Министерство национальной экономики разработало комплекс мер, которые позволят регламентировать цены на социально-значимые продовольственные товары (СЗПТ) и необоснованного роста в дальнейшем. В частности, вместо пороговых значений розничных цен будет введено такое понятие, как «рекомендуемые цены», граждане смогут сами контролировать стоимость данной категории продуктов, а местные исполнительные органы – проводить мониторинг доступа товаров в торговые сети и уведомлять об этом антимонопольный орган, сообщил в понедельник в ходе заседания правительства министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.
Как признался глава миннацэкономики, мероприятия местных исполнительных органов и министерства по сдерживанию цен на социально-значимые продовольственные товары пока остаются эффективными не во всех регионах. В этой связи предлагается ряд мер по недопущению необоснованного роста цен на эту категорию товаров.
«Для совершенствования механизма установления предельных цен предлагаем взамен установления пороговых значений розничных цен на социально-значимые продовольственные товары, применять «рекомендуемые цены», рассчитанные через «правила ценообразования на эти товары», - сообщил Бишимбаев.
Кроме того, для сокращения посреднических структур в цепочке добавленной стоимости в министерстве хотят законодательно закрепить «правила ценообразования на СЗПТ через применение максимальных норм рентабельности в розничной и оптовой торговле, дифференцированно в зависимости от категории торгового объекта. Данные нововведения, по мнению главы ведомства, позволят обеспечить «понятное ценообразование», как для продавцов, так и для потребителей.
«Для использования «рекомендуемых цен» предлагаем стандартизировать перечень товаров СЗПТ, что позволит сфокусировать мониторинг и контроль за товарами. Кроме того, необходимо изменить подходы мониторинга и ежемесячно получать от производителей еженедельно статистическую отчетность об отпускных ценах и изменениях на них», - заявил Бишимбаев.
То есть, рассчитанные цены, необходимо будет публиковать в торговых объектах, средствах массовой информации и в интернет ресурсах. В итоге, доступность данной информации позволит вовлечь население к мониторингу, выявлению и повышению эффективности регулирования цен на социально-значимые продтовары.
Также в миннацэкономики намерены наделить местные исполнительные органы полномочиями по мониторингу рекомендуемых цен и, «в случае выявления несоответствия фактических цен рекомендуемым ценам или по жалобе населения, проводить проверку торговые точки на соблюдение правил ценообразования».
«По результатам проверки местные исполнительные органы будут принимать меры в отношении торговой точки. А в случае завышения стоимости оптовым звеном или производителем, передавать информацию в комитет по регулированию монополий и защите конкуренции для дальнейшей проверки», - подчеркнул Бишимбаев.
Еще одной мерой по недопущению роста цен является исключение возможности взимания торговыми сетями вознаграждения с поставщиков и производителей социально значимых товаров за оказанные услуги, в число которых входят ретро-бонусы, маркетинговые услуги и так далее. А для усовершенствования отдельных норм государственного регулирования торговой деятельности, предлагается наделить местные исполнительные органы компетенцией по осуществлению мониторинга доступа товаров в торговые сети и торговые объекты и, в случае наличия признаков ограничения доступа товаров в торговые сети и крупные торговые объекты, уведомлять антимонопольный орган. В добавок - наделить компетенцией антимонопольный орган по проведению расследований по фактам ограничения доступа товаров в торговые сети и крупные торговые объекты, поскольку данная компетенция отсутствует в законодательстве.
«Введение «рекомендуемых цен» является правовым механизмом и ориентиром, дающим право гражданам обращаться в уполномоченные органы, проводящим проверку по фактам необоснованного превышения «рекомендуемых цен», - заявил Бишимбаев. - «Рекомендуемые цены» будут распространяться на все субъекты торговли, в том числе гипермаркеты, супермаркеты, магазины и торговые рынки. Данные изменения в законодательстве положительно отразятся, как на социальном самочувствии населения, состоянии рынка продовольственных товаров, так и на достижения основных макроэкономических показателей», - заверил он.
В целом, по информации главы миннацэкономики за 11 месяцев текущего года наблюдается снижение цены по некоторым видам продуктов. В частности, лук подешевел в среднем на 18,5%, морковь – на 15,3%, картофель – на 11,1%, сахар-песок – на 9,5%. В отдельных регионах вышеперечисленные продукты подешевели почти на треть. При этом, признал министр, цена выросла на яйца (34,2%), чай черный гранулированный (11,7%), мясо кур (на 5,1%), творог – на 4,4%.
Антимонопольным органом за период сентябрь-ноябрь открыто пять расследований в отношении реализации сахара в ВКО, производства и реализации молочной продукции в ЮКО, по обращению акимата Акмолинской области – в отношении производства и реализации молочной продукции, по обращению акимата города Астаны – в отношении реализации гречневой крупы и реализации хлеба в Жамбылской области, по которым наложены различные штрафы.
Всего же с начала текущего года профильными комитетом министерства начато 38 расследований, 25 из которых по пресечению спекулятивного роста цен, 10 фактов недобросовестной конкуренции и три – по злоупотреблению доминирующим положением. На данный момент завершено 32 расследования, возбуждено 35 административных дел и вынесено 13 предписаний. Общая сумма выставленных штрафов составила 300,3 миллиона тенге, из которых в бюджет государства поступило около 14,5 миллионов.
Просмотров материала: 2 146