Итак, Счетный комитет, как сообщает его пресс-служба, подвела итоги государственного аудита так называемой эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных Министерству образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК) по отдельным бюджетным программам, а также активов субъектов квазигосударственного сектора.
Попробуем если не разобрать по косточкам, то, по крайней мере, задаться вопросами, так как само сообщение пресс-службы изобилует непонятностями.
Например, в сообщении отмечается, что в вопросах использования бюджетных средств выделяемых на развитие системы высшего и послевузовского, технического и профессионального, а также среднего и дошкольного образования сохраняется ряд системных проблем. Простите, каких системных?
Если речь идет о том, что сообщается ниже, то это, на мой взгляд, конкретные задачи, поставленные перед МОН РК.
А они следующие. Так Счетный комитет сообщает, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом допущено ухудшение позиции Казахстана в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателям качества системы образования. Не достигнуты целевые индикаторы «Качество системы образования», «Качество школ менеджмента» и «Охват высшим образованием».
Тут сразу вопросы: На сколько позиций мы упали и каковы эти индикаторы. Возможно, они где-то есть, но мы не специализированные по отрасли журналисты, потому было бы неплохо, если бы нам поведали.
Далее. По итогам 2016 года Министерством запланированные Государственной программой развития образования и науки на 2016-2019 годы показатели в части снижения доли школ, ведущих занятия в три смены, и увеличения количества проектов государственно-частного партнерства не достигнуты.
Сразу вопрос: А каков, простите, план снижения школ трехсменных школ? А на сколько должно было увеличиться количество проектов ГЧП?
Идем дальше. Установлено, что размещение государственного образовательного заказа по подготовке специалистов в сфере послесреднего, высшего и послевысшего образования осуществляется Министерством без учета их потребности в регионах республики. Установленные критерии не обеспечивают полноценного размещения государственного заказа в лучших учебных заведениях.
Буквально летом я писал о том, что госзаказ изобилует прямо таки экстравагантными и реликтовыми специальностями, на которые МОН делает заказ за государственный счет. Например, большое количество физиков ядерщиков или же зеркальное их отражение как нормировщик труда.
Если в первом случае, нам нужно долго искать куда устроить толпу физиков-ядерщиков, то во втором – их по просту нет. Это же начало 20-го века?! Поэтому я как-то верю инспекторам Счетного комитета, но тут же вопрос: По каким специальностям и по каким регионам допущено размещение без учета потребностей?
Из-за отсутствия должного взаимодействия уполномоченных государственных и местных исполнительных органов уровень трудоустройства выпускников учебных заведений высшего, послевузовского, технического и профессионального образования остается низким.
Стоить ли комментировать этот абзац?! Думаю, что нет. Раз уж МОН заказывает большое количество никому не нужных выпускников (боже, и снова за госсчет), конечно же, число молодых людей, толкающих тачку на Алтын-Орде или таксующих на отцовском гольфе предостаточно. Но они в свое время успели занести в деканат справки от левых ИП и ТОО о своем трудоустройстве. Если не так, то поправьте.
Вопрос для Счетного комитета: Каков процент трудоустройства? Пусть по липовым бумажкам?
Продолжим дальше. Должные меры, направленные на развитие системы государственно-частного партнерства по подготовке кадров, не принимаются, институциональный механизм, предусматривающий вовлечение всех заинтересованных сторон, не разработан. А какие меры должны были быть приняты для развития системы государственно-частного партнерства по подготовке кадров? Можно ли здесь по-конкретней?
Шагаем дальше по сообщению. Отмечается, что МОН не обеспечил создание сети ведущих учреждений профессионального образования. В частности, с 2013 года приостановлено строительство межрегиональных профессиональных центров в городах Усть-Каменогорск, Экибастуз и Шымкент, с 2015 года – колледжей мирового уровня в городах Астана и Алматы.
Ну глупее вопроса не бывает: Почему?
АО «Информационно-аналитический центр» в 2016 году не обеспечил полное и надлежащее исполнение взятых обязательств по выполнению государственного задания «Изучение мирового опыта по внедрению трехъязычия и разработка методологии изучения языков» на сумму 10,4 млн.тенге.
Не менее глупый вопрос: Что за АО «ИАЦ»? Это государственная структура? Кто учредитель? На каком основании ИАЦ получает государственные деньги? Тендер? Конкурс? Из одного источника? Кто руководитель? И куда делись 10 млн тенге государственных денег?
Управлениями строительства и образования Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областей и г.Астаны, Алматы, Отделом строительства г. Шымкент и Сайрамского района не обеспечена достоверность подтверждения поставки товаров, выполненных работ на общую сумму 208,6 млн. тенге.
Что значит не обеспечена достоверность подтверждения? Вы не верите Актам приемки-передач товаров? Или товаров нет на складе? Кто ответственен?
Далее: По итогам государственного аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 16,9 млрд. тенге, неэффективное использование бюджетных средств – на 43,2 млрд. тенге и 147 фактов процедурных нарушений на общую сумму 26,7 млрд. тенге.
Можно ли разложить по полочкам: Что такое финансовые нарушения? Что такое процедурные нарушения? Что такое неэффективное использование? Какой эффект и от чего ожидали? Надеюсь, что не получение прибыли от размещения госденег на депозитах левых банков?!
Счастье то какое: В ходе государственного аудита восстановлено и возмещено 5,9 млрд. тенге, в том числе в доход республиканского бюджета возмещено 285,1 млн. тенге, по бухгалтерскому учету, посредством выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров восстановлено 5,1 млрд. тенге.
Значит вернули 10 миллиардов! Я правильно понимаю?
Счетный комитет резюмирует:
По итогам заседания Министерству образования и науки поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений.
Ряд материалов государственного аудита будет направлен в правоохранительные органы и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений.
Пчелы против меда? Сами чиновники МОНа будут журить своих же подчиненных? То, что в правоохранительные органы – это хорошо, но говорим почему то лишь об адмправонарушениях. Разве за килиш-милиш госденег можно отделаться адмответственностью?
Получается, господа из Счетного комитета, это всё? А ведь огромные деньги идут еще в науку, если вам это известно. Как тратятся государственные средства, выделенные на грантовое финансирование, где (насколько мы знаем) администратор бюджетных программ Комитет науки и парочка всемогущих господ – физических лиц? Их имена, уверен, известны всей научной тусовке. Или не было финансирования? Как обстоят дела с продолжающимися НИР? Тоже ответьте.
А куда уходят заемные деньги, выделяющиеся на коммерциализацию науки? Почему не проверен АО «Фонд науки»? Опять же, насколько нам известно, именно этот Фонд чуть ли не монополист в финансировании науки страны! Сколько проектов профинансировано?
Создается такое впечатление, что ситуация здесь сложилась как в 1812 году, когда Кутузов отдал Москву, чтобы не отдать Россию. Видимо, был такой консенсус в согласительной комиссии.
Телефоны пресс-службы Счетного комитета не отвечают! Пришлось все эти вопросы отправить по электронной почте.
Всем не болеть и чтоб вас проверяли примерно также
С уважением, Серик Мамбетов, аульный журик
P.S. Пока верстали появился официальный ответ МОН РК. Передаем полностью.
Министерство образования и науки (МОН) РК прокомментировало информацию о выявленных Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета в ходе государственного аудита финансовых нарушений в ведомстве, передает Казинформ со ссылкой на пресс-службу МОН.
Согласно данным Министерства образования и науки РК, финансовые нарушения в 16 млрд тенге касаются всех объектов аудита (МОН, подведомственные организации, местные исполнительные органы). Из данной суммы 10 млрд тенге выставлены как нарушения МОН, связанные с проведением инвентаризации оборудования, закупленного до 2015 года по системе e-learning. Остальная сумма приходится на местные исполнительные органы.
В настоящее время работает комиссия по инвентаризации, запланированы выездные мероприятия в области, которые не вовремя оприходовали оборудование.
В свою очередь из суммы неэффективного использования бюджетных средств - 43 млрд тенге - на МОН приходится 37 млрд тенге, из которых 31 млрд тенге касается системы e-learning.
«Вместе с тем, надо отметить, что работа в рамках проекта электронное образование «e-learning» в целом оценена положительно. До 2015 года произведен закуп оборудования на сумму 27 млрд тенге», - говорится в тексте.
На создание Национальной образовательной базы данных (НОБД) и Системы управления обучением (learning management system, LMS) было потрачено 2 млрд тенге.
«НОБД мы используется и развивается дальше. НОБД является единственным инструментом ведения статистической отчетности в области образования по всей стране», - поясняется в сообщении.
Остальные факты, приведенные во вчерашнем пресс-релизе Счетного комитета, лишь косвенно касаются МОН, утверждают в ведомстве. В частности, в 2016 году из запланированных 8 школ были введены в эксплуатацию только 4 объекта на общую сумму 929 млн тенге. Вместе с тем, заявки на финансирование объектов поступают из акиматов регионов, государственные закупки также проводятся на местах. Профильное министерство является администратором программы и ответственно лишь за своевременное перечисление средств.
Схожая ситуация наблюдается по трехсменным и аварийным школам.
«156 проблемных трехсменных и аварийных школ, выявленных на 1 октября 2015 года, будут полностью закрыты в течение 2017-2018 годов. Средства на эти цели выделены в полном объеме. Однако, вследствие демографического роста населения и естественного устаревания и износа школ, ежегодно появляются новые проблемные объекты. Так, на октябрь 2016 года выявлено новых 23 школы в аварийном состоянии и 65 школ с трехсменным обучением», - отмечается в информации.
Вместе с тем серьезной проблемой для МОН с 2008 года по 2015 год были вопросы строительства колледжей мирового уровня и межрегиональных профцентров. Известно, что ранее был осужден ряд лиц, связанных с выявленными нарушениями по данным проектам.
«В этой связи информируем, что в текущем году принято решение по дальнейшему функционированию объектов - они передаются под социальные нужды акиматам. Позиция МОН РК: все эти проекты высокозатратные, в их строительстве необходимости нет», - подчеркивают в ведомстве.
При этом прогнозирование потребности в кадрах находится в ведении Министерства труда и социальной защиты населения РК, которое во взаимодействии с местными исполнительными органами, крупными компаниями и другими госорганами формирует потребность в кадрах на ближайшее время.
«Исходя из этой потребности, МОН размещает госзаказ. Министерство образования и науки само не формирует потребность, поскольку у МОН нет такой функции», - уточняется в тексте.
Между тем, передача дел в правоохранительные органы не касается должностных лиц МОН РК, но относится к отделу строительства Сайрамского района Южно-Казахстанской области в части оплаты за невыполненные работы и Казахскому государственному женскому педагогическому университету в части заключения договора по организации питания студентов вуза без применения конкурсных процедур.
Говорю же - как в 1812-м году. Причем, так быстро! Это из той серии с кем как считать. Но вот опять выплыли эти 10 млрд тенге на «e-learning». Интересно, сколько эти деньги будут висеть и на ком? Вроде как уже вешали на кого то и сажали?!
Просмотров материала: 4 206