Казахстанским учителям скоро нагрянет долгожданное счастье – жить станет легче, жить станет веселей, без бумаготворчества, ну и, наверное, останется время еще для воспитания собственных детей.
Я не спец по IT, но попробую вставить свои пять копеек в эту тему. Год как уже сидящий (как многие считают - сидящий по просьбе родственников) в кресле министр народного образования и не менее народной науки нашей необъятной страны Ерлан Сагадиев обещает революцию в вверенном ему свыше хозяйстве. А революция заключается в том, что учителя теперь не будут…париться и заполнять бумажки, ну а высвободившее время, наверняка, будут использовать для развития самого себя или посвятят своим родным чадам. Что лучше – выбор за ними. А может быть, и то, и другое.
Во главе всего инструментария будущей революции стоят бурно развивающиеся (за бугром, конечно), но иногда посещающие 9-ую часть планеты информационные технологии. Как рассказал тот же революционер г-н Сагадиев на заседании нашего правительства не для народа, речь идет о не совсем понятных (даже казахстанским учителям) 73 информационных системах Министерства образования и науки.
Злые паркетно-репортерские языки вещают, что эти системы будут объединены путем передачи данных в четыре платформы - Национальную образовательную базу данных (вся административная информация по системе образования), электронный дневник (текущая успеваемость, расписание, поурочные планы, вся академическая информация по школам и организациям технического и профессионального образования), единую бухгалтерию всех организаций образования в стране и информационную систему вузов.
Более того, эти 4 платформы будут обмениваться информацией между собой и госорганами. Судя по всему, они тоже будут объединены. Ну как же без объединения им обмениваться – логично же…
По словам министра, для министерства это даст полную автоматизацию. А это значит, как считает глава ведомства, чиновники будут сидеть и пялиться в экран и будут «видеть каждую домашнюю работу, каждую оценку, каждого ребенка, каждый поурочный план учителя».
Эта информация будет доступна не только чиновникам МОНа. Здесь могут порыться (насколько я понимаю в свободном режиме) и акиматовские чиновники, отделов образования, родители.
Не забыто, как уже выше сказано, самое святое для директоров и отделов образования. Да и не только для них. Это – бухгалтерия. Министр хочет видеть каждую проводку каждой школы.
Министр считает, что вот эта вся, простите, бодяга будет контролировать всё – планировать контингент детей, дефицит ученических мест, карту строительства школ и т.д. и т.п. Прямо как «Кибердайн Системс», а министр у нас как Джон Коннор, который сам желает контролировать эту систему, соответственно, будущее. И вот этот пресловутый казахский «Кибердайн» должен осчастливить учителей, как говорит министр, позволит учителям осуществлять онлайн-контроль класса и полностью перейти на безбумажную отчетность.
«Информация больше не будет дублироваться. Для прохождения аттестации вся необходимая педагогическая информация преподавателя за все годы будут в его личном кабинете. Учитель существенно разгрузится», - отрапортовал министр перед премьер-министром.
И если верить министру, эта система кроме всего прочего избавит учителей выхаживать километры по дворам и не будет необходимости 2 раза в год менять обувь.
«У нас более 100 тыс. учителей, которые два раза в год обходят все дворы, собирают фамилии и имена детей, которые собираются в школы. Сегодня этого можно не делать. Все эти данные в этих базах данных есть», - заявил министр.
Родители же, в свою очередь, получают возможность видеть оценки своих детей в режиме реального времени, следить за посещаемостью, домашними заданиями и, в целом, прогрессом ребенка.
«В идеале ID обучающегося также должен находиться в его личном кабинете - все документы, связанные с ребенком, начиная с детсада и заканчивая PhD», - пояснил министр.
Но тут вышла заминочка. Все эти вопросы – база данных, вопросы доступа, наверняка, должны решаться сообща, т.е. с участием министерства внутренних дел, юстиции, минздрава. А вот главы этих ведомств, похоже, не совсем осведомлены об этих «революционных» идеях г-на Сагадиева.
На вопрос премьер-министра в курсе ли министры, те ответили невнятно, что ЗА и что изучат вопрос. Потому, все эти потуги главного учителя страны пока что вилами по воде писаны – мы еще не знаем, с какой стороны ударят по «революции» какие-нибудь кадеты, меньшевики и оппортунисты от вышеназванных раков, щук и лебедей.
Ладно, эти «идейные враги», но как нам быть собственно с тем, чего у нас практически нет – информационными технологиями?! Ну, даже если есть, мы прекрасно представляем в каком они виде и как они работают. Далеко не надо ходить – Е-gov, ресурс по госзакупу, вечно висящая база данных налоговиков и прочие. Даже я - чайник, понимаю, что они сделаны на коленках, но денег государственных потрачено немереное количество.
Да, соглашусь с оппонентами, которые скажут, что придут хорошие программисты и принесут лучшие решения и т.д. Ну а им мы ответим – «А когда будет нормальный интернет в самой захолустной деревне?» Для примера, я еще ни разу не видел, чтобы хоть как-то работала база в нашей аульной поликлинике – медсестра ругают на качество интернета. Я никогда не видел, чтобы какая-нибудь учительница (в школе, конечно) без возмущений и истерик с легкостью бороздила просторы интернета. Где это пресловутое выравнивание города и аула? На деле нет.
Поэтому полагаю, что если не решат вопросы тылов – речь идет о нормальной информационной инфраструктуре, то ничего из этой «революции» не выйдет – прям как буржуазная 1917-го года. Или же опять, насилу будут напрягать самих же учителей. Ну, хотя бы тем, чтобы с собой носили свои же (собственные) флэшки для интернета. Тогда откуда счастье-то учителям?!
Может быть, все-таки для начала подумать, как сделать привлекательной (если уж не авторитетной пока что) профессию учителя – поднять в разы заработную плату – как я уже говорил, минимум до 150 000 тенге, а уж потом думать о качественной и эффективной реализации высокотехнологичных (для большинства учителей – пусть они не обижаются) реформ в системе образования?!
Ну, а я не против, даже ЗА – страна не должна игнорировать достижения науки и техники, а - наоборот.
Не болейте и будьте всегда в авангарде
С уважением, Серик Мамбетов, редактор сайта
P.S. Кстати, если даже на мой (и многих) скепсис наш Кибердайн Систем заработает, то насколько упадут цены на должность директора школы, завуча, приема на работу учителем, приема детей в школу? Но этот вопрос в никуда. Никто не ответит, только народ об этом и будет знать. Всегда.
Просмотров материала: 5 552