Девальвация и экономические сложности, с которыми столкнулся казахстанский бизнес, весьма серьезно повлияли на рекламный рынок страны. В 2016 году рынок просел примерно на 10%, причем упадок наблюдался во всех видах рекламы, за исключением Интернет-рекламы, которая выросла на 3%.
По данным TNS Gallup, в 2017 году общий объем рекламного рынка Казахстана ожидается на уровне 40 млрд. тенге, а доля digital рекламы составит 3,2 млрд. тенге или 8% от общего объема рекламного рынка. Несмотря на сравнительно небольшую долю, digital реклама растет стремительными темпами.
В Казахстане компании все чаще отказываются от ТВ, радио, принт-рекламы, всё больше отдавая предпочтения рекламе в Интернете и социальных сетях, таких как Facebook, Instagram, ВКонтакте. Особый рост на рынке показывает видеореклама, которая в 2016 году выросла на 58%.
Стремительные темпы роста digital рекламы связаны, как с её наиболее бюджетной стоимостью, так и с такими основными характеристиками как:
- узкий таргетинг целевой аудитории;
- мониторинг и сбор статистических данных в реальном времени;
- возможность оперативно влиять на ход рекламной кампании;
- получать больше отдачи и клиентов по сравнению с другими каналами рекламы;
- удобство с точки зрения скорости и эффективности контакта с целевой аудиторией;
- возможность использования технологических патформ и сервисов для оптимизации бюджетов на рекламу и повышения эффективности вложений;
Рост digital рекламы меняет не только распределение бюджетов компаний на рекламную деятельность, но и полностью трансформирует ход маркетинговой и коммуникационной кампаний.
Последствием подобного развития digital рекламы является тот факт, что на казахстанский рынок начинают выходить как глобальные международные корпорации (к примеру, Google со своей дочерней компанией YouTube), так и региональные игроки, в особенности российские компании, которые планируют продвигать и развивать разные виды рекламы в Интернете.
Одним из направлений, которое намерены развивать на рынке digital рекламы Казахстана иностранные компании - это CPA-сети. Что такое CPA-сети, и каковы прогнозы их развития в Казахстане? Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего, следует обратить внимание на механизм работы digital рекламы или рекламы в Интернете в казахстанских реалиях.
Размещение компаниями рекламы в Интернете или в социальных сетях в Казахстане, как правило, проходит самостоятельно либо с привлечением рекламных агентств. Так чаще всего компании прибегают к помощи SEO продвижения своего сайта в Google и Яндекс, размещая контекстную рекламу через Google (Google Adwords) и Яндекс (Яндекс.Директ).
На партнерских сайтах Google и Яндекса, компании запускают рекламные кампании в социальных сетях, а также размещают баннерную рекламу на казахстанских интернет-ресурсах.
Таким образом, во всех случаях размещением рекламы на вышеуказанных площадках занимается либо сам рекламодатель, либо его агентство, что создает дополнительные неудобства для самих компаний в плане точности получаемой статистики, оперативности предоставления отчетов и специфики Интернет-рекламы, которая зачастую требует от компаний большей погруженности в деятельность агентства, не имеющего технологического оснащения для автоматизированного отслеживания изменений.
Облегчить процесс продвижения рекламы в Интернете призваны новые сервисы, например такие, как СРА-сети. СРА-сети (партнерские сети) - это рекламные системы-посредники, которые предлагают рекламодателям оплачивать не просмотры их рекламы, а «целевые действия» интернет-пользователей: покупка товаров, регистрация на сайте, заполнение заявок, выдача кредита и другое. Cost Per Action (оплата за действие) – сокращенно СРА.
В СРА-сетях можно выделить три основные стороны: сама сеть (как посредник), рекламодатель (компания, которая рекламирует себя или свой товар) и сайт (сайт на котором будет размещаться реклама).
Сеть заключает договор отдельно с рекламодателем и отдельно с владельцем сайта и становится посредником между рекламодателями и сайтами, на которых будут размещаться рекламные предложения. После проведения переговоров и заключения договоров, СРА-сеть предоставляет рекламодателю и владельцу сайта доступ к своей системе.
Механизм примерно следующий. Рекламодатель заходит в СРА сеть и размещает на ней свое рекламное предложение (оффер), суть которого может состоять, например, в том, что рекламодатель хочет получить 1000 переходов на сайт и платить за каждого приведенного пользователя, который сделает заказ. Тем временем, владелец сайта заходит в CPA сеть, выбирает то коммерческое предложение, которое ему интересно, указывая свой источник трафика и разместив у себя на ресурсе все рекламные материалы (утвержденные самим рекламодателем), начинает его продвигать, получая прибыль с каждого пользователя, который перешел на лендинг рекламодателя.
Вроде бы все просто и доступно, однако при работе через СРА-сеть, сайту, на котором будет размещаться реклама, придется потратить больше усилий. Владельцу сайта придется не только давать площадку для размещения рекламы, но также позаботиться о том, чтобы пользователь, который увидит рекламное предложение, кликнул на него, перешел по объявлению и совершил определенные действия.
Таким образом, рекламодатель будет платить не за показы рекламы и клики, а именно за действия пользователей, которые конвертируются в реальных клиентов и продажи. В данном случае, владельцу сайта придется не только заботиться о количестве посетителей на своем ресурсе, но и об их заинтересованности в товаре или услуге рекламодателя.
Очевидными плюсами СРА сети является то, что рекламодатель может оптимизировать свои расходы на Интернет-маркетинг, размещать рекламу на тематических площадках без необходимости договариваться с каждым владельцем сайта, рассылать баннеры и платить каждому из них в отдельности.
Использование данного инструмента для продвижения собственной Интернет-рекламы примечательно и тем, что существует возможность передачи СРА сети такие заботы как учет трафика, выплаты владельцам сайтов и даже обработка персональных пользовательских данных в случае, если лендинг будет размещен на серверах партнерской сети.
Для владельцев сайта основными плюсами СРА-сетей является то, что отпадает необходимость самостоятельного поиска рекламодателя - он сам размещает свой оффер в СРА-сети, нужно лишь продвигать данное коммерческое предложение рекламодателя у себя на странице. Немаловажным является и тот факт, что владельцы сайтов могут переключаться и выбирать те рекламные предложения, которые больше всего соответствуют портрету целевой аудитории и будут иметь больший процент конверсии в лид.
В Казахстане СРА-сети начали появляться относительно недавно. К примеру, крупнейшая в СНГ СРА-сеть LINKPROFIT вошла на рынок Казахстана, осознавая факт возрастающего интереса казахстанских компаний к digital-рекламе и к СРА в частности, а также высокое проникновение Интернета в Казахстане. По мнению Дмитрия Юхневича, генерального директора Компании LINKPROFIT, возрастающая тенденция СРА сетей обусловлена тем, что при работе с ними маркетологам компаний не нужно обладать глубокой digital-экспертизой для того, чтобы увеличить продажи компании, достаточно лишь подготовить оффер и разместить его в СРА-сети.
Казахстанские вебмастера, в свою очередь, будут двигаться вместе с рынком в одном направлении. Модель CPA является наиболее выгодной с точки зрения удовлетворения потребностей всех сторон взаимодействия.
К примеру, в Казахстане, в первом квартале 2017 года, средняя стоимость клика в поисковой сети составляла 40-50 тенге ($0,12 — $0,15), при этом в Алматы средняя стоимость была выше, в районе 47 - 56 тенге ($0,14- $0,17). В некоторых сферах, в зависимости от продвигаемой услуги/товара, средняя стоимость клика достигала порой 133 - 167 тенге ($0,4 - $ 0,5). Клик в контекстно медийной сети обходился рекламодателям из Казахстана в 17 - 23 тенге ($0,05 — $0,07).
Если принимать во внимание такой факт, что обычно средняя конверсия посетителей сайта в покупатели (когда посетитель покупает на сайте товар/услугу или оставляет заявку) варьируется в рамках 1-5%, то получается, что на привлечение одного покупателя казахстанским компаниям нужно потратить в среднем около 1000 - 5000 тенге ($3- $15) и то при средней хорошей конверсии на сайте.
Получается, что Интернет-реклама в Казахстане не такая уж дешевая, и компаниям, при неумелом планировании бюджета, она может обойтись гораздо дороже. Для того, чтобы не раздувать бюджет, нужна именно такая модель оплаты рекламы, как CPA, которая позволяет рекламодателю избежать неэффективных вложений и платить только за обусловленное целевое действие, а не за клики и показы.
Помимо этого, работа по модели CPA развивает навыки вебмастеров, которые достигли определенной планки в своей работе и заработке, а также предоставляет шанс неограниченного развития собственной площадки при поддержке специалистов CPA-сети.
Если СРА сети смогут предложить рекламодателям прозрачные и профессиональные услуги, а заодно объяснить и показать как это может помочь в достижении бизнес задач и привлечь их в свою сеть, то владельцам сайта ничего не останется как следовать за рекламодателями в систему СРА сетей.
Просмотров материала: 2 183