В Нацбанке рассказали об ожидаемых результатах Программы повышения финустойчивости банковского сектора. Принимаемые Правительством и Национальным Банком меры по поддержке банковского сектора приведут к сокращению неработающих активов банковского сектора, к активизации интереса банков к кредитованию реального сектора и окажут мультипликативный эффект на развитие экономики страны в целом. Об этом 11 июля в ходе брифинга для СМИ в г. Алматы заявил заместитель Председателя Национального Банка Олег Смоляков.
«Программа окажет поддержку капитала крупных банков, усилит финансовую стабильность и устойчивость банковского сектора возможным новым неблагоприятным внешним вызовам и факторам», – сказал он.
По его словам, пересмотр и оптимизация действующих стратегий и бизнес-моделей банков, снижение давления на их капитал в результате провизирования и списания неработающих кредитов приведут к расширению кредитования приоритетных отраслей экономики в объеме не менее 300 млрд. тенге ежегодно. «Это также предоставит возможность банкам сконцентрироваться на расширении и развитии новых эффективных банковских услуг, в том числе на развитии цифровых технологий в банковском деле, и приведет к снижению стоимости оказываемых услуг», – добавил О. Смоляков.
Кроме того, в Нацбанке сообщили, что оценили текущее состояние банковского сектора страны. По состоянию на 1 мая 2017 года ссудный портфель (основной долг) банковского сектора составил 15 287,6 млрд. тенге. Займы с просроченной задолженностью составили 17,7% или 2 700,5 млрд. тенге от ссудного портфеля, при этом займы с просрочкой свыше 90 дней (NPL) составили 8% или 1 222,3 млрд. тенге. Для сравнения – на 1 мая 2014 года максимальная доля NPL составляла 33,7% ссудного портфеля.
Как говорится в Программе, на рост кредитного риска в банковской системе оказывают влияние: низкое качество залогового обеспечения банков в виде имущества и денег, поступающих в будущем; договоров страхования аффилированных компаний; гарантий физических лиц и небольших предприятий. В отдельных банках доля займов с нетвердыми залогами превышает 80% их ссудного портфеля.
О. Смоляков рассказал, что отдельными банками широко практикуется предоставление льготных займов лицам, с точки зрения закона прямо не имеющим признаков связанности, но косвенно связанным с акционерами или должностными лицами банка. Возврат подобных займов находится под риском. Замораживание и откладывание решения вышеназванных проблем на более поздние сроки, как это наблюдалось в предыдущие годы, приводит к значительному нарастанию системных рисков в банковском секторе.
«Распространение этих практик стало возможным из-за множества институциональных недостатков, связанных с упущениями в работе, как менеджмента банков, так и аудиторов и оценщиков за качество предоставляемой отчетности. Для повышения достоверности банковской отчетности потребуется регуляторная работа по всем этим направлениям», – сказал О. Смоляков.
А именно – усиление регуляторно-надзорного мандата Национального Банка посредством закрепления на законодательном уровне требования по оперативному контролю и применению риск-ориентированного надзора.
В частности, необходимо предоставить регулятору соответствующие инструменты для принятия решений в отношении проблемных банков, включая право на мотивированное суждение о качестве его активов и требуемых провизий. А также право на применение методов реструктуризации проблемных банков по своему усмотрению.
«Только в этом случае можно рассчитывать на быстрое урегулирование несостоятельных банков с минимумом потерь для государства», – резюмировал замглавы Нацбанка.
Также в Нацбанке рассказали, что в рамках оздоровления банковского сектора РК применена наилучшая мировая практика эффективного надзора. Национальный Банк при разработке Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора принял во внимание существующую международную практику.
По словам Смолякова, основной задачей международной практики по государственной поддержке банков является разделение убытков между государством, акционерами банков и крупными кредиторами.
«Во всех странах используется различное сочетание инструментов поддержки, – сообщил О. Смоляков. – Основной особенностью нашей Программы является то, что она разработана с учетом текущих особенностей нашей банковской системы – это структура обязательств банков, где превалирует доля средств государства, и активное вовлечение действующих акционеров банков в поддержке своих банков».
Как показывает международный опыт, для построения эффективного надзора, выявления проблемных банков и урегулирования несостоятельных банков необходимо наличие достоверной системы финансовой отчетности и законодательной базы, добавил О. Смоляков.
Так, согласно Программе, регулятор должен иметь полномочия по применению надзорного суждения в рамках применения корректирующих и надзорных мер в отношении банка, если, по мнению регулятора, банк занимается деятельностью, которая ставит под угрозу банк либо банковскую систему.
А также оценки достаточности провизий банков для обеспечения своевременного списания неработающих займов с учетом отражения реалистичных погашений и восстановлений, адекватности оценки стоимости залогового имущества в целях провизирования с учетом рыночных и макроэкономических условий.
И последнее - определения и выявления связанных лиц банков в целях регулирования сделок со связанными сторонами. Законодательство большинства стран, таких как США, ЕС, Россия и др., базируются на данных принципах, рассказал О. Смоляков.
В целом, по его словам, эффективный режим урегулирования не должен полагаться на государственную поддержку несостоятельных банков или порождать ожидания, что такая поддержка будет оказана. Вместе с тем, использование государственных средств для оказания временной поддержки банков может оказаться необходимым в случае, если это будет иметь негативные системные последствия. При этом до начала использования государственных средств требуется введение прочных защитных механизмов, в том числе обеспечивающих распределение убытков на текущих акционеров, отметил О. Смоляков.
Просмотров материала: 1 543