Пару недель назад состоялись, на мой взгляд, три очень интересных мероприятия с не менее интересными спикерами. Я говорю о мероприятиях, с моим участием. Это (в хронологическом порядке) председатель правления Фонда «Даму» Каныш Тулеушин, министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев, а также ответственный секретарь министерства сельского хозяйства Ермек Кошербаев и председатель правления «КазАгро» Нурлыбек Малелов.
Почему я собрал их в один своего рода отчетный материал? Потому что предложенные меры господдержки «бьют» в одну точку – это малоимущие, малый бизнес (вплоть до микро, если уж так обозвать) и крестьяне. Понятно, что не все предложения безупречны, но уже есть какая-то системность Концепций, Планов, Проектов.
Малый бизнес. На том и стоим
Итак, все по порядку. «Даму» - немного истории. С момента создания Фонда кредитами поддержано около 25 000 проектов на сумму почти 1,5 трлн. Тенге. Что интересно, несмотря на скептические настроения, почти 40% средств пошли на поддержку именно обрабатывающей промышленности. На втором месте торговля. Не остались в стороне и сельское хозяйство, строительство, здравоохранение, образование и прочие виды деятельности.
Что касается субсидирования ставок вознаграждения, то поддержано более 8000 проектов на сумму 1,6 трлн. Тенге и выплачено 138 млрд. тенге субсидий. По гарантированию поддержано более 2000 проектов на 36,6 млрд. тенге. Кстати, и здесь львиную долю поддержки получила обрабатывающая отрасль. Таким образом, за время деятельности Фонда финансовой поддержкой охвачены почти 36000 проектов.
Об эффективности работы, по словам руководства Фонда, говорят следующие показатели. Стоимость реализованной продукции поддержанными предприятиями за 2015 год составил 2,8 трлн. тенге. К слову, это сопоставимо с ВРП одной из крупнейших областей страны, например, Южно-Казахстанской. Сумма налоговых поступлений – порядка 160 млрд тенге, а создано около 26 тыс рабочих мест. Понятно, что вопрос индикаторов эффективности – отдельный вопрос. Были самые разные интересные предложения от экспертов, которые, наверняка, Фонд примет в разработку.
В то же время «Фонд» промониторил ситуацию (были организованы выезды в регионы для понимания местной специфики, потребностей и проблем бизнеса) выявил ряд вопросов, которые очень немаловажны для предпринимателей. В первую очередь, это высокая стоимость, нехватка собственно кредитов. Особенно предпринимателей волнует вопрос длительности рассмотрения проектов и откровенная волокита на местах.
Что же делается, чтобы решить вышеозвученные вопросы?! В первую очередь, это софинансирование приоритетных для регионов проектов на льготных условиях – до 8,5%. Финансирование производится из средств Фонда и местных исполнительных органов, то бишь акиматов. Это привлечение средств от международных организаций, причем, на поддержку бизнеса эти средства будут выделяться исключительно в тенге. Далее, это вовлечение МСБ в проекты государственно-частного партнерства и запуск новых программ. К примеру, это факторинг, франчайзинг, микрофинансирование.
Не секрет, что банки мурыжат бизнесменов неделями, месяцами. Поэтому очень важно для бизнеса внедрение единой технологии рассмотрения проектов банках – до 7 дней. «Даму» также предложил автоматизацию рассмотрения заявок через egov.kz. Идея интересная – не нужно ездить в районные или областные центры по 10 раз. Но вопрос в самой функциональности этого ресурса – многие жалуются на его работу. Ну и создание так называемого «Финансового супермаркета» для ускоренного обслуживания Фондом малого и среднего бизнеса. Это тоже хорошая идея – всё в одном.
Отдельно была озвучена тема Региональных координационных советов. На мой взгляд, этот Совет - своего рода междусобойчик, тусовка «местных-своих», где решение об одобрении проектов решается очень субъективно, из непонятных и невнятных соображений. Поэтому на встрече экспертами было предложено ограничить влияние РКС на принятие решений. Понятно, что это не так просто, но это, я считаю, в первую очередь, нужно бизнесу.
И теперь о микробизнесе и микрокредитовании. По словам К.Тулеушина, в Фонде уже разработана программа микрокредитования, которая позволит развитию микробизнеса в городах, районах и сельских округах. Программа действует без отраслевых ограничений, и уже выделен 1,0 млрд тенге трем микрокредитным организациям. Фиксированная ставка 16%. Кредитование предусмотрено: до 36 месяцев – на пополнение оборотных средств, и до 60 месяцев - на инвестиционные цели. Льготный период не более 6 месяцев, а максимальная сумма – 16 млн тенге.
Кстати, правительство планирует расширить и улучшить программу микрокредитования, значительно снизить ставки кредитования до 6-8%, чтобы массово выдавать небольшие кредиты на бизнес. На мой взгляд, эти ставки очень даже оптимальны для любого бизнеса. Главное, делать все с умом.
Дом всему голова
О чем говорили с министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым?! А говорили о Стратегическом плане развития страны до 2025 года. Не хочу вдаваться в макроэкономику – это дело экономистов, экспертов, но озвучу несколько направлений и цифр, которые по прошествии можно будет «потрогать».
Это, 100%-е обеспечение всех городов централизованным водоснабжением, села – на 80%. 100%-е обеспечение детей 3-6 лет дошкольным воспитанием. В части 100%-го знания английского языка я довольно скептичен – не нужно каждому школьнику знать английский, потому как не каждому это нужно.
А вот что касается 1,0 млн человек, которые получат первую рабочую специальность, то я поддерживаю, так как не может быть никакой индустриализации, если мы не будем иметь своих квалифицированных рабочих.
Строительство 100 млн квадратных метров жилья и обеспечение 1 млн семей новым жильем – это то, что нужно уже сегодня – можно не тянуть с вопросом, так как уже сегодня этот проект может за собой потянуть многие отрасли. Простая арифметика: 100 млн кв метров (по 500 долларов за метр) - это 50 млрд долларов «живых» денег, которые вольются в производство стройматериалов, транспорт, общепит, услуги и прочее.
Как же решать? Это, в первую очередь, активное выделение участков под ИЖС с подготовленной уже инфраструктурой, стимулирование частных застройщиков, создание региональных фондов арендного жилья. Таким мерам, уверен, в первую очередь, будут рады жители сел и аулов, где есть свободная земля.
По большому счету, это нужно было начинать с помощью средств Национального Фонда еще лет 10 назад. И уже на сегодня мы могли бы решить вопрос с жильем, а Нацфонд уже получал бы дивиденды. Это к слову.
И еще одно реально осязаемое достижение – это появление порядка 500 тыс новых предпринимателей. На это и нацелены программы господдержки «Даму», о которых мы говорили выше.
План довольно простой, который реально выполнить. И к тому же высшее руководство согласилось с этим планом – осталось дело за малым – реализация. Лишь бы не мешали акимы и акимчики разного калибра.
Вместе - сила
И тема третьей встречи - в Министерстве сельского хозяйства – плавно дополняет, а если говорить о селе и его развитии, то качественно усиливает Стратегический план.
Как известно, МСХ предложил Концепцию госпрограммы развития АПК на 2017-2021 годы, где красной нитью проходит (если так выразиться) слоган – Производить продаваемое и Кооперация. Первое – логично для любого бизнеса. Второе – соглашусь с разработчиком Концепции Толеутаем Рахимбековым – очень нужно для мелкого производителя сельхозпродукции, который не может получить достойное вознаграждение за свой адский труд. Ведь мы все знаем, где теряется львиная доля прибыли от реализации сельхозпродукции – где-то у посредников-конъюнктурщиков, которые «регулируют» рынок и где-то на трассе у «хозяев» дорог.
Немного цифр. Согласно статистике (понятно, что не без погрешностей, но все же), мы практически на 100% обеспечиваем мясом (не надо путать определенный импорт, который идет на переработку), пшеницей, мукой. Но в тоже время завозим довольно большое количество переработанной продукции – сыр, творог, мясные консервы, растительное и прочее масло. О чем это говорит?
А говорит это о том, что с переработкой у нас полный швах. Мяса – 30%, молока – немногим более 20%, а овощей – вообще … 2%. Соответственно, порядка 1 млрд долларов мы тратим на импорт переработанной и прочей продукции.
Что делать? Министерство сельского хозяйства предлагает следующее. В связи с тем, что у нас каждый год остается избыток пшеницы, МСХ предлагает направить субсидии на производство того, чего не хватает – ячмень, масличные, кукурузу, на развитие птицеводства. Понятна, реакция некоторых акимов (например, г-на Кулагина), который рьяно защищает предпринимателей от пшеницы (они же получали ранее миллиардные субсидии). Но нужна диверсификация, и не для того, чтобы ущемить интересы производителей зерна, а чтобы увеличить базу для кормопроизводства - ведь мы хотим поднять производство мяса (в том числе на экспорт) и птицы?!
Второй вопрос – это увеличение парка техники. Зачем субсидировать покупку одного дорогостоящего американского комбайна (черт знает когда он окупится), когда можно субсидировать несколько дешевых машин?! Далее – это субсидирование элитных семян, и опять-таки тех культур, которые у нас востребованы, но мало производятся – сахарная свекла, рапс, кукуруза и прочие.
И здесь ключевое - в первую очередь, будут субсидировать ту продукцию, которая будет продаваться сельхозкооперативам, по которым отдельный большой разговор. Ведь ежу понятно, что если фермеры объединятся, то будет значительно легче как возделывать землю, так и реализовывать (опять же – по достойной цене) то, что получено непосильным трудом.
Это касается и мяса, и молока, и продукции растениеводства, кормов, а дальше и переработки. Немаловажна кооперация для получения современных технологий – не надо каждому крестьянину бегать и искать на просторах интернета или на конференциях интересные практики сельхозпроизводства, когда можно держать одного хорошего специалиста.
Понятно также, что кооперация - дело добровольное, но выгоды от нее должны убедить фермеров и мелких сельхозпроизводителей объединяться. И здесь, главное, не мешать крестьянину. Ведь уже то там, то здесь есть примеры вмешательства местных властей в этом вопросе.
Опять же акимы и акимчики готовы рвать на себе волосы, чтобы как-то иметь влияние и вес в кооперативах. Это нужно для отчетов, это нужно для контроля ситуации, и это может похоронить идею собственно кооперативного движения.
Местные власти понимают, что если кооператив будет сильным, то им тяжело будет командовать ими. А если в кооператив войдет весь аул? А если у кооператива будут свои деньги и немалые? В таком случае, кооператив самостоятельно может решать все проблемы, как кооператива, так и всего аула. Это и дороги, и свет, и газ, и, в конце концов, образование и здоровье членов кооператива. А это уже другой коленкор. Это уже серьезнее.
Серик Мамбетов, редактор сайта
Просмотров материала: 2 639