За какие-то 20 лет Казахстан превратился в страну показного изобилия, проведения всевозможных пышных торжеств, тоев, похорон! Чиновники, бизнесмены, знаменитости ввели моду на проведение увеселительных мероприятий на «миллион долларов» или похорон по «высшему разряду» – у каждого свой «пантеон». Эти люди, которые должны по идее подавать пример экономии и культуры общей массе, наоборот, заражают народ своими барскими замашками. Неудивительно, что в последние годы появилась «мода» отмечать выпускной школьный вечер в роскошных ресторанах с лимузинами.
Чтобы жить небедно, надо жить экономнее
Ныне мы нащупали реальное «дно» кризиса. Об этом говорят официальные и неофициальные источники. Например, согласно результатов исследований компании Nielsen Kazakhstan, 74% респондентов вошли в режим экономии. При этом около 58% начали меньше тратить на одежду, 51% – на развлечения вне дома, 41% – на короткие отпуска. Самое тревожное, казахстанцы стали хуже питаться: в 2016 году сократили употребление мяса, рыбы, фруктов и овощей, увеличив потребление хлеба, молока и молочных продуктов, сообщает Ranking.kz.
Об экономии заговорили и высшие чины государства. В частности, председатель сената Касым-Жомарт Токаев заявил: «Подход к расходам бюджета должен быть тщательно продуманным, средства необходимо направлять в сферы, которые действительно в этом нуждаются. Чрезмерные траты недопустимы. Необходимо значительно сократить, а, возможно, и прекратить расходы на многозатратные проекты так называемого имиджевого характера».
Однако есть и обратная сторона кризисной картины: казахстанцы не только не умеют грамотно экономить, но даже в стесненных ситуациях не могут отказаться от различных торжеств и дорогих «привычек». И здесь уместно обратиться к опыту европейцев, которые в повседневной жизни отличаются от нас экономностью, бережливостью и расчетливостью. Конечно, они не отказывают себе в радостях жизни, но и денег бездумно на ветер не бросают.
Например, по европейским дорогам ездят малолитражки, джипов не увидите – дороги узкие, водители вежливые, машины используются в основном для загородных или воскресных поездок, большая часть горожан пользуются развитым общественным транспортом и велосипедами.
У нас же порой на одну семью – 2-3 машины. К тому же в Казахстане не ведется работа по повышению культуры управления транспортом – наши дороги полны агрессии и мата водителей, которые нередко «решают» дорожные проблемы мордобоем. Или вот внедорожник – само название говорит о назначении машины для езды по бездорожью, но таких авто очень много на дорогах Алматы, водителям которых даже в голову не придет простая мысль – а ведь моя машина занимает большое место и способствует заторам, не говоря о большом потреблении топлива.
А сколько машин с одним водителем? Зачем, чтобы перевезти одного или двух людей, жечь 10 литров бензина? Ведь этот бензин и деньги на покупку автомобиля не приносят никому практической пользы, не говоря об экологии города: деньги и черный дым выбрасываются на ветер.
Основной казахский закон
На дворе – кризис, а кафе и рестораны забронированы на месяцы вперед. Миллиарды – не тенге, а долларов – уходят на проведение всевозможных торжеств, тоев, похорон. Это явление давно приобрело размеры социальной болезни, на которое государство и общество не обращают внимания. Присущее большей части человечества желание «быть как все», «быть не хуже других» особенно проявилось у казахов по части проведения свадеб и похорон.
Древнее житейское правило звучит: богат не тот, кто зарабатывает много денег, а тот, кто может с умом распорядиться даже незначительной суммой. Похоже, в Казахстане бедность значительной части населения имеет вполне объяснимые и далеко не объективные причины.
Европейцев поражают наши торжества – ведь они приглашают немного гостей. Мы же приглашаем с размахом. Небольшая вечеринка – 30-50 человек. Свадьба – 300-500 человек. При этом мы всегда накрываем стол с запасом, с обилием всевозможных блюд. А в Европе угощения готовят на точное количество гостей, которые приходят не наедаться, а пообщаться.
Про свадьбы и другие торжества можно говорить и писать много, но основной казахский «закон»: закатить пышный банкет по любому поводу – дело чести. Женитьба, юбилей, рождение первенца, годик ребенку, первый класс, окончание школы и т.д. Порой семья, которая живет на среднюю зарплату, может устроить пышную свадьбу на 300 человек для сына.
Есть, конечно, и такие, кто обходится без свадьбы, но их многие осуждают и жалеют. Многие не могут жениться из-за дороговизны свадебных торжеств: регистрации, костюмов, подарков, ресторанов и т.д. Правда, бывают исключения. Например, в Алматы проводят совместную свадьбу (общую со стороны жениха и невесты), где заодно в отведенной комнате сваты обмениваются свадебными подарками.
Можно обойтись малым количеством гостей, без лимузина, китайского ширпотреба и представлений приглашенных артистов. Может и нашему правительству принять законы об ограничении расходов на свадьбы, похороны и т.д., как в Таджикистане, оговорить количество машин, гостей и т.п.?
Запрет на пышное проведение обрядов был введен в Таджикистане. По инициативе президента республики Эмомали Рахмона был принят специальный закон, в котором были регламентированы такие показатели, как количество гостей на свадьбе, число автомобилей в свадебном кортеже и количество блюд на поминальном ужине. В итоге благодаря ограничениям жители страны смогли сэкономить более миллиарда долларов.
Ясное дело, что такие меры в нашей стране невозможны в силу образа жизни властной элиты, которая живет на широкую ногу. Однако государственная идеология, общественность должны переломить такую тенденцию и направить ее в сторону улучшения благосостояния населения, реальной материальной помощи молодоженам, привития чувства ответственности молодым супругам (жизни без кредита), проведения торжеств по минимуму или по средствам.
Ведь, как пишут в СМИ, из-за колебаний курса тенге в Казахстане увеличились затраты на калым, ана сүті и прочие традиционные подношения. Если раньше на калым уходило около 150 тысяч тенге, а также 1000-2000 долларов, когда курс был 185, то сегодня расценки другие. Например, в Аркалыке калым за девушку составляет 400 тысяч тенге, в Актау сумма доходит до полутора миллионов.
Как сообщила газета «Экспресс-К», предприимчивые «южане» придумали новый вид калыма. Схема такая: родственники невесты оформляют на нее максимально возможный кредит. Деньги остаются отцу и матери, а выплачивать долг предоставляется новобрачному.
Взгляды казахов обращены в прошлое
Исторически гостеприимство у казахов «в крови» – оно даже было закреплено законодательно Чингиз-каганом в своде законов «Ясак». За отказ путнику в воде и пище карали смертью. Ведь путник в огромной степи мог погибнуть от голода без посторонней помощи.
Ясак воспрещал кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение. Законы и обычаи гостеприимства у кочевых народов были одним из самых надежных способов сохранения социальной общности, упрочения его внутренних связей. Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя – дастархане.
С приходом советской власти уклад жизни в Степи кардинально изменился; появились гос¬ти¬ни¬цы, общественные столовые. Изменились и обычаи госте¬при¬имства. Однако древние свадеб¬ные и похоронные обряды сох¬ра¬нились и в новое время. Свадебные традиции в известной мере способствовали сохранению се¬мей¬ных ценностей и устоев.
Время всеобщей «уравниловки» диктовали неписаные законы прве¬дения семейных торжеств – многие стремились не показывать своей состоятельности и свадьбы не отличались особой пыш¬нос¬тью, а кафе и рестораны были дос¬тупны небольшой части населения. В то же время в аулах и небольших городах хождение в гости по поводу и без повода было рас¬пространенным явлением.
Конечно, и в советское время были заметны «странности» казахов: допустим, жил человек в саманном доме, а на кладбище возвел мазар из белого кирпича. Такое явление было нередкое и как бы в порядке вещей. Ведь люди жили и живут в соответствии с народной сентенцией: «Өлі риза болмай, тірі байымайды» (живые не богатеют, если умершие недовольны).
Отсюда мазары и обильные садақа (поминки). Отсюда и ас (поминки в годовщину смерти) с кокпарами, конскими скачками, схватками борцов и т.д. Дело дошло до того, что имамы Актобе запретили тратить больше 170 000 тенге на поминки – ведь сейчас проведение поминок в ресторанах зачастую доходит до 500 000 тенге и выше. В последнее время дают ас и через 5-20 лет после смерти родственников. На самом деле, живые не богатеют; вместо планирования будущего взгляды казахов обращены в прошлое – к ушедшим родственникам.
Ярмарка тщеславия: уже коня берут в кредит!
У нас, у простого гражданина, превалирует типичное мышление бедняка, когда человек думает, как бы потратить деньги, а не куда бы их вложить, чтобы получить прибыль или принести общественную пользу.
Такая незатейливая философия жизни приносит зримые плоды. Проведение свадеб и похорон все больше приобретает характер социалистического соревнования: кто богаче и ослепительнее проведет мероприятия. Ныне садақа проводятся в кафе и ресторанах, не говоря о свадьбах. Строительный бум пришел и на кладбища: появились целые мертвые города из мазаров внушительных размеров.
Для сравнения: европеец с достатком в развитой стране (например, в Германии) не живет в двухэтажном особняке, ездит на малолитражке, а не на «вездеходе», свободные деньги вкладывает в акции предприятий, банки, действующий бизнес, обучение детей, самообразование, туризм, лечение либо направит на благотворительность.
А в Казахстане распространилось неизвестное ранее явление: стали чаще брать кредиты на проведение свадеб и похорон. Иногда берут несколько кредитов и потом выплачивают по несколько лет. Если в народной песне поется о том, что казах зарежет ради гостя последнего коня, то ныне этого коня уже берут в кредит.
Неудивительно, что большая часть граждан, не сумевших возвратить кредит, – это те, которые провели различные мероприятия с большим количеством гостей. Некоторые расплачиваются уже после развода; после семейной трагедий и похорон нередко приходят долги. Ведь человека в кабалу долгов вгоняет пресловутый менталитет: чем ты хуже других, проведи достойные похороны для отца или свадьбу для сына!
Расходы на свадьбу сравнимы с целым состоянием. Население в сельской местности зарабатывает немного. С таким трудом заработанные средства можно было бы направить на инвестирование в свое благосостояние: на покупку скота, сельскохозяйственной техники, образование детей и т.д. Однако они уходят в гостеприимство, как в песок: даже в аулах жених и невеста приезжают на арендованных лимузинах!
Свадьбы развивают китайскую, турецкую и др. экономику. Основная часть расходов национальной свадьбы в Казахстане – подарки родственникам. Всевозможные чапаны, костюмы, рубашки и т.д. в основном китайского производства, золотые и серебряные изделия – из Турции, Кыргызстана, России, ковры – турецкие, иранские и т.д. Разнообразная «свадебная» мелочь – китайского производства. Нередко китайский ширпотреб не находит хозяина, и он «кочует» от одной свадьбы к другой.
Многие, увы, живут вопреки законам здравого смысла и экономии. Можно бы смириться с таким расточительством, если оно способствовало бы укреплению семейных уз. Однако статистика говорит об обратном – о большом количестве разводов, не говоря о разбитых о кредит любовных лодках. Огромные деньги для торжеств, подарков сватам, родственникам, приданого невесты и т. д. нередко становятся предметом раздора для будущих родственников.
Если в советское время пышные торжества не поощрялись, то в независимом Казахстане на государственном уровне проводятся помпезные форумы, саммиты, съезды и т.д. Чиновники, бизнесмены, знаменитости ввели моду на проведение увеселительных мероприятий на «миллион долларов» или похорон по «высшему разряду». Эти люди, которые должны по идее подавать пример экономии и культуры общей массе, наоборот, заражают народ своими барскими замашками. Кроме свадеб и похорон баснословные деньги расходуются на приобретение дорогой недвижимости, престижного авто.
Пышные свадьбы и похороны не вытекают из традиционного гостеприимства, которое было необходимо для выживания в степи. Они являются скорее признаком невысокой экономической грамотности, своеобразного самоутверждения в глазах родных, близких, знакомых. Однако необходимо переломить эту скверную тенденцию и направить ее в русло реальной народной экономии, бережливости и благотворительности. Например, представители корейской диаспоры вместо свадьбы дарят молодоженам квартиру.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 26 518