24 сентября стало известно о перестановках в руководстве Гражданского Альянса Казахстана. Как оказалось, прежний президент Альянса Нурлан Еримбетов подал в отставку еще в начале сентября. На вакантное место была предложена кандидатура бывшего мажилисмена и экс-руководителя молодежного крыла партии «Нур Отан» Танирбергена Бердонгарова – он и был избран президентом ГАК в середине сентября, сообщает пресс-клуб "Содружество".
Пока Таниберген Бердонгаров закрыт для интервью, обещая в ближайшее время провести пресс-презентацию обновленного Гражданского Альянса, однако эксперты прогнозируют, что новый глава ГАК столкнется с крайне непростыми задачами и вызовами.
Президент ОФ «Eurasian Expert Council» Чингиз Лепсибаев считает, что Танибергену Бердонгарову придётся принять новый и гораздо более сложный участок работы, чем были у него прежде.
«Гражданский Альянс, задуманный как институциональная и консолидирующая площадка для всех НПО в последние несколько лет выдохлась. Чтобы его сохранить и придать легитимность, а это необходимо в нынешних условиях и в рамках тех задач, которые на него возлагают в Администрации Президента, необходимо начинать работу со всеми НПО, в первую очередь региональными. ГАК должен быть не среди других, а главной организацией. Как это сделать – это и есть вызов для нового президента Альянса», - подчеркивает Лепсибаев.
В последние два года гражданский сектор в Казахстане подвергся масштабной реформе, связанной, во-первых, с принятием в апреле прошлого года поправок в Закон «Об общественных объединениях». Главной новацией документа стало введение обязательной финансовой отчетности НПО. За эту норму, истолкованную как «закручивание гаек», законопроект подвергся критике со стороны общественников, особенно той их части, которые получают финансирование из-за рубежа. Однако разработчики законопроекта парировали, что, по сути, никаких дискриминационных норм в документе нет. Даже ограничения на иностранное финансирование, каковое действует, например, в России, где широкий резонанс получил закон «Об иностранных агентах» и «О нежелательных зарубежных НПО», а также в ряде западных стран, казахстанский закон не предусматривает.
Еще одним судьбоносным для гражданского сектора шагом стало создание в сентябре прошлого года профильного ведомства – Министерства по делам религий и гражданского общества. Первым громким заявлением министра Нурлана Ермекбаева, касающимся гражданского сектора, стало обещание провести инвентаризацию и оптимизацию НПО для того, чтобы выявить бездействующие организации и закрыть их.
Отметим, что в начале нынешнего года количество НПО составляло чуть больше 18 тыс., из которых активно действующими были признаны 8,3 тыс. К сожалению, актуальной информации об итогах проводимой ведомством ревизии и количестве закрытых общественных организаций на сайте Министерства по делам религий и гражданского общества и в СМИ нет.
В настоящий момент всю информацию о разыгрываемых государственных грантах и их получателях можно найти на сайте «Центра поддержки гражданских инициатив» – оператора грантового финансирования. В 2017 году Центр провел три конкурса.
Тематику грантов можно условно разделить на следующие группы:
- поддержка социально уязвимых слоев населения – три гранта на сумму 38 569 500 тенге;
- поддержка молодежной политики, детских инициатив, защита прав детей – 18 грантов на сумму 195 751 125 тенге;
- охрана здоровья граждан – один грант на сумму 10 млн тенге;
- гендерная политика – два гранта на сумму 10 млн тенге;
- развитие местного самоуправления, гражданского сектора, волонтерства – 17 грантов на сумму 160 878 700 тенге;
- развитие правовой культуры – четыре грантана сумму19 355 000 тенге;
- история, военно-патриотическое воспитание – два гранта на сумму8 996 471 тенге;
- исследование ценностей и идентичности – пять грантов на сумму 41 754 000 тенге;
- работа с бывшими заключенными – один грант на сумму2 485 260 тенге;
- религия и общественное согласие – пять грантов на сумму 181 281 200 тенге.
Итого, по линии «Центра поддержки гражданских инициатив» в 2017 году было выделено 58 грантов на сумму 630 млн 501 тыс. тенге.
Во всяком случае, это все данные, которые имеются в открытом доступе на сайте Центра. В среднем размер каждого гранта составляет 10 млн тенге, так что утверждение о том, что общественной деятельностью занимаются исключительно бессребреники и энтузиасты, выглядит несколько преувеличенно.
Если остановиться подробнее на тематике грантов, то смущает некоторая расплывчатость и неопределенность формулировок. Какой, к примеру, вид деятельности общественной организации предполагает грант с тематикой «Совершенствование казахстанской модели государственно-конфессиональных отношений и межрелигиозного согласия» (5 млн 970 тыс. тенге) или «Роль интеллигенции в сохранении национально-культурной идентичности народ» (4 млн тенге)?
Что касается группы грантов, направляемых на поддержку развития местного самоуправления, гражданского сектора, волонтерства, то процентов на семьдесят они рассчитаны на финансирование не конкретных проектов и «работу в поле», а сугубо «кабинетные» виды деятельности – анализ, разработку методологии, изучение международного опыта. К таковым можно отнести следующие тематики: «Разработка методологии по учету вклада НКО в социально-экономическое развитие на основе международного опыта стран ОЭСР» (5 млн тенге), «Изучение потенциала развития волонтерской деятельности» (3 млн 786 тыс.), «Мониторинг и оценка воздействия проектов НКО за счет международного и государственного финансирования» (5 млн тенге), «Анализ текущего состояния и перспективы развития современного гражданского общества Казахстана» (11 млн 558 тыс.).
При этом обращает внимание неравномерное и не совсем справедливое распределение финансовых средств. К примеру, на такой сложный объем работ как социальная адаптация бывших заключенных выделяется чуть меньше 2,5 млн тенге, тогда как на такие «кабинетные» виды деятельности, как «Обзор международных и казахстанских практик финансирования НПО из государственного бюджета» и «Обзор международных и казахстанских практик по альтернативным видам устойчивости НПО» 5 и 7 млн тенге соответственно.
Вероятно, новому руководству Гражданского Альянса следовало бы не только возглавить сектор гражданских инициатив, но и во взаимодействии с профильным министерством и «Центром поддержки гражданских инициатив» перенаправить потоки грантового финансирования на поддержку конкретных проектов, результаты которых будут очевидны всему обществу.
Просмотров материала: 2 971