Этно-мемориальный комплекс Жетi Ата, представляет собой архитектурный комплекс, олицетворяющий символ сакрального отношения казахов к своим предкам, отражающий одну из главных духовных ценностей великого степного народа – уважение и почитание своей самобытной истории, общую гордость за историческое прошлое, духовное единство и преемственность поколений.
Центральной художественно-монументальной композицией является «Жеті Ата», состоящий из группы монументальных скульптур и сооружений, размещенных на кургане, высотой 60 метров
Композиция «Жеті Ата»» состоит из восьми элементов:
центральный элемент - монумент «Шежiре», высотой 80 метров, выполненный в образе генеалогического древа.
боковые элементы – монумент «Жеті Ата», состоящий из образов семи предков, высотой 20 метров.
Внутри кургана размещен музейно-архивный комплекс шежiре. Его предназначение – это сохранение генетической карты казахского народа. Он оборудован специальным хранилищем, состоящим из индивидуальных ячеек, размером 10х10 см. Общее количество ячеек составляет 5 миллионов.
Доступ к генеалогической карте открыт всем, каждый казах может оставить свое шежiре на вечное хранение. Для сохранения шежiре в архиве, проводятся следующие процедуры:
На специальной бумаге, изготовленной в двух экземплярах, наносится шежiре;
Оба экземпляра гасятся специальной печатью;
Один экземпляр передается автору, второй, предварительно пройдя процесс оцифровки, заключается в индивидуальную ячейку;
В дальнейшем второй экземпляр шежiре может быть востребован автором для внесения качественных изменений и дополнений.
В плане этно-мемориальный комплекс «Жеті Ата» представляет собой образ Солярного человека. Голова Солярного человека – это курган с главным монументом. Тело – лестница к его подножию. Она разделена на семь зон, отражающих основные памятные вехи казахского народа:
Образование Казахского ханства;
Актабан шубырынды;
Правление Абылай хана;
Великий голод 30-х годов ХХ-го столетия;
Участие казахов в Великой Отечественной войне;
Период становления независимости - 1986-1991 года;
Расцвет современного Казахстана.
В каждой зоне расположены барельефы и скульптуры отражающие тематику того времени. Подход к монументу «Жеті Ата» начинается с Тюркской аллеи, посвященной предкам тюркских народов. Она является идейным началом всего комплекса. Зоны, отражающие памятные вехи казахского народа, повествуют об эпохальных этапах развития и процветания народа со времен кочевого образа жизни до сегодняшнего дня.
За тюркской аллеей расположена композиция «Образование Казахского ханства». Это время, когда началось формирование казахской нации, когда казахский народ объединился в единое независимое государство.
По центру площадки размещен вырастающий из земли шанырак. Шанырак – это символ жизни, семейных ценностей и благополучия. Это – символ продолжения рода, семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение.
Продолжением смыслового ряда является композиция «Актабан шубырынды», которая передает всю трагедию и скорбь того времени, борьбу казахского народа с иноземным врагом. В содержательном плане на барельефе изображены скорбящие люди, которые переживают сложные и трагические моменты того времени.
Далее расположена композиция «время правления Абылай хана». Центром композиции является фонтан, бьющий из корней дерева, символизирующий рост, укрепление казахского ханства. По корням струится вода, олицетворяющая собой начало новой жизни. Время правления Абылай хана считается золотым веком в истории Казахской земли, и поэтому символично, что вся композиция оформлена зелеными насаждениями.
Постепенно корни дерева теряют свой рост, уходя в землю и превращаясь в зеленые плиты, которые, в свою очередь, исчезая, погружаются в фонтан скорби. Это «Великий голод 30-х годов 20-го столетия». Застывшая (непроточная) вода в фонтане олицетворяет собой прекращение жизни. На прямоугольных каменных глыбах, расположенных по бокам композиции, изображены силуэты людей, переживших трагедию, утрату и боль того времени. Это композиция символизирует угасание жизни.
Постепенно, среди темных каменных глыб начинают проявляться корни дерева, олицетворяющие постепенное возрождение казахского народа, переходящие в композицию «Участие в Великой Отечественной войне». Защита государства вековечно является одной из главных и священных обязанностей казаха. Барельеф отражает весь героизм и мужество народа, его неоценимый вклад в великую победу над фашизмом.
Следующая композиция комплекса «1986-1991 года». Она повествует об обретении современной независимости. Под массивными каменными плитами изображены силуэты людей контррельефом, идущих вперед. А впереди, выбираясь из-под тяжб тоталитарного режима, проявляются силуэты людей в барельефе, идущих – за своим будущим, за своей независимостью.
Логически завершает композиционную часть временных эпох композиция «Расцвет современного Казахстана». Был долог и труден наш путь к независимости. Прожив семьдесят лет под гнетом тоталитарного режима, мы сумели вырваться из его оков.
Сегодня мы живем в независимом государстве, которое расцветает изо дня в день. Барельефы, расположенные по краям композиции, олицетворяют собой единство общества, независимость, достижения за этот короткий отрезок времени.
Идейным завершением является художественно-монументальная композиция «Жеті Ата», гордо возвышающаяся на кургане. Замысел заключается в том, что пройдя нелегкий путь к независимости, переживая различные события в разных исторических промежутках времени, казахский народ всегда помнил свою сакральную связь с предками, почитал традиции и обычаи своего народа.
Композиция вокруг окольцована водоёмом, на котором расположены амфитеатр и площадки для различных функций. Вокруг водоема расположены ремесленные мастерские этногородка – кузнечные, гончарные, ювелирные и пр. Два кольца головы Солярного человека будут действующими, остальные зоны, расположенные в лучах головы являются резервными.
По двум сторонам рук Солярного человека расположены: с одной стороны - гостиничный комплекс, с другой – Всемирный центр изучения культурного наследия кочевников-номадов и Всемирный Музей-Экспозиция Номадов. К гостиничному комплексу и к центру изучения примыкают две парковые зоны, музейные, парковка.
В нижней части Солярного человека расположена Тюркская аллея, остальная площадь является парковой зоной. В лучах солярного человека расположены ремесленные центры – гончарный, кожевенный, кузнечный, войлочный, ювелирный и т.п.
Идеологическое содержание
Испокон веков самой важной традицией казахского народа является – знание своих предков, знание своего шежiре. Шежiре – одно из уникальнейших наследий народов Великой Степи. Это – одна из самых демократических систем, которая, в отличие от элитарного характера родовых книг других культур, предоставляла возможность каждому степняку проследить свое древнее происхождение на тысячи лет.
Шежiре несет в себе функции – сохранение памяти, истории рода и человека, и идеологическое воспитание. Оно представляет собой уникальную генетическую карту, благодаря которой создавалось идеально здоровое потомство. А также, оно способствовало укреплению и единству степного народа, помогая в сложносплетениях родословных нитей найти родственные ветви.
Поэтому центральной композицией комплекса является художественно-монументальная композиция «Жеті Ата», расположенная на кургане. Из всех памятников архитектуры курганы – олицетворяют казахскую землю, они берегут память о прошлом.
Из коры древа проступают тамги всех казахских родов и каждый человек может найти тамгу своего рода и прикоснуться к ней. Казахские тамги - свидетели, как древних, так и относительно недавних внутренних родовых связей казахского народа, его сложных взаимоотношений с соседними племенами и государствами. Тамга дает ключ к познанию общей истории казахского народа. А знание истории народа, его родовой и социальной структуры убеждает в его единстве, достигнутом благодаря поразительно тесному переплетению и связи его родов. Тамги являют наглядный образ этого единства.
Таким образом, архитектурно-художественная композиция «Жеті Ата» символизирует собой:
преемственность поколений
самобытность истории казахского народа
почитание традиций и обычаев
Значение ремесленных центров:
- сохранение и развитие культурных и духовных ценностей народов нашей страны для будущих поколений, изготовление сувенирной продукции.
Всемирный центр изучения культурного наследия кочевников-номадов выполняет такие функции как:
- изучение материального и духовного наследия номадов;
- изучение закономерностей функционирования и эволюции номадизма, его влияние на социальные отношения, политическое устройство, быт и культуру кочевых народов.
Центр изучения номадов также включает в себя музей, по одной экспозиции от каждой страны участника проекта.
Наряду с этим этно-мемориальный комплекс Жеті Ата решит ряд основных задач, таких как:
- Укрепление образа Астаны как столицы Казахстана;
- Придание Астане недостающей на сегодняшний день сакральности и духовности;
- Становление Астаны местом притяжения всех казахов, в том числе проживающих за рубежом в нескольких поколениях;
- Закрепление за Казахстаном статуса центра как Азии, так и всего тюркского мира;
- Повышение самосознания казахов;
- Укрепление чувства гордости за страну;
- Развитие внутреннего и внешнего туризма.
Города возникают не сразу. Они формируются десятки, сотни, тысячи лет. Меняют свой облик, растут и развиваются в соответствии с требованиями времени. Каждое поколение вписывает в их летопись свою строку, определяя их будущее – расцвет или упадок, взлет или падение…
Наша молодая столица покорила весь мир своим динамичным ростом. Каждый год появляются новые проекты, сооружения, призванные играть не только важную градообразующую роль, но и способные стать «знаменитостями» международного масштаба.
Астана – это не просто яркий современный мегаполис. В его образе заключен глубочайший политический, духовный и даже философский смысл. Это символ возрождения нашего государства, обновления и обретения глубокой и подлинной духовности народом Казахстана.
Астана стала городом, с которым связаны мечты, надежды и перспективы всех поколений нашего народа. И одним из ярчайших выражений духовности может стать этно-мемориальный комплекс «Жеті Ата», выражающий всю сущность казахского народа. Это - символ сакральности, преемственности поколений. Это сооружение может стать центром притяжения всего казахского народа, который по воле судьбы расселился по всему миру...
Этно-мемориальный комплекс «Жеті Ата», который может стать одним из символов культурной духовности казахского народа, представляет собой:
- культурный центр, отражающий историю, традиции и обычаи казахского народа;
- центр притяжения казахского народа;
- сооружение, хранящее символы национальной идентичности, которое может стать объектом идентификации казахстанцев.
- сооружение, которое может стать одним из узнаваемых сооружений по всему миру.
Этно-мемориальный комплекс «Жеті Ата» подходит по всем критериям ЮНЕСКО, чтобы в будущем получить статус уникального объекта Всемирного культурного наследия, а именно:
Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность.
Этно-мемориальный комплекс «Жеті Ата» - это тот маяк, который не даст казахам затеряться в бурно развивающемся современном мире. Он возвысит статус нашего народа и нашей страны, укрепит веру в себя, даст мощную силу следующим поколениям. Он станет жемчужиной современной Астаны, ее логическим венцом.
Аскар Джапаров, Астана
Просмотров материала: 4 878