Вышедшая в прокат мелодрама "Токал" наделала шума задолго до официального начала съемок. Продюсер Гаухар Джиа Нуртас и режиссер Евгений Чельцов сняли промо-ролик, в котором засветился не абы кто, а сам Марк Дакаскос (для тех, кто родился позже 1998 года поясняю: это такой актер, который был очень популярен среди владельцев видеомагнитофонов Supra, про "Супру" долго объяснять, как-нибудь потом). В конечном итоге, кино вышло без Дакаскоса, но с бешеными амбициями, в которых читалось желание сыграть сразу на двух полях – кассового и социально значимого кино. Ну и не мне вам объяснить, какой конфуз может случиться, когда погнался за двумя зайцами, да еще и без ружья (в данном случае, без какого-либо кинематографического таланта).
Завязка банальна. Есть немолодой, но все еще привлекательный бизнесмен Кайрат, разрывающийся между семейным очагом, где его ждут жена (и по совместительству - светская львица) и две дочери, и молодой любовницей. Так сложилось, что своей головокружительной карьере Кайрат обязан жене и тестю. И когда правда о токалке всплывает наружу, Кайрат оказывается в щекотливой и болезненной ситуации, когда ширинка застегнулась и защемила жизненно важные органы. А дальше полуторачасовой эпизод из бесконечного сериала "Богатые тоже плачут", разворачивающийся в стенах роскошных коттеджей и luxury-ресторанов.
Итак, картина "Токал" за авторством Евгения Чельцова и Гаухар Джиа Нуртас, пожалуй, самый честный и правдивый фильм о Казахстане. Без шуток и соцреализма. Да, в Казахстане все завязано на родственниках и связях (недаром герой Тунгышбая Жаманкулова среди бывших недостатков зятя отметил "ни кола, ни двора, ни достойной родни). Да, рождение дочери – горе в семье самурая из Великой степи. Как баба компанией управлять будет, ей богу? Да, женщина в Казахстане – не столько человек, сколько друг и вспомогательный инструмент человека. По крайней мере, во вполне определенной и довольно широкой социальной прослойке. В этом плане создатели фильма "Токал" были абсолютно честны.
Но в то же время есть и другая правда. Правда о кино. И в этом плане фильм "Токал" оказался еще честнее. Да, мелодрама в Казахстане – это, как правило, фарс и цирк. Да, можно трижды получить американское кинообразование и годами жить в самом сердце Голливуда, но если таланта нет, то и снимать ты будешь кино уровня фильма "Токал". Да, зачем-то отечественные продюсеры по-прежнему считают, что режиссеры из ближнего зарубежья могут внести что-то новое в казахстанское кино, но это всегда заканчивается тем, что они в основном вывозят отсюда свой гонорар и выдают продукт из серии "а и так сойдет". И да, отечественные кинематографисты по-прежнему верят, что если впихнуть в кадр закатившуюся звезду из США или России, это положительным образом скажется на маркетинге фильма.
Мелодрама "Токал" - ярчайший образец безвкусицы и пошлости, в котором несколько вполне здравых мыслей были уничтожены чудовищным "казахским барокко", корявым продакт-плэйсментом и актерской игрой, отсылающей к латино-американскому "мылу" образца середины 1990-х.
Героев картины хочется похоронить на заднем дворе всех этих исполинских коттеджей с гигантской резной мебелью в позолоте, настолько они отталкивающие. Благо, что актеры сделали все возможное, чтобы они еще больше отталкивали.
Сложно судить, какой из Гаухар Нуртас продюсер, но вот актриса из нее абсолютно никакая. Впервые за долгое время получивший главную роль Эрик Жолжаксынов в кадре все время думает, что он на сцене драмтеатра имени Ауэзова, и поэтому играет широко и размашисто, чтобы, не дай бог, никто не заметил, что он мэтр казахстанского кино. Жанель Макажан. Просто Жанель Макажан. Она есть в кадре. Ее много в кадре. Она много раздражает в кадре.
Основной конфликт фильма теряется на фоне какой-то невероятной схемы поглощения фирмы через госзакупки и тендеры. Складывается ощущение, что главные герои 18 лет успешно строили бизнес без участия юристов, финансистов и прочих спецов. Как-то перло у них, пока не пришли злые "русские". К слову, главного "русского" в фильме играет невероятно русский Байкенже Бельбаев. Ну а что? Дольфу Лундгрену можно, а Бельбаеву нельзя?
В отдельном гробу необходимо похоронить навязчивую рекламу в фильме, от которой сам Бекмамбетов бы зарыдал на плече у своих товарищей. Пример: брат жены (человек, видимо, эту роль в карты выиграл, просто не верится, что хотя бы один кастинг-директор или режиссер мог утвердить этого "актера") застукал Кайрата с любовницей в ресторане. И что вы думаете, делает Кайрат? Он буквально произносит следующее: "Ты здесь впервые? Я тебе очень рекомендую этот ресторан. Здесь прекрасная и утонченная итальянская кухня. И я слышал, что шеф-повар проходил стажировку в Неаполе".
В другом эпизоде героиня Жанель Макажан настойчиво просит Кайрата отвезти ее именно в GQ. А в Алматы же очень плохо с общепитом, на самом деле. Либо GQ, либо "Узбечка". Третьего не дано.
Феерический в своей несостоятельности сценарий подкрепляется не менее феерическими художественными решениями. Так, например, чтобы показать, как низко пал Кайрат после того, как ушел из семьи, авторы фильма надели на него тряпье с барахолки и заставили отрастить трехдневную щетину. Видимо, где-то за кадром бывший тесть вместе с деньгами отжал у Кайрата все костюмы и бритву. И да, создатели "Токал" хотят убедить нас в том, что казахский бизнесмен за 18 лет работы так и не наворовал себе лишних пару миллионов долларов и поэтому, лишившись поддержки могущественного родственника, тут же стал водителем бетономешалки. Кстати, когда героиня Макажан спрашивает, не собирается ли Кайрат в командировку, возник вопрос: какая может быть командировка у водителя бетономешалки?
Отдельного упоминания стоит фантастический эпизод, где Гаухар Нуртас в компании жен бизнесменов (которые почему-то одеты и накрашены как элитные проститутки на пенсии) подвергается соблазну вступить в оргию не то со стриптизерами, не то с раздетыми работниками ресторана. В каком порнофильме был подсмотрен этот эпизод, следствие так и не выяснило, но проржалось основательно.
В общем, о фильме "Токал" можно говорить часами, разбирать каждый эпизод, упиваться его уродством и находить в этом определенное мазохистское удовольствие. Главное, не думать о том, что Евгений Чельцов и Гаухар Джиа Нуртас продолжат снимать кино. Этот тандем будет пострашнее культуриста-режиссера-актера Александра Невского.
Карим Кадырбаев
Источник: Today.kz
Просмотров материала: 16 610