Нурлан Балтабеков считается одним из лучших практикующих онкологов Казахстана. Он разработал уникальный метод выявления рака на ранней стадии. Пока его внедрили только в поликлинике №17 в Алматы, но на очереди столичные и Карагандинские поликлиники.
- В чем суть этого метода?
- Суть в обучении среднего персонала алгоритму выявления онкологии на дому. Медсестрам выдается четкий опросник, они идут к пациентам , которым свыше 60 лет и те, кто входит в группу риска и тестируют их, осматривают.
Например, рак легких характеризуется генетической предрасположенностью, кашлем, частными простудами, неприятными ощущениями в руках, а рак желудка – слабостью, похудением, тошнотой, рвотой, уплотнениями в животе и т.д.
В 2013 году я пытался это внедрить в Павлодаре и Экибастузе, но не получилось. Не было мотивации, медсестрам не хотелось после работы ходить по домам и вести осмотр. В 17-ой поликлинике Алматы заместитель главного врача Виктор Ким предложил за каждого выявленного больного на первой стадии выплачивать от 10 до 15 тысяч тенге. Медсестра так же должна выявить больного и убедить его лечиться, только тогда она получит премию. То есть оплата по результату, а не как при социализме.
- Но в поликлиниках ведь проводят скрининг, профосмотры, где тоже выявляют таких больных?
- Да, но обход по домам дешевле в миллионы раз скрининга. Только скрининг по онкозаболеваниям одного пациента стоит 5 тысяч тенге, а всего их 12. То есть один вид скрининга обходится государству в 10-15 миллионов тенге. И еще, если лечение начинать при ранней стадии болезни, то 90% больных живут больше 5 лет, а на третьей и четвертой только 30% из них.
Само лечение очень дорогостоящее, на первой стадии в среднем 135 тысяч тенге, а на 4-ой стадии - 27 миллионов. Я так активно этим занимаюсь, потому что в моей семье рак унес 11 человек, и борьба с ним для меня личная вендетта.
- Почему в Казахстане так много онкозаболеваний?
- Ежегодно мы выявляем в Казахстане 34 тысячи новых случаев онкологии и 16 тысяч в год погибают от этой болезни. Хотя мы научились лечить, закупили новые препараты, технику, есть целая государственная программа по борьбе с онкологией. Такие деньги, какие на это выделяют казахи, нигде нет. Но при этом президент страны лично контролирует этот вопрос и спрашивает, почему затраты увеличили в 18 раз, а эффекта нет?
Да, затраты не пропорциональны эффекту, и мы стали изучать этот вопрос. Выяснилось, что основные деньги выделяются на самих больных, уже по сути умирающих, мы их спасаем. Я и предложил тогда тратить деньги на тех, кто пока еще не заболел серьезно, упор сделать на первую медицинскую помощь. Экономия в этом случае миллионная.
Вот 17-ая поликлиника за месяц выявила 111 больных с первой стадией, считайте, они сэкономили 200 млн. бюджетных денег. Я предлагаю ввести и фондодержание, чтобы деньги были у главного врача, и он был сам заинтересован в том, что больных не доводить до 3,4 стадии, а лечить на первой. Сэкономленные деньги можно было бы конкретно тратить на новое оборудование, повысить зарплату лучшим врачам этой поликлиники. И всем от этого лучше - люди здоровые, государство экономит средства, смертность ниже становится.
- Какие основные причины онкологии?
- Онкология зависит от разных факторов – наследственная предрасположенность, как в случае Анджелиной Джоли, неправильное питание, сидячий образ жизни, лишний вес, эмансипация, когда женщины не хотят замуж и рожать, экология.
Алматы находится на одном из первых мест по онкологии легких, у нас тут высокая загазованность. Курение бешеное оказывает влияние, оно приводит к 8 видам рака. Люди приходят и причитают, чем боженьке они не угодили, а выясняется, что 15 лет «баловалась» сигаретами.
Нужна солидарная ответственность, не надо все на врачей перекладывать каждый из нас должен знать, что курение вредит здоровью, раз в год надо проходить профосмотр, а если пришел на бесплатный прием, терпи, кроме тебя тут много других людей, не хай врачей, дай им передохнуть.
- Есть в мире страны, где рака нет?
- Онкология есть везде, просто в некоторых странах, например, в Африке до нее не доживают, там смертность высокая. В Японии, Норвегии тоже есть онкология, но люди не умирают от нее, там научились лечить и выявлять на ранних стадиях. Там без скрининга ты никуда не устроишься на работу, не получишь повышения по службе.
- Вы говорите все правильно, но придется где-то рушить систему, Робин Гудом быть тяжело всегда.
- Я не Робин Гуд, мы просто пытаемся предложить новую методику и показать, что качество медицинской помощи у нас не хуже, чем в Европе. Люди уезжают лечиться в США, в Израиль, в Корею, мы хотим, чтобы наши люди поверили в нашу медицину.
Да есть сверхтехнологии, которых у нас еще нет, надо быть честными, но по СНГ у нас не плохой рейтинг, мы идем вверх и надо работать много.
Сначала меня слушать не хотели, а теперь этот проект начинают дублировать в Астане, в Караганды. Нас просят показать эту программу в Норвегии, в России.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Справка:
По данным ВОЗ, ежегодно диагноз "Рак" ставят 14 млн человек в мире. К 2020 году прогнозирует, что количество больных увеличится до 19 млн. В Казахстане ежедневно выявляется 100 новых случаев онкозаболеваний. Только в 2015 году от рака умерли 15 тысяч человек. В лидерах по заболеваемости Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области и Павлодарская области.
По итогам 2015 года новых заболевших насчитали 36 тысяч. Хотя ещё в 2010 году цифра не превышала 29 тысяч.
Среди видов онкозаболеваний на первом месте в Казахстане стоит рак кожи, на втором – молочной железы, на третьем - рак лёгких.
Источник: Казахский НИИ онкологии и радиологии
Просмотров материала: 10 064