Как в Казахстане сложилась президентская форма правления? Почему она перманентно является объектом критики и похвалы? В чем ее преимущество и отличие от других политических систем? На эти и другие вопросы мы ищем ответы вместе с сегодняшней гостьей «Вечерней Астаны» - доцентом кафедры политологии ЕНУ имени Л. Н. Гумилева, кандидатом политических наук Газизат ИМАКОВОЙ.
Источник: Вечерняя Астана
- Газизат Усмановна, как вы оцениваете вклад института президентства в нашу политическую реальность? В День Первого Президента было бы интересно узнать базовые установки данного института не только в нашей республике, но и в ведущих мировых державах.
- 25 лет назад Казахстан стал самостоятельным субъектом мировых политических отношений, и президентский институт является ведущей системой управления в истории независимости. Президентская форма правления получила широкое распространение, что связано в конечном счете с общим усложнением экономической и политической жизни в современном мире. Давайте рассмотрим наш институт президентства в сравнении с подобным институтом ведущих держав, таких, как США, Российская Федерация и Франция.
- Почему именно эти страны?
- Потому что они являются примером успешного политического управления с данным институтом в современном мире. И наша страна, когда на заре независимости обращалась к истории развитых стран, изучала, в первую очередь, опыт этих стран. Необходимо отметить, что самой старой формой президентского правления является президентская власть в США, где она существует уже долго и проверена временем.
На протяжении двух столетий американское президентство развивается в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию. Руководство внешней политикой, по Конституции, сосредоточено в руках президента. Ему принадлежат прерогативы заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов, с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей, консулов.
Президент также наделен правом заключать международные договоры в форме исполнительных соглашений, которые не требуют ратификации Сената. Таким образом, президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он - глава государства, глава Правительства и главнокомандующий Вооруженными силами страны.
Президенту, как главе исполнительной власти, подчинен аппарат федеральных министерств и ведомств в количестве трех миллионов государственных служащих. Здесь уместно напомнить о внедряемой в нашей стране системе продвижения по карьерной лестнице, которая взяла все лучшие выводы из опыта развитых стран, в том числе США. Но здесь есть некоторые выводы о необходимости именно постепенного внедрения этих новшеств в нашу политическую реальность.
- То есть демократию, как и лекарство, надо принимать дозированно?
- Президент Казахстана уже высказался о расширении полномочий Парламента и Правительства с дальнейшим реформированием нашей политической системы. Однако, повторяю, все должно происходить эволюционным, а не революционным путем. В нашей стране точное повторение этого политического явления США может привести к политическому хаосу, так как у нас еще не сформирована необходимая политическая культура и политическое поведение масс. Поэтому проводятся дифференцированные отборы опыта зарубежных стран на каждом этапе реформирования государственной службы в зависимости от реальной политической ситуации.
На вооружение берется только то, что необходимо для постепенного перехода с сохранением стабильности в стране. При этом учитывается специфичность ментальной демократии. Американский опыт карьерного чиновничества показывает расцвет групп лобби или так называемых «заинтересованных групп», в руках которых сосредоточена значительная политико-административная власть, имеющая собственные корпоративные интересы, и кадровый состав которой мало меняется с приходом к власти новой администрации.
К сожалению, политологи нашей страны часто констатируют еще недостаточную сформированность ответственного класса чиновников, которые могли бы в разрез своим интересам днем и ночью работать во благо простого жителя из аула. По моему личному мнению, точное повторение подобного опыта в нашей стране опять-таки невозможно в силу нашей ментальности.
- Вы уже несколько раз утверждаете о политической ментальности нашей страны. Объясните, пожалуйста, как она связана с институтом президентства?
- Ментальная форма демократии - это присущее народу каждой страны политическое восприятие и политическое поведение при любых обстоятельствах и ситуациях, имеющих место быть в политической реальности. У нас в стране больше патерналистского ожидания от власти, в первую очередь, от Президента, чем активной политической позиции по необходимости граждан.
То есть граждане предпочитают больше полагаться на решение власти и ожидать необходимые им жизненные решения, нежели активно внедрять эти решения через предоставляемые политической системой возможности.
- Ну, это не секрет. С давних времен наш народ свято уповал на спасителя царя-батюшку, виня во всех бедах нерадивых государевых слуг. А как же современная бюрократия, которую принято ругать, когда речь заходит о проявлении активной гражданской позиции?
- Она здесь ни при чем. Той же самой бюрократии в США, как минимум, в два раза больше, чем в нашей стране. И не только американцы, но и граждане всех вышеперечисленных государств с президентской формой правления добиваются своих целей в своей стране в рамках правового поля.
А у нас политическая пассивность народа усугубляется произволом и коррупцией чиновников всех рангов. Мы не перестаем быть свидетелями постоянных коррупционных правонарушений в высшем эшелоне этого чиновничье-бюрократического аппарата, которому народ и Президент доверили решение проблем нашего молодого, развивающегося государства. Целая армия чиновников, ныне коротающих свой век в тюрьмах и бегах, говорит о многом.
Поэтому мы пока еще с опаской относимся к расширению полномочий Правительства и Парламента, озвученных недавно Президентом. Поэтому считаем, что на сегодняшнем отрезке нашего общественного развития необходимо сильное президентское правление.
- Однако подобная позиция чревата тем, что президентская должность в глазах казахстанцев обретет сакральный смысл. Не кажется ли вам это уходом от демократического вектора развития?
- Нисколько. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь опять к опыту США, где неформальная структура власти обеспечивает определенные «сдержки и противовесы» по вертикали властным полномочиям президента и внутри самого федерального исполнительного аппарата. Дело в том, что основные внешнеполитические решения на опыте США принимаются на компромиссе интересов президента, его союзников в конгрессе, конкурирующих между собой различных внешнеполитических ведомств, политических группировок вне Правительства и общественного мнения. Президентское правление России и Франции имеет подобную основу.
Особенность Казахстана в том, что в нашей стране очень мало специалистов, твердо усвоивших не только сегодняшние, но и перспективные социально-экономические интересы в будущем на десятилетия. В реальности сейчас только Президент, в силу своего опыта правления страной и ответственности, является самой совершенной структурой политической власти.
Пока еще нет активного гражданского общества, нет ответственного и проверенного на опыте класса чиновничьей бюрократии. Вот в чем причина того, что народ ждет блага только от Президента. Ежедневно более тысячи писем с просьбами пишутся на его имя. Вот это и есть картина ментальной демократии в нашей стране.
- Именно поэтому гарантом прав граждан выступает наш Президент?
- Да. В основе лоббирований, принятых в США и Франции, лежат интересы бизнес-элиты. Там экономические лобби - повсеместные явления в ежедневной политической практике. В нашей стране лобби-группы еще не работают на пользу народа и определенных групп.
Как показывает практика, пока еще они работают на свой личный интерес. В этих ситуациях Президент является гарантом, и народ правильно делает, что полагается только на него.
- Получается, в Казахстане еще рано переходить к парламентской форме правления?
- Верно. Необходимо сперва воспитать поколение политически грамотных, активных граждан и добросовестных чиновников, которые бы контролировали соблюдение своих прав и активно двигали интересы страны на международной арене.
Пока что таким институтом является институт президентства, и казахстанцы это прекрасно понимают. Возможно, в будущем расширение полномочий Парламента и Правительства даст положительный результат. Как говорят в народе: «Көш жүре түзеледі».
Просмотров материала: 2 118