В этом году систему образования ощутимо лихорадит от постоянных скандалов. Их кульминацией явился «штурм» здания Министерства образования и науки родителями абитуриентов, не получивших грант. Скандалы нередко происходили от отсутствия или слабости разъяснительной информации, запоздалости внедрения некоторых изменений, нарушения отдельных законов со стороны Минобразования, отмены (!) предыдущего своего решения руководством ведомства и т.д.
Нововведение МОН: вместо Абая – Баян
Один из скандалов произошел из-за вопросов пробного тестирования – это уже традиционный. В одном из заданий приводится интервью режиссера Ермека Турсунова, в котором упоминаются Баян Есентаева и Нуртас Адамбай. В Центре ЕНТ объяснили, что в социальных сетях вырвали из контекста имена известных фигур. Мол, смысл задания был вовсе не в обсуждении Баян Есентаевой и Нуртаса Адамбая, а в развитии читательской грамотности и способности выделить главную мысль текста. Но проблема оказалась намного глубже и шире.
Дело в низком уровне пробного тестирования с языком, культурой, интересами, «идеологией» развлекательной прессы. Под видом миграции ЕНТ в SAT в тесты вместо языка жырау, Абая, Ауэзова, Аймауытова, Маргулана вводится язык СМИ и социальных сетей (!), вместо имен поэтов, писателей, ученых – имена сомнительных телеведущих, режиссеров, спортсменов, певцов и т.д.
Вместо текстов из научных трудов, произведений великих писателей, поэтов, известных публицистов, казахского эпоса, пословиц, поговорок – тексты «из жизни звезд» и социальных сетей с бедной лексикой. Это явная профанация целей и идей школьного тестирования!
Тесты должны формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о предмете, функциональную грамотность, способствовать общему развитию и воспитанию школьника. Если хотите, должны быть и эстетические, и этические составляющие, не говоря о богатом языке.
Любые виды школьного тестирования, в том числе и пробного, как и учебники, должны быть в рамках школьной программы и определенных научных принципов, как систематичность знаний, их преемственность и последовательность, в определенной логической системе, связь с практикой, межпредметные связи.
Почему бы нашим реформаторам не ознакомиться с тестами на английском языке, где тексты выдержаны во всех отношениях, будь это тексты из художественных, научных или публицистических источников?
Если раньше в ЕНТ по казахскому языку основной блок вопросов был по грамматике, то теперь этого нет. И сам предмет «Казахский язык» теперь называется «Оқу сауаттылығы» («Грамотность чтения»).
Как в прошлом году заявил председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН Саят Нюсупов: «Мы бы хотели трансформироваться в такой высший экзамен как SAT, чтобы учебные заведения отбирали учеников по компетентным характеристикам, которые нужны в современном мире, в связи с этим содержание ЕНТ будет трансформироваться».
Если сами тесты некорректны, ненаучны, низкого качества, то какую компетентную характеристику можно ожидать от тестируемых? Недаром составителей вопросов для пробного тестирования ЕНТ о Нуртасе Адамбае и Баян Есентаевой отстранили от работы.
SAT – международный тест для поступления в зарубежные вузы и представляет собой стандартизированные тексты на английском языке. SAT активно используется приемными комиссиями в качестве инструмента, оценивающего потенциал будущих студентов.
С заявленным в прошлом году новым форматом ЕНТ школьники и учителя ознакомились слишком поздно – что мешало провести пробное тестирование хотя бы до нового года? МОН запоздало с подготовкой выпускников к ЕНТ – многие просто не успели в течение каких-то 2 месяцев переориентироваться к требованиям новых вопросов.
В целом надо приветствовать новый формат ЕНТ, стремление трансформировать его в «казахский» SAT. Условно говоря, это облегченный вариант старого ЕНТ, которое было основано на «зубрежке» и имело много недостатков. Однако качество даже окончательных вариантов нового формата желает лучшего.
Например, тесты «Оқу сауаттылығы» пока не стандартизированные. «Грамотность чтения» для русских школ в лучшем положении, как и темы для эссе – есть ориентация на российский опыт, в то время как для казахских школ пока на уровне экспериментов.
Как лихорадило НИШ
Особенно пострадали в суматохе необдуманных решений МОН выпускники Назарбаев Интеллектуальных школах (НИШ). В прошлом году МОН незаконно решило, что с 2017 года сдавать ЕНТ будут и выпускники НИШ.
До этого года выпускники НИШ не сдавали ЕНТ – сдавали вместо него свои внутренние и внешние экзамены Международного экзаменационного совета Кембриджа (МЭСК), которые затем приравнивались к ЕНТ, что позволяло поступать в отечественные вузы. Это было определено Законом от 19 января 2011 года «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», на основании которого осуществляется деятельность этих учебных заведений.
По этому закону НИШ – автономная организация образования, которая не подчиняется Министерству образования и науки РК. Например, итоговую аттестацию в форме внешнего экзамена в НИШ проводят совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. А в оценивании экзаменационных работ принимают участие международные эксперты. Ученики НИШ сдавали экзамены внешнего оценивания, разработанные МЭСК и сопоставимые с международным уровнем А-level.
Особый статус НИШ подразумевал право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации и другое. Выпускники 12 класса получали Аттестат об окончании старшей школы, сертификат ЕНТ (без его сдачи), а также сертификаты международных экзаменов (IELTS, по желанию выпускников TOEFL, SAT I, SAT II и др.).
НИШ имеют интегрированную образовательную программу в рамках реализации политики трехъязычного образования, ряд предметов преподается на казахском, русском и английском языках, ученики сдают международный экзамен. В его разработке принимали участие наши педагоги и партнеры из международного экспертного совета Кембриджского университета.
Система НИШ заметно отличается от обычных школ – в них нет коррупции (зарубежный контроль экзаменов), «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие лидерских способностей, таланта каждого.
На мой взгляд, высокий уровень успеваемости в НИШ не только в отсутствии коррупционных составляющих при поступлении, ориентации на западную систему образования, ведении отдельных предметов на английском языке, но и в освобождении этих школ от ЕНТ. ЕНТ отнимает много времени у школьников в обычных школах и снижает качество знаний, не говоря о списывании во время сдачи ЕНТ, когда слабые выпускники набирали больше баллов, чем честные и успевающие сверстники.
По окончании НИШ выпускники получали аттестат об общем среднем образовании, сертификат по английскому языку IELTS, международный сертификат CIE с результатами экзаменов внешнего суммативного оценивания. Поэтому решение МОН о сдаче ЕНТ выпускниками НИШ противоречило вышеуказанному Закону.
Под напором критики весной 2017 года МОН отменило свое решение, и выпускники, которые готовились к ЕНТ, в срочном порядке за очень короткое время должны были готовиться к экзаменам, подготовленные МЭСК. А ведь они еще сдавали и выпускные экзамены. В итоге многие выпускники НИШ получили невысокие оценки по экзаменам, приравненные к ЕНТ.
Необходимо совмещение традиционных экзаменов с ЕНТ
Можно выделить и небольшой плюс тестирования: при всех недостатках ЕНТ является своеобразным «ситом». Объективность тестовых оценок трудно поставить под сомнение, т.к. в процессе их получения используются стандартизованные средства измерения, здесь практически исключены все моменты, порождающие субъективизм и несравнимость, характерные для оценок, выставляемых традиционным путем. Другое дело, является ли оно комплексным, системным?
Основной недостаток: ЕНТ никаким образом не может оценить устную речь выпускника, его способность излагать свои мысли, отчасти – аналитические способности. По этой причине наиболее оптимальный выход – совмещение традиционных экзаменов с тестированием, глубоких знаний с поверхностными, творческих исканий с набором готовых ответов, индивидуального со стандартным. ЕНТ не должно быть основным видом контроля, а дополнительным к традиционным экзаменам. Их сочетание даст дифференциальный подход к оценке знаний.
В данное время результаты учебы за 11 лет и результаты ЕНТ нередко разнятся, потому что это разные системы, а должны друг друга дополнять. К тому же необходимо учитывать выпускные экзамены – хорошие или отличные оценки прибавлять в виде дополнительных баллов к ЕНТ.
Известно также, что в вузах многих стран экзамены по гуманитарным специальностям начинаются не с тестирования, а с творческих заданий (сочинений, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента. На сегодняшний день с учетом всепроникающей коррупции, особенно в системе образования, обязательное тестирование при его совершенствовании может стать инструментом против этого зла.
Со времен Конфуция и Сократа сердцевиной обучения было развитие личностных качеств и способностей обучаемого. ЕНТ снизило общеобразовательный уровень, ибо нивелирует, даже подавляет одаренность школьников: умение излагать свои мысли, аналитические, логические, творческие и иные способности.
Прежний формат ЕНТ основан на запоминании фрагментов, заучивании правильных ответов и по своей методике способствует получению не цельного осмысленного знания, а отрывочного. В результате – «молчаливые», творчески не мыслящие, «стандартные» поколения выпускников.
Конечно, проблема не столько в самом тестировании, сколько в качестве тестовых материалов, составленных далеко не экспертами, с нарушением формально-логических законов и требований рабочей программы. Ясно, что отмена тестов не станет панацеей для нашего образования. Проблема в коррупции и кадровом кризисе.
То, что зло коренится не в самой системе тестирования, а в практике ее внедрения, согласно социологическим опросам, подтвердили и сами преподаватели. Даже совмещение тестирования с традиционными экзаменами может не принести успеха, если государство, учебные заведения и общество не вытеснят коррупцию из системы образования.
Технически препятствовать списыванию есть все возможности – та же «заглушка». Почему комитет национальной безопасности РК или министерство информации и коммуникаций РК не используют свою прямую служебную функцию и не выявят всех нарушителей – выпускников, которые использовали мобильные телефоны при сдаче Единого национального тестирования?
Достаточно один раз их выявить и аннулировать их ответы – в следующий раз количество таких охотников списывать резко сократится, а если повторить законное выявление, то практика списывания уйдет в прошлое. Ведь это технически несложно и законно – выявить информацию sms, whatsapp с телефонов в аудиториях, где сдают ЕНТ.
К тому же вопросы ЕНТ приравнены к государственным секретам, что позволяет привлечь к ответственности учителей и директоров школ, которые помогали или не препятствовали списыванию.
Институт отличников уйдет в прошлое?
Следующий курьезный случай, который подлил масла в школьную «сковороду», произошел весной этого года, когда МОН РК сообщило о том, что отменяются привилегии при поступлении в вуз победителей международных олимпиад и конкурсов, обладателей знака «Алтын белгі» (выпускников, отучившихся все классы на отлично).
При этом МОН слукавило, что оставили одно преимущество: мол, при равных баллах при поступлении проходит алтынбелгиец. Во все времена при равных данных смотрели на оценки в аттестате, а в аттестате отличника – все пятерки, т.е. это преимущество есть и без знака «Алтын белгі».
Однако при распределении государственных образовательных грантов выяснилось, что привилегии обладателей знака «Алтын белгі» остались прежние. Оказалось, министерство внесло в парламент законопроект, который приравнивает их баллы ЕНТ ко всем другим, но закон еще не принят. Странно, что МОН основывалось на непринятом законе (?).
Как сказали представители ведомства, скорее всего, закон будет принят осенью и в следующем году у обладателей знака «Алтын белгі» преимуществ не будет, что нанесет ощутимый удар по институту отличников. К тому же это может привести к перекосу: школьники будут готовиться только к тестированию, раз оценки за учебу не учитываются при поступлении в вуз.
В советское время выпускники, закончившие школу на отлично, имели привилегии при поступлении в учебные заведения. После окончания 8-летней школы отличник мог без вступительных экзаменов поступить в среднее учебное заведение. После окончания средней школы медалистам при поступлении в вуз необходимо было сдать лишь один профильный для данного вуза экзамен.
В России отменили привилегии обладателям золотой медали, но на 10 баллов увеличивают результаты ЕГЭ. Да, есть развитые страны, где оценок не ставят или есть сложная дифференцированная шкала оценок, которую можно перенять. Кстати, дифференцированная шкала оценок действует в НИШ. Но тогда надо полностью устранить коррупцию в школе, поднять компетенцию учителей, что пока труднодостижимо.
Понятно, идея родилась из-за того, что золотые медали нередко получают незаслуженно, говорят, что их продают. Надо иметь в виду: если ученику с четверками хотят сделать «Алтын белгі», то директору школы придется подделывать протоколы, табели за те классы, где имелись годовые четверки, а также выдать поддельные похвальные листы.
Эти документы затем высылаются в Астану для подтверждения. Если такой факт выявится, то можно привлечь руководителя к ответственности за подделку документов, и такие факты надо выявлять как органам управления образования, так и педагогам и родителям.
Но бывают и такие случаи: ребенок учился все классы на отлично и шел на «Алтын белгі», а директор школы требует за это «вознаграждение». Или ребенка директора школы, акима или другого начальника учителя «поддерживали» на одни пятерки на протяжении всей учебы, в итоге он «натянуто» становился обладателем золотой медали.
С этим, конечно, надо бороться, но медаль есть медаль. Конечно, бывают случаи неадекватного оценивания знаний школьников, но обычно, чтобы все годы учиться на отлично, надо иметь соответствующую базу. Все-таки человек старался и в течение одиннадцати лет был лучшим среди одноклассников, а ЕНТ не всегда может это показать.
В то же время надо ужесточить требования для получения «Алтын белгі», а при низких баллах в ЕНТ – лишать привилегии. Все это регулируемо, потому что основа нынешних споров одна – коррупция, в которой подозревают и при получении «Алтын белгі», и при получении высоких баллов в ЕНТ.
В самом деле, явное противоречие: не учился на отлично и у него высокий бал, чем у алтынбелгийца. И наоборот: алтынбелгийец не списывал, и у него бал ниже, чем у списавшего хорошиста или троечника.
Возможная отмена привилегии за отличную учебу означает, что при поступлении в вузы МОН сделало ставку только на результаты несовершенного ЕНТ.
С другой стороны отрадно, что МОН все-таки реагирует на выступления общества: «штурм» здания ведомства, кажется, завершился достижением относительного перемирия и выделением новых грантов.
«Всего количество грантов увеличилось на 4 процента или 1487 грантов, что в целом отражает высокий уровень знаний обладателей знака «Алтын белгі». Обладатели «Алтын белгі» без грантов не остаются», – отметили в МОН РК.
Невидимая битва за гранты
Многие ведомства дают минимум информации, МОН – не исключение. К примеру, были бы своевременные разъяснения по поводу льготников, по тем же обладателям «Алтын белгі», возможно, было бы меньше шума.
Есть специальности, где для поступления достаточно 51 балла или 60 баллов и т.д. Кроме обладателей «Алтын белгі», есть и другие льготные категории: сельские квоты, дети-сироты, инвалиды, оралманы и др. К тому же не подтвердились низкие баллы обладателей «Алтын белгі».
Мало информации и на сайтах многих вузов об условиях поступления, о специальностях, о специфике данного вуза и т.д. Например, для педагогических специальностей требуется психологический тест поступающего, который необходимо заполнить при сдаче документов, а об этом не написано в условиях поступления. А ведь для сдачи документов отводится сжатый срок. Не говоря о востребованности или невостребованности данной профессии, трудоустройстве выпускников вузов и т.д. Преподаватели, профессоры, молодые специалисты не могут написать небольшое эссе о своей профессии, о своем вузе, о востребованных профессиях?
Или выпускник школы должен выбрать профилирующие предметы. А по некоторым предметам мало выбора вузов, например, «английский язык», «химия – биология» и др., а по «географии», наоборот, большой выбор.
Нынешняя битва за гранты не закончилась – возможно, появится третий (!) список обладателей грантов. Оказывается, случились такие фокусы: прошел абитуриент по баллам, но находит свою фамилию в другом вузе, который не указывал при сдаче документов. Сдавал на медика – иди учиться на зоолога! Или вместо Алматы – в Караганду.
О закулисье битвы за гранты сайту qazaquni.kz рассказал старший преподаватель кафедры издательско-редакторского и дизайнерского искусства, член Союза дизайнеров Казахстана Серикбай Бейсен. 10 августа был список о выделении 16 грантов по специальности «Дизайн». А 14 августа мы увидели, что в списке уже 25 обладатели образовательных грантов. Как возможно такое увеличение количества грантов? Интересно, что из первого списка из 16 обладателей грантов во втором списке убрали 7 фамилий и добавили новые 16 фамилии.
Мы поражены, каким образом появились эти претенденты с высокими баллами? Самое интересное, в этих двух списках нет ни одного поступившего на грант на известный факультет журналистики КазНУ им. аль-Фараби по специальности «Дизайн». 16 претендентов сдали документы на кафедру издательско-редакторского и дизайнерского искусства КазНУ и показали высокие результаты творческих экзаменов, и ни одного из них с 116-118 баллами мы не видим в списке.
10 грантов по специальности «Дизайн» отошли ЕНУ им. Гумилева, а КазНУ – ни одного! Выходит, в ЕНУ поступают таланты, в КазНУ – бездари? И это случилось не в первый раз, а повторяется из года в год! Результаты творческих экзаменов непонятно откуда появившихся 16 обладателей грантов вызывают большие сомнения. О таких чудесах должно знать наше общество (http://www.qazaquni.kz/2017/08/15/73601.html).
Серикбая Бейсена поддержали его коллеги. Вот что заявили преподаватели кафедры редакторского, издательского и дизайнерского искусства факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби – к.ф.н., доцент Жанабаев Кайрат и к.и.н., доцент Муканова Гюльнар: «Вполне справедливо возмущение профессорско-преподавательского состава факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби относительно беспрецедентного распределения грантов на обучение и полного игнорирования результатов творческого экзамена по специальности 5B042200 «Дизайн» абитуриентов, сдавших успешно их в нашем университете: они набрали достаточно высокие баллы по сравнению с претендентами многих других (и даже частных!) вузов, ставших обладателями грантов, распределяемых МОН РК.
МОН озвучил некие резервы по грантам. А воз и ныне там, по «Дизайн» КазНУ им. аль-Фараби от МОН не выделен ни один грант в этом году, тогда как специальность открыта и существует много лет! Откуда-то в новом списке от 14 августа «всплыли» новые 16 грантов и совершенно другие фамилии, в отличие от первоначального перечня, но и там для абитуриентов КазНУ не нашлось ни единого гранта. Наши претенденты с 116, 118 баллами почему-то не вошли в список… Все это вызывает вопросы и сомнения…
Считаем практику необоснованной «перетасовки» грантов не только несправедливой, недопустимой, но и крайне опасной для имиджа нашего национального образования и нашей страны. Кафедра, на которой сложилась научно-методическая школа, работают профессионалы самого высокого уровня, с мировой известностью, авторы популярнейших логотипов, отобрала наиболее талантливых претендентов на эту специальность.
Старейшие центральные издательства, как работодатели и база практики студентов Университета, расположены в Алматы. К слову, по специальности «Издательское дело» из десяти 7 грантов отданы ЕНУ им. Л.Н.Гумилева и только 3 – КазНУ им. аль-Фараби (!?). Почему же не 50 на 50%? Откровенное «распыление» грантов по «Дизайн», по 1-2 в региональные вузы, в обход КазНУ им. аль-Фараби – это, мягко говоря, не государственный подход, т.к. на платное обучение полную группу набрать сложно.
Специалисты даже выделили «синдром гранта» в поведении чиновников; снята ответственность с директоров школ за результаты ЕНТ. Так давайте не стрелять из пушки по воробьям, уничтожая надежды креативных ребят, а с умом и толком подходить к отбору на творческие специальности. Вернуть надо абитуриентам КазНУ заслуженные гранты, не перекладывая конфуз МОН на ответственность ректоров и акимов.
Кто, как не они, выбравшие для поступления флагман отечественного образования, в будущем должны формировать и утверждать посредством искусства и полиграфии имидж нашей страны, с учетом высокого мирового рейтинга КазНУ им. аль-Фараби и прочных международных связей?! Кто откровенно лоббирует интересы стоящих ниже по рейтингу и частных вузов (МОК)? Какова стратегия МОН РК в части поддержки имиджа национального вуза и специальностей, по деятельности в которых выстраивается впечатление о республике за рубежом?»
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 5 635