В столице начал работу Совет по устойчивому развитию города Астаны и Астанинской агломерации. Новая структура создана распоряжением акима Астаны Асета ИСЕКЕШЕВА. Сегодняшним гостем «Вечерней Астаны» стал заместитель председателя Совета по устойчивому развитию города Астаны и Астанинской агломерации Талгат АБДИЖАППАРОВ, с которым мы беседуем о целях и задачах вновь созданного органа.
- Талгат Кайырбаевич, расска-жите, пожалуйста, для чего создан совет.
- Совет - это консультативно-совещательный орган при акиме города Астаны, председателем которого является Асет Орентаевич. Главные задачи совета - содействие в реализации Стратегии устойчивого развития города Астаны и Астанинской агломерации, поиск решений по комплексным проблемам, стоящим перед городом и городскими службами, разработка предложений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инвестиционной привлекательности и экономического потенциала города.
Понятие «устойчивое развитие» включает в себя пять блоков: экономическая устойчивость, экологическая устойчивость, устойчивая инфраструктура, энергетика и инновации, социальная устойчивость, конкурентоспособность и стратегическая устойчивость. В совет вошли 63 эксперта по всем этим направлениям: представители акимата и городских структур, опытные отечественные и международные специалисты, представители крупных мегаполисов мира - городов-побратимов Астаны.
- К чему столица стремится в своем развитии?
- Глава государства Нурсултан Назарбаев придает особое значение развитию Астаны. Перед властями столицы он поставил задачу по превращению города в самодостаточный мегаполис, современный урбанистический центр Шелкового пути. Все развитые страны и крупнейшие мегаполисы мира принимают программы по устойчивому развитию. Это видение того, как гармонично вписаться в глобальную экономику, быть конкурентоспособными и повышать качество жизни своих граждан.
Вы сами знаете эти города: Берлин, Барселона, Амстердам, Дубай. С точки зрения логистики, Астана имеет очень выгодное расположение. Есть такая поговорка: «Все пути ведут в Рим», в нашем случае можно сказать, что «Все пути ведут в Астану и исходят из нее». В рамках программы «Нұрлы жол» Глава государства заложил все возможности для дальнейшего становления столицы в качестве крупнейшего логистического центра Евразии: открываются дополнительные воздушные сообщения, строятся новые дороги, в ближайшее время будет сдан в эксплуатацию еще один железнодорожный вокзал, расширяется воздушная гавань города - аэропорт.
Драйверами роста Астаны, благодаря которым она может успешно развиваться, являются такие направления, как международная дипломатия и туризм. Сам туризм может подразделяться на этнотуризм, медицинский туризм, деловой туризм и другие сектора. Уже сегодня Астана является узнаваемым брендом во всем мире.
Если вы спросите за границей «С чем у вас ассоциируется Казахстан?», то увидите, что многие связывают нашу страну с двумя понятиями - Назарбаев и Астана. Наша столица стала площадкой для проведения очень серьезных международных саммитов, форумов, на днях здесь состоялась международная встреча по урегулированию cирийского конфликта. Все мировые СМИ освещали мирную инициативу Астаны.
Очередной точкой роста для столицы должна стать Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017». Ожидается приезд высоких гостей, большого количества туристов, перед всеми городскими службами встают очень серьезные задачи по обеспечению комфорта и безопасности визитеров.
- Какова роль Международного финансового центра Астаны в развитии столицы?
- Уже в октябре на территории ЭКСПО-2017 начнет свою деятельность МФЦА, администрация которого в данный момент занимается привлечением инвесторов и международных финансовых институтов для работы на его территории. МФЦА - это финансовый хаб, после проведения выставки вся инфраструктура на ее территории, а также все объекты, созданные для приема гостей, будут адаптированы и эффективно использованы для делового туризма.
- Расскажите подробнее о перcпективах создания Астанинской агломерации.
- Как вы знаете, Правительством республики по поручению Главы государства принята программа развития агломераций, их четыре: Астанинская, Алматинская, Шымкентская, Актюбинская. Мы хотели бы, чтобы совет в дальнейшем стал неким драйвером роста Астанинской агломерации. Она должна стать показательной устойчивой системой, примером в развитии казахстанских агломераций.
Мы ее видим самодостаточной, умеющей справляться с такими вызовами современности, как транзит потоков, грузов, товаров и людей, внутренняя миграция, продовольственная безопасность, развитие аграрного пояса, проблемы малых городов, городов-спутников, урбанизация, уплотнение количества жителей в центре мегаполиса и решение проблем окраин. Также советом обсуждается вопрос более просчитанного и выверенного развития города и его окраин.
Предполагается, что вдоль железных дорог будут развиваться логистические хабы и размещаться объекты индустриализации, строиться большие складские помещения, разветвленная сеть тупиков. Отдельным направлением создания агломерации может стать развитие индивидуального жилищного строительства по программе «Нұрлы жер». Сейчас в городе нет резерва для выделения 10 соток в рамках программы, но он может появиться, если к городу будут присоединены новые территории и к ним проложены центральные коммуникации, создана инфраструктура. На этот счет мы будем проводить исследования с экспертами и совместно с Министерством национальной экономики.
- Какие конкретные проекты уже реализованы советом?
- Я хотел бы отметить, что совет является дополнительным инструментом акима, который призван не мешать городским структурам, а помогать, дополнительно усилить работу и выстроить четкие коммуникации с горожанами. Надо понимать, что главный заказчик госуслуг - это житель города Астаны. Поэтому мы намерены установить коммуникации между акиматом и населением, чтобы постоянно держать руку на пульсе общественного мнения.
Выстраивание коммуникаций с горожанами мы начали с проведения общественных слушаний. По поручению акима столицы советом уже проведены общественные слушания по развитию общественного транспорта Астаны и проблемам деятельности кооперативов собственников квартир и обслуживающих организаций, состоянию жилищного фонда столицы.
Вы знаете, что в столице начато реформирование сферы пассажирских перевозок. По этой сфере в акимат поступало очень много жалоб и предложений от горожан. 11 января прошли общественные слушания со всеми заинтересованными сторонами - горожанами, неправительственными организациями и городскими службами. На них была презентована Программа развития общественного транспорта на 2017 год, в которой обозначены основные перспективы и направления развития.
Мероприятие вызвало большой общественный резонанс. Пришло очень много жителей, общественные слушания впервые транслировались в Facebook в прямом эфире. Только посредством этой социальной сети от астанчан было получено порядка 200 вопросов.
Помимо этого, до 1 февраля астанчане могут отправлять свои предложения касательно программы развития общественного транспорта и в целом свои предложения по реформированию этой системы на наш электронный адрес.
Также прошли общественные слушания по проблемам КСК. На сегодняшний день на территории Астаны зарегистрировано 419 КСК и других обслуживающих организаций. В 2016 году в жилищную инспекцию столицы поступило более 3 тысяч обращений физических и юридических лиц относительно работы КСК. Из поступивших обращений около 50% - жалобы на отсутствие финансовой прозрачности КСК, более 30% - о слабом техническом состоянии жилых домов и 20% владельцев квартир жалуются на полное бездействие руководителей КСК по содержанию общего имущества.
Для повышения прозрачности деятельности обслуживающих организаций акимом Астаны было дано поручение АО «Астана Innovations» по созданию унифицированной программы, которая бы позволила жителям контролировать расходы КСК онлайн. На прошедших слушаниях была частично презентована программа «е-КСК».
В рамках проекта предполагается охватить не менее 300 городских КСК. Новое приложение позволит жителям онлайн просматривать отчеты КСК, обмениваться информацией и мнениями с соседями. Хотел подчеркнуть, что общественные слушания прошли, но обращения и жалобы горожан по работе КСК будут приниматься до 15 февраля.
По итогам слушаний сложилось впечатление, что в городе не активны НПО, занимающиеся профильными вопросами, экспертизой качества пассажирских перевозок, дорожной инфраструктурой, а также НПО, специализирующиеся на проблемах КСК. Пользуясь случаем, через вашу газету приглашаю к сотрудничеству городских экспертов, чтобы такие острые вопросы решались системно.
В дальнейшем эту работу компетентно и последовательно продолжит специально созданное для таких коммуникаций Бюро городских решений. Помимо общественных слушаний, советом будут проводиться «круглые столы» и конференции, а также использоваться другие формы взаимодействия с гражданами. Только вместе с активными и инициативными жителями столицы возможно выполнение главного поручения Главы государства по улучшению качества жизни всех астанчан
Мансия Сакенова, Вечерняя Астана
Просмотров материала: 6 360