Два дня назад Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на республиканских телеканалах заявил, что Казахстан вошел в число 50 успешных стран. А буквально через день в рамках Всемирного экономического форума (WEF) был представлен доклад «Индекс глобальной конкурентоспособности 2016-2017» (The Global Competitiveness Index 2016–2017), в котором отмечается, что Казахстан потерял 11 строчек в рейтинге, выбыл из списка 50 конкурентноспособных стран мира и занимает на сегодняшний день 53-ю позицию. Вопрос: кто подставляет президента?!
Немного информации из вышеназванного отчета. Отмечается, что по сравнению с прошлым годом, Казахстан значительно потерял позиции в рейтинге в большей степени из-за ухудшения показателей государственного бюджета, связанного с потерей дохода от экспорта нефти, но в то же время достигнут прогресс по фактору «Инновации».
Соседями Казахстана по рейтингу в 2016 году стали Руанда (52-ое место) и Коста-Рика (54-ое место). Из постсоветских государств в 50-ке удержались только Азербайджан и Россия, причем обе страны улучшили результаты прошлого года. Азербайджан поднялся на 37 место, поднявшись на три строчки, а РФ поднялась на 2 строчки, заняв 43 место.
Страны СНГ расположились в следующем порядке: Грузия – 59-е, Таджикистан – 77-е, Армения – 79-е, Молдова – 100-е, Кыргызская Республика – 111-е места. Украина также потеряла позиции, опустившись с 79-го на 85-е место в этом году.
А первая тройка самых успешных стран осталась неизменной: Швейцария, Сингапур и США. Китай стабильно удерживается на 28 месте. Замыкает рейтинг Йемен.
Также отмечается, что The Global Competitiveness Index составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Что такое «Качество институтов» в Казахстане?! Мы знаем состояние институтов развития с серыми схемами отъема государственных средств, мы знаем институт государственного управления – абсолютно неэффективный и зачастую вредный, мы знаем такой институт, как судебная система или полиция. Говорить об этом - лишняя трата времени, потому как о том, как работают все эти институты, осведомлен практически каждый казахстанец.
«Инфраструктура»?! Хорошо, что мы еще построили дорогу Западный Китай-Западная Европа, плюс железку проложили от Жезказгана до Бейнеу и дальше до туркменской границы. Газопровод для населения провели через Кызылординскую область, да и то не все мои земляки получили себе в дом газ. А об обеспечении северных областей голубым топливом говорить вообще не приходится – как в свое время заявил глава «Казмунайгаза» (по моему еще в бытность министром), мол, это затратно и не выгодно.
Простите, кому не выгодно? Казмунайгазу? Не выгодно менеджерами нацкомпании, получающим нехилые зарплаты? А ли выгодно продавать газ почти за бесценок за границу?
А вода, свет для населенных пунктов? А поливная вода для сельчан и фермеров? Года два назад пытались отмыть 1,5 трлн тенге в деле обеспечения водой села и сельскохозяйственные угодья – где деньги и где вода, господа?
А «Макроэкономическая стабильность»? Я не экономист, но, как мне кажется, эта работа свелась лишь к тому, чтобы запускать или останавливать печатный станок, а между делом выбрасывать на рынок валюту и их же выкупать. Причем, я очень подозреваю, что на этом кто-то зарабатывает, но только не экономика страны. Если не так, пусть специалисты поправят.
Идем дальше - «Здоровье и начальное образование». Стоит ли об этом говорить? Ежедневные скандалы в медицинских учреждениях, в школах говорят сами о себе.
«Высшее образование и профессиональная подготовка». Всем нам известно, что высшее образование в нашей стране превратили в контору по продаже дипломов. Разные цвета – разные цены. Качество знаний, обучения задвинуты на самую дальнюю полку. В лучшем случае, мы без оглядки бежим за не самыми лучшими международными стандартами, привнеся суматоху и хаос в наше образование. Бумаги, отчеты, критерии, неадекватные и порой глупые требования для учащейся молодежи, начинающих ученых. А ставка в 5, а то и более тысяч долларов за получение степени PhD? И мы ведь уже привыкли к этому!
Вот эти два критерия как «Эффективность рынка товаров и услуг» и «Эффективность рынка труда» можно увидеть на примере рынка Алтын-Орда и пятачка рядом с ним, где собираются безработные в поисках халтуры. Не более. Кто не согласен – предъявляйте.
Что можно говорить о «Развитости финансового рынка», если у нас нечего предложить рынку кроме государственных бумаг? А ведь главнее вопрос ПОЧЕМУ не можем предложить?! Да потому что ЗАЧЕМ?! При неработающей (или полубандитской) судебной системе, с одной стороны, и получении «гарантированных» через агашек госзаказов с другой, ЗАЧЕМ нужны ценные бумаги?! Финансовый рынок – это просто место банального перекачивания государственного бабла в частные карманы. Не более. Особенно, это видно на примере ЕНПФ.
А о таких критериях как «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал» давайте лучше уж помолчим. Ну разве что привести в пример российские «тазики». Это технологично?
Хотя, по последнему критерию - «Инновационный потенциал», в котором больше занята молодежь, у нас вроде есть кое-какие подвижки, но на микроскопическом уровне, которые ни на что не влияют. Так что вся надежда на них.
Не болейте, не падайте в рейтингах и не подставляйте президента
С уважением, Серик Мамбетов
редактор сайта
Просмотров материала: 5 927