Качество преподавательского состава в школах Казахстана улучшается. Об этом заявила Бота Жуманова, президент ассоциации по развитию и исследованию образования. Но это касается в основном городских школ — в селах ситуация не такая радужная, пишет 365info.
В селах учителей не хватает
И хотя сегодня те люди, которые проживают в сельской местности, стремятся попасть работать в бюджетные организации, об их профессионализме говорить не приходится. В пример Жуманова приводит случай, когда женщина, работающая в одной из сельских школ техничкой, окончила заочное отделение педагогического университета и стала учителем.
— С одной стороны, это хорошо, с другой — мы же прекрасно знаем, на каком уровне находится заочное образование, — подчеркивает она.
Бота Жуманова
Между тем, нельзя не вспомнить недавний случай в одном из сел Алматинской области, где в школе работали педагоги и вовсе без образования. Директор школы пошел на такой шаг ввиду того, что низкая зарплата не прельщала профессиональных учителей. Так что желание обучаться хотя бы на заочном отделении — это, что называется, меньшее из зол.
Поднять налоги?
По мнению Жумановой, чтобы в селах возросло качество персонала, зарплатную планку нужно поднять как минимум до 1000 долларов. И это возможно сделать, если ответственность за функционирование школ частично или полностью возьмет на себя бизнес. Подходящей в этом плане может стать система государственно-частного партнерства.
— Хорошее образование во всем мире стоит денег. Платное оно и у нас: в любом случае, за него платит государство из наших налогов. Возникает логичный вопрос: довольны ли мы, налогоплательщики, качеством того, что получаем за свои деньги? Лично я, как и многие, недовольна. Следовательно, финансирование необходимо увеличить, но для этого надо повысить налоги. Но немногие согласятся с этим. А если не хотите платить высокие налоги — получайте плохие дороги, плохое образование! Когда мы сравниваем Казахстан с развитыми странами, почему-то забываем, что там подоходный налог составляет более 50%. Соответственно, нельзя залезть на ёлку и не поцарапаться, — говорит Жуманова.
ГЧП-альтернатива
Но все же она считает, что идеальное решение для модернизации системы школьного образования — это желание родителей инвестировать в школы и дополнительное обучение своих детей.
— Критиковать МОН можно бесконечно, но время в жизни ваших детей уходит, и оно бесценно. Поэтому вместо критики нужно делать шаги в направлении улучшения. Источником положительных сдвигов в школах всегда были родители.
К примеру, родители района могут скинуться по 5000 долларов и построить частную школу на 500 человек. И установить в ней свои правила и механизмы работы. Давайте сделаем так, чтобы каждый родитель стал частично собственником какой-то школы хотя бы на 0,5 процентов. Вот тогда он перестанет критиковать и начнет что-то делать! — убеждена Жуманова.
По ее словам, такой опыт был применен в Италии, и вполне успешно: качество школьного образования там на высоком уровне. Она считает, что если в Казахстане увеличится число школ, то и цена за обучение в них снизится.
Частные школы не спасут
Между тем, Нурмухамбет Ермеков, профессор кафедры ИТ КазУТБ, не согласен с мнением Жумановой, считая, что массовое появление частных школ в стране не даст положительных сдвигов в системе образования и разделит детей на право получения образования по материальному положению родителей.
— Я знаю две частные школы в Астане. Годовая стоимость обучения в обеих школах в младших классах составляет 1 млн 200 тыс. в год с ученика. И я задался вопросом, что большего могут эти частные школы дать ребенку в сравнении с обычными? Но как оказалось, они используют те же самые образовательные программы от министерства, что и остальные школы, а их учителя проходят бесплатную государственную подготовку по внедрению этих программ. Вопрос, за что мы отдаем такие деньги? А ведь по сути, ученики в частных школах должны получать более уникальное, более углубленное образование, чего не происходит. Например, в платной школе по математическому образованию «Пифагор» в Астане учатся и ученики РФМШ, — приводит пример профессор.
Школа и ВУЗ — два отдельных государства
Ермеков также отмечает, что сегодняшняя введенная система среднего образования никак не интегрирована в должной мере с вузовским образованием.
Нурмухамбет Ермеков
— А у нас высшее образование — само по себе, школьное — само по себе. И на мой взгляд, система профессионального образования обязана сегодня ставить критерии того, какими знаниями, умениями, навыками должны обладать школьники, чтобы успешно и эффективно обучаться в системе среднего и высшего образования. В свою очередь, система профессионального образования обязана формировать задачи подготовки кадров, исходя из сегодняшних и завтрашних потребностей рынка труда на основе профессиональных стандартов специальностей, которых, к сожалению, сегодня нет, — отмечает он.
По его словам, должно быть выстроено видение единой сквозной образовательной программы, начиная с детского сада и заканчивая послевузовским образованием, с учетом дополнительного образования в течение всей жизни в интересах общества, государства, рынка труда.
— Иначе может получиться, как с внедрением Болонской системы лет пять–семь тому назад. Внедрить внедрили, но забыли, что за рубежом она опирается на знания учеников 12–13-летней школы с наличием у них критического мышления, умениями самостоятельного освоения знаний, постановки и реализации проектов, навыками публичного выступления.
У нас аналогичная школьная система начала только внедряться, — подчеркивает он.
Ляпы в учебниках русского — факт
Что касается школьных учебников, по словам эксперта, раньше их писали ученые по отраслям знаний совместно с учителями и методистами.
— А сейчас кто этим занимается? Школьные учителя. Настоящий ученый-филолог, знающий культуру, не допустил бы таких ляпов, которые сегодня присутствуют в учебнике русского языка, — подмечает он.
К тому же, по его словам, прежде чем вводить учебники нового формата, нужно было провести подготовительную работу с родителями, рассказав им о преимуществах и новаторском подходе новых учебных пособий.
Порочный круг бедности
Нурмухамбет Ермеков согласен с тем, что зарплаты учителям в Казахстане нужно поднять — сегодня по большей части они мизерные, особенно у сельских педагогов. В России учителей вдвое выше.
— Школьная система в Казахстане попала в рамки так называемого «порочного круга бедности». То есть из бедных рождаются бедные. Возьмем сельскую школу: в учителя идут самые слабые ученики, потому что на педагогический факультет поступить легче. В итоге, слабые учителя могут вырастить только слабых учеников. Чтобы талантливые молодые люди захотели стать учителями и ехать жить в села, нужно, чтобы зарплата достигала 1000-1500 долларов. Или хотя бы быть средней по экономике, — считает он.
Альтернатива поборам в школах
Однако Нурмухамбет Ермеков убежден, что государству создать такие условия не под силу. Он хоть и не согласен с Ботой Жумановой относительно того, что школы нужно переводить в частный формат, но без родительского капитала они не выживут.
— Нужно создать официальные попечительские советы, которые бы могли оказывать помощь школе. Система эта должна быть юридически оформлена и полностью прозрачна. Деньги оттуда могут выделяться на покупку оборудования, командировки учителей и так далее. Сегодня поборы в школах хоть и запрещают, но искоренить до конца это не удается. Школа должна двигаться вместе с народом, а родитель должен быть активным участником процесса обучения, — заключает Ермеков.
Просмотров материала: 4 216