ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• Кухня погоды для Центральной Азии.
• Дело пахнет дефолтом.
Кыргызстан
• «Они уничтожают мою маму….
Узбекистан
• Торможенье на распутье.
Таджикистан
• Размышления после визита.
Туркменистан
КУХНЯ ПОГОДЫ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Меньше месяца осталось бежать вокруг Солнца нашей матушке-планете Земля, чтобы завершить свой очередной високосный год. Каких только сверхъестественных сил не приписывают каждому такому году только за то, что он на сутки больше остальных! А ведь и, правда, – наш-то под номером 2016 разве не показал, на что он способен на кухне погоды и климата на планете?
Сколько бед принесли народам всех континентов его проливные дожди, разрушительные снегопады, катастрофические ураганы и всепожирающие пожары! Будто и впрямь кулинары кухни погоды посходили с ума и перепутали все погодные рецепты… А если серьезно, что на самом деле творится сегодня с нашей погодой и климатом, а, главное, каких сюрпризов ждать странам нашего региона?
Ответ на этот вопрос на минувшей неделе агентство CA-NEWS попыталось получить от профессора Колумбийского университета и члена рабочей группы научно-исследовательского института горных сообществ Университета Центральной Азии Бенжамина Орлова. В своем интервью Central Asian Analytical Network профессор рассказал о последствиях последних изменения климата для стран ЦА.
Подтвердив, что по данным Всемирного банка, страны Центральной Азии могут столкнуться с большой вероятностью того, что в регионе произойдет более значительное потепление, чем в среднем по всему миру, профессор заметил: к примеру, если в мире произойдет потепление на 4°C, средняя годовая температура в Центральной Азии к концу 21-го века поднимется на 7°C по сравнению с периодом с 1951 по 1980 гг. (а по сравнению с мировым показателем повышение достигнет 3 °C).
Так что же подобный скачок температур означает для самого региона Центральной Азии? И какие последствия ожидаются для постсоветских республик?
Не секрет, что в целом, потепление происходит по всему миру, но отдельные участки земли нагреваются с различной скоростью. Высокая температура в ЦА имеет несколько последствий. Первое — влияние высоких температур на водные ресурсы. Уровень воды в водоемах снизится по причине ускоренного испарения воды при более высоких температурах. Таяние ледников приведет к снижению количества воды. Второе — под давлением окажется растительный мир, который нуждается в большем количестве воды. По мере повышения температуры объем потребляемой растениями воды повышается.
Все, что орошается, также нуждается в большем объеме воды. Третье – в регионе произойдет смещение полосы растительности вверх, т.к. растения станут расти на тех участках, на которых будет наиболее подходящая температура для них. Таким образом, пустыни, которые являются самыми низовыми областями в ЦА, поднимутся вверх, то же самое произойдет и с луговыми участками. Леса станут перемещаться вверх к более высоким частям гор.
Подобная связь между водой, температурой и растительностью имеет большое значение для жизнедеятельности и экономической активности. Также все это важно с точки зрения жизнеспособности человека и условий для его жизни, т.к. при жарком лете растения и деревья играют важную роль в охлаждении воздуха и предоставлении тени. В больших и маленьких городах, а также в сельских районах деревья – обычное явление. Рост температуры окажет давление на растения природных и культурных ландшафтов.
И четвертое — при более высокой температуре ожидается ухудшение здоровья, в особенности это касается тепловых волн, которые в последние десятилетия наблюдаются по всей Азии и Европе. Тепловые волны окажут влияние на людей со слабым здоровьем, в частности, на детей и пожилых людей. Заметно изменится стран ЦА, расположенных вниз по течению рек. Водные ресурсы имеют большое значение для газовой и нефтяной промышленности в Казахстане и Туркменистане. Также они важны для Узбекистана, в котором крупная хлопковая отрасль играет важную роль в экономике.
Предполагается, что изначально в ЦА воды всегда было достаточно, это мнение уже укоренилось в сознании людей. Но в регионе переход к частной собственности осуществлялся недостаточно прозрачно, управление диктовалось политическими целями, а не факторами рационального использования природных ресурсов. Но на самом деле есть надежда, что понимание последствий, связанных с изменением климата, а также рыночная конкуренция заставят страны, расположенные вниз по течению, принять более эффективный подход в управлении водными ресурсами. На самом деле есть многочисленные возможности для улучшения распределения водных ресурсов и управления.
В ЦА период аномально жаркой погоды станет более продолжительным. Летом в Ферганской долине температура достигает 40°C, а сезонные изменения могут начаться за месяц или два ранее или позже, и результатом этого станет резкий скачок температуры в районе от 40 до 45°C. В связи с этим в короткий промежуток времени растения и деревья будут подвергаться большему стрессу, и это приведет к их гибели. В результате, мы окажемся свидетелями изменения ландшафта. В Центральной Азии положительные элементы способности адаптироваться к новому климату включают в себя: высокий уровень грамотности и образования, большая приверженность жителей региону, а также некоторая осведомленность общества из-за миграции. Известно, что мигранты способствуют устойчивости региона во время крайней нужды и стихийных бедствий.
Но есть и ограничения — отсутствие прозрачности и открытости местных правительств, отсутствие свободных СМИ и коммуникаций, а также отсутствие широкого гражданского диалога. Помимо этого, сложность пограничных споров в Ферганской долине создает напряженность по национальным и этническим линиям, что может помешать эффективному управлению водными ресурсами. Все данные предпосылки могут препятствовать поиску решений по приспособлению к изменениям климата. В связи с опасениями, связанными с воздействием изменения климата, все это действительно создает проблему для жителей ЦА.
Но есть и позитивные примеры в других странах. Река Иордан – пример того, как страны сотрудничают в вопросе управления водными ресурсами. Существует много аналогий между Мертвым морем на Ближнем Востоке и Аральским морем в ЦА. Так же, как и в случае с Аральским морем, которое пострадало от неумелого управления водными ресурсами бассейнов Амударьи и Сырдарьи, Мертвое море сталкивается с риском истощения при водоотборе из Иордана. Несмотря на это, есть хорошие новости: налажено сотрудничество между Иорданией, Израилем и Палестиной с некоторым участием Ливана и Сирии. Оно продолжается уже 60 лет с разработкой единого плана развития водных ресурсов Иорданской долины в середине 1950-х гг. Агентства, которые занимаются планированием использования водных ресурсов в вышеуказанных странах, разрабатывают план, пункты которого соблюдаются всеми участниками. Страны не делят воду поровну, но постоянно встречаются с целью обсуждения распределения воды. Сами израильтяне, иорданцы и палестинцы понимают, что необходимо находить общее решение. Таким образом, среди стран, которые до сих пор спорят по границам и имеют сложные отношения, по вопросу воды, однако, существует консенсус. Три страны понимают нужды друг друга.
И вопрос будет заключаться в том, что необходимо сделать для того, чтобы улучшить распределение водных ресурсов между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Процесс поиска решений в Ферганской долине будет медленным, и некоторые неудачи будут связаны с преемственностью управления. Например, некоторые чиновники министерств в Израиле, Иордании и Палестине меняются относительно редко. Но в странах ЦА реорганизация министерств и смена сотрудников происходит чаще.
В Орегонском университете есть база данных по водоразделам, которая была создана под управлением профессора Аарона Вольфа. Он утверждает, что мир (еще) не сталкивался с войнами за воду. Есть определенные трения, но обычно путем переговоров достигаются какие-то решения. «Когда я думаю об Азии, - говорит профессор, -я думаю, что по сравнению с ЦА проблемы водных ресурсов сложнее в Гималаях, Каракоруме и Гиндукуше. Реки, которые протекают из Индии в Пакистан, — объект напряжения, и давайте не забывать о том, что эти страны — обе ядерные державы — уже несколько раз воевали между собой. Во всем мире мы видим напряжение. В частности, страны, расположенные вниз по течению, выражают свою озабоченность, когда страны, находящиеся вверх по течению, строят ГЭС.
Так, например, строительство новых ГЭС в бассейне Нила в Эфиопии создало огромную проблему для египтян. Сирия и Ирак постоянно враждуют с Турцией из-за турецких ГЭС, построенных на реках Тигр и Евфрат. Несмотря на это, в настоящее время эти конфликты существуют больше на дипломатическом уровне. Я надеюсь, что подобная модель будет применена и в ЦА. Я не хочу зря надеяться, но и не хочу отчаиваться. Я не могу отвечать на вопросы о переговорах между центрально-азиатскими странами, т.к. это ответственность региональных властей, но я понимаю, что даже данные об осадках могут быть полезными для гидрологических моделей, которые смогут спрогнозировать речной сток. Поэтому, возможно, странам следовало бы координировать свои метеорологические службы под эгидой глобальной программы, к которой относится Всемирная метеорологическая организация». Это один момент, где можно провести сравнение данных. Позиции Кыргызстана и Таджикистана не намного слабее, чем в бассейне Нила, где Египет намного сильнее Эфиопии и других приграничных стран, расположенных вверх по течению реки.
После знакомства с научными исследованиями можно предположить, что повышение температуры приведет к опустошению в виде засухи и нехватки воды в странах, расположенных вниз по течению (Узбекистан, Туркменистан и Казахстан), а Кыргызстан и Таджикистан, которые находятся вверх по течению, столкнутся с такими природными катаклизмами, как наводнения и оползни. Существует сочетание подобных неблагоприятных факторов в странах, расположенных вверх и вниз по течению реки: «Наиболее заметны природные катаклизмы в Кыргызстане и Таджикистане. Что касается отрицательных эффектов в ЦА, я хочу отметить опасность прорыва ледниковых озер (ПЛО) в этих странах. Примером управления рисков ПЛО для ЦА может стать Непал и Перу. В этих странах были установлены приборы для мониторинга наиболее опасных ледниковых озер посредством дистанционного обследования и снимков со спутника. Непал и Перу уже установили системы раннего оповещения в опасных районах. Были вложены средства в обучение местного населения для того, чтобы сами жители могли принимать участие в процессе разработки путей эвакуации.
Помимо этого, в Кыргызстане и Таджикистане под воздействием окажутся леса и пастбища, что, в свою очередь, окажет влияние на экономику. Последствием снижения растительности в горных районах станет увеличение оползней, которые будут происходить и в низовье. Тем не менее, в ЦА мы уже начали наблюдать песчаные бури, содержащие частицы соли, которые ветер выметает с засохшего дна Аральского моря».
Страны, расположенные вниз по течению, могут столкнуться с тем, что уровень дефицита воды возрастет, а сами они останутся неэффективными водопользователями. Изменит ли подобная угроза их потребление воды тогда, как в таких государствах, как Туркменистан и Узбекистан остаются проблемы прозрачности управления? Сложно ответить на этот вопрос, но интересно, станут ли люди более рациональными, когда будет затронут вопрос потребления воды.
Есть и другое решение, которое связано с полной зависимостью от угля в Кыргызстане и Таджикистане. Использование угля приводит к тому, что в Кыргызстане и Таджикистане образуется копоть, которая загрязняет воздух, например, в Бишкеке. Заметно, что в Бишкеке воздух сильно загрязнен из-за этого. Некоторую часть копоти ветер уносит на ледники. В Гималаях было проведено много исследований, которые демонстрируют влияние неэффективного использования угля, дизельного топлива и биотоплива. В Индии отрицательное воздействие источников копоти было зафиксировано в ледниках Гималаев.
Наблюдается ли похожее влияние в ЦА? Если есть доказательства того, что сажа оседает на горы Тянь-Шаня и Памира, то их можно будет получить с помощью исследования. Тем не менее, даже если убрать источники копоти в этом регионе, это составит только около 10 процентов влияния на таяние ледников по всему миру. Кыргызстан и Таджикистан могли бы сделать больше для подтверждения последствий ускоренного таяния ледников для того, чтобы получить инновационную помощь в адаптации и финансирование, которые можно получить от фондов зеленого климата и других мировых организаций, которые занимаются адаптацией и ведут разъяснительную работу по всему миру.
Что касается судьбы Аральского моря, эколог заметил: «Я не знаком с тысячелетней историей Аральского моря. Недавний спад – это всего лишь короткий период для этого озера. Думаю, что в какое-то время оно увеличивается, а в какое-то уменьшается. В прошлом погода не была статичной. Она была непостоянной. Я бы не стал исключать возможности того, что море может заново восстановиться. Если в будущем использование воды для нужд человека станет рациональным, возможно, мы увидим, что в Аральское море будет поступать больше воды».
Конечно, Аральское море объективно считается примером плохого управления водными ресурсами. А сейчас его также можно рассматривать в качестве примера негативного воздействия климатических изменений, однако, неопределенность остается. Есть надежда на то, что Аральское море немного восстановится, но нереалистично ожидать, что его уровень восстановится и станет таким же, каким он был в прошлом веке.
В результате своего глубокого исследования, Бенжамин Орлов замечает: «хочется надеяться, что страны ЦА приложат все усилия для улучшения системы управления водными ресурсами у себя внутри стран. Для этого потребуется систематический сбор данных и обмен информацией между гидроэнергетикой и сельским хозяйством. Это может улучшить сотрудничество внутри региона. Вопрос состоит в том, лучше разделить управление водными ресурсами Сырдарьи и Амударьи? Или лучше будет применить принцип совместного управления? Этот вопрос может решаться медленно, т.к. проблемы являются насущными. Нужно четко очертить набор проблем и решений, над поиском которых нужно будет работать.
В Центральной Азии наследие централизованного планирования продолжает сохраняться еще с советских времен. Это, в свою очередь, создает ожидания, что решение будет исходить от центральных властей».
ДЕЛО ПАХНЕТ ДЕФОЛТОМ
КЫРГЫЗСТАН
Как сообщило на минувшей неделе информационное агентство «Фергана», эксперты Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) предупредили правительство страны, что «Кыргызстан может приблизиться к угрожающему состоянию из-за высокого уровня долгов».
Внешний долг Кыргызстана в текущем году значительно превысил указанную законом критическую отметку в 60 процентов от ВВП. Требование Закона «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики», что внешний долг не должен превышать 60 процентов от ВВП, было взято не с потолка. Эта цифра была определена расчетами местных и зарубежных финансовых консультантов в качестве потолка, превышение которого создает угрозу экономической безопасности страны. Для сравнения в соседних странах уровень госдолга по отношению к ВВП составляет: в Казахстане – 21 процент, в Узбекистане – 18 процентов, в Таджикистане – 30 процентов.
Каково нынешнее экономическое положение страны, и какими могут быть последствия превышения допустимого уровня внешних заимствований? Об этом в интервью корреспонденту «Фергана» Улугбеку Бабакулову рассказали экс-председатель Счетной палаты страны Эльмира Ибраимова и финансовый эксперт Самат Кылжыев.
По мнению Э.Ибраимовой, внешний государственный долг страны приближается к отметке 70 процентов от ВВП. Из-за необдуманной политики исполнительной власти в ближайшей перспективе внешний долг может перевалить за $8 млрд (на 31 июля госдолг Киргизии составлял $4,7 млрд). И хотя в страну поступают разные инвестиции в виде кредитов, грантов и других средств, экономическое положение ухудшается из года в год. Ситуация по внешнему долгу страны, которая сложилась на сегодня, очень тревожная. Впервые за долгое время МВФ, который проводил анализ устойчивости бюджета Кыргызстана за 2015 год, отметил уровень риска в стране как высокий. Что это означает? Это значит, что очень высок риск того, что такими темпами Кыргызстан в будущем может столкнуться с проблемами по обслуживанию долга.
В то же время МВФ отмечает, что пока что ситуация только приближается к критической, но если правительство Кыргызстана в ближайшее время не начнет проводить серьезные мероприятия по консолидации бюджета и сокращению задолженности, то ситуация может дойти до критической. И страна сейчас находится в зоне очень высокого риска. Но, несмотря на то, что МВФ предписал бюджетную консолидацию и чрезмерную осторожность при получении новых долгов и кредитов, правительство абсолютно не сделало никакого вывода. «Нынешнее положение можно сравнить с пиром во время чумы, считает эксперт, - когда в такой тяжелой ситуации проводятся разные масштабные развлекательные мероприятия, как, например, Всемирные игры кочевников. Понятно, что народ требует, как говорится, хлеба и зрелищ.
Этим пользуются власти для отвлечения масс от социальных проблем. Но даже в этой формуле, заметьте, первым стоит хлеб, и только потом идут зрелища. А у нас как раз таки этого хлеба недостаточно, и вообще Кыргызстан стоит перед угрозой, что этого хлеба может попросту не оказаться». В этих условиях, по ее мнению, во-первых должны быть сделаны шаги, чтобы все инвестиции, которые привлекает правительство, эффективно использовались. Во-вторых, правительство должно очень внимательно следить за тем, на какие цели берет долги, и в какой сфере жизнедеятельности они используются. «Могу сказать, что сейчас у правительства нет четкого плана и видения, на какие цели нужно брать кредиты, чтобы оживить экономику.
Если говорить упрощенно, бюджет страны можно сравнить с бюджетом отдельно взятой семьи: если у человека нет денег для нормального жизнеобеспечения, он может влезть в долги и использовать их для получения в дальнейшем прибыли, которая поможет рассчитаться с кредитом и жить безбедно. Когда мы говорим о государственной экономике, это, в принципе, то же самое, только в больших масштабах. Поэтому, привлекая инвестиции под какой-то проект, правительство должно просчитывать, каким будет всплеск экономической активности, сколько будет создано рабочих мест, что останется после его завершения, и какая будет отдача от реализации данного проекта».
Помнится, еще в 2013 году президент Алмазбек Атамбаев заявлял, что Кыргызстан повысил свою инвестиционную привлекательность. Тогда Атамбаев опирался на результаты «рейтинга Doing Business. В то время в экономике Кыргызстана действительно были серьезные продвижки. Но они были связаны с тем комплексом мероприятий, которые были проведены, скажем так, в доатамбаевский период. Насколько мне известно, для утверждения в парламент поступили изменения в бюджет текущего года. И сейчас там урезаются расходы по всем статьям, производится так называемое секвестирование. Но в эти же изменения бюджета правительством включены дополнительные расходы, которые изначально не планировались, но уже осуществлены до их законодательного утверждения.
Говоря о консолидации бюджета страны, специалисты МВФ советуют правительству осознать, какие расходы нужны в первую очередь, а какие можно избежать. Бюджет, как известно, складывается из доходов и расходов. Значит необходимо принять все возможные меры, чтобы насытить доходную часть бюджета, и оптимизировать расходную, то есть урезать излишние траты, на которых можно сэкономить. Например, таковыми являются изготовление депутатских значков из позолоты, на что планируется потратить более 6 млн сомов.
«Другой пример нерациональных трат (рискую навлечь на себя гнев ура-патриотов) – расходы на игры кочевников. Опять приведу в пример расходы семьи: у каждого нормального человека имеются определенные приоритеты, на что потратить деньги – купить еду, теплую одежду ребенку, заплатить за квартиру и коммунальные услуги и так далее. И только если останутся деньги, можно подумать о том, пойти ли в кино, театр или потратить их на другие развлечения. Но если, не решив насущных проблем, человек принимает решение построить под окнами ледяной дворец для услады глаз, то о нем скажут, что он нерачительный хозяин и не умеет жить по средствам. Такой человек через короткое время обанкротится, и у него уже не будет средств для выживания. Примерно то же может произойти и с государством.
Если происходит дефолт в стране, есть целый комплекс мер, который применяется к такому государству. В частности, все международные организации, которые проводят какие-либо проекты для развития страны, могут их приостановить, перестают давать средства. А страна, которая очень зависима от внешних вливаний, еще и лишается возможности привлечь новые средства извне. Дефолт, конечно же, можно пережить. Есть примеры того, как страны выходят из таких ситуаций, как дефолт. Но подобное состояние никогда не проходит бесследно, в первую очередь – для простых людей, обывателей, бюджетников. Дефолт влечет за собой большие социальные проблемы населения, резкое ухудшение кредитного рейтинга как всего государства, так и частных бизнесменов. В общем, за ошибки правительства придется платить простому народу, который моментально, можно сказать, обнищает, потому что поднимутся цены на всё: на продуты, услуги, товары первой необходимости и прочее.
А по мнению эксперта С.Кылжыева, в случае возникновения проблем с выплатой долгов страна столкнется с истощением золотовалютных резервов. Кыргызстан вынужден будет тратить свои запасы для поддержки курса национальной валюты и покрытия потребностей в инвалюте для выплаты долгов. При этом, как известно, внешнеторговый баланс у страны отрицательный, Кыргызстан не зарабатывает иностранную валюту, и платежный баланс поддерживается за счет наших мигрантов, которые зарабатывают за рубежом и присылают деньги домой. Именно за счет этой валютной подушки и кредитов из-за рубежа наше государство ещё держится на плаву.
Больше всего Кыргызстан должен китайскому «Эксимбанку» – это 36 процентов от всей суммы внешнего долга. И представьте, что будет, если Китай вдруг попросит вернуть все деньги. Экономика Кыргызстана моментально рухнет.
«ОНИ УНИЧТОЖАЮТ МОЮ МАМУ…»
УЗБЕКИСТАН
Когда вы будете читать эти строчки, не только в Узбекистане, но и во всем политическом мире официально будет названо имя нового президента. И мало кто сомневается, как будет звучать это имя… А между тем, как сообщает агентство СA-NEWS (UZ), многие узбекские СМИ всю минувшую неделю жили словно в перевернутом мире, в котором обитали тень умершего президента и имя его старшей дочери Гульнары…
"Маму уничтожают психологически и физически", - заявил сын Гульнары Каримовой Ислам Каримов в интервью узбекской службе Би-би-си перевод, которого приводит CA-News. "Я знаю, что её хотят уничтожить, на сто процентов... Идёт уничтожение человека, а не просто какая-то изоляция на время", - заверяет Ислам.
Говоря о состоянии своей матери, Ислам Каримов-младший сказал: "У них есть план, чтобы устранить маму. Я не могу сказать, как они собираются это сделать, это их план. Я думаю, что хотят отравить. А потом обвинят кого-нибудь. Они не хотят, чтобы моя мать была освобождена, потому что тогда им придется ответить на множество вопросов. Но никто не может ответить на эти вопросы, потому что не только нам, но и окружающим никто не может объяснить происходящее на правовом уровне".
Приводя доказательства своим опасениям, Ислам сказал, что "сейчас нет дедушки". И когда он был жив, никто не посмел бы реализовать этот план с его матерью.
"Если бы мы не наблюдали за этой ситуацией, они бы давно пришли с этим планом", - добавляет сын Гульнары. Ислам Каримов-младший не раскрывает имена людей, которых обвиняет в удержании матери, объясняя это тем, что не знает до конца и боится обвинить невиновных.
По его словам, сейчас те, кто контролирует ситуацию: он, сестра, мама, бабушка и тётя. По мнению Ислама, если международное сообщество усилит давление и потребует продемонстрировать, что Гульнара Каримова жива и невредима, то это произойдёт. "Вы помните, в прошлом году, сообщали, что у моего дедушка был сердечный приступ. Затем показали, как он встретился с представителем Министерства иностранных дел Казахстана. Другими словами, в течение недели его показали и развеяли слухи. С мамой та же ситуация. Есть слух, что её нет. Достоверной информации нет, что она жива. Нет доказательств. Но не поговорив с ней напрямую, не услышав её голос, как я могу поверить, что она жива?".
Маме не дали проститься с отцом, чтобы показать, будто дед отказался от своей старшей дочери, - говорит Ислам Каримов-младший
Судьбу Гульнары Каримовой решает семейный консилиум: мать Татьяна Каримова и ее сестра Лола, об этом на своей странице в соцсети написал узбекский политолог Камолиддин Раббимов.
«Члены семьи Гульнары Каримовой, а также новые власти и вся политическая элита Узбекистана считают ее абсолютно капризной, неподконтрольной, импульсивной и, анализируя ситуацию, можно убедиться, что в коридорах власти есть консенсус, что целесообразно удерживать ее под «домашним арестом» - не дать ей возможности влиять на политические процессы, поскольку, что она может сказать или какую информацию она может обнародовать, никто не знает», - отметил он..
«Главная «подушка безопасности» Гульнары – ее сын Ислам Каримов младший, который с огромным капиталом в руках сидит в Лондоне. Если с ее матерью случится что-то реально плохое, он может трубить на весь мир первым и коллапсировать репутацию режима на долгие годы», - заключает он.
Напомним, информацию о кончине дочери экс-президента 22 ноября распространил сайт «Центр-1» со ссылкой на сотрудника Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана.
44-летняя Гульнара Каримова, по сообщению сотрудника СНБ Узбекистана, пожелавшего остаться неназванным, была отравлена и умерла 5 ноября. Ночью того же дня она была похоронена на кладбище «Минор» в Ташкенте, а ее могилу сровняли с землей, утверждает он.
По словам источника, он лично участвовал в процессе захоронения Гульнары Каримовой, и решился на телефонное интервью с Ц-1, опасаясь за участь ее детей, – сына Ислама и дочери Иман, которые остаются в Ташкенте в бесправном и беспомощном положении.
Старшая дочь первого президента Узбекистана жива, заявил РИА Новости в минувший вторник источник, близкий к окружению семьи Каримовых. «Гульнара Каримова жива, информация о ее смерти является ложной», - сообщил собеседник агентства. Он отказался конкретизировать детали и информацию о ее местонахождении. Ни деталей, ни информации о местонахождении дочери покойного лидера страны он также не сообщил.
Итак, вопрос о Гульнаре Каримовой остается открытым, и в отношении нее новому президенту придется принять какое-то решение, об этом CA-News заявил узбекский эксперт, экономист и журналист Алишер Таксанов, проживающий в Швейцарии.
«Распространяемая в социальных сетях и подхваченная как электронными СМИ, так и печатными изданиями и информагентствами неузбекского сегмент, сообщение о смерти Гульнары Каримовой, старшей дочери недавно усопшего президента Ислама Каримова, несомненно, было рождено в недрах спецслужб. Неизвестно, какие цели преследовали авторы этой идеи, но они, явно, желали прощупать почву для принятия долгосрочных политических решений», - отметил он.
По словам эксперта, насильственная смерть «узбекской принцессы», а именно так можно трактовать, якобы, ее отравление и тайное захоронение на кладбище «Минор» в Ташкенте, весьма неудобная для Шавката Мирзиеева, так и для семьи Каримовых, которая планирует переформатировать свою экономическую деятельность через Фонд имени Ислама Каримова, при этом уйдя из других сфер бизнеса.
По его мнению, Гульнара Каримова жива. «Посольства многих стран задались бы вопросами, что же произошло со старшей дочерью Ислама Каримова, находящейся в уголовных делах по коррупционным статьям, и нынешней власти пришлось бы выкручиваться в самых неудобных обстоятельствах, тем самым окрашивая себя в негативные цвета. И тогда бы судьба того миллиарда долларов, что заморожены в западно-европейских банках, была бы однозначно решена не в пользу Узбекистана., а именно этого и пытается избежать правительство Шавката Мирзиеева».
«Эти активы необходимы власти, чтобы как-то ослабить социальную напряженность в Понятное дело, Гульнаре никогда не вернуть этих денег, хотя я уверен, что в «запасе» у нее сохранилась приличная «кубышка» в сумму, превышающую замороженные в Швейцарии, Франции, Латвии и других странах в несколько раз. И этих денег, в свою очередь, не видать и Татьяне Каримовой, и Лоле Тилляевой-Каримовой, которые были бы не прочь завладеть ими», - подчеркнул узбекский эксперт.
«Гульнара Каримова — свидетель и участник коррупционных дел не только ближайших родственников, но и сподвижников Ислама Каримова, которые сейчас находятся у власти и рулят событиями в стране. Им невыгодно, чтобы она раскрыла их тайны и указала на наличие скрытых финансовых активов за рубежом, - нужно заметить, что она уже это проделывала в отношении вице-премьера Рустама Азимова и главы СНБ Рустама Иноятова, и ряда других чиновников и чекистов, и вынудила их сменить привычные пути и схемы вывоза капиталов. Поэтому смерть — это лучший способ спрятать все концы в воду, и чтобы никто на Западе не смог докопаться до истины, а тот «замороженный» миллиард вернулся бы в Узбекистан, так как единственного свидетеля уже не достать.
«В любом случае, вопрос о Гульнаре остается открытым, и в отношении нее Шавкату Мирзиееву придется принять какое-то решение. Но то, что она никогда не предстанет перед судом на Западе, это однозначно. Внутри Узбекистана с ней можно сотворить все что угодно. Не пожалел же Ислам Каримов своего племянника Джашида Каримова, журналиста, более 10 лет находящегося в самаркандской психушке, то почему назвавшийся «сыном» усопшего президента Шавкат Мирзиеев должен возлюбить и терпеть «сестру» Гульнару, от которой одна лишь головная боль? Но это в том случае, если она на самом деле до сих пор находится в Узбекистане...», - заключил Алишер Таксанов.
ТОРМОЖЕНИЕ НА РАСПУТЬЕ
ТАДЖИКИСТАН
Анализируя итоги уходящего года в странах Центральной Азии, эксперты агентства StanRadar пришли к твердому убеждению - несмотря на настойчивые намеки российских властей о том, что Таджикистану желательно вступить в Евразийский экономический союз, делать этот шаг республика явно не торопится. Евразийская интеграция не значится среди приоритетов Душанбе. При этом динамика ее внешнеполитических и экономических связей говорит о том, что Душанбе активно развивает отношения с США, Евросоюзом и Китаем.
После прошлогоднего принятия в ЕАЭС Армении и Киргизии Россия как главная движущая сила союза столкнулась с проблемой его дальнейшего расширения. Осторожно настроенные эксперты советовали сконцентрироваться на «качественном» развитии объединения и новых участников в ЕАЭС пока не принимать. Однако экономический кризис и геополитическое противостояние с Западом требовали демонстрации новых успехов, которыми могло стать принятие в союз еще одной страны.
О необходимости вступить в ЕАЭС Москва стала настойчиво намекать Душанбе в середине лета. 4 июля последовало заявление председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Слуцкого, выразившего уверенность, что республика в течение ближайшего года заявит о желании вступить в союз. Аналогичные оценки высказывались и на экспертном уровне. Среди преимуществ евразийской интеграции для Таджикистана российские аналитики отмечали решение вопросов трудовой миграции и финансирование бизнес-проектов по линии ЕАЭС. Впрочем, они признавали, что юридически и экономически к вступлению в союз Душанбе не готов, а наличие у него на это политической воли вызывает вопросы.
Таджикские власти неформальное предложение вступить в ЕАЭС встретили настороженно. Душанбе занял выжидательную позицию, на словах продолжая изучать плюсы и минусы евразийской интеграции, а на деле предпочитая ее затягивать. 2 августа заместитель министра экономического развития и торговли Умед Давлатзод заявил, что экономика Таджикистана неплохо развивается и без ЕАЭС, а все вопросы, решению которых мог бы помочь союз, уже урегулированы на двухсторонней основе. При этом он высказал опасение, что вступление в союз поставит под угрозу суверенитет Таджикистана, после чего стало очевидным, что в течение ближайшего времени запускать процесс евразийской интеграции Душанбе не будет.
Примечательно, что, несмотря на настойчивые попытки России вовлечь его в ЕАЭС, Душанбе заметно активизировал политико-дипломатические связи с США и Великобританией. 21 октября 2016 года США и Таджикистан провели шестую ежегодную консультативную встречу, посвященную обсуждению «вопросов стратегических двусторонних взаимоотношений». Американскую делегацию на ней представлял первый заместитель помощника госсекретаря по Южной и Центральной Азии Уильям Тодд. По итогам переговоров стороны сделали заявление о необходимости более тесного сотрудничества в борьбе с экстремизмом, наркотрафиком и в области экономики. 20 сентября в Нью-Йорке прошли переговоры главы таджикского МИДа Сироджидина Аслова с заместителем госсекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Сарой Севалл, где, по данным таджикских СМИ, также обсуждались состояние и перспективы двухсторонних отношений.
В октябре две официальные встречи с таджикскими властями провели британские политики и дипломаты. 25 октября 2016 года замминистра иностранных дел Таджикистана Музаффар Хусейнзода встречался с представителями палаты общин Великобритании, членами группы дружбы и сотрудничества двух стран Найджелом Миллсом и Джоном Манном, а также британским послом Хью Стенли Филпоттом. Кроме того, 6 октября 2016 года Хусейнзода провел переговоры с директором департамента стран Восточной Европы и Центральной Азии британского МИДа Майклом Тетхамом. Содержание этих переговоров в обоих случаях не раскрывалось.
США продолжают поддерживать с Таджикистаном довольно интенсивные связи по военной линии. На протяжении этого года Таджикистан дважды посещали представители Центрального командования США (ЦЕНТКОМ), отвечающего за планирование операций в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Восточной Африки. В середине июня визит в республику нанес глава ЦЕНТКОМа генерал Джозеф Вотел, который встречался с президентом Эмомали Рахмоном, начальником Генштаба генерал-майором Эмомали Собирзодой, заместителем председателя ГКНБ генерал-майором Мансуром Умаровым и его первым замом, начальником погранвойск генерал-лейтенантом Раджабали Рахмонали. Переговоры затронули вопросы безопасности границ, борьбы с терроризмом и наркотрафиком. В апреле Таджикистан посещал командующий войсками спецназа ЦЕНТКОМа генерал-майор Дарси Роджерс.
В начале октября Таджикистан с целью прохождения учебной практики посетила группа слушателей программы «Кэпстоун» Национального университета обороны США, предназначенной для обучения генералов и адмиралов. Посещение республики делегацией такого уровня говорит о высоком уровне доверия к ней со стороны Штатов.
Американская военная помощь включает курсы обучения офицеров различных силовых ведомств Таджикистана. 22 апреля завершились организованные ЦЕНТКОМом двухмесячные курсы по обучению 20 офицеров связи ОМОНа и Агентства по контролю за наркотиками. В том же месяце закончились проводившиеся Госдепартаментом трехнедельные занятия ОМОНа по борьбе с терроризмом, а также обучение 20 сотрудников Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне по курсу «Действия группы первичного реагирования при применении химических, биологических, радиологических и ядерных материалов». Двухнедельный курс обучения 30 офицеров связи погранвойск Таджикистана проводился при финансовой поддержке Программы по борьбе с наркотиками ЦЕНТКОМа в феврале.
В течение лета США дважды оказывали погранвойскам Таджикистана военно-техническую помощь. В августе американское посольство в рамках программы по борьбе с наркотиками передало таджикским пограничникам телекоммуникационное оборудование (радиостанции Motorola и RF-7800W) стоимостью 9 млн долл. и 50 автомобилей J8 Jeep Wranglers стоимостью 3 млн долл. В июне посольство США передало погранвойскам Таджикистана семь полноприводных автобилей-пикапов.
В последнее время Вашингтон и Душанбе пытаются развивать и экономические связи, которые до сих пор почти отсутствовали. 7 октября 2016 года в Вашингтоне состоялось первое заседание Торгового совета США–Таджикистан. С таджикской стороны в нем участвовали министр финансов Абдусалом Курбониён, председатель Нацбанка Джамшед Нурмухаммадзода, замминистра финансов Умеда Латипова, посол в США Фарход Салим и представитель республики во Всемирном Банке и МВФ Илхом Раджабов. Судя по участию с американской стороны представителей компаний General Electric, AGCO, Госдепартамента, а также Департаментов торговли и сельского хозяйства США, Таджикистан рассчитывает на американские инвестиции в гидроэнергетику, сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение.
Поддерживая тесные отношения с Душанбе, Вашингтон и Лондон преследуют две основные цели. Во-первых, они стремятся обеспечить свое военное присутствие в Афганистане, сроки окончания которого пока не ясны. Возможно, избрание президентом Дональда Трампа внесет в афганскую стратегию США коррективы, но в одночасье американские и британские войска Афганистан не покинут, и им необходим надежный тыл в лице Таджикистана. Во-вторых, они явно стремятся не допустить присоединения Таджикистана к ЕАЭС, который воспринимается англосаксами сквозь призму традиционной геополитики – как континентальная империя, угрожающая их интересам.
На этом фоне состоявшийся 9 ноября визит в Душанбе замглавы российского МИДа Григория Карасина мог быть вызван стремлением Москвы прозондировать почву и выяснить планы Таджикистана в отношении ЕАЭС. Основная проблема российско-таджикских отношений сегодня заключается в том, что кроме быстрого решения вопросов миграции предложить Таджикистану в составе союза Россия пока мало что может, поскольку сама находится в экономическом кризисе. Душанбе же, по-видимому, не считает проблему трудовой миграции настолько важной, чтобы поступиться частью суверенитета и отказаться от сотрудничества с Китаем и Западом в пользу ЕАЭС.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ВИЗИТА
ТУРКМЕНИСТАН
Как известно, в конце ноября состоялся официальный визит премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа в Туркменистан. На переговорах с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым одной из основных тем было обсуждено военное сотрудничество. Ашхабад заинтересован в приобретении новой техники и вооружений. Соседство с нестабильным Афганистаном вынуждает туркменскую власть активнее модернизировать армию. На минувшей неделе информационное агентство EADaily опубликовало интервью с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Шохратом Кадыровым, прокомментровавшим итоги этого визита.
По словам Кадырова, в пору активного газового сотрудничества с Россией, часть военной техники, поставляемой в Туркменистан из России, могла оплачиваться газом. Теперь таких возможностей нет. Отсюда попытки найти пусть и временные, но дешевые альтернативные варианты. В стране не хватает валюты, закрыты пункты обмена манатов на доллары, вновь открылся черный рынок, на котором курс в 2 и более раза выше официального, после долгого перерыва возникли задержки с выплатами заработных плат бюджетникам, люди запасаются продуктами.
Туркменистан, конечно, продает не только газ, но и нефть. Но цены на нефть в мире сильно упали и, что не менее важно, в добыче и продаже нефти после отмены санкций сильно активизировался соседний Иран. Иран — вторая в мире после России страна по запасам природного газа, готов посоревноваться с Туркменистаном. В 2013 году началось строительство газопровода «Мир» из Ирана в Пакистан, и Тегеран уже протянул свой участок на 900 км. Правительство Пакистана объявило о готовности сдать иранской компании в аренду металлургический завод Pakistan Steel Mills — крупнейшую промышленную корпорацию с производственной мощностью 1,1−5 млн. тонн стали и чугуна, к тому же и государственного производителя длинного стального проката и тяжелых металлических изделий (труб) в Пакистане.
Другое дело туркменский проект ТАПИ (газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Он продвигается тяжело из-за внутриэкономических трудностей в самом Туркменистане, сложностей в Афганистане и конкуренции Ирана. Поэтому Ашхабад использует любую возможность для сохранения связей с Пакистаном в других направлениях, в частности, в военном сотрудничестве.
Кстати, Пакистан важен Туркменистану и независимо от ТАПИ. Это главная тыловая база Талибана, в том числе и для его туркменской фракции, в значительной части состоящей из потомков туркменов, изгнанных из советского Туркменистана в годы насильственной коллективизации. Таким образом, развиваются отношения не только с Пакистаном, а косвенно, и с Талибаном, и с США, для которого Пакистан один из основных союзников вне НАТО в Большой Центральной Азии. Ашхабад заинтересован в сотрудничестве с Пакистаном и Талибаном не по причине неизбежного нападения Талибана, а с целью иметь свои независимые каналы и рычаги для достижения договоренностей с этим движением, в первую очередь для обеспечения строительства ТАПИ.
Ситуация в Афганистане до сих пор принципиально не меняется, большую часть страны контролирует Талибан, а это значит, что все, кто хочет мира в этой стране (или войны) должны иметь дело с Талибаном. Правительство страны пока держится на американском присутствии. Что будет после вступления Трампа в должность президента? Трамп по своему мышлению — коммерсант, и не желает тратить попусту деньги. Судя по всему, он будет поддерживать только такие внешнеполитические инициативы и проекты, которые приносят или сулят его стране прямую экономическую прибыль, и только потом политические дивиденды.
В этом, кстати, отличие политики России и США: Россия готова нести экономические убытки ради внешнеполитических побед. Россия, к примеру, пытается примерять на себя платье арбитра и миротворца и параллельно смешать американцам карты в проекте «Большая Центральная Азия». Как и в случае проведения совместных учений с Пакистаном и вопреки своим экономическим интересам, она предлагает Ирану содействие в завершении строительства газопровода «Мир» в Пакистан, и Пакистану по газопроводу «Север-Юг». Но ее возможности сотрудничества с Пакистаном ограниченны масштабными связями с Индией, отношения которой с Пакистаном далеко не безоблачные.
Поэтому России удобнее воздействовать на антиамериканизацию Пакистана не только прямо, но и через дружественные Иран, Китай, а теперь уже и Туркменистан. При этом Ашхабад рассчитывает на помощь США. Но это не будет подачкой. В рамках концепции «управляемых конфликтов», США будут поддерживать такие проекты, которые вынуждали бы соседей Афганистана обращаться к ним за помощью. Например, в случае военного обострения после того, как будет практически осуществлен вывод американского контингента из этой страны. Естественно, за оказание такой помощи страны-реципиенты должны будут, в той или иной форме, рассчитываться с США.
Туркменистан в этом смысле давно считается в российском экспертном сообществе самым уязвимым местом и прежде всего потому, что вежливо отказывается от «живого» военного сотрудничества с Россией, какое у Москвы есть с Таджикистаном (военные базы) или даже с Абхазией (объединенная военная группировка). Туркмены ссылаются на нейтралитет. Им туркменское правительство дорожит не меньше, чем самой независимостью страны, рассматривая и то и другое как одно целое. Не случайно в принятой недавно (14 сентября 2016 г.) новой Конституции Туркменистана положение о туркменском нейтралитете выделено в отдельную статью, с которой фактическим и начинается текст Основного закона.
Не имея возможности контролировать ситуацию на границе Туркменистана и Афганистана, Россия налаживает свои неофициальные отношения с Талибаном, несмотря на возражения и недовольство официального Кабула, мотивируя это тем, что Талибан противостоит запрещенной в России террористической организации ИГИЛ (ДАИШ). Кстати, борьба с ИГИЛ объединила Россию и Пакистан. Конечно, проамериканское происхождение правительства в Кабуле освобождает Россию от ответственности за будущее этого режима. Но главное, все понимают, что Трамп не только свернет войну в Сирии, но и военное сотрудничество с Кабулом в нынешнем формате.
При этом надо иметь в виду, что Ашхабад не свернул военно-техническое сотрудничество с Россией, ведь туркменская армия полностью оснащена советским оружием. Поэтому усмотреть что-то противное в военной сделке Туркменистана и Пакистана для России трудно усмотреть. Россия и Туркменистан за многовекторность во внешней политике. С той лишь разницей, что Россия видит в этом геополитический интерес, а Туркменистан — экономический. И потому они могут воздействовать на ситуацию в Южной Азии в необъявленном тандеме.
Если следовать хронологической цепочке, то в 2016 году, с 24 сентября до 10 октября, Россия впервые провела совместно с главным союзником США в Южной Азии Пакистаном учения спецназа и дала понять Туркменистану, что такого рода сотрудничество может быть на трехсторонней основе с его участием (без заключения каких-либо многосторонних альянсов типа ОДКБ, или, к слову, — ШОС, СНГ). Одновременно обсуждался вопрос о закупках Пакистаном российских военных вертолетов и самолетов.
При этом надо понять, что российское вооружение отвечает мировым стандартам и пользуется спросом в Китае, Индии, ОАЭ и в Пакистане. Во-вторых, для отказа от русского оружия туркменскую армию потребовалось бы перевооружить полностью. В-третьих, потенциальная возможность закупать вооружение и комплектующие к ним в России, после расторжения газового сотрудничества двух стран, имеет для Туркменистана исключительно политическое значение, без которого деловые отношения двух стран окончательно обмельчают до строительства фонтанов и дорожных развязок.
Впрочем, ничего нельзя утверждать категорически. Положение может постепенно измениться. Вооружение, как для самого Туркменистана, проводящего военную реформу, так и для его получателей газа, может стать разменной монетой, в том числе и в рамках проекта ТАПИ, даже если его пуск будет перенесен с расчетного 2018 года на более поздний срок.
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрица.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 2 459