АО «Единый накопительный пенсионный фонд» не предоставлял и не будет предоставлять льготные деньги банкам второго уровня, заявил на встрече с членами общественного совета при ЕНПФ начальник управления пенсионных активов департамента монетарных операций Национального банка Нуржан Турсунханов. Деньги вкладчиков размещаются на депозитах БВУ только по рыночным ставкам, заверил он членов совета и рассказал, как Нацбанк намерен увеличить доходность активов фонда.
Перед тем, как рассказать о планах, Нуржан Турсунханов сделал небольшую отчетную презентацию о состоянии дел фонда. На 1 февраля 2017 года в структуре его инвестиционного портфеля самую большую долю по-прежнему занимают государственные ценные бумаги (ГЦБ) занимают - 44%, на втором месте инструменты банковского сектора - 28%, затем бумаги квазигоссектора - 14%, иностранные активы - 12%, прочие активы - 1,8%, деньги - 0,2%. При этом валютная часть составляет 22%, а тенговая - 77,5%.
«Мы хотим довести валютную часть пенсионного фонда до 30%. У нас идут дискуссии относительно их вложения в страны, где мы сможем получить большую доходность, не рискуя при этом сохранностью вложений», - обозначил планы регулятора заместитель председателя Нацбанка Галымжан Пирматов.
В частности Нацбанк намерен выйти на рынки Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии с привлечением зарубежных внешних управляющих, добавил Нуржан Турсунханов.
Совет при Нацфонде и рынок определяют все
Однако, чтобы это произошло Нацбанк должен получить одобрение совета по управлению Национальным фондом (СУНФ). С 1 января 2016 года направления инвестирования средств ЕНПФ определяет именно он, пояснил Турсунханов.
«Без этого документа мы не можем начать работу. Когда нам определили направление, например, обусловленное финансирование квазигосектора и банков второго уровня, совместно с правительством Нацбанк вырабатывает конкретные инвестпредложения с утверждением конкретных сумм», - рассказал он
И по итогам 2016 года, СУНФ одобрил инвестирование 400 млрд пенсионных тенге в обусловленное финансирование квазигоссектора и 200 млрд тенге в обусловленное финансирование МСБ через БВУ.
«Все инвестиции происходят на рыночных условиях: ставки 14-16,5% в зависимости от кредитного рейтинга банка. Льготных денег нет», - подчеркнул Нуржан Турсунханов.
В качестве примера он привел депозит ЕНПФ в «Казинвестбанке». Он тоже был обусловленным и размещался для кредитования МСБ. Ставка по нему составила 16,5%.
Да и вообще, вкладчики ЕНПФ максимально защищены от потерь, добавил он и сделал небольшой экскурс в историю пенсионной системы. В марте 2014 года в результате консолидации 10 существовавших частных пенсионных фондов их активы в размере 4 трлн тенге перешли в управление Нацбанку по текущей стоимости. Но на тот момент каждый фонд имел собственную систему их оценки.
«У кого-то были дефолтные облигации, которые вообще никак не учитывались. После передачи Нацбанк провел единую оценку и по ее итогам возник убыток в размере 90 млрд тенге или 2,2% от общего объема активов. Но они были списаны с инвестиционного дохода на тот момент», - сразу уточнил Нуржан Турсунханов.
По итогам объединения НПФ финансовые инструменты 32 дефолтных эмитентов составляли 161,5 млрд тенге по номинальной стоимости. Спустя три года их число сократилось до 20 компаний, а в суммарном выражении до 40 млрд тенге - это менее 1% от размера активов. Уменьшение задолжности произошло за счет реабилитации этих эмитентов и реструктуризации их долгов, пояснил Турсунханов.
По данным Нацбанка, доходность пенсионных активов под управлением частных пенсионных фондов с 2010 года упала с 4,4% при инфляции в 7,8% до 2,2% (инфляция 4,8%) в 2013 году, когда накопления вкладчиков консолидировали под козырьком ЕНПФ. С 2014 года прибыльность активов возросла с 6,3% (при инфляции 7,4%) до 7,9% (инфляция 8,5%) в 2016 году.
Куда вкладывать деньги?!
Инвестиционные планы Нацбанка получили разную оценку у членов совета.
«Сейчас внутри регулятора происходит конфликт интересов, когда с одной стороны он должен обеспечивать экономический рост и приток денег в экономику. С другой – обязан обеспечить сохранность и доходность активов ЕНПФ. Оптимальным выходом является отречение от правления им. Это должно стать вотчиной частных управляющих компаний. И вкладывать нужно не «в пустые бумаги, а в конкретные проекты», считает экономист Петр Своик.
«И должен быть гарант возвратности этих денег – правительство или государство. Тогда можно будет инвестировать не в бразильские песо, а в казахстанскую железную дорогу. Или если хотите, в канализацию – самое надежное вложение пенсионных денег – так как она находится под государственным тарифным контролем», - предложил Нацбанку экономист. Не важно, куда вкладывают деньги ЕНПФ, в банки или в бумаги «Казахстан ТемирЖолы».
Если будет регулярная отчетность, доверие к управлению, то, как достигнута доходность по пенсионным деньгам, по большому счету вкладчикам будет безразлично, считает экономист Азамат Джолдасбеков.
«И необходимо сконцентрироваться на реальной независимости ЕНПФ, которая снимет многие вопросы. И я предлагаю нанять консультантов, которые разработали бы отчетность понятную широкой общественности и отчетность для профессиональных аналитиков», - озвучил он очередное предложение, которое представители Нацбанка обещали рассмотреть.
Не стоит думать, что Нацбанк управляет деньгами ЕНПФ бесплатно, добавила от себя глава попечительского совета ОО «Финансовая свобода» Ботагоз Жуманова. Согласно аудиторской отчетности фонда, в 2014 году комиссионное вознаграждение Нацбанка составило 26,5 млрд тенге, а в 2015 году уже 59 млрд тенге. И по ее мнению, подобное двукратное увеличение за год – высокий показатель.
В бытность частных НПФ их комиссия за управление была гораздо больше - 15% от инвестдохода и 0,5% от активов, ответила председатель правления ЕНПФ Нурбиби Наурызбаева.
«Когда создали ЕНПФ она была снижена в 2 раза до 7,5%. В последствии постановлением правления Нацбанка комиссия установлена еще ниже – 5,25% и 0,025% от пенсионных активов», - пояснила она.
Анна Карр, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 835