22 декабря 2016 года Президентом подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Требования о регистрации по месту жительства являются общемировой практикой. В Казахстане учет населения по месту жительства и временного проживания также всегда был предусмотрен законодательством:
- Положение о паспортной системе в РК (ППРК от 05.04.1993г. № 256);
- Правила документирования и регистрации населения (ППРК от 10.07.2000г. № 1063);
- Правила регистрации внутренних мигрантов (ППРК от 01.12.2011г. № 1427).
Действующее законодательство уже предусматривает обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства. Такая обязанность установлена Законом «О миграции населения» (статья 51 пункт 2 подпункт 1). За проживание без регистрации установлена административная ответственность (статья 377 КоАП РК от 2001 года, статья 492 действующего КоАП РК).
Вместе с тем, отсутствует обязанность владельцев жилья обеспечить регистрацию проживающих у них лиц. Указанный Закон устраняет этот пробел в законодательстве. При этом вводится административная ответственность хозяев за проживание граждан в принадлежащем им жилье без регистрации (статья 493 части 5, 6). Такой подход, полагаем позволит, не только решить проблемы «резиновых квартир», но и снимет проблему проживания без регистрации. Одновременно с 3 до 1 месяца сокращается срок проживания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение.
Согласно Правилам регистрации внутренних мигрантов (п.13 постановления Правительства РК от 01.12.2011г. № 1427), внутренние мигранты, прибывшие на временное жительство сроком свыше трех месяцев, берутся органами внутренних дел на учет по месту временного проживания.
То есть учет по месту временного пребывания гражданина ведется, но законодательно обязанность гражданина зарегистрироваться по месту жительства закреплена не была.
Сейчас Законом, в целях устранения правового пробела в Законе «О миграции населения» (ст.1) дается определение понятию «место временного пребывания (проживания)» и устанавливается обязанность регистрироваться и по месту временного пребывания (ст.51 Закона «О миграции населения»).
Кроме того, областные маслихаты наделяются правом утверждения Правил регулирования миграционных процессов, которые будут учитывать особенности миграционной ситуации в регионах. При этом они будут разрабатываться на основе Типовых Правил, утверждаемых Правительством.
Основной задачей регистрации является мониторинг процессов внутренней миграции, учет количества проживающих граждан для определения потенциала развития каждого населенного пункта при разработке государственных и региональных программ развития территории. На основании этих расчетов планируется создание рабочих мест, строительство школ, больниц, развитие инженерно-технической инфраструктуры.
Место регистрации гражданина является его юридическим адресом, по которому ведется налоговый, воинский и другие виды учетов.
Сведения о регистрации из информационной системы МВД в режиме реального времени поступают в Государственную базу данных «Физические лица» (администратор – МЮ), доступ к которой имеют 15 государственных органов. Это дает возможность получения актуальной информации о месте жительства граждан. Наличие этих сведений в электронной базе данных также освобождает граждан от необходимости сбора и предоставления справок при получении государственных услуг.
Так, сведения о регистрации используются подразделениями Минобороны для воинского учета, ЦИК для составления списков избирателей по округам, МЗСР при обращении в органы здравоохранения, выплате социальных пособий и других выплат, МЮ при регистрации актов гражданского состояния, недвижимости и др., МНЭ для учетов органов статистики, МФ для налогового учета, МОН при распределении мест в организации дошкольного, среднего образования, другим вопросам, сведения о регистрации лиц используются также в других сферах государственными органами и организациями.
Необходимо отметить, что институт регистрации не ограничивает права на свободное передвижение и соответствует международной практике. В той или иной форме учет населения ведется в большинстве государств, так как от этого зависит планирование экономической и социальной политики.
К примеру, в ряде постсоветских государств, таких как Российская Федерация, Латвия, Литва, Молдова, Эстония, Грузия ведется Единый регистр населения и предусмотрен обязательный явочный порядок регистрации.
В ФРГ регистрация производится муниципальными службами в течение двух недель после прибытия на новое место жительства. За несвоевременное сообщение о въезде или выезде из квартиры, либо использование чужого адреса предусмотрен штраф в размере от 1 до 50 тысяч евро.
В Австрии для регистрации места жительства в полицию представляются документ, удостоверяющий личность, и договор об аренде либо покупке дома.
В Бельгии адрес гражданина заносится на идентификационную карту удостоверения личности после подачи гражданином в ратушу заявления о переезде.
Аналогичные процедуры имеются и в других странах Европейского Союза.
В Израиле регистрация осуществляется в городских и окружных отделениях МВД. При этом гражданину выдается вкладыш в удостоверение личности, где указан заявленный адрес.
В Южной Корее регистрация в местных органах власти необходима для получения доступа к государственным услугам, включая образование.
Процедура регистрации места жительства граждан нашей страны соответствует ведущим мировым стандартам.
В целях упрощения условий и порядка регистрации, в том числе для социально уязвимых слоев населения, МВД приняты следующие последовательные меры:
- регистрация оформляется в день обращения,
- не требуется предварительного снятия с регистрационного учета с прежнего места жительства, регистрация и выписка с прежнего адреса производится автоматически,
- имеется возможность он-лайн регистрации через Портал электронного Правительства,
- для лиц без определенного места жительства предусмотрена регистрация в центрах социальной адаптации и реабилитации,
- при отсутствии у лица документов, удостоверяющих личность, либо их утрате и непригодности, регистрация предусмотрена по временному удостоверению личности,
- регистрация носит уведомительный характер и не ставится в зависимость от каких-либо условий.
Регистрация граждан по месту их постоянного жительства либо временного пребывания осуществляется органами внутренних дел в центрах обслуживания населения (ЦОН) в автоматизированном режиме в момент обращения (график приема граждан в ЦОНах: с понедельника по пятницу – с 9.00 до 18.30час. без обеденного перерыва, в субботу с 9.00 до 13.00час.).
На сегодня для регистрации необходимы следующие документы: согласие владельца жилья, его удостоверение личности (личное присутствие обязательно), удостоверение личности регистрируемого и квитанция об уплате госпошлины за регистрацию по месту жительства в размере 226,9 тенге.
Более того, по новым удостоверениям личности с «чипами» производится только перезапись юридического адреса без замены самого удостоверения личности.
Вместе с тем, зарегистрироваться граждане могут не только в ЦОНах, но и посредством портала электронного правительства (ПЭП), оформив электронный запрос и заверив его своей электронной цифровой подписью, оплатив госпошлину через платежный шлюз электронного правительства (ПШЭП). Только за этот год посредством ПЭП зарегистрировано более тысячи граждан РК.
Также хотелось бы отметить, что регистрация гражданина в жилом помещении не определяет право претендовать на жилище и не является основанием для приобретения права собственности.
Заключая определенные сделки (например, договор аренды) собственники могут передать временному жильцу право владения и пользования жильем. Однако, такие права не влекут возникновения права собственности у арендатора, если только договор аренды не предполагал перехода недвижимости в его собственность.
Полагаем, что предусмотренные данным Законом поправки позволят усилить контроль за внутренней миграцией и повысить эффективность деятельности органов внутренних дел по регулированию миграционных процессов.
Размеры штрафов:
2269 тенге х 7 МРП = 15 883 тенге
2269 тенге х 13 МРП = 29 497 тенге
2269 тенге х 10 МРП = 22 690 тенге
2269 тенге х 15 МРП = 34 035 тенге
2269 тенге х 25 МРП = 56 725 тенге
2269 тенге х 50 МРП = 113 450 тенге
«Статья 492. Проживание в Республике Казахстан без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность
1. Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком от десяти календарных дней до одного месяца - влечет предупреждение.
2. Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком свыше одного месяца -
влечет штраф в размере семи месячных расчетных показателей.
3. Деяние, предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф в размере тринадцати месячных расчетных показателей.
4. Постоянное проживание в Республике Казахстан иностранца или лица без гражданства без регистрации по постоянному месту жительства либо без вида на жительство или без удостоверения лица без гражданства либо по недействительному виду на жительство, удостоверению лица без гражданства сроком свыше десяти календарных дней, а также несвоевременное извещение органов внутренних дел об утере паспорта, вида на жительства либо удостоверения лица без гражданства - влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
Примечание. Требования части первой настоящей статьи о проживании граждан Республики Казахстан без регистрации по месту временного пребывания (проживания) не распространяется на временных жильцов, проживающих сроком до одного месяца по месту временного пребывания (проживания).
Статья 493. Допущение собственником жилища или другими лицами, в ведении которых находятся жилища, здания и (или) помещения, регистрации физических лиц, которые фактически у них не проживают, либо непринятие мер по снятию с регистрации физических лиц, зарегистрированных и не проживающих в жилищах, зданиях и (или) помещениях, принадлежащих собственнику или находящихся в ведении других лиц, либо допущение проживания физических лиц без регистрации
1. Допущение собственником жилища или другими лицами, в ведении которых находятся жилища, здания и (или) помещения, регистрации физических лиц, которые фактически не проживают в жилищах, зданиях и (или) помещениях, принадлежащих собственнику или находящихся в ведении других лиц, -
влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.
3. Непринятие мер собственником жилища или другими лицами, в ведении которых находятся жилища, здания и (или) помещения, по снятию с регистрации физических лиц, зарегистрированных и не проживающих в жилищах, зданиях и (или) помещениях, принадлежащих собственнику или находящихся в ведении других лиц, - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере сорока пяти месячных расчетных показателей.
4. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.
5. Допущение наймодателем (арендодателем) проживания физических лиц без регистрации в жилищах, зданиях и (или) помещениях, принадлежащих собственнику или находящихся в ведении других лиц, - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
6. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.»
Просмотров материала: 10 101