Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
Председателю Национального Банка
Республики Казахстан
Акишеву Д.Т.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемый Данияр Талгатович!
По информации пресс-службы Алматинского городского суда, правоохранительными органами арестованы на два месяца руководители Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) связи со сделкой по приобретению облигаций “Бузгул Аурум”.
В Национальном банке отмечают, что данная сделка проводилась за счет собственных активов фонда, а не средства вкладчиков, то есть причин для беспокойства нет. Однако коммунисты считают такую постановку вопроса недопустимой. ЕНПФ является полностью государственной структурой. Он зарабатывает комиссионное вознаграждение исключительно за счет средств, вносимых вкладчиками. Вся его хозяйственная деятельность возможна лишь за счет наличия капитала, сформированного трудом населения. В этой связи вся деятельность фонда, в том числе управление так называемыми собственным активами, должна быть полностью подотчетны обществу.
В то же время в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» не регламентируется порядок формирования и использования собственных средств ЕНПФ. По данным фонда, только за 11 месяцев 2016 года его общее комиссионное вознаграждение составило 55 миллиардов 651 миллион тенге. Полагаем, что это слишком большая сумма для того, чтобы выводить ее из-под общественного контроля.
В соответствии с постановлением Правления Национального банка от 20 октября 2015 года №189, комиссионное вознаграждение ЕНПФ на 2016 год установлено в размере 5,25% от суммы инвестиционного дохода. Таким образом, оно должно было составить 28 миллиардов 350 миллионов тенге. Однако вознаграждение от инвестиционного дохода ЕНПФ указано в сумме 41 миллиард 28 миллионов тенге, то есть 7,6% от инвестиционного дохода.
Кроме того, фонд получает вознаграждение в размере 0,025% в месяц от суммы пенсионных активов, что за 11 месяцев прошлого года составило 14 миллиардов 622 миллиона тенге. Вызывает вопросы обоснованность подобного вознаграждения за сам факт наличия активов. За что оно начисляются фонду, который итак получает комиссионные за управление активами?
Утверждена инвестиционная декларация ЕНПФ, которая является формализованным документом. В то же время не опубликована инвестиционная стратегия, где бы указывалось, в какие сектора экономики и с какой целью будут вкладываться пенсионные средства, как будет выстраиваться структура активов.
В настоящее время ЕНПФ является крупнейшим в стране инвестором. В то же время совершенно не обозначена его роль для отечественной экономики. В результате мы видим, что принимаются бессистемные решения об инвестировании его активов, которые используются для затыкания дыр в бюджете государства, квазигосударственного сектора и, как показали события с ТОО “Бузгул Аурум”, частных компаний.
Отсутствие последовательной инвестиционной стратегии является следствием отсутствия системного видения долгосрочного развития пенсионной системы в целом.
Фактически, заморожено решение ключевых проблемных вопросов.
Во-первых, не обеспечен полный охват населения накопительной пенсионной системой. По данным ЕНПФ, число счетов вкладчиков по индивидуальным взносам на 1 декабря насчитывало 9 миллионов 626 тысяч человек. В то же время количество занятого населения страны составляет 8 миллионов 484 тысячи человек, всего экономически активного населения – 8 миллионов 932 тысячи человек. Очевидно, что число счетов не отвечает реальному уровню участия граждан в накопительной пенсионной системе, и по этому вопросу должна иметься четкая картина.
Во-вторых, у тех граждан, которые участвуют в системе, сумма накоплений недостаточна для обеспечения приемлемого уровня жизни по достижении пенсионного возраста. На 1 декабря 2016 года размер накоплений по обязательным взносам составлял 6 триллионов 536 миллиардов тенге. То есть средний размер по одному счету – всего 680 тысяч тенге. На фоне снижения реальных доходов населения очевидно, что накопление достаточных сумм для большинства людей будет недостижимо.
Введение обязательных пенсионных взносов с работодателей частично компенсирует потенциальный дефицит средств, но принципиально не решит проблему, поскольку она вызвана низким уровнем доходов занятого населения.
Коммунисты считают недопустимо легкомысленным отношение Национального банка и Правительства к надеждам наших граждан на достойную старость. Считаем в сегодняшних условиях необходимым:
Регламентировать на законодательном уровне деятельность ЕНПФ по управлению собственными активами. Полагаем, что это возможно сделать в рамках отдельного закона «О едином накопительном пенсионном фонде», в котором также должно быть предусмотрено создание органа, представляющего коллективные интересы вкладчиков.
Предусмотреть разработку инвестиционной стратегии ЕНПФ на уровне не только Национального банка, но и Правительства с отражением задач развития отечественной экономики, которые должно решать вложение пенсионных средств.
Так же просим предоставить информацию:
в каком объеме и по какой ставке начислялось комиссионное вознаграждение ЕНПФ по инвестиционному доходу в 2016 году.
какое количество казахстанских граждан не являются реальными участниками накопительной пенсионной системы, не имеют счетов, либо имеют счета, но не делают на них постоянные взносы. Какие меры предпринимаются для решения этой проблемы.
Так же просим предоставить расчеты:
каково соотношение между имеющимися пенсионными накоплениями граждан и средствами, которые будут необходимым для их пенсионного обеспечения,
каков предполагаемый дефицит средств ЕНПФ к моменту начала массовой выплаты пенсионных взносов.
С уважением,
Депутаты фракции «Народные коммунисты»
А.Конуров
Ж.Ахметбеков
Г.Баймаханова
Т.Сыздыков
М.Магеррамов
И.Смирнова
Просмотров материала: 4 729