На площадке Назарбаев Университета состоялась презентация Обзора инновационной политики, проведенного для Республики Казахстан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Указанный Обзор осуществлен в рамках такого инструмента сотрудничества ОЭСР как Страновая программа, которая предусматривает проведение ряда значительных реформ в ключевых сферах социально-экономического развития страны.
Обзор инновационной политики нацелен на осуществление анализа инновационной системы и разработку конкретных рекомендаций по проведению государственной политики в данной области. Об этом наш разговор с Мариной Сиротиной, главным экспертом АО «Центр развития торговой политики».
Что из себя представляет данный Обзор и для чего он нужен?
- Целью Обзора является получение всестороннего понимания ключевых элементов, связей и динамики, которые направляют национальную инновационную систему Республики Казахстан, а также поиск возможностей для ее улучшения с помощью политики Правительства.
В частности, Обзор направлен на проведение независимой и сравнительной оценки эффективности работы национальной инновационной системы, предоставление рекомендаций по направлениям, в которых можно добиться системных улучшений, а также по способствованию таким улучшениям путем проведения государственной политики, опираясь на опыт стран ОЭСР.
Какие рекомендации представлены в данном Обзоре? И что уже делается в стране для принятия этих рекомендаций и стандартов?
- В рамках Обзора был представлен ряд рекомендаций по шести основным направлениям.
В первую очередь, ОЭСР указывает на необходимость улучшения рамочных условий для инновационной деятельности. В целом ОЭСР отмечает, что в последние годы в Казахстане наблюдаются значительные улучшения в данном направлении. В Докладе о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2016-2017 Казахстан занял 53-е место по сравнению с 72-м в 2010 году.
Однако, в целях дальнейшего улучшения показателей, ОЭСР рекомендует Казахстану продолжать следовать передовой международной практике в области конкурентной политики, способствовать повышению прозрачности и доверия в промышленности и торговле, направлять основные усилия на борьбу с коррупцией и бюрократизмом, развивать финансовые рынки с целью диверсификации инвестирования в инновации, а также укреплять потенциал банков и улучшать их возможности выдавать займы.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день реализация представленных рекомендаций в Республике Казахстан уже осуществляется в рамках поставленных задач таких государственных программ как Послание Президента Республики Казахстан «3 модернизация», «План нации - 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», а также инициативы Президента Республики Казахстан по созданию международного финансового центра "Астана".
Во-вторых, ОЭСР обращает внимание на то, что существенным является повышение научно-исследовательского потенциала Казахстана в соответствии с потребностями национального развития. ОЭСР отмечает, что на сегодняшний день Казахстаном предприняты значительные меры по восстановлению и перестройке научно-исследовательской системы государства.
В то же время, в целях усиления работы в данном направлении ОЭСР рекомендует проводить оценку функционирования НИИ и предоставлять положительно оцененным из них возможности развивать свои сильные стороны, а также постепенно увеличивать уровень институционального финансирования научных исследований.
Кроме того, рекомендуется наладить диалог между университетами и НИИ с целью обсуждения возможностей для проведения дальнейших структурных реформ, обеспечить взаимодействие между Назарбаев Университетом и ведущими НИИ и ВУЗами, а также сделать высшим приоритетом развитие людских ресурсов.
На сегодняшний день, в целях объективной оценки деятельности НИИ в Казахстане внедрена рейтинговая оценка научной и научно-технической деятельности научных организаций и ученых, реализуются мероприятия по широкому обсуждению с участием ВУЗов и НИИ их партнерских взаимоотношений, планируется поэтапное внедрение опыта Назарбаев Университета в вопросах академической и управленческой самостоятельности ВУЗов. Улучшение качества человеческого капитала обозначено в качестве приоритета Послания «3 модернизация», а также Стратегического Плана развития РК до 2050 года.
В-третьих, в рамках Обзора ОЭСР предусматривается необходимость усиления и расширения поддержки системы передачи знаний в научно-исследовательских организациях. ОЭСР отмечают, что поддержка коммерциализации результатов исследований в Казахстане заметно увеличилась. Однако в дополнение к проводимой работе ОЭСР рекомендует структурировать взаимодействие между университетами в целях обеспечения обмена опытом и сотрудничества в области передачи знаний.
Необходимым является обеспечить разнообразие способов их передачи посредством обеспечения баланса между коммерциализацией технологий на основе интеллектуальной собственности и такими способами как сотрудничество в сфере НИОКР и проведение договорных исследований для промышленности, обучение, мобильность исследователей или совместные докторские программы.
В настоящее время, в указанных целях в Казахстане усиливается интеграция ВУЗов и бизнес-структур, функционируют 16 офисов коммерциализации, 3 технопарка и 4 бизнес-инкубатора, расширяются образовательные контакты ВУЗов с ведущими университетами мира, реализуются совместные научно-исследовательские проекты с зарубежными вузами-партнерами, развивается академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава. В 2011-2015 гг. 4913 студентов прошли обучение в ведущих университетах мира.
В-четвертых, ОЭСР указывают на необходимость инвестирования в образование и навыки. ОЭСР отмечают, что Казахстан добился впечатляющих успехов на пути к интернационализации своей системы высшего образования. Тем не менее, качество и объективность системы высшего образования требует постоянного внимания.
В этой связи, ОЭСР рекомендует сосредоточить внимание на развитии базовых навыков, знаний и компетенций студентов, которые позволяют им интегрироваться в быстро меняющийся и глобальный рынок. Предлагается расширить доступ к техническому и профессиональному образованию (ТиПО) и улучшить его качество и актуальность для потребностей индустрии.
Также рекомендуется децентрализовать управление высшего образования с большей финансовой, научной и организационной гибкостью и свободой деятельности ВУЗов, повышать привлекательность карьеры докторантуры и пост-докторантуры.
Что делается в Казахстане в этом направлении? В рамках Государственной программы развития образования и науки (ГПРОН) проведена значительная работа по технической направленности подготовки кадров. Студенты колледжей имеют возможность присвоения нескольких прикладных квалификаций и получения первой рабочей специальности бесплатно. Из 807 колледжей 348 осуществляют образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями, заключено 27200 договоров о сотрудничестве с работодателями. Проводятся встречи, день открытых дверей, ярмарка вакансий, мероприятия по популяризации профессий ТиПО, региональные, национальные и международные чемпионаты.
В-пятых, ОЭСР обращают внимание на необходимость укрепления бизнес-инноваций. ОЭСР отмечают, что модернизация и диверсификация экономики требуют больше инноваций, а они в свою очередь значительных инвестиции. ОЭСР рекомендует избегать нереалистичных ожиданий краткосрочного успеха и начинать инициативы только при наличии достаточного количества обеспеченных ресурсов.
Нужно убедиться, что требование для недропользователя инвестировать 1% от своего годового дохода в НИОКР функционирует должным образом. Необходимо расширить охват грантов бизнес-поддержки инноваций, внедрять доступные, эффективные и согласованные меры общественной поддержки, призванные наилучшим образом удовлетворять потребности малых и средних предприятий.
На сегодняшний день, в рамках реализации требования об инвестировании 1% годового дохода в НИОКР, автономным кластерным фондом «Парк инновационных технологий» (АКФ «ПИТ») за период 2015-2017 гг. привлечено более 1,5 млрд. тг и профинансировано 34 проекта.
Недропользователи сами формируют технологические задачи и в составе экспертной комиссии участвуют в отборе проектов и принятии решения о целесообразности их финансирования. АКФ «ПИТ» ведет активную деятельность в сфере поддержки инновационных предпринимателей и создал площадку, где стартап проекты могут пройти программу акселерации, получить менторскую и консультационную поддержку для подготовки проекта к финансированию частными инвесторами и реализации своего проекта.
И наконец, в-шестых, ОЭСР предусматривается необходимость дальнейшего совершенствования науки, техники и управления инновациями. Правительство осуществило смелые реформы для достижения амбициозных целей, поставленных для научных исследований и инноваций на самом высоком политическом уровне.
Однако, в целях осуществления дальнейших задач в отношении исследований и инноваций ОЭСР рекомендует продолжить работу над улучшением связей, обменом информацией и сотрудничеством между основными участниками системы инноваций и сделать стратегическую оценку неотъемлемой частью цикла разработки политики.
В этом направлении в рамках проекта Всемирного Банка «Стимулирование продуктивных инноваций» в Казахстане будет создана инновационная обсерватория. Она будет представлять собой эффективный механизм координации деятельности участников национальной инновационной системы. На постоянной основе будет проводиться мониторинг и оценка инновационной политики Казахстана и мировых трендов, вырабатываться рекомендации по ее улучшению.
В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшая реализация рекомендаций Обзора инновационной политики позволит улучшить применяемые в Казахстане стандарты и, тем самым, обеспечить более высокий уровень участия Казахстана в ОЭСР. В этой связи, следующим для Казахстана шагом является повышение уровня участия Казахстана в Комитете ОЭСР по научно-технологической политике.
Екатерина Миронова, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 628