, которые чреваты непредсказуемыми последствиями.
В ходе искусственных землетрясений образуются трещины, по которым под давлением может идти сейсмическая энергия с других регионов, где происходили землетрясения. Частые землетрясения на Земле – это результат тех искусственных подземных толчков с помощью «водной» пушки США на Гаити, когда случилось разрушительное землетрясение в январе 2010 года. Иными словами, это результат использования сейсмического полигона. (…)
Но Алматы находится на «троне» всей земной глубинки, Алматы – центр Земли, у него «трон» намного глубже, чем территории с сейсмоопасными районами – того же Афганистана. Поэтому в Алматы не могут возникать землетрясения от тех территорий, где в земной коре происходит движение пласта из-за «водной» пушки США. (…)
Танаткан Абаканов также заявил: «В зоне очага сильного землетрясения около города Урумчи проводятся уникальные работы по разрядке подземной энергии. Как это делается? Создаются искусственные сейсмические колебания с помощью гидроудара по бассейну с водой. Мы рассчитываем создать подобный полигон вблизи Алматы». Но за минимальный срок невозможно говорить о результатах. Не говоря о том, что у нас другая сейсмическая ситуация, чем в Китае, который является лидером по печальной статистике.
В Китае сейсмический полигон работает около года (с 2015 года – Д.Е.). И в течение года вместо затишья в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, наоборот, участились землетрясения. Например, 22 февраля 2015 года зафиксировано землетрясение магнитудой 5,2, были сильные разрушения. 3 июля в результате разрушительного землетрясения 3 человека погибли, 20 пострадали. Магнитуда подземных толчков составила 6,5. Землетрясение магнитудой 5,7 зафиксировано 6 декабря 2015 года. 13 января 2016 года – два землетрясения магнитудой 5,0 и 5,3 балла. (8 декабря 2016 г. – магнитудой 6,2; в 2017 г. 11 мая – магнитудой 5,5, погибли 8 человек, 9 августа – мощное землетрясение магнитудой 6,8 – Д.Е.)
В сейсмических полигонах Института сейсмологии нет никакой надобности, потому что сейсмическая обстановка в нашем регионе улучшается и не будет сильного землетрясения ни сейчас, ни в будущем».
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 490