Сегодня сенаторы «пытали» министра по инвестициям и развитию РК Жениса Касымбека по животрепещущему вопросу – как снизить авиационные тарифы и цены на авиарейсы компании «Эйр Астана». Министр не стал долго думать и начал с либерализации авиарынка.
«Для того, чтобы на внутреннем рынке обеспечить снижение стоимости авиабилетов три года назад отменили требование по проведению конкурсов по внутренним авиамаршрутам», - отметил Ж. Касымбек.
По его словам, этот рынок сегодня «полностью либерализован».
«Например, между двумя аэропортами Казахстана может быть сколько угодно перевозчиков. Сегодня в двух направлениях работают по четыре перевозчика - это «Алматы-Шымкент» и «Алматы-Астана». «Алматы-Астана» в неделю, в отдельные дни до 17 полетов осуществляется. И тариф от 11 тысяч тенге - минимальная плата. Это, конечно, «Бэк Эйр», «Qazaq Air» и Scat. У «Эйр Астаны» минимальная стоимость примерно в районе 15-16 тысяч тенге, но для этого за две недели вперед надо покупать», - проинформировал министр малоинформированных сенаторов.
«Если вы покупаете в день в день, то стоимость билета «Алматы-Астана» она превышает 40 тысяч тенге. Поэтому мы стараемся вести конкуренцию и на линии «Алматы-Астана», когда появилось 4 перевозчика, мы сегодня имеем различные тарифы - от 11 тысяч тенге и выше. Конечно, минимальная стоимость - это в ночное время, вечернее, может быть, не самое удобное. Но это те шаги, которые позволили дать возможность пассажиру покупать по различным тарифам билет», - продолжил ликбез министр.
Министр также напомнил и венгерском лоукостере WizzAir.
«Мы начали выпускать на рынок Казахстана международные компании для того, чтобы увеличить конкуренцию. WizzAir заявляет, что в Европу будет с 8 июня предоставлять тарифы по стоимости от 40 евро и выше. Мы предполагаем, что средняя стоимость будет 100 евро и выше, но вероятно, если заранее покупать - за две или за три недели - стоимость билета может быть и 40 евро. Мы открываем рейс на Хельсинки в этом году, открываем рейс на Варшаву. В целом, в рамках работы по ЭКСПО мы в этом году по принципу Open sky (открытое небо) даем возможность с любого города зарубежного до семи рейсов осуществлять полеты в Астану и сегодня мы имеем заявки», - отметил Ж. Касымбек.
По его мнению, «это будет конкуренцией и будет способствовать снижению стоимости».
Что касается структуры авиабилета, то министр напомнил депутатам, что «более 30% - это стоимость керосина. Керосин у нас от 150 до 300 тысяч тенге доходит в различных аэропортах. Первая причина - это наши нефтеперерабатывающие заводы стоят на реконструкции. До конца года реконструкция должна завершиться. Сегодня мы примерно более 60% керосина экспортируем. До конца года этот дефицит будет ликвидирован и, мы считаем, что стоимость керосина в цене билета должна значительно снизиться», - заключил министр.
Интересно, что у нас цены на авиабилеты постоянно высокие, но их объясняют сезонным ремонтом на НПЗ. Да и не понятно, почему при отсутствии керосина, 60% топлива уходит на экспорт. И каким образом дефицит будет ликвидирован – об этом тоже не было сказано.
Экономический обозреватель Денис Кривошеев прокомментировал выступление министра.
«Министр пообещал падение цен на авиаперевозки, за счет падения цен на топливо до конца года, но я бы не стал обольщаться по этому поводу. Он сам говорит, что в стоимости перевозок заправка только 30% процентов, так что если так что если цена снизится на четверть, то билеты, в лучшем случае подешевеют процентов на пять, что хоть и неплохо, но не существенно», - говорит Д.Кривошеев.
По его словам, больше всего претензий вызывают внутренние перевозки, особенно, между двумя столицами.
«Конечно, покупая билеты заранее, можно нарваться на дешевый тариф и слетать в одну сторону за 12-14 тысяч. Но ведь это направление деловое, и решение о поездки не принимается загодя - в большинстве своем это сиюминутное решение из серии: «завтра надо быть». Поэтому, для обеспечения доступности цен, нужно запускать лоукостера, который превратит самолет, по сути, в сверхскоростной трамвай», - считает эксперт.
«Для успеха это должен быть самолет вместимостью 350-400 человек, и частота должна быть чрезвычайно высокой. Например, утром и вечером, с 6 до 9, каждые 45 минут. При этом цена билета может быть фиксирована оператором, например, на уровне от 7 до 10 тысяч тенге билет oneway, в зависимости, например, от времени вылета. Это вполне себе конкурентная цена и для перевозчика, и для пассажира», - уверен Д.Кривошеев.
Еще одна возможность как уменьшить цены на авиабилеты - это, по его мнению, отмена оплаты услуг «Казаэроновигации» для внутренних игроков.
«Компания вполне себе может существовать, оказывая услуги транзитникам или иностранным игрокам, прилетающим в страну. Ну и, конечно, ввести режим открытого неба, о котором говорится последние несколько лет. Именно отсутствие конкуренции привело к плачевным результатам», - добавил он.
«Долгое время, мы жертвовали всем в надежде, что в стерильных условиях, появится компания, которая сможет эффективно обслуживать наши интересы. В результате получили монстра со штатом в 4 тысячи человек, с невероятными операционными расходами, которые вкладываются в стоимость билета и, конечно, монстр этот, борется за сохранения незримой и видимой монополии на рынках. Открытие аэропорта Астаны показало, что в Европу можно летать за 40 евро. Умелое использование Москвы межправсоглашением, открыло путь «Победы» в Алматы, что в конечном итоге позволило не только нам дёшево летать в Москву, но и увеличить количество туристов из Самары и близлежащих городов. Всю зиму на Шымбулаке можно было встретить россиян, которые приезжали «погреться» в наши горы, потому что это стало доступно. Нужно еще вернуть чартерные перевозки. Странным выглядит этот запрет, если мы хотим сделать выездной туризм доступным», - резюмировал Д.Кривошеев.
Альжан Дюсембаев, Матрица.kz
Просмотров материала: 2 867