Таким вопросом задались участники очередного заседания клуба для общения «Медиа-кухня» в Казахстанском пресс-клубе. Его создали специально для творческих и пишущих, готовых делиться своими мыслями и слушать других оффлайн. На этот раз решили поговорить о блогосфере, что это такое в нашем понимании и как с ней жить.
Что греха таить то, блогеры в глазах журналистов возомнили себя писателями и требуют уже профессиональные удостоверения, чтобы их не только в рестораны, но и в министерства пропускали. Блогеры посмеиваются над не свободными журналистами. Хотя репортеры признают, что сегодня их главный источник информации – это соцсети.
Для начала определимся, кто они эти блогеры? Согласно всезнающей Википедии , блогер это владелец личного блога (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Однако эта сфера так стремительно развивается, что с Википедией можно поспорить, что собственно и сделали участники «Медиа-кухни». Сегодня блогеров считают гражданскими журналистами, лидерами мнения и даже СМИ.
- Прародителями блогеров можно считать наших дедов-акынов, которые говорили о том, что думают и давали свою личную оценку происходящему вокруг, - определил журналист Серик Мамбетов, - В более позднее время именно они придумывали анекдоты, писали правду на заборах и стенах в подъездах.
- Я думаю блогеры – это прежние наши читатели, которые звонили к нам в газеты и на телевидение и озвучивали свою гражданскую позицию, сообщали нам информацию, - предположила журналист Наталья Можарова, -Просто сегодня эти наши читатели перешли в социальные сети и стали писать там, а не звонить нам. Единственное, о чем порой забывают журналисты, что тогда на звонках наших информаторов мы строили свои расследования, статьи, а не просто записывали их слова и выдавали в эфир. Сегодня мы видим, как СМИ перепечатывают чей-то пост и выдают его за журналистский материал.
- Да, блогер это не профессионал, им может стать каждый, но надо признать, что сейчас им доверяют порой больше, поскольку аудитория некоторых порой превышает тираж газеты и зрителей телевидения, - рассказал журналист и пиар-специалист Юрий Дорохов, - Хотя прокачка большой информации все-таки проходит через традиционные СМИ. На страницах блогеров размещают более мелкую информацию. К примеру, открылся новый ресторан, в котором необычная расстановка столов, уникальная кухня, стильный дизайн, СМИ это не интересно.
Блогер пишет эмоционально, от себя, он страивает шоу, а журналист делает более глубокие материалы, но не личные, он зависит от редакционной политики. Журналист не ходит туда, куда он хочет, он ходит туда, куда его отправляет редактор, независимо ждут его там или нет. Поэтому раньше грозили СМИ, а теперь чаще интернетом. Но в большинстве случае журналисты и блогеры друг друга на подменяют, их пути не пересекаются, а только дополняют друг друга. Блогеры частично закрывают какие-то неохваченные СМИ темы, а на рынке рекламы заказчики сами решают, через кого им выходить на аудиторию.
- Журналист – это профессионал, если смотреть с точки зрения отдела кадров, блогер в моем понимании имеет право высказываться, как хочет, может писать с ошибками, что они и делают и порой даже не могут структурировать мысль, - высказался директор информационного агентства «Интерфакс-Казахстан» Жандос Зейнешев, - Это такой свободный художник, на многие пресс-конференции отраслевые и серьезные мы не может приглашать блогеров, потому что люди с улицы могут задать неприятный вопрос, исказить информацию от незнания ситуации, нехватки опыта, с ними очень сложно. Качество блогеров еще низкое, чтобы их начали приглашать на серьезные мероприятия. У нас блогеры все-таки - это больше люди, которые кочуют из ресторана в ресторан. Но тем не менее заказчикам, которые работают с медиарынком, все-таки надо перекраивать свои бюджеты и учитывать и эту часть пространства. Ну зачем платить телеканалу, выполнять их технические правила, если я могу обратиться с Алишеру, Ерлану, Жанне, которые быстрее осветят тему и ее увидят их подписчики. К сожалению, у нас не измеряют охват блогеров, как это делают со СМИ, поэтому мы пока не можем понять кто они. Когда у нас будет инструмент расчёта, мы сможем понять, какой вид СМИ – блогосфера.
- Большинство постов, это всего лишь первоисточник для СМИ, - сказал блогер Андрей Андреев, - Финансовый обзор по ним не сделать, но по крайней мере понять обстановку в городе можно. Журналист такие посты берет за основу и прокачивает, а блогеры и не стремятся занимать место профессионалов. Хотя сейчас и среди блогеров есть своя иерархия, приглашают везде ведь только тех, кто о хвалит, а тех, кто критикуют определяют в черный список. Мы уже видим и провластные блогерские организации, такие свои агентства «Хабар» стали появляться только в соцсетях.
Эти обсуждения длились два часа, журналисты и блогеры пытались прийти к общему мнению. Вывод был сделан в лучших традициях советских мультфильмов – жить нам всем надо мирно. Хотя Юрий Дорохов, например, и в конфликте увидел положительный момент:
- Конфликт есть, даже среди журналистов и среди блогеров. Это конкуренция, зависть, человеческие отношения, которые были, есть и буду всегда. И это здорово, потому что конфликты нужны, чтобы журналисты не расслаблялись, а блогеры повышали свой уровень.
- Блогеры стали профессиональнее, это факт, - признала журналист и блогер Жанна Ахметова, - Они стали следить за языком, потому что столкнулись с законом, поняли, что и на них он распространяется. Но я за мир, нам нечего делить, у каждого своя ниша на информационном поле.
На том и разошлись. Жаль только, что самых ярые противники друг друга на эту встречу не пришли, а предпочли и дальше считать чужие гонорары и уровень профессионализма в соцсетях и на кухнях.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 285