Уважаемый Нурсултан Абишевич!
В прошлом году мы отпраздновали 25-летие нашей Независимости. За короткое время, благодаря Вашему мудрому правлению, мир узнал о Казахстане. Раньше наш народ не был так известен и знаменит. Не было таких больших экономических успехов, достижений.
Известно только Аллаху и любящему Вас народу, что только благодаря, свойственной Вам решимости, мужеству и интеллекту, неутомимой работоспособности, ради светлого будущего нашего народа, Вы проделали большой труд, направленный на солидарность и единство народа.
Невозможно пересказать обо всех успехах и достижениях, достигнутых нами за четверть века. И во внешней политике тоже, благодаря Вашей дальновидности и образованности, установлены прекрасные отношения и связи с любым народом мира. Особенно взяли под свое заботливое покровительство связи с братскими тюркоязычными странами. Здесь, я думаю, будет уместным привести слова чрезвычайного и полномочного посла Турции в Казахстане.
«Мы считаем Нурсултана Назарбаева «Аксакалом тюркского мира». Под руководством нашего брата Нурсултана, Казахстан добился больших успехов во всех сферах. За 25 лет Казахстан смог добиться удивительных успехов в социальной, экономической, культурной сферах и сфере образования. Вместе с этим, Казахстан смог подняться на мировой уровень в дипломатических отношениях, благодаря своей мирной политике. В результате активной внешней политики, которую ведет Казахстан, Астана превратилась в большой политический центр».
Нам больше нечего добавить к этим словам. Да, поводом для нашего сегодняшнего разговора стало то, что Турция первая признала Независимость Республики Казахстан и доказала, что мы родственные, братские народы.
2 марта 1992 года между Казахстаном и Турцией было заключено духовное и политическое братское соглашение. Слава Аллаху, за эти годы независимости отношения между двумя родственными народами, если только не укрепились, но и не ослабли.
После того, как в последние годы возникшие обстоятельства, побеспокоившие наших турецих братьев, делающих большой вклад в развитие нашей страны, беззаботно трудясь в нашей стране, дошли до предела, я взяла в руки ручку и начала исследовать эти вопросы, и как казахская мать, как обычная гражданка, от всего сердца поддерживающая вашу политику, хочу поделиться своими размышлениями.
Главная причина действий, на которые я пошла, желание не допустить разлада солидарности, единства и спокойствия нашей страны, сформированных под Вашим мудрым руководством.
Конечно, помимо указанных выше причин, такое смелое обращение внимания на такие сложные проблемы, оказали и сотни матерей, переживающих за эти события, я не смогла оставить без внимания просьбы наших, издавна здесь живущих и тесно общающихся турецких братьев.
Также, хочу донести, что еще есть судьбы десятков тысяч выпускников и будущих учеников КТЛ вместе с тысячами родителей. В молодости я работала учительницей у себя в ауле, позже в музыкальной школе им. А.Жубанова города Алматы.
Я от простой учительницы поднялась до руководящей должности, затем в компании «Казахтелеком» внесла свой вклад в процветание государственного языка. В 63 года пришла на одну из руководящих должностей в газету «Қазақстан ZAMAN», работаю журналистом. Написала много статей.
В прошлом году открыла общественный, политический, познавательный сайт «ЕлАна». И вот, учитывая мою деятельность, Вы дали мне звание «Заслуженный деятель культуры РК». Я Вам безгранично благодарна.
Это звание - признак Вашего большого доверия мне. Когда мне еще оправдать это Ваше доверие, как не сейчас, когда в критические периоды внутри нашего народа, между двумя родственными странами сеется раздор?
Мне сейчас 71 год. Последние восемь лет, когда я работала в газете, я тесно общалась с турецкими братьями. Была свидетелем их преданности своему делу, Вам, доброжелательности, честности нашему народу. Я была им как мать. Они уважают меня, говоря «Вы наша мама!», считают меня своей опорой.
Да, я, как бабушка, мама, учительница, и как политик, от всей души поддерживающий Вашу политику, посчитала своим долгом донести до Вас описанную ниже проблему. На самом деле, я могу с уверенностью сказать, что жителям нашей страны нет смысла беспокоиться, пока Вы правите нашим государством.
Что имел ввиду посол?
В современном мире, где так развита информация, мы постоянно в курсе событий. Одних читаем с восхищением, других со страхом. В последние годы мы стали переживать за турецких братьев.
Особенно по поводу БИЛ (Казахско-турецкие лицеи) в интервью, которе дал Чрезвычайный и полномочный посол Турции в Казахстане Невзат Уянык 2 марта текущего года Baq.kz-ту:
«В связи с этим хочу сказать. Это – про школы КТЛ. В принципе, хоть они и называются Казахско-Турецкие лицеи, этим школам официально такое название не давалось. И эти школы не находятся в ведении Министерства национального образования Турции. Они относятся к частному фонду. Учителя, преподающие в них уроки, не были направлены с нашего министерства. И директора тоже не были представлены турецкой стороной. Они всего лишь, используя без разрешения названия «турецкий», осуществляют свои замыслы. На данный момент таких лицеев много. Мы будем избавляться от них. Будем защищаться от тех, кто наносит вред репутации Турции. При этом ученики и учителя в этих школах и родители учащихся не понесут никакого урона.
Наша цель не это. Наоборот, по возможности помочь им. Турецкая сторона совместно с Министреством образования и науки Республики Казахстан готовы сделать все от них зависящее в обеспечении школ кадрами, качественном образовании и подготовке образованных школьников. Об этом мы постоянно ведем речь. В будущем эти лицеи полностью перейдут в ведение Министерства национального образования Турции».
Прочитав его интервью, мы сильно насторожились. Выразили волнение. Родители писали письма.
В связи с этим, родители БИЛ направили Вам открытое письмо, в котором выразили свое недовольство. Слава Аллаху, ровно через неделю после публикации первого интервью посла, турецкий посол, схитрив, опроверг свои слова, ссылаясь на неправильный перевод. Позже МИД, Министерство образования и науки высказали свои мнения по этому вопросу.
«Казахстан не допустит никакого вмешательства в деятельность образовательных учреждений страны. Об этом в ходе своего заявления касательно бывших казахско-турецких лицеев, заявил Министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов,» − сообщает журналист Tengrinews.kz.
«Казахско-турецкие лицеи прошли процесс ребрендинга, они имеют новые названия («Образовательно-инновационные лицеи» - от авт.). Лицеи работают по программам, утвержденным в Казахстане и находятся под руководством соответствующих местных исполнительных органов. Мы никакого вмешательства в деятельность образовательных учреждений, которые находятся в Казахстане не допустим,» − сказал Кайрат Абдрахманов. − «По этому вопросу сделали заявление Министерство образования и науки РК совместно с Министерством иностранных дел. До этого Министерство образования и науки РК попросил казахстанцев не волноваться по поводу заявления, сделанного Турецким послом. Режим работы «Образовательно-инновационных лицеев» останутся без изменений».
Помнится, когда мы услышали «сверху» известие о том, что проблема с визой решена, люди, которые высоко ценят труд учителей-турков были очень рады такому раскладу событий.
Но, каково же было состояние некоторых из 540 семей, которые спустя две недели после этого известия были информированы об обратном...Было, конечно же, очень обидно учителям, отличающихся высоким профессионализмом, а так же большой преданностью своей професии и жителям нашей страны.
Кажется, что Министерство иностранных дел Турции приблизилось к позиции, близкой к паранойе. Признаком этого является то, что все учебные заведения во всем мире, называющиеся Турецкими лицеями, имеющие к ним отношение, и когда не имели к ним отношения, стали их врагами.
Безосновательно обвиняя Турецкие лицеи, открытые во многих странах, Эрдоган стал сокращать число граждан, имеющих пристрастие к этому народу с правильной точкой зрения. Это была большая стратегическая ошибка.
Во-вторых, на сегодняшний день в стране нет таких названий как Казахско-Турецкие лицеи. Они полностью прошли в ведение государства, это учреждения, которые работают по стандартам, утвержденными Министерством образования Казахстана.
Если Турция говорит: «выберу для них учителей, сменю руководство или введу другие изменения» - это значит иметь открытое вмешательство во внутренние дела Казахстана.
В-третьих, пантюркизм - это не только Эрдоган. Он не связан с Эрдоганом. Турция - это не только Эрдоган. На этот вопрос нужно взглянуть правильно. Да, у нас одни корни. Однако, у каждой страны есть своя история. Свое направление, своя культура.
Турция должна понять, что не имеет никакого отношения к учебным заведениям в Казахстане, ранее называвшимся Казахско-турецкие лицеи, а сейчас Образовательно-инновационные лицеи и мы хотим, чтобы они избавились от посторонних мыслей касательно этого. Потому что, почти все учащиеся этих заведений - казахи.
По уровню знаний к этому лицею претензий нет. Победители всех олимпиад и конкурсов – это выпускники этих лицеев. Если мы нанесем им вред, это будет считаться действием против нашего образовательного потенциала.
Бесконечное поднятие этого вопроса Министерством иностранных дел Турции и посла Турции можно воспринять как провокацию против уровня образования и качества образования в Казахстане. Будет правильней, если братская страна не будет вмешиваться в наше внутреннее положение. И только тогда у нас будет единое понятие.
Может быть наше Министерство иностранных дел должно было пригласить посла Турции, чтобы он удостоверился, что 90 процентов учителей, работающих в лицеях, казахские граждане, почти все дети, получающие в них образование,- дети казахов и доказать, что лицеи не имеют никакого отношения к Турции.
Проводить их со словами «мы будем рады, если вы больше не будете нас беспокоить», поставиться ли тогда точка в этом вопросе…
Уважаемый, господин президент! Мы - народ, который уважает матерей, и я- одна из таких матерей. Поэтому, анализируя прошлое и будущее, я пришла к такому выводу. Может, это кому-то покажется смелым предложением, но вы, как, предводитель нашего народа, думаю, сможете понять крик души моего сердца.
Здесь я хочу сказать: пришло время конкретно ответить на предвзятые размышления Турции, касательно наших КТЛ (казахско-турецких лицеев). Может нашему министру иностранных дел стоит пригласить посла Турции и доказать, что 90 процентов учителей и учащихся составляют граждане-казахи, и что КТЛ не имеют никакого отношения к Турции. Вот тогда и прояснится этот вопрос, и вы бы смогли увидеть ясности этого дела.
Кому принадлежит образовательный фонд «Маариф»
Уважаемый, господин президент! (Прошу извинения за резкое высказывание). Эрдоган настолько разгневался, что решил основательно уничтожить все турецкие школы, занимающиеся просветительством зарубежом, и создает новую систему, которая будет вести только его политику.
Об этом печатали в турецких изданиях и исходя из их информации, в прошлом году был создан фонд «Маариф». Основная цель этого фонда, забрать турецкие школы, дающие образование зарубежом, открыть новые учабные заведения, и вести политику официальной власти Турции.
В качестве доказательства этому работает коллегия управления, состоящая из 12 человек. 4-х членов коллегии управления назначает президент, троих кабинет министров, двоих министр образования, одного министр экономики и одного министр иностранных дел. И только один в этой нынешней коллегии управления педагог, а большинство всех остальных специалисты других сфер и единомышленники бывших сотрудников правящих партий.
Имеются слухи, что некоторые граждане этой коллегии управления имеют симпатии к радикальным религиозным течениям. В доказательство этому показаны суждения относительно таких хулиганских групп как Аль-Нусра и ИГИЛ в социальных сетях.
Из этого можно увидеть, что когда в образование вмешивается политика, понятно какими будут воспитанники этих мест. Мы хорошо знаем это по холодной политике прошедших мрачных лет. Скольких нашил светил погубила эта политика?
И без этого планы отнять у нас турецкие школы, только недавно созданного фонда и их конфискация – это полная противозаконность. Как они могут отобрать имущество и учреждение, находящееся в собственности другого государства, опираясь на законы? Или он думает, что может творить то же беззаконие как у себя, так и у нас? Непонятно.
Таких действий допускать ни в коем случае нельзя. Зато есть власть Казахстана, полученные за последние 25 лет знания и воспитание, и нельзя допускать нарушения системы, получившей доверие народа. Я много искала информацию про образовательный фонд «Маариф», открыла для себя много нового, и здесь, оказывается, есть над чем подумать....
Во-первых, этот, только вчера сформировавшийся, фонд не успел себя утвердить по качеству и направлению образования.
Во-вторых, он не может состязаться с многовековым мировым брендом в системе образования. Турецкий народ сам оказывается в двойственной ситуации, когда речь заходит о том, в каком направлении идет образование на международных образовательных конкурсах.
Об этом президент профсоюза «Егітім сэн» (самый большой профсоюз учителей) Камуран Каража сказал так: законом о «Маарифе» проблемы науки и образования взяты в кометенцию Министерства образования и передаются в частный фонд. Это шаг к орелигиванию, путем приватизации образования и отдалением науки и образования от светскости. Мы не можем принять передачу образовательного дела в ведении Министерства образования к религиозным канонам», то депутат оппозиционной народной партии «Жумһирт», профессор Гайе Услэр открыто говорит, что «работа, которую проделывает фонд националного образования, относящийся к министерству образования, созданный в 1981 году похож на этот, только под открытием другого многофункционального фонда и передачей его обязательств этому фонду, есть другие цели.
Через создание фонда «Маариф» была создана альтернативная, параллельная Министерству образования, система образования и постепенно министерство утрачивает свою силу. На сегодняшний день близкое к власти, политике Министерства образования учение «Түргеу» (фонд сына президенте Биляла Эрдогана) упразднение общества», фонды «Ондер» (лидер), «Зеһра» будут определять такие фонды как «Ансар» и «Бирлик». Эти фонды превратились в организации, альтернативные министерству».
Если обратиться к смыслу слова «Маариф», то оно означает систему образования. И я боюсь за то, что это действительно альтернативная система обучения, как сказала госпожа депутат.
Процес орелигивания системы образования за последние 14 лет Белой партии, стоящей в данное время у власти Турции Заместитель министра образования Орхан Эрдем объяснила так: «число особенно религиозных школ имам хатип от 440 увеличилось до 1017».
Сейчас, если это число не увеличилось, то однозначно оно и не уменьшилось. Конечно радует, когда народ обучается своей религии, но все же, если эти дети, вооруженные иными религиозными знаниями, начнут завтра вмешиваться в политику, тогда куда деваться принципам светскости. Эрдоган сам закончил эту школу и мы видим каковы его действия сейчас! Может ли человек с верою в сердце совершать такие жестокие вещи?
На этом споры вокруг «Маарифа» не заканчиваются. Фонд положил глаз на турецкие школы, открытые в Африке. В своих заявлениях президент фонда Жем Зорлы говорит о цели своего создания – забрать эти школы. Об этом опубликовали их официальные сайты.
Прочитав об этом, мы схватились за головы (turkiyemaarif.org). Судя по высказываниям Зорлы, власти Сомали и Гине забрав школы из фондов относящихся к турецким школам этих стран, передали их этому фонду. И господин Зорлы говорит об этом с гордостью. Только по каким законам они будут отбирать образовательные учреждения и здания, относящиеся к фонду, принадлежащие кому то на праве собственности? Разве это не самое настоящее разбойничество?
Я обрадовалась, когда узнала, что основные владельцы этих школ подали в суд на эти беззакония и хотят довести дело до международного суда, чтобы защитить свои права. На страницах прессы опубликован точно такой же процесс, который был проделан в Пакистане. К счастью, верховный суд Пакистана вынес решение о невозможности изъятия чьего-либо личного имущества. Однако, судебный процесс еще продолжается.
Конечно, в странах с неразвитой демократией и потоптанными правами человека, дозволено допускать такие беззакония под предлогом «я сделал и все». Рано или поздно, все равно справедливость восторжествует. Мы видели это не раз на своем жизненном опыте. Дай Бог, увидим еще.
И все-таки, я хотела сказать, что какие знания и какое воспитание может дать такая организация, которая, не успев образоваться, превратила власть в дубинку, по уши загрязла в беззаконии, которая отбирает чью-то собственность? Можем ли мы назвать образование образованием, если оно не может быть центром справедливости и чистоты?
В-третьих, в этой системе образования работает общество учителей. Они не те учителя, которые себя доказали, показали свое качество, даже по словам Жем Зорлы, многие только закончили учебу. Люди с маленьким педагогическим стажем или вовсе без него. И их принимают путем сдачи устных экзаменов.
Это говорит о том, что у несоответствующих взглядам правящих партий лиц, нет возможности работать. И если завтра изменяться взгляды правящей партии, то изменяться и направления этих школ. Если это так, как будут конкурировать молодые люди, воспитанные такими учителями, на международной арене знаний? Эта проблема должна затронуть каждого.
Значит власть набирает преподавателей, которые сделают ей пиар из зарубежных школ. Понятно, что это все опять вызовет сомнения, таким образом они повлияют на внутреннюю политику других стран завтра.
Следующая проблема - это проблема с учебниками. Известно, что мировые бренды сформировали свой путь. У них есть своя система образования и выпущенные соответственно ей книги. Например, как Оксфорд, Кембридж. В этом вопросе лежит индивидуальный опыт образования долгих лет, их специальные образовательные системы только достигли успехов. А ведь и так понятно, что у только вчера созданного «Марифа» таких богатств вовсе нет.
У вновь созданных систем проблем очень много. Особенно у таких, как «Мариф», открытых с помощью прямой поддержки политической власти, желающей иметь такие фонды, проблемы могут перерасти в большой спор между странами.
Информация о том, что в прошлом году в одном из общежитий, расположенных в городе Караман фонда образования «Ансар» под непосредственной поддержкой белой партии, 45 мальчиков были изнасилованы наставником, потрясла всю Турцию и напугала нас тоже.
Всем известно, что семья тогдашней правящей партии и министр социальной политики Сема Рамазанұлы попытались помягче уладить проблему, сказав «от одного раза ничего страшного не случится». А что было бы, если бы такой случай имел место в другой стране, даже представить себе страшно.
И я задумалась, узнав, что один из тогдашних руководителей этого фонда был принят на работу в фонд «Маариф», и переведен обратно в Грузию на службу. Оказывается, тогда все, кто должен был привлечься к ответственности, были вновь назначены на должности. Как это так?
Политика образования господина Эрдогана, за последний год сильно изменилась, закрылись тысячи школ, дававших примерное образование, 50 тысяч преподавателей были освобождены от работы, система образования разрушилась. Теперь, разрушив всю систему образования у себя в стране, пришла очередь и до зарубежных стран....
В результате этих действий, известно, что система образования Турции по показателям международного рейтингового агентства Piza по предметам естествознания из первых развитых 70-ти стран резко опустилась на 50-е место. После таких нерадивых шагов, безусловно, они будут двигаться назад.
Следующая проблема – это представители других религий и сложности, можно сказазать даже невозможность работать с педагогами, незнающими специфики образования в многонациональном, многорелигиозном обществе. Прибавьте к ним еще и политические идеи. Как говорится «В каждой стране свои законы, и даже собаки другие», в любой стране есть свои национальные интересы, национальные позиции и традиции.
Еще есть придерживание толерантной политики многорелигиозных и многонациональных стран. Благодаря этому шагу демократических и правовых, светских стран, мы и сегодня пожинаем плоды установления мирного общества. Все, что нам нужно – это покой нашего народа. Благодаря правильной политике Главы государства, сегодня наша страна в этом смысле является примером для всего мира.
Ваши теплые слова о БИЛ (КТЛ) придали нам сил
Еще хочу сказать, что в нашей стране за 25 лет произошел прогресс во всех отношениях. Особенно обратило на себя внимание достижениями в сфере образования. Безусловно, всем известно, что вклад, внесенный в эти достижения, сегодняшними КТЛ - Образовательно-инновационными лицеями касательно фонда КАTEV, основанного на наших вчерашних законах, безмерный. Я бы сказала, что это благодаря Вашей мудрой политике и покойного Тургыт Озала.
А теперь у нас появились новые форматы системы образования. Сформированы гармонично связанные между собой системы образования, такие как Назарбаев интеллектуальная школа, Образовательно-инновационные лицеи, школы Дарын. На формирование этих систем безусловно оказал хорошее влияние КТЛ. Поэтому нужна ли нам новая система образования как Маариф?
Эта школьная система была как воздух нам нужна в 90-е годы. Внедрить образовательную систему по международным стандартам и несмотря на экономические и социальные трудности того времени, осуществить это в стране, только что получившей независимость, было настоящей смелостью. Ни правительство, ни Ваш народ никогда не забудут сделанное Вами добро!
Теплые слова, сказанные о КТЛ придали духа, поддержали и воодушевили работающих там людей. Например, в 2011 году в казахско-турецком лицее «Нур-Орда» в Астане, сказанные Вами слова были особенными:
«Особенность казахско-турецких лицеев от других школ – в качестве образования. Предмет естествознание в лицеях проводится на английском языке, здесь созданы все условия для обучения языку», а в 2013 году проявили особенную заботу в словах, посвященных руководству, педагогам и учителям учебных заведений международного фонда KATEV. Приведем отрывок.
«Безусловно это большая гордость, когда ученики только за последние пять лет на международных олимпиадах и научных конкурсах выиграли 220 золотых, 304 серебрянных, 421 бронзовых медалей.» Здесь хочется дополнить, что в 1995-2016 годах КТЛ, завоевав всего 15156 медалей, прославил всему миру престиж образования Казахстана.
Даже сегодня, причинив вред этой системе, история не забудет этого. Это несвойственно ни казахскому народу, ни его честности и человечности.
Естественно, не к лицу казахскому великодушию будет обижать под разными предлогами, удалять от народа учителей, преданно служивших нам 25 лет и воспитавших учеников, которые возвысили наш голубой флаг на международных образовательных конкурсах. Сегодня, неправильно будет превращать учителей и их семьи в политические жертвы.
Как сказал Глава государства в своей поездке в Турцию, если среди этих учителей есть те, которые замешаны в военном перевороте, можете не жалея принять все необходимые меры! Но как сообщил пресс-секретарь Комитета национальной безопасности, среди этих преданных людей, имеющих отношения к перевороту, не обнаружено.
Если это так, то не будем своими руками вредить этим просветителям, как когда-то поступили с нашими предками – жертвами советской политики в тех 37-39 годах. Потому что мы за 26 лет от этих учителей ничего плохого, кроме хорошего не видели.
Вся Европа, запад воспринимает Ф.Гюлена как человека, который выступает против религиозного экстремизма и разных форм политизации ислама и проповедует ислам прежде всего как религию сострадания, милосердия и социального служения.
Идеи Гюлена носят исключительно мирный характер и призывают отвергать все формы насилия и агрессии. Согласно взглядам Гюлена, мусульмане должны быть законопослушными гражданами своих стран и уделять большое внимание внутреннему самосовершенствованию, а также заниматься социально-значимой активностью, быть полезными для своего общества людьми.
Даже на востоке генерал армии Филиппин Эдуардо Ано говорил: «Мы не принимаем действия Ф.Гулена терроистическимим, напротив, он известен обществу только хорошими делами».
Мы должны открыто проявлять свою позиции, как это делают наши соседи-киргизы. Нам не стоит превращать уважаемых учителей -турков и их семьи в политические жертвы.
Как вы говорили: «Перед историей казахам нечего стыдиться...» я, как мать, так же хочу, чтобы мы были «чисты» перед нашей предстоящей историей, так как от этих учителей в течении 26 лет мы не видели ничего плохого, кроме хорошего.
13.03.1952 г. премьер министр Турции того времени А. Мендерес отправил специальный самолет в Пакистан, для того, чтобы помочь и спасти казахстанских беженцев, встретив наших соотечественников с раскрытыми объятиями, дав им кров, землю, гражданство - не говорит ли это о заботе и милосердии турков...?
Жизнь не постоянна. Завтра и в Турции сменится власть. В 1950-е годы, не смотря на возражения Совесткого Союза, тогдашний премьер-министр турецкой страны Аднан Мендерес, отправив специально самолет, переселил из Пакистана наших казахских братьев из Анадолы и создал им все условия, разве это не забота наших братьев...
Уважаемый Нұр Аға, просим Вас вмешаться в это дело... Только Вы, как аксакал тюрского мира, сможете решить эту проблему. Мы все желаем братскому народу стабилизироваться и мирно развиваться. Братья нужны друг другу в такие сложные дни. Если можешь разнять или помирить братьев, то этим будут довольны и Всевышний, и народ.
Уважаемый Нурсултан аға!
Мне необходимо сказать еще об одной причине, по которой я написала это письмо. Один учитель из лицея был «вынужден» уехать заграницу. Даже родители не хотели отпускать учителя с большим опытом работы, ставшим любимым преподавателем детей. Поплакав, попрощались.
Было невозможно смотреть на плач детей, их родителей, а так же сожаление и мужество учителя... 30 опытных работников, работающих в сфере образования, у которых заканчивается срок визы, вынуждены уйти в другие страны как «беженцы», так как, возвратившись в родную Турцию, несмотря ни на что, они могут оказаться в тюрьме.
Наша местная полиция не продлевает им срок визы. Это и заставляет их уезжать в другие страны под статусом «беженцев». Сложившаяся ситуация турецких граждан, заслуживших огромное уважение нашего народа, является серьезной критикой для нашей страны.
Ф.Гюлен, превратившийся в кровного врага Турции, на страницах СМИ несколько раз открыто заявил о своем непричастности к перевороту в Турции. Более того, он несколько раз просил создать специальную международную комиссию для того, чтобы изучить его вовлеченность ко всем этим действиям, и, если выясниться его соучастие, то он сам готов купить билет на самолет, и отправиться в Турцию. Означает ли это враждебность человека?
«Если у нас есть плохие мысли, худшие намерения к казахскому народу, к президенту Казахстана или хоть какая малая вина, то мы готовы к любым наказаниям» - вот такие мысли у турецких граждан, служащих нашему народу. Это и является последним словом в нынешней тревожной ситуации.
Да и нет, кажется, другого выхода для учителей-турков, которые стали жертвами несправедливости, как бежать от своей родной страны и стать беженцами. Ветка турецкого народа надеется на нашу защиту.
Я хочу, чтобы такие события не повторялись, болею душой за граждан, которые заслуживают большого уважения наших соотечественников. И я решила написать Вам всю правду с намерением, чтобы такие душераздирающие случаи больше не повторялись. Это правда, думаю, что я смогла донести до вас истину. Хотелось бы, чтобы наша страна позаботилась об этих гражданах, приверженных дальше продолжать плодотворную работу в качестве преподавателей в нашей стране.
С огромным уважением, Сауле Мешитбайкызы
Заслуженный деятель РК,
Член союза журналистов Республики Казахстан
Республиканская общественно-политическая газета «Президент және Халық» («Президент и Народ»), 21.07. 2017
Просмотров материала: 7 238