ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• Зачем «пятерке» этот «плюс»?
• Гостеприимство по расчету.
Кыргызстан
• По пути или в общих рядах?
Узбекистан
• Второго не дано.
Таджикистан
• В мире со всем миром.
Туркменистан
ЗАЧЕМ «ПЯТЕРКЕ» ЭТОТ «ПЛЮС»?
Как сообщило в средине минувшей недели агентство CA-NEWS, госсекретарь США провел встречу с главами МИД стран Центральной Азии в формате «С5+1». По сообщению агентства, госсекретарь США Джон Керри в Гамбурге встретился с министрами иностранных дел пяти государств Центральной Азии - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном в формате «5+1». Об этом в ходе брифинга заявил начальник пресс-службы Госдепартамента США Джон Кирби.
По его словам, Керри обсудил вопросы безопасности региона с главами МИД Центральной Азии. «Главы внешнеполитических ведомств также обсудили региональные вопросы, представляющие взаимный интерес, экономические связи, безопасность, охрану окружающей среды, проблемы изменения климата, а также гуманитарные вопросы», - отметил Кирби.
Напомним, в ноябре 2015 года Госсекретарь США Джон Керри и руководители внешнеполитических ведомств пяти стран Центральной Азии — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана на встрече в Самарканде одобрили создание нового формата взаимодействия С5+1.
Комментируя это сообщение, CA-NEWS напоминает, что победа Дональда Трампа на президентских выборах в США принесла некоторое облегчение для ряда стран на постсоветском пространстве. В своей предвыборной программе республиканец Трамп высказывал намерения заняться «внутренними проблемами» США, что означает естественно и некоторые изменения внешней политики страны.
Каждая из прежних американских администраций по-своему расставляла некоторые акценты в геополитике, но всегда действовала в рамках неизменного курса по объединению центрально-азиатских государств в некую систему, полностью контролируемую и направляемую Штатами. В попытках удержать гегемонию Штаты создали ряд проектов, целью которых было противостояние уже действующим в регионе интеграционным проектам. Среди них и формат «С5 + 1», запущенный с подачи госдепа США чуть больше года назад в противовес ЕАЭС.
Декларативной миссией формата является решение таких глобальных проблем, как терроризм, экстремизм и даже изменения климата. Но пока он остается исключительно пиар-проектом Вашингтона, состоящим из обобщенных положений по внешнеполитическому сотрудничеству США со странами центрально-азиатского региона. Проект уходящей администрации Барака Обамы, в виду отсутствия конкретики не смог завоевать доверия ни у правящих режимов, ни в экономических кругах. Очевидно, еще и потому, что в американском бюджете попросту нет средств на его реализацию.
Сегодня, очевидно, что Штаты погрязли в собственных проблемах и даже наличие у них «волшебного печатного станка», который печатает доллары, не в состоянии решить их. Поэтому, собственно говоря, сейчас Штатам нечего предложить Центральной Азии, кроме пресловутой «демократической» идеи. Видимо, по этой причине с Ташкента сняты обвинения в нарушении прав человека, а Таджикистан рассматривается США, как «стратегический партнер в регионе».
В преддверии столетия Туркестанского восстания западные «проектировщики» пытались раскачать проект «исторических врагов», где России отводилась роль этого самого «исторического» врага. В частности, в Кыргызстан были вложены определенные средства, чтобы «восстановить истину о событиях столетней давности». Проводником проекта должны были стать представители оппозиции – Азимбек Бекназаров и иже с ним. Попытка провести курултай и «раскачать» ситуацию успехом не увенчалась. Столетняя годовщина восстания была должным образом отмечена на высшем государственном уровне. С обеих сторон была проведена большая работа по увековечиванию памяти жертв этого трагического события. Кроме того общественно-научное сообщество наметило дальнейшее изучение исторических уроков восстания 1916-го года.
Сегодня в странах Центральной Азии отмечается возобновление активности неправительственного сектора, который в последнее время испытывал определенный дефицит «заказов», в виду уменьшения финансирования из Вашингтона. Сегодня заказ появился. Военное ведомство США вдруг озаботилось проблемой трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в целом и из Кыргызстана в частности. На проект по «трудовым мигрантам, вернувшимся из России» Штаты выделили около трех миллионов долларов.
«Я думаю, это связано с тем, что мигранты, очень подвижная маргинальная группа, которая в России насчитывает почти миллион человек по официальным данным. А значит это широкое поле для деятельности заинтересованных третьих сил. В России мигранты могут выступить пятой колонной под исламским знаменем для дестабилизации ситуации и организации беспорядков. В то же время они из этих мигрантов, которые будут на тренингах, могут агентов влияния сформировать, которые будут сливать информацию разного характера, о положении в России и т.д.», - рассуждает известный политолог Марс Сариев.
Еще больше средств США «вливают» в изучение религиозной обстановки в центрально-азиатском регионе. По данным президента Центра перспективных исследований, Сергея Масаулова, только в этом году западный блок, во главе с США и Великобританией выделили на исследование по этой теме порядка пятидесяти миллионов долларов, значительная часть которых опять же предназначена для финансирования неправительственного сектора. Между тем, эксперты сходятся во мнении, что эти деньги выделяются скорее не для изучения ситуации, сколько для ее моделирования.
«Повышенный интерес внешних радикальных группировок к Кыргызстану в большей степени продиктован геополитическим положением нашей страны, которая находится в центре интересов, как России и других стран региона, так и США и Великобритании, - уверен директор аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. - Наращивание экстремистского ресурса внутри нашей страны является прямым следствием именно противостояния этих держав. Процессы, радикализации в нашей стране конечно, связаны с событиями в Сирии, Турции, сегодняшнем Афганистане. Но! Эта связка носит уже не столько идеологический, сколько геополитический характер. Сегодня экстремизм и терроризм превратились в геополитический инструмент влияния», - говорит эксперт.
Эпицентром нестабильности в регионе может стать Ферганская долина, которая сейчас по сути является «пороховой бочкой» ЦА. По мнению экспертов, эта территория рассматривается третьими силами, как наиболее эффективная площадка для дестабилизации ситуации во всем регионе. «Ферганская долина – это как раз попытка со стороны третьих сил расшатать ситуацию, повторить в какой-то степени «арабскую весну». Но в то же время Ферганская долина может стать долиной дружбы и взаимопонимания, которой по большому счету никакие внешние угрозы будут не страшны», - убежден сопредседатель клуба «Пикир», Игорь Шестаков. «В наших силах, совместными усилиями разработать и реализовать контрпроект, чтобы Ферганская долина стала оплотом стабильности в регионе», - говорит политолог Марс Сариев.
Кроме этого очевидно, что Вашингтон возвращается к планам реализации таких масштабных проектов, как газопровод ТАПИ и линии электропередач CASA-1000. Однако, за попытками США реанимировать данные проекты, эксперты не видят реальных перспектив. «В условиях перманентной нестабильной ситуации в Афганистане, о строительстве каких трубопроводов и ЛЭП на афганской территории может идти речь? – задается вопросом политический обозреватель, Кубатбек Асанов. - Недавнее нападение террористов на охраняемую афганскими силами безопасности дипломатическую миссию Германии в Мазари-Шарифе, повлекшее за собой многочисленные жертвы, является одной из ярких иллюстраций эфемерности подобных планов Вашингтона. Сложная ситуация с безопасностью в Афганистане по-прежнему остается достаточно серьёзным препятствием на пути осуществления всевозможных проектов», - говорит эксперт.
Между тем, на днях повстанческое движение «Талибан» опубликовало заявление, в котором поприветствовало национальные проекты развития, в число которых вошли и проекты над реанимацией которых сейчас работает Вашингтон – строительство газопровода ТАПИ и энергетический проект CASA-1000. Согласно распространенному Талибаном заявлению, талибы выразили готовность участвовать в обеспечении безопасности проектов. Из чего можно сделать вывод, что разговоры по данным проектам могут перейти в плоскость реализации, ну или, что вероятнее, очередных политических манипуляций.
Авторитетные западные эксперты констатируют, что в нынешней ситуации Вашингтон стремится компенсировать очевидный недостаток практического наполнения своей стратегии в Центральной Азии. Это делается путем построения «специфических политических конструкций», в частности попыткой унифицировать регион и усилить гегемонию Штатов любыми способами – через неправительственные организации, обещая реализацию экономических проектов, путем геополитического давления и т.д. «В Ближайшем будущем мы увидим, как искусно Вашингтон будет стимулировать конкуренцию между Казахстаном и Узбекистаном, которые претендуют на лидерство в регионе», - говорит Кубатбек Асанов.
В таких условиях совершенно оправданными выглядят действия стран Центральной Азии по кооперации оборонительных усилий в рамках ОДКБ. Продолжит развиваться и региональное сотрудничество в рамках евразийской экономической интеграции. Невольно напрашивается вопрос, так для чего же этой центрально-азиатской «пятерке» нужен этот американский «плюс»?
Кстати, в этих региональных проектах пока не участвует Узбекистан, но внешняя политика, которую выбирает новая власть этой республики, дает основания надеяться на то, что в скором времени Узбекистан вовлечется во все эти процессы и станет их активным участником.
ГОСТЕПРИИМСТВО ПО РАСЧЕТУ
КЫРГЫЗСТАН
На минувшей неделе агентство «Евразия.Эксперт» опубликовало заявление президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева о том, что Кыргызстан «в будущем должен опираться на свои силы», и российская авиабаза в Канте может уйти из страны.
О том, что стоит за этим заявлением корреспондент «Евразия.Эксперт» побеседовал с политологом, заместителем директора Фонда «Евразийцы-новая волна» (Бишкек) Денисом Бердаковым. По мнению собеседника «укрепление национального суверенитета – это последовательная политика, которую Атамбаев проводит с начала своего президентства. Цель этой политики – показать, что ни одна держава не будет иметь особой возможности влиять на внутреннюю политику Кыргызстана. Подобные выпады, и даже гораздо жестче, были в сторону Турции, США, Узбекистана. Только в сторону Китая не было.
Это скорее фигура речи, чем нечто опасное. Здесь я не придерживаюсь мнения некоторых российских политологов о том, что «все пропало», «отношения разорваны» – абсолютно нет. Нормальные прагматические отношения.
Есть две точки зрения. Первая – потому что Атамбаеву удалось обговорить этот вопрос лично с Путиным, и стало возможно вынести его на публичное обсуждение. Во-вторых, перед своим предстоящим уходом [с поста президента Кыргызстана – прим. «ЕЭ»] Атамбаеву необходимо оставить имидж политика, который действительно защищает, даже в мелочах, суверенитет Кыргызстана.
Атамбаев уходит с поста президента. Он останется значимой фигурой, но настолько мощным его влияние уже не будет. Нужно понять всю политику с 2012-2013 гг. – он последовательно обрубал любые попытки и даже мысли о вмешательстве во внутреннюю политику Кыргызстана. Отметались США, Турция, Россия. Не важен был ранг партнера, отношения, инвестиции, обещания. Выгнали американскую базу – «попросим» и российскую. Опять же, не «выгоним» – здесь нет нагнетания; просто сократим срок пребывания. А когда придут сроки, будет уже совсем другой президент и совсем другая политика.
Это – знак, а не желание испортить отношения. В этом же послании Атамбаев говорил, что Россия – стратегический партнер. Был договор на 49 лет, плюс 25 лет пролонгация, заключенный в 2009 г. Атамбаев сказал, что теперь договор заключается на 15 лет, но с какого места считать – с 2009 г., или после 49 лет – непонятно. В любом случае, вопрос с базой будет решаться следующим президентом или даже через одного президента.
Это будет совсем другая политическая конъюнктура. Сейчас это имеет смысл обсуждать с точки зрения жеста, а не с точки зрения реальной политики. Фактически российская военная база в системе безопасности Кыргызстана еще ни разу не была задействована. Но там есть довольно крупная по региональным меркам авиагруппировка, вертолеты поддержки, полк десанта. Если будет резкая попытка прорыва боевиков, например, со стороны Таджикистана – эта база очень сильно поможет.
База, понятно, никогда не будет вмешиваться в конфликты с участием Узбекистана и Китая, и не поможет в случае межэтнического или внутреннего конфликта – сирийского сценария. Российская база – элемент защиты от вторжения, и по своей силе она способна оказать Кыргызстану серьезную помощь.
При этом вспоминается Баткенская кампания (вторжение боевиков в Баткенский район Ошской области в 1999-2000 гг. – прим. «ЕЭ»), когда вся армия не смогла справиться с отрядом боевиков численностью 200 чел. Они больше года терроризировали всю страну.
Если будет серьезное вторжение, от тысячи человек и выше, то для этого вооружений нет. Армия не падет, но понесет тяжелейшие потери и отступит. Армия Кыргызстана, к сожалению, слаба и недофинансирована.
Атамбаев всегда приветствовал поддержку России по линии военно-технической помощи, обучения. Равноценных замен нет, поэтому все будет в рамках одной линии.
Что будет в Кыргызстане через год после выборов – ни один аналитик вам не сможет сказать. Придет другой политик, который сможет убрать российскую базу, или напротив – поставить еще 3 базы. Через 1,5 года все может кардинально поменяться.
В случае, если российская база выводится, занять это место в Кыргызстане через 3-6 месяцев – скорее всего, никто не сможет. Через 1-2 года – Китай может пойти на это ради поддержки своих инфраструктурных проектов, в частности, линии газопровода «D», идущей в Китай. Далее сложно прогнозировать.
В целом, прозвучавшее заявление – это жест. Если посмотреть заявление Атамбаева, то ни одна сторона «не осталась обделенной» – всем досталось. Плюс Атамбаева в том, что он всегда говорит то, что думает…
ПО ПУТИ ИЛИ В ОБЩИХ РЯДАХ?
УЗБЕКИСТАН
Итак, все произошло так, как все и ожидали. В Узбекистане состоялись президентские выборы. Победивший на них Шавкат Мирзиеев стал вторым президентом республики после Ислама Каримова, бессменно правившего с 1991 г. Главный вопрос теперь заключается в том, каковы будут последствия его победы.
Варианты многочисленных ответов на этот вопрос заполнили на минувшей неделе страницы узбекских и многих зарубежных СМИ и известных информационных агентств. Среди них и комментарии обозревателя информационного агентства «Евразия.Эксперт» Александра Шустова. Как и большинство экспертов, он считает, что победа Шавката Мирзиеева на президентских выборах в Узбекистане была ожидаемой. Фактически победитель определился еще в первые дни после смерти Ислама Каримова, когда борьба за власть между узбекскими кланами закончилась победой премьер-министра. В моноцентричной политической системе, которая сложилась в республике после распада СССР, реальная борьба на выборах между конкурирующими политическими группировками практически была исключена. Главный кандидат на пост президента определяется заранее в ходе противоборства, переговоров и согласования интересов основных политических сил.
Голосование в минувшее воскресенье стало всего лишь легитимизацией реально сложившейся политической ситуации, по итогам которой Шавкат Мирзиеев стал законным главой государства.
«Впрочем, - замечает А. Шустов, -в условиях доминирования в современном мире демократических (нередко – формально) политических систем проведение президентских выборов является важным атрибутом, придающим смене первого лица Узбекистана законность в глазах собственного населения и мирового сообщества. Поэтому к организации избирательного процесса узбекские власти подошли крайне серьезно и ответственно».
Неслучайно выборы заслужили высокую оценку со стороны ОБСЕ, которая к республикам бывшего СССР настроена, как правило, скептически.
Главной претензией со стороны ОБСЕ закономерно стала низкая конкуренция между кандидатами. В остальном же Узбекистан скорее заслужил со стороны «главного смотрителя за демократией» в Европе похвалу.
«ЦИК провел хорошую организационную работу, - заявил глава миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Петер Тейлер, - но уровень конкуренции мог быть выше, в частности, не было активных дебатов в ходе кампании кандидатов».
Среди недостатков он отметил признаки вброса избирательных бюллетеней, голосование по доверенности и случаи семейного голосования. Но на общую позитивную оценку выборов со стороны ОБСЕ эти инциденты существенно не повлияли.
Об отсутствии между кандидатами на пост президента реальной конкуренции говорит и распределение поданных за них голосов. По данным, озвученным на пресс-конференции главой узбекистанского ЦИКа Мирзой-Улугбеком Абдусаломовым, за Шавката Мирзиеева, баллотировавшегося от Либерально-демократической партии, проголосовало 88,61% избирателей, председателя Народно-демократической партии Хатамжона Кетмонова – 3,73%, председателя Социал-демократической партии «Справедливость» Наримона Уманова – 3,46%, а кандидата от Национально-демократической партии «Национальное возрождение» Сарвара Отамурадова – 2,35%. Подавляющее большинство набранных Ш. Мирзиеевым голосов говорит о том, что его кандидатура заранее была согласована с основными политическими кланами.
Примечательно, что явка избирателей по сравнению с предпоследними выборами президента оказалась даже несколько ниже. Узбекистан является самой густонаселенной страной Средней Азии. Избирателей в республике насчитывается 20 млн. 429 тыс. чел. – больше, чем численность населения Казахстана. В воскресенье на избирательные участки из них пришли 87,83%, тогда как в марте прошлого года эта цифра составила 91,01%.
Чуть более низкая явка может говорить как о том, что вопрос с выборами президента часть избирателей посчитала решенным и предпочла в этом процессе не участвовать, так и о том, что бюрократии было велено сосредоточиться на качестве избирательного процесса и не гнаться за показателями явки.
Что касается слишком высокого по меркам России, да и других европейских государств, участия населения в выборах, то сам по себе этот показатель не говорит об их фальсификации. Для каждой страны характерен свой уровень явки, который складывается под влиянием местных традиций, менталитета, политической культуры и других обстоятельств. В Узбекистане явка на президентских выборах всегда была высокой, что и подтвердили результаты последних выборов главы государства.
Впрочем, для стран Евразийского союза главным является отнюдь не то, насколько качественно в Узбекистане были организованы выборы, а те последствия, которые смена президента будет иметь для его внешней политики.
В предвыборный период Шавкат Мирзиеев успел заявить о стремлении сохранять преемственность с политикой Ислама Каримова, развивать отношения с Россией и странами СНГ, а также назвал главными партнерами Узбекистана Россию, США и Китай.
Преемственность с курсом Ислама Каримова означает, по сути, политику нейтралитета, предусматривающую запрет на размещение иностранных войск, военных баз и отказ от присоединения к военным блокам. Напомним, что именно Ислам Каримов в 2009 г. стал инициатором выхода Узбекистана из ОДКБ, мотивировав этот шаг неэффективностью организации.
При этом внешнеполитическое наследие первого президента уже частично подвергнуто ревизии. Так, Ш. Мирзиеев взял курс на урегулирование весьма напряженных ранее отношений с Кыргызстаном и Таджикистаном, омраченных территориальными проблемами, а также конфликтами из-за поставок воды и энергоносителей.
Часть политиков и экспертов надеются, что изменится и отношение Ташкента к Евразийскому экономическому союзу, вступать в который И. Каримов категорически отказывался.
Между тем, считает обозреватель, - этот шаг может обернуться для России и других стран ЕАЭС весьма неоднозначным последствиями. Либерализация миграционного режима приведет к тому, что барьеры на пути трудовой миграции из 30-ти миллионого Узбекистана исчезнут, и количество работающих в РФ граждан республики резко вырастет. В результате усилится напряженность на рынке труда и обострятся межэтнические проблемы, которые в последние годы немного пошли на спад.
Сегодня была бы выгоднее модель некоего «внешнего» членства Узбекистана в ЕАЭС, которая может выражаться, например, в заключении договора об углублении торгово-экономического сотрудничества.
Такой шаг позволит избежать усугубления внутренних проблем союза, постепенно усиливая с Узбекистаном экономические связи, а также сотрудничество в других сферах.
ВТОРОГО НЕ ДАНО
ТАДЖИКИСТАН
В отличие от граждан многих молодых государств, провозглашенных независимыми после развала Советского Союза таджикистанцы не без основания гордились тем, что в отличие от других получили право на двойное гражданство – Таджикистана, России и других стран.
Однако в последнее время в республике пошли разговоры, что скоро такая вольница закончится. И вот на минувшей неделе агентство Media grouр TajikistanAsia-Plus сообщило, что нижняя палата парламента Таджикистана единогласно проголосовала за внесение поправок в законы «О государственной службе» и «Об органах национальной безопасности», согласно которым на госслужбе и в органах безопасности не смогут работать лица с двойным гражданством.
Напомнив, что быть гражданином сразу нескольких стран в Таджикистане не запрещено, агентство вместе с тем заметило, что согласно нормам законодательства при получении гражданства другого государства нужен отказ от существующего таджикского.
На сегодняшний день у Таджикистана есть соответствующее соглашение «о двойном гражданстве» только с Россией. Так, многие граждане республики приобрели или намереваются приобрести второе – российское. У каждого свои цели и намерения: кто-то хочет устроить детей или обустроиться сам, другие намерены переехать на постоянное жительство, третьим нужно оформить пенсии. Некоторые категории военных пенсионеров из Таджикистана оформляют ее в России даже в районах Крайнего Севера и продолжают работать в Таджикистане. Этому пока никто не препятствует.
По данным Министерства труда, миграции и занятости населения, только за девять месяцев текущего года через государственную границу в трудовую миграцию из страны выехало 396 тыс. 856 человек (в 2015 году – 469 575), и 90% из них - в РФ. Определенная часть трудовых мигрантов выезжает с семьями и пытается приобрести гражданство РФ, дабы как минимум обустроить свою жизнь на территории РФ.
В официальных органах, ведающих делами о гражданстве РТ, «АП» не удалось получить ответ на вопрос, сколько граждан Таджикистана имеют гражданство другого государства. В различных источниках приводится, что до этого года гражданство России получили около 300 тыс. граждан Таджикистана. А за последние 20 лет из Таджикистана в Россию на постоянное место жительства переехали более полумиллиона человек.
В интервью «АП» председатель комитета по правопорядку, обороне и безопасности парламента страны Джурахон Маджидзода рассказал, что согласно поправкам к закону «Об органах национальной безопасности РТ» работать в структурах ГКНБ страны смогут граждане, имеющие только гражданство Таджикистана, владеющие государственным языком и прошедшие профотбор по различным параметрам.
По его словам, предложенные изменения направлены на защиту национальных интересов страны.
- Так, работникам органов безопасности запрещено одновременно с таджикистанским иметь гражданство другого государства, - говорит Маджидзода.
Как отмечают эксперты, человек, работающий в госструктурах, имеет доступ ко многим государственным секретам. Человек со вторым (в данном случае с российским) гражданством в случае какого-то форс-мажора для него самого или его семьи может воспользоваться этой возможностью и покинуть страну. По словам парламентариев, это основная причина, по которой члены Маджлиси намояндагон проголосовали за внесение поправок в законы «О государственной службе» и «Об органах национальной безопасности», согласно которым на госслужбе и в органах безопасности не смогут работать лица с двойным гражданством.
Комментируя поправки к закону «О государственной службе», член парламентского комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Иброхим Абдуллозода в интервью «АП» рассказал, что обстоятельствами, исключающими прием гражданина на государственную службу и нахождение служащего на государственной службе, может быть приобретение гражданства другого государства, в том числе если он является пенсионером иностранного государства.
- Основанием для прекращения государственной службы, помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РТ, может стать также прекращение гражданства РТ и приобретение гражданства другого государства.
По словам Абдуллозода, в основные обязанности государственного служащего наряду с другими входит сообщение руководителю госоргана, имеющего право назначения на должность (освобождения с должности), информации о прекращении гражданства РТ или приобретении гражданства другого государства со дня получения официальной информации об этом.
- Ограничениями, связанными с государственной службой, согласно планируемым поправкам, - говорит собеседник, - является запрет на владение и (или) пользование собственностью и другими иностранными финансовыми средствами за рубежом.
Абдуллозода подчеркнул, что такие нормы есть и в других государствах - Казахстане, России. Например, в законе «О государственной службе в РФ» указано, что приобретение гражданства другого государства является основанием для освобождения от занимаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы.
Согласно законодательству страны в систему государственной службы Республики Таджикистан входят: государственная гражданская служба; государственная служба в правоохранительных органах; государственная военная служба. Действие закона «О госслужбе» распространяется на политических государственных служащих и административных государственных служащих, занимающих государственные должности в следующих государственных органах РТ: правительство, исполнительный аппарат президента, аппарат Маджлиси милли Маджлиси Оли, аппарат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли, аппараты судов, органы при президенте РТ, министерства, государственные комитеты и их структуры, правоохранительные органы и военные структуры, аппарат Центральной комиссии по выборам и референдумам РТ, ведомства при правительстве РТ и их структуры, иные центральные органы исполнительной власти и их структуры, постоянные представительства РТ в международных, межгосударственных (межправительственных) организациях, местные исполнительные органы государственной власти РТ.
К административным государственным служащим также приравниваются должностные лица органов самоуправления поселков и сел, перечень должностей которых определяется реестром госдолжностей РТ. При этом рядовые врачи и учителя не являются государственными служащими, на них соответствующее ограничение распространяться не будет.
На сегодняшний день в Таджикистане насчитывается 18 тыс. государственных служащих.
- На сегодняшний день, согласно добровольно предоставленной госслужащими информации, 20 человек имеют второе гражданство, - говорит начальник отдела социальной защиты государственных служащих Агентства государственной службы Махмадюсуф Буриев.
По мнению Буриева, государственные служащие, имеющие втрое гражданство, не будут с полной отдачей работать на благо нашей родины.
- Чиновник, работающий на государственной службе в Таджикистане и имеющий гражданство и счета за рубежом, проявляет неуважение к обществу, - говорит Буриев.
Он отметил, что в проекте, подготовленном Агентством госслужбы, предлагается запретить лицам, имеющим двойное гражданство, занимать посты во всех ветвях власти. - После принятия закона будут внесены изменения в другие законодательные акты и разработаны механизмы реализации новых норм.
Чиновникам со вторым гражданством после вступления закона в силу будет предложено аннулировать второе гражданство либо добровольно покинуть свой пост. Закон должен быть применим к представителям всех ветвей власти. Таким образом, чиновники будут заинтересованы в улучшении жизни в Таджикистане, - считает Буриев.
С этим мнением солидарен и политолог Шокирджон Хакимов. Он считает, что изначально идея двойного гражданства для Таджикистана была нелогичной и неправильной.
- Мы еще не достигли - и тогда, и сейчас - того необходимого уровня в вопросах социально-экономического развития и национального единства, чтобы разрешить иметь нашим и тем более гражданам других стран двойное гражданство. Несомненно, возможность иметь двойное гражданство уменьшает чувство гражданственности и основы суверенитета страны, особенно основы национальной безопасности, - резюмировал Хакимов.
В МИРЕ СО ВСЕМ МИРОМ
ТУРКМЕНИСТАН
В эти минуты и часы, когда страны нашего региона начинают очередную рабочую неделю, нашим соседям туркменистанцам предстоят большие праздничные хлопоты. У них сегодня нерабочий день по случаю одного из главных праздников страны. Единственная из всех постсоветских республик Туркмения с первых дней независимости выбрала для себя особый путь, и 12 декабря был объявлен национальным праздником - вторым по значению национальным праздником после Дня независимости - Днем нейтралитета.
Главным событием праздника будет открытие в понедельник утром в Ашхабаде Монумента нейтралитета, грандиозного 95-метрового памятника, который венчает позолоченная вращающаяся статуя первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Затем празднование продолжится в новом спорткомплексе "Ашхабад", где состоится театрализованное выступление деятелей культуры и искусства Туркменистана, а после пройдет торжественный парад ахалтекинских скакунов. Заключительным мероприятием праздничного дня будет вечерний концерт и фейерверк у Монумента нейтралитета.
Кроме этого, в столице государства и велаятских (областных) центрах в честь Дня нейтралитета пройдут церемонии открытия новых объектов социально-культурного назначения, а в парках и скверах состоятся массовые гуляния.
В пятницу на заседании правительства народ Туркмении с Днем нейтралитета, олицетворяющим собой торжество принципов добрососедства, миролюбия, дружбы и гуманизма, поздравил президент Гурбангулы Бердымухамедов.
Глава государства отметил, что Туркмения, руководствуясь правовым статусом постоянного нейтралитета, активно укрепляет сотрудничество с ООН, регулярно выдвигает с высокой трибуны этой авторитетной международной организации конкретные предложения и инициативы, направленные на обеспечение мира, безопасности и устойчивого развития в регионе и на всей планете.
Туркмения обрела нейтральный статус в декабре 1995 года. 12 декабря Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла специальную резолюцию о постоянном нейтралитете Туркмении. Сейчас экспертами и политологами это оценивается как бесспорная внешнеполитическая победа Туркмении, так как нейтральный статус дал стране ряд значительных преимуществ.
Прежде всего, нейтралитет позволяет Туркмении решать блоковые проблемы, не присоединятся к каким-либо военным союзам и альянсам и избегать, в этой связи, иностранного военного присутствия в стране. При этом нейтралитет позволяет Туркмении обеспечивать защиту своего суверенитета и территориальной целостности на высоком уровне, ведь гарантами туркменского нейтралитета являются США, Россия, Китай и ряд других авторитетных и влиятельных стран. Также нейтральный статус позволяет Туркмении играть в регионе роль своего рода миротворческого центра.
Не случайно ООН в 2007 году открыла в Ашхабаде региональный центр ООН по превентивной дипломатии для стран ЦА. В соответствии с резолюцией, Туркменистан признан нейтральным государством, которое обязуется не участвовать в вооруженных конфликтах, не вмешиваться во внутренние дела других государств. Согласно существующим в международном праве определениям, нейтралитет Туркменистана является: по происхождению — признанным, что подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана» (Permanant Neutrality of Turkmenistan, от 12 декабря 1995 года), Исламабадской декларацией по итогам третьей встречи глав государств и правительств стран Организации Экономического Сотрудничества (15 марта 1995 года), Заключительным документом 11-й конференции глав государств и правительств стран Движения неприсоединения (20 октября 1995 года, Картахен, Колумбия); по форме — постоянным, то есть не ограниченным во времени и действующим как в военное, так и в мирное время; по содержанию — позитивным или конструктивным, что подразумевает активную позицию государств в вопросах поддержания мира и стабильности, развития отношений дружбы и сотрудничества между государствами.
Напомню, в Туркменистане в этот день, который является выходным в стране, проходят праздничные мероприятия — концерты, выставки, акции. Во многих городах страны также проходят различные торжества по случаю празднования знаменательной даты национального календаря. Президент страны в этот день выступает с поздравительной речью перед своим народом. По мнению главы государства — Гурбангулы Бердымухамедова — нейтралитет способствует росту и укреплению авторитета Туркменистана, как страны, провозгласившей приоритетом своей политической стратегии развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами и народами мира, неукоснительно выполняющей международные правовые нормы и обязательства.
Накануне праздника в конце минувшей недели Гурбангулы Бердымухамедов помиловал 561 человека в честь Дня нейтралитета, сообщило Туркменское телевидение.
Соответствующий указ глава государства подписал на расширенном заседании правительства, посвященном итогам 11 месяцев 2016 года.
Документ освобождает помилованных людей от дальнейшего отбывания основного, а также дополнительного наказания в виде возложения обязанности проживания в определенной местности. Подписывая указ, Бердымухамедов дал руководителям правоохранительных ведомств поручение провести освобождение в короткие сроки, чтобы помилованные отпраздновали в кругу родных и близких День нейтралитета.
Кроме того, президент поручил руководителям местных органов власти, а также главам министерств и ведомств помочь людям, освободившимся из мест заключения, с трудоустройством.
Акции помилования в Туркменистане проводятся несколько раз в год в честь государственных праздников. В последний раз помилование было проведено в конце октября в честь 25-летия независимости Туркменистана. Тогда на свободу вышли 1523 человека.
Предпраздничная неделя в Туркмении совпала с еще одним важным международным событием. Как сообщил корреспондент РИА Новости Рамиль Ситдиков, в Ашхабаде прошел международный форум "Нефть и газ Туркменистана-2016".
«Европейский союз готов продолжить обсуждение с Туркменистаном вопросы энергетического сотрудничества и с этой целью планирует очередную встречу в Брюсселе в 2017 году, сказал на этом форуме временный поверенный в делах ЕС Любомир Фреборт. По его словам, Туркменистан, с которым в 2008 году был подписан меморандум об энергетическом сотрудничестве, является важнейшим партнером для ЕС с точки зрения стратегии энергетической безопасности и общих усилий по диверсификации. Он напомнил, что в мае 2015 года была подписана Ашхабадская декларация по энергетике министрами энергетики Азербайджана, Турции, Туркменистана и вице-президентом Европейской комиссии по энергетическим вопросам Марошем Шефчовичем.
На базе этого документа была создана рабочая группа. "ЕС выражает уверенность в том, что усилия этой рабочей группы, которая в настоящее время охватывает все страны по "Южному газовому коридору", принесут пользу в реализации общих целей - доставке туркменского газа на европейские рынки", - сказал представитель ЕС.
Фреборт также обратил внимание на необходимость работы по созданию соответствующей базы для коммерческих поставок туркменского газа на европейские рынки и развития необходимой инфраструктуры.
"Для этого решающее значение имеет взаимодействие с промышленностью и вовлечение энергетических компаний", - сказал Фреборт. ЕС, по его словам, "подтверждает свою приверженность процессу переговоров по Транскаспийскому трубопроводу".
О том, что с повестки дня не снят вариант транспортировки туркменского газа в европейском направлении, заявил на конференции и глава госконцерна "Туркменгаз" Аширгулы Беглиев. По его словам, "Туркменистан рассматривает этот вариант как один из перспективных".
Напомним, что переговоры по доставке туркменского газа в Европу ведутся с 2011 года. "Южный газовый коридор", включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетом для ЕС. Проект прокладки 300-километрового газопровода по дну Каспия к берегам Азербайджана, как отмечали ранее заинтересованные стороны, является оптимальным для доставки туркменских ресурсов на европейский рынок.
Далее туркменское топливо может попасть в Турцию, которая граничит с европейскими странами. Руководство Туркменистана неоднократно заявляло о своей готовности к проведению экологической экспертизы проекта с привлечением международных специалистов. Как известно, Россия и Иран, выступая против проекта Транскаспийского газопровода, поднимают вопрос экологической безопасности.
Транскаспий мог бы стать частью нескольких масштабных проектов, в том числе AGRI и TANAP, участниками которых являются Азербайджан и Турция. Официальный Ашхабад считает, что для прокладки трубы по дну Каспия, правовой статус которого пока не определен, достаточно согласия тех сторон (Туркменистана и Азербайджана), территорию которых проект охватывает. В свою очередь, Азербайджан выразил готовность предоставить свою территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для осуществления данного проекта, о чем заявляли представители госнефтекомпании Азербайджана SOCAR.
Туркменистан, согласно отчету British Petroleum (BP), по запасам природного газа занимает четвертое место в мире после Ирана, России и Катара.
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрица.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 2 776