Директор Центра прикладных исследований «ТАЛАП» Рахим Ошакбаев вошел в состав жюри IT конкурса по мобильным разработкам nFactorial Incubator 2017. Оценив возможности молодых разработчиков, эксперт предостерег ребят от чрезмерного бюджетного финансирования. По его мнению, поддержка со стороны государства должны быть правильной, она не должна создавать рыночные искажения. Корреспондент Объектив.KZ поинтересовался у Рахима Ошакбаева, каким он, на примере IT сферы, видит эффективное сотрудничество частных компаний с государством.
— Баланс очень легко найти. Я указывал на моменты, в научном языке это называется рыночное искажение — market distortions, которые государство создает, предъявляя избыточный спрос. Потому что в целом стратегическая задача, которую в том числе обозначили в рамках пяти институциональных реформ Президента РК – это конкурентная рыночная экономика с минимальным участием государства.
В силу специфики экономики у нас есть нефтяной фонд, очень большие расходы бюджета, мы многое можем себе позволить, и это искажает рынок, искажает спрос. На примере этого конкурса, IT сферы: квазигоссектор, освоение госбюджета будет оттягивать на себя все таланты, всю молодежь. Пока такие расходы у нас будут, будет тяжело создавать конкурентоспособную экспортную продукцию.
Такие конкурсы позволяют обучать молодых людей по принципу «learning by doing», то есть обучение идет во время создания разработки мобильных приложений. Конечно, огорчает, что такое важное направление умной цифровой нации имеет локальный эффект – только в Астане и в Алматы. Я полагаю, что охват должен быть большой, региональный, это вопрос, конечно же, к местной исполнительной власти.
Современная интеллектуальная молодежь, так называемое поколение Z, не имеет авторитетов, считает директор Центра прикладных исследований «ТАЛАП».
— Молодежь восхищает. Условно его называют поколение Z – поколение, которое воспитано на мобильных гаджетах, на мобильных технологиях, на смартфонах. Оно имеет совершенно новое качество. Оно абсолютно уверено в своих силах, все, что нужно узнать, они знают, как узнать из Интернета.
Многие преподаватели старшего поколения испытывают серьезные сложности в обучении этих студентов, потому что им сложно дать что-то новое этим продвинутым молодым людям. Зачастую студенты знают больше, чем сами преподаватели.
У меня есть знакомый товарищ, он студент первокурсник физтеха МИФИ, уже сделал несколько проектов, краундфаундинг, фандрэйзинг, то есть собрал финансы. Сегодня, в принципе, он достаточно состоятельный человек, один из лидеров общественного мнения в новых IT трендах, соответственно, он перестал ходить на учебу, и не видит в этом смысла, ему там ничего нового не могут рассказать. Он сам, в принципе, носитель самой новой информации и гораздо сильнее в свои 19 лет, чем доктора наук информационных технологий.
И я вижу в позитивном плане disruption — разрушение, когда гиперинформационная среда, и вот эта молодежь, для которой уже нет авторитетов – они все получает напрямую и очень быстро, она входит в противоречие со старыми институтами: высшее образование, университеты, вузы… И целом, я думаю, эти институты если еще не устарели, то в скором будущем устареют.
Допустим, я являюсь сам работодателем и с 2001 года принимаю людей, для меня сейчас их вуз, образование далеко не на первом месте. Гораздо важнее его эмоциональный интеллект, когнитивные способности, мотивация, энтузиазм, Сам я имею только одно образование, причем степень бакалавра, то есть где бы ни был, на каких бы конференциях, в каких бы компаниях, я самый необразованный в этом плане человек. И я не вижу никакой ценности где-то дальше учиться с точки зрения получения дипломов, но постоянное самообразование, онлайн-образование, общение в сообществах, которые являются носителями вот этих передовых знаний, трендов — оно очень важно и позволяет быть конкурентоспособнее.
Между тем, для Казахстана остаются актуальными вопросы утечки перспективных квалифицированных специалистов. Рахим Ошакбаев, прокомментировав вопрос «утечки мозгов», озвучил в качестве решения создание более качественных условий жизни.
— Не только поколение Z, но и весь креативный класс невозможно удержать, если не создавать конкурентоспособные, привлекательные условия для проживания. В первую очередь, эти люди должны чувствовать себя защищенными законом. Без верховенства закона, без ощущения того, что закон тебя защитит, невозможно создавать необходимую критическую прослойку интеллектуальной молодежи.
Второе – медицина, здравоохранение. Когда эта техническая, интеллектуальная молодежь вырастает, они заводят семьи, у них появляются дети, для них становится очень важным вопрос качественной медицины.
Третье – это, конечно, образование, культурная среда. Поэтому в госполитике в передовых странах, к примеру, в Соединенных Штатах, на уровне межрегиональной конкуренции за мозги внутри штатов, в первую очередь таргетируют, создают уникальные комфортные безопасные места, университеты, в которые привлекают молодежь. Когда она туда приезжает, за ней уже едет бизнес. Потому что сейчас конкурентоспособность бизнеса определяется в первую очередь наличием талантов.
*Рахим Ошакбаев родился 30 июля 1976 года в Улановском районе Восточно-Казахстанской области. Окончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова. Проходил обучение по международной образовательной программе в Central Asia-Caucasus Institute at Johns Hopkins University’s School of Advanced International Studies (SAIS) в Вашингтоне. Работал вице-министром по инвестициям и развитию РК, первым заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен». Сейчас — директор Центра прикладных исследований «ТАЛАП». Награжден Орденом Құрмет.
Просмотров материала: 1 907