5 декабря 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Казахский Клондайк или как заработать миллиард долларов на нигде?!

Казахский Клондайк или как заработать миллиард долларов на нигде?! Часто слышал слова иностранцев, называвших между собой расположение Казахстана, как страна расположенная «посередине в нигде», что можно понимать, как «у черта на куличках» (in the middle of nowhere). Если посмотреть на валютную выручку Казахстана, то очевидно, что единственное, чем мы привлекаем мир - это нефть и чуток других природных ископаемых. Вдобавок финансовые неурядицы Казахстана обеднили население, что вызвало падение почти во всех других ненефтяных секторах.

Вот как нам в такой ситуации, и когда совсем не видно света в конце тоннеля, начать зарабатывать миллиарды долларов на так называемом «посередине в нигде»?! А ведь можно и решение проблемы лежит прямо на поверхности – это транзитный туризм! Смеетесь? Давайте буквально на пальцах – на примере авиационной отрасли.

Аховая ситуация в целом в экономике за последние полтора-два года вынудила иностранные авиакомпании – британские, турецкие, эмиратовские, голландские авиалинии меньше летать или прекратить полеты в Казахстан. Ведь народ обеднел, и это сказывается.

Однако на фоне экономических неурядиц, как-то незаметно в стране рождается новое экономическое чудо (иначе не назовешь), эдакая курица, несущая золотые яйца. Национальный авиаперевозчик Эйр Астана показывает неудержимый рост. Что же на самом деле происходит?! Просто посмотрим цифры.

Так вот, по данным старшего вице-президента авиакомпании «Эйр Астана» г-на Ибрагима Жанлыела, рост компании обеспечивается не внутренними перевозками, где также сильны последствия девальвации и происходит падение объемов. Рост прибыли «Эйр Астана» происходит, прежде всего, за счет увеличения количества транзитных зарубежных пассажиров, пролетающих через Алматы и Астану. И здесь внимательно - о каких объемах идет речь?

Мы все критикуем компанию «Эйр Астана», и критика касалась больше цен на авиабилеты, но никогда не касалась качества сервиса и безопасности бортов авиакомпании. При этом, согласитесь, до сих пор мало кто обращает внимание, что с еще с 2010 г в стране нет монопольных направлений – можно выбрать предложение из 3-4 авиакомпаний – одно другого дешевле, но люди все равно, если есть наличность, желают приобрести услуги Эйр Астаны. Получается, опять-таки, из-за стандартов безопасности, удобства и сервиса.

Что касается международных перелетов (здесь еще внимательнее), то тут вырисовывается стройная модель «Эйр Астаны». В двух словах – стратегия компании заключается в превращении географического расположения Казахстана, будучи «в середине нигде», в его ключевое преимущество.

Приобретая новые среднеразмерные самолеты ведущих мировых производителей, компания создала широкую сеть популярных направлений между крупнейшими столицами и городами евразийского материка – время перелета от Астаны до Пекина такое же как и до Москвы. От Алматы до Бангкока чуть меньше, чем до Петербурга или Киева.

И в увязке с южными городами Сибири россиянам вообще пропадает смысл лететь на юг через свою столицу. У китайцев и индусов есть, конечно, и свои авиакомпании, предоставляющие прямые рейсы, но их ценовая политика за прямоту объективно всегда дороже транзитных.

В результате, сочетая такие ключевые компоненты как международный высокий уровень сервиса, широкую международную агентскую сеть, удобные стыковочные механизмы, новые безопасные комфортные борты, «Эйр Астана» обеспечила неуклонный рост транзитных пассажиров. Согласно статистике (см ниже), только за последние два года прирост транзитных пассажиров составил 172%!

Казахский Клондайк или как заработать миллиард долларов на нигде?!


Основными популярными направлениями стали потоки из Москвы, Петербурга, Стамбула и Киева в Ташкент, Сеул, Урумчи, Дели, Пекин, Бангкок. Сейчас с вводом в строй нового терминала аэропорта Нурсултан Назарбаев в Астане «Эйр Астана» уже у июне добавила 32 международных рейса в Астану и 5 в Алматы.

Вопрос почему так мало рейсов в более привлекательную с туристической точки зрения Алматы связан с текущей ограниченной пропускной способностью Алматинского аэропорта. Руководство Алматинского аэропорта осенью с.г. планирует увеличить площади для транзитных пассажиров за счет уплотнения площадей в два раза.

Однако ключевым остается, конечно, решение ключевого для южного мегаполиса вопроса – либо строительство нового терминала и расширение площадей нынешнего аэропорта, либо строительство полностью нового аэропорта международного класса в Капшагае, куда готовы вложиться иностранные инвесторы.

Следует также иметь в виду, что техническое обслуживание самолетов через Астану в силу более холодного климата в среднем на 20% дороже, чем через Алматы, а ценовая политика в транзитной конкуренции с теми же узбекскими авиалиниями играет ключевую роль.

Есть и другие вопросы, которые оказывают критическое влияние на увеличение транзитного потока. Необходимо помнить, что транзитный туризм – это, прежде всего, твердая валюта, которая заходит в страну.

Мы все отлично понимаем, что туризм это ЭКСПОРТНАЯ статья экономики, в условиях падения цен на нефть имеет критическое значение для Казахстана. И соответственно, мы больше понимаем, что необходимо создать условия, чтобы турист не только пролетал через страну, но и по возможности смог выйти из аэропорта и отдохнуть два-три дня, ознакомившись с местными достопримечательностями.

По сути, речь идет о 300-1000 долларов в среднем с одного туриста, а в планируемом «Эйр Астаной» объеме транзитников до 1 миллиона к 2019 году, Казахстан сможет получать свыше миллиарда долларов ежегодно дополнительной твердой валюты.

Критическим для обеспечения данного притока валюты является решение вопроса выдачи виз. Позиция, да и характер МВД как заведения, ответственного за миграцию и выдающего сейчас разрешения на визы, оставляет сейчас мало надежды, что мы сможем внедрить какие-то международные стандарты в данном вопросе.
Говоря о вопросе безопасности и казахской фобии о большом количестве китайцев, которые спят и мечтают поселиться в наших степях, мне, если честно, сейчас трудно представить миллионера из Гуанджоу или индийской силиконовой долины, желающего променять свое место на урочише Медеу. Посетить, поесть шашлык, покататься на лыжах – да, остаться жить? Времена поменялись.

Посмотрим статистику. Только в прошлом году более 130 миллионов китайцев и 60 миллионов индийцев вылетели в зарубежные турпутевки в Европу, США, Японию и пр. Если хотя бы один процент из них пролетит через Алматы и Астану то в нашей стране осядет миллиард долларов – а это в условиях нашей 3 миллионной безработицы самозанятых, прежде всего, означает новые рабочие места и социальное спокойствие. Поэтому правительству необходимо решить, что важнее для безопасности Казахстана – визы от МВД или занятость и приток валюты.

Казахский Клондайк или как заработать миллиард долларов на нигде?! Куат Домбай
эксперт по коммуникациям
Просмотров материала: 4 591

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 125 076 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 124 905 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 124 551 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 124 580 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 124 884 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 566 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 736 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 810 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 11 017 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 170 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 530 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 358 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 665 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 559 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 369 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 480 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 670 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 338 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 681 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 444 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 442 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 279 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 129 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 371 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 307 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 834 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 189 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 157 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 378 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 710 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 131 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 145 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 186 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 113 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 343 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 494 Просмотров





Опрос


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031