Взаимным жалобам КСК и собственников квартир нет конца и края. Только в Астане их количество ежегодно увеличивается на несколько тысяч. Если в 2014 году их было 12 тысяч, в 2015 - около 13 тысяч, то в 2016 году - в столичную диспетчерскую службу «109» поступило почти 16 тысяч жалоб жилищно-коммунального характера. Корреспондент МИА «Казинформ» попытался выяснить, сможет ли новый закон о жилищных отношениях, разрабатываемый в Министерстве национальной экономики, решить хотя бы часть накопившихся вопросов.
Главный вопрос - куда уходят деньги?
Одной из главных проблем как для жителей, так и для обслуживающих организаций, является вопрос установления тарифов за услуги.
Версия КСК
Председатели КСК жалуются, что собираемых средств не хватает на все нужды дома, особенно острой стоит проблема уборки дворов в зимний период. Плюс ко всему, часть собственников квартир не оплачивает услуги КСК. К примеру, в Астане их процент достигает 30.
«По объекту кондоминиума нам положено убирать 5 метров от фундамента дома, но есть еще проезжая часть, и мы не можем ждать, когда приедет подрядная организация от акимата. Нам приходиться нанимать транспорт (трактор). Один час стоит в пределах от 6 тысяч до 8 тысяч, это уже кто как договорится. За три часа - уже 18 тысяч. Самый минимальный тариф - 30 тенге (за квадратный метр - прим. авт.), есть даже 25 тенге. На что их хватит?» - поделилась председатель столичной Ассоциации КСК района Алматы Бакарам Кусаинова.
Такая же проблема актуальна и для другого крупного города Казахстана - Алматы. Ассоциация КСК уже пробовала просить акимат взять на себя ответственность по уборке придомовых территорий. В администрации города каждый раз отвечают одинаково: сбор денег на уборку должен производиться на общем собрании.
«Например, в турксибском районе есть 8-квартирные домики, а вокруг домика на полгектара участок, который нужно убирать. Где найти дворника, который будет мести за зарплату в 30 тысяч? Нет таких», - рассказал начальник юридической службы Ассоциации КСК Алматы Аркадий Рубцов.
По словам представителей ассоциаций КСК, деньги уходят не только на домовые нужды, такие как замена лампочек, уборка подъездов и выплату зарплат. Определенная часть денег перечисляется в банки второго уровня на накопительно-сберегательные счета.
«Допустим, в КСК 100 домов, 200 счетов. И ему нужно как минимум три бухгалтера, чтобы вести только этот счет, административные издержки растут, банки требуют деньги за обслуживание каждого счета, а это по 2000 в месяц. Считайте, 200 счетов по 2000 в месяц - эти деньги я трачу не на ремонт, а отдаю банкирам. Если я их не отдам, меня будут штрафовать. А на жильцах это никак не сказывается, кроме того, как им нужно отдавать деньги», - уточнил А.Рубцов.
Отсюда вытекает нехватка средств на проведение капитальных ремонтов домов.
Мнение жильцов
Жильцы, в свою очередь, утверждают, что не видят результатов работы КСК и отчетов за потраченные средства и задаются вопросом: «за что мы платим?».
К примеру, в Астане стоимость услуг КСК в основном колеблется от 25 до 165 тенге за один квадратный метр, средняя цена - это 40-65 тенге. Астанчане также дополнительно платят за услуги сантехников, электриков, видеонаблюдение, консьержек, домофоны и лифты.
Кроме того, по словам горожан, КСК сдают в аренду нежилые помещения и технические этажи. И эти деньги тоже не всегда расходуются прозрачно. Некоторые обслуживающие организации повышают тарифы без ведома жильцов.
Так, собственники квартир в ЖК «Алатау» несколько раз доказывали незаконность повышения цен. При сдаче дома в эксплуатацию им удалось снизить их с 60 тенге до 40 за жилые помещения и до 80 тенге - за нежилые. Вскоре жителей оповестили о ценах 82 тенге за жилые помещения, и 122 тенге - за нежилые. После возмущений тариф на обслуживание жилых помещений был снова определен в размере 40 тенге. Но стоило им утихнуть, как в КСК снова повысили тариф, на этот раз - до 65 тенге за квадратный метр.
«Для меня это 8320 тенге ежемесячно + 2250 тенге за пользование лифтами. При этом качество услуг не улучшилось. Надо отметить, что жилых помещений в доме - 35 078 кв.м., а нежилых - около или более 40 тыс. кв.м. От жителей скрывается информация: сколько поступает средств за эксплуатационные услуги, именно от собственников ВП (встроенных нежилых помещений). Даже следователю отказали в предоставлении этой информации. С теми, кто не согласен с новым тарифом, поступают очень просто: через суд заставляют выплачивать. Ну, а тех, кто жалуется на самоуправство и неправомерность действий ТОО, привлекают через частные жалобы в уголовном порядке, как за клевету в отношении юриста застройщика», - поделилась жительница Балкия Бисенгалиева.
Другой жительнице Астаны Айгуль Сандибек несколько лет назад пришлось на собственные средства починить протекающую крышу. «С потолка текла вода, ставила тазики. Эта «монотонная музыка» и ужасный вид комнаты просто удручал. Домоуправ качала головой, но никаких действий по сбору средств с жителей не предпринимала. Однако спустя некоторое время в подъезде устроила несогласованный ремонт. И цену предъявила - 8 тысяч с квартиры. В итоге «расколупала весь подъезд», и жильцам за свой счет пришлось привести его в порядок. А крышу я починила за свой счет. Спрашивается, за что я должна платить домоуправу, если я понесла расходы, и он ничем мне не помог?» - спрашивает она.
Как его решить?
А пока жильцы спорят с КСК, состояние жилых комплексов ухудшается. Яркий пример тому элитный ЖК «Северное сияние» в деловом центре Астаны. Дом бизнес-класса, поразивший своей архитектурой и ставший одним из достопримечательностей левого берега, превратился, как говорят собственники квартир, в «бомжатник».
Рабочая группа по разработке концепции нового закона предлагает установить «потолок» цены на услуги КСК. В Ассоциации КСК Алматы считают, что, возможно, действительно стоит установить минимальный порог в зависимости от региона: то, что возможно для Алматы и Астаны, будет невозможным для менее крупных городов.
Бакарам Кусаинова выразила мнение, что никакие законы не смогут помочь, пока люди сами не придут к взаимодействию.
«У дома есть члены правления из числа жителей, они должны сесть со своим председателем составить смету: это фонд зарплаты, налоговые платежи и так далее. Вместе нужно сесть и составить тариф на один квадратный метр. Это должна быть общая работа. Жители же нанимают на работу председателя, это выборная должность. И совместно должны решать проблемы своего дома (...) Проблема тут не в законах, не в правилах, а в самих людях. Это, прежде всего, взаимопонимание между жителями и обслуживающей организацией. Любой вопрос нужно решать совместно», - сказала она.
Стоит ли надеяться на законодательные изменения?
По мнению Аркадия Рубцова, новый закон не сможет кардинально изменить ситуацию, так как этим вопросом занимаются непрофессионалы. Среди чиновников очень большая текучка кадров, и ни один из них не задерживался на достаточное количество времени, чтобы вникнуть в проблемы на 100%.
В Министерстве национальной экономики сообщили, что в рабочую группу вошли представители МНЭ, ассоциаций КСК, общественных организаций, управляющих компаний, собственников квартир. По итогам работы законопроект будет размещен в Интернете для публичного обсуждения.
Просмотров материала: 5 653