ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• Ферганский эпицентр
• Охочие до власти.
Кыргызстан
• Ташкентская перезагрузка.
Узбекистан
• Знакомьтесь – Основатель Мира.
Таджикистан
• Детектив длиною в две эпохи.
Туркменистан
ФЕРГАНСКИЙ ЭПИЦЕНТР
Как сообщило на прошлой неделе агентство StanRadar, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что плацдармы террористов в северных провинциях Афганистана представляют непосредственную угрозу для России и стран Центральной Азии.
В качестве доказательства своих слов он сослался на "усиление позиций террористов" и рост наркотрафика, доходы от которого являются "одним из основных источников финансирования" экстремистских группировок. В свою очередь, агентство Sputnik Таджикистан задалось вопросом, откуда именно террористическая угроза приходит в центрально-азиатские страны, как справиться с ней и предотвратить данную проблему.
Учитывая разнообразие террористических организаций, действующих в Афганистане, тезис о "непосредственной угрозе" можно трактовать по-разному исходя из целей, стоящих перед этими группировками. Например, движение "Талибан", превратившееся за два с лишним десятка лет своего существования в раскрученный жупел, которым размахивают все кому не лень, вовсе не собирается, по мнению большинства аналитиков, вторгаться в Центральную Азию и уж тем более в Россию.
"Даже в случае прихода талибов или проталибского правительства к власти в Афганистане, что маловероятно, вряд ли следует ожидать масштабного наступления формирований "Талибана" на территорию соседних государств. Талибы сконцентрированы на внутренних афганских проблемах, и так, скорее всего, останется даже в случае их прихода к власти", — уверен политолог Парвиз Муллоджанов.
Его коллега Рашид Гани Абдулло также не расценивает талибов в качестве экспортеров исламских радикалов в страны Центрально-Азиатского региона, называя в качестве основной угрозы безопасности совершенно иной фактор.
"Что касается угроз со стороны Афганистана, то самым опасным их источником является сама нестабильная ситуация в этой стране, которую помимо всех прочих факторов порождает и присутствие вооруженных контингентов иностранных государств. Нестабильность ситуации и слабая власть центра создают благоприятные условия для производства и контрабанды наркотиков и оружия в страны СНГ", — предупреждает он.
Более того, аналитик высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что "Талибан" являлся, в какой-то мере, благом для афганской государственности.
"Талибы в конце 90-х почти положили конец нестабильности и практически свели на нет производство наркотиков. Тем не менее, мировое сообщество посчитало для себя благом осуществить вооруженную интервенцию в Афганистан, свергнуть власть талибов. В результате это же самое мировое сообщество имеет в Афганистане нестабильность, слабую центральную власть, сторонников ИГИЛ, гражданскую войну, войну против присутствия иностранных вооруженных формирований и прочее", — убежден Рашид Гани Абдулло.
Оба политолога едины во мнении, что "Талибан" не преследует цели, выходящие за пределы страны и традиционного ареала расселения пуштунских племен. Тем не менее, они не отказывают в поддержке своим "братьям по борьбе", и вот это уже реальная угроза.
"Талибы оказывали и продолжат оказывать поддержку джихадистским группировкам, таким, как ИДУ (Исламское движение Узбекистана — группировка, созданная исламистами, эмигрировавшими из Узбекистана и обосновавшимися в Афганистане), "Джамаат Ансаруллах" (экстремистская группировка, запрещена в Таджикистане) и другим, основной целью которых является свержение правящих светских режимов в Центральной Азии. Кроме того, часть джихадистов принесла баят (клятву) ИГИЛ,— напоминает Парвиз Муллоджанов.
Так вот, те самые плацдармы террористов на севере Афганистана, о которых говорил Патрушев, заполнены как раз боевиками из вышеназванных группировок, гражданами государств Центральной Азии, покинувшими свои дома и жаждущими вернуться в них с оружием в руках.
И тут возникает вопрос: а где именно расположены жилища прошедших военную обкатку боевиков? По данным спецслужб, подавляющее большинство из них являются выходцами из Ферганской долины, региона, где сходятся границы трех государств: Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.
Ферганская долина, по мнению многих аналитиков, — самый напряженный район Центральной Азии. Все крупные конфликты в недавней истории региона произошли именно здесь: этническое противостояние в Ошской области 1990 и 2010 годов, вылазки исламистов в 1999 и 2000 годах, андижанские события 2005 года. Все они оборачивались большой кровью. А уж мелкие стычки между жителями соседних кишлаков на межэтнической почве из-за воды или земли здесь — обычное дело.
Сложный рельеф местности, этническая "чересполосица", а также отсутствие четкой линии прохождения границ, которые в советский период были чисто административными и никакой демаркации не подразумевали, привели к тому, что территориально-пограничные проблемы здесь оказались крайне запутанными.
Несогласованные участки есть на границах между всеми тремя республиками "конфликтного треугольника". Но самой проблемной является таджикско-кыргызская граница. Ее протяженность составляет 978 км, делимитированы из которых только 530, а остальные 448 остаются спорными. Граница между Узбекистаном и Кыргызстаном длиной 1378 км согласована на 76%, а 324 км относятся к спорным. В общей сложности на узбекско-кыргызской границе насчитывается 58 спорных участков. Делимитация таджикско-узбекской границы в значительной мере завершена. Из 1332 км спорными остаются 105.
Масла в огонь тлеющих противоречий добавляет и наблюдающаяся в последние годы стремительная радикализация жителей Ферганской долины, ставшей своеобразной "кузницей кадров" для разного рода экстремистских ячеек, отрядов и группировок, действующих как внутри региона, так и за его пределами.
"Рост радикальных настроений является лишь следствием падения уровня жизни и сокращения социальных лифтов для большей части населения региона. В условиях кризиса население все больше маргинализируется, сокращаются рабочие места, происходит существенное падение реальных доходов. Соответственно, растет социальное напряжение и, как следствие, наблюдается рост числа недовольных, особенно среди молодежи", — объясняет Парвиз Муллоджанов.
Однако его коллега Рашид Гани Абдулло не считает ситуацию в Ферганской долине чем-либо угрожающей безопасности стран Центральной Азии.
"Страхи по поводу угрозы безопасности ввиду роста радикальных настроений в Ферганской долине излишне преувеличены. Об угрозе здешних радикалов говорят вот уже 25 лет. Однако на деле можно упомянуть лишь их активную деятельность в первые месяцы после распада СССР и события в Андижане в мае 2005 года", — успокаивает эксперт.
Тем не менее, ряд аналитиков не без оснований предполагают, что в случае проникновения в этот регион, раздираемый серьезными противоречиями и находящийся на стыке трех государств, боевиков, освоивших подрывные, террористические методы войны, Ферганская долина может стать фитилем бомбы разрушительной силы.
"Основная их (боевиков. — Прим. редакции ) сила и преимущество заключаются в лучшей организованности и отсутствии каких-либо моральных ограничений в применении насилия. Поэтому их единственным шансом на успех является политическая и социальная дестабилизация в странах региона", — предупреждает Муллоджанов.
При этом основная сила, способная противостоять вооруженным попыткам дестабилизации региона, — Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ — будут вынуждены дожидаться должного юридического оформления своего вмешательства в этот, пока гипотетический, конфликт.
"Мандат ОДКБ дает право на вмешательство только при условии наличия соответствующего запроса со стороны соответствующего государства — члена данной организации. В принципе, силы ОДКБ сегодня ориентируются и затачиваются во многом именно на предотвращение данной угрозы. Другое дело, что должны быть соблюдены все необходимые процедуры для того, чтобы данное вмешательство выглядело законным как на международной арене, так и внутри самого региона", — напоминает политолог.
Так что же следует предпринять властям Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана помимо укрепления защиты своих границ, чтобы не допустить подобного развития ситуации? Рецепт достаточно прост и в то же время необычайно сложен.
"При проведении рационального социально-экономического и внутриполитического курса в странах региона купировать возможные угрозы безопасности с их стороны не представляется чем-то невозможным", — краткий совет от Рашида Гани Абдулло.
"Самое главное в данных условиях — разработать эффективную антикризисную программу и провести масштабную перестройку экономики. Сырьевая экономика, базирующаяся на экспорте энергоресурсов и трудовых мигрантов, уже уходит в прошлое. Строить свое политическое будущее на таком шатком и разваливающемся экономическом базисе невозможно. Правительства региона должны воспринять новые реалии и перестать надеяться на то, что цены на нефть пойдут вверх и все вернется обратно в ситуацию статус-кво. Уже не вернется, и завтра из сегодняшних политических режимов выживут только те, кто сегодня начнет проводить реформы. Основная цель данных реформ должна заключаться в предотвращении маргинализации населения и резкого падения уровня жизни. В этом случае у джихадистских группировок не будет возможностей для расширения своей социальной базы", — более развернуто аргументирует Парвиз Муллоджанов.
Последуют ли власти трех стран ЦА этому пути или, как и прежде, сделают основную ставку на силовую составляющую — решать им. А вот негативные последствия социального взрыва в Ферганской долине, буде он состоится, да еще и с экстремистским оттенком, придется "расхлебывать" всем жителям региона.
ОХОЧИЕ ДО ВЛАСТИ
КЫРГЫЗСТАН
Как сообщило неделю назад агентство CA-NEWS (KG), ЦИК Кыргызстана завершил регистрацию списков кандидатов, представленных партиями для выборов в городские кенеши (советы). В декабре кыргызстанцы выберут новые кенеши 22 городов. Комментируя это сообщение, агентство подчеркивает - на выборах в Бишкекский горкенеш без изменений – к власти вновь рвутся олигархи и безработные.
Во всех городских выборах примут участие только две партии: СДПК и РАЖ. «Онугуу-Прогресс» примет участие на выборах в 20 городах, партия «Кыргызстан» — в 17. Масштабность участия партий на выборах может говорить, в том числе, о финансовых и человеческих ресурсах партии. Например, две партии Жогорку Кенеш «Бир Бол» и «Ата Мекен» больше напоминают региональную партию.
Другой показатель — чем больше партий хочет попасть в парламент города, тем больше значение города, в первую очередь в финансовых потоках. Так, в Бишкеке за мандаты поборются 14 партий, в Кара-Балте — 11, в Чолпон-Ате и Кара-Куле — по 9, в Нарыне и Кадамжае — по 8. Меньше всего политические партии интересуются Сулюктой, где только 3 партии участвуют на выборах.
По выборам в Бишкекский горкенеш можно сделать определенные выводы о партийном строительстве. Во-первых, часть бывших и нынешних депутатов занимаются любимым делом — меняют место партийной «прописки» с целью улучшить свои шансы. До идеологии и верности принципам наплевать.
Во-вторых, партийные списки формируются в целом по откатанной схеме: сверху акционеры, снизу люди акционеров. Под акционерами надо понимать тех, кто вносит непосильный финансовый вклад в победу партии. Например, представитель клана Салымбековых Жумабек Салымбеков расположился на 10 месте в списке СДПК. На 39 месте расположился генеральный директор «Аламедин базары» Райымбек Мааткабылов. Или гендиректор ОсОО «Беш-Сары» Наргиза Жолдошбаева (ее отец Камчыбек Жолдошбаев – депутат ЖК) расположилась на 5 месте в «Онугуу-Прогресс», а ее коллеги на 50, 81, 85, 87 местах. В РАЖ 11 кандидатов представляют банк «Кыргызстан».
В общем, списки партий не нарушают два основных закона выборного процесса страны — доминируют олигархи и безработные. В Бишкеке — это олигархи, связанные со строительной отраслью, ремонтом дорог, гендиректоры базаров, коммерческих предприятий. Другой безоговорочный феномен страны — безработные с деньгами рвутся к власти. Уникальный антирекорд у «Партии коммунистов Кыргызстана» — из 70 «коммунистов» работают или учатся только 8 претендентов на депутатские мандаты. Разве не это показатель кризиса в стране, когда пролетариат остался без работы?
Глава ГКНБ Абдиль Сегизбаев показал президенту Атамбаеву трастовые документы (апостиль) из официальных органов государства Белиза. Как сообщает пресс-служба президента, эти документы свидетельствуют о заинтересованности депутатов Текебаева, Саляновой и Шыкмаматова «в том, чтобы в апреле 2012 года компания «Саутфилд» могла выручить от продажи ненационализированной на тот момент части акций ЗАО «Альфа Телеком» (более 50 % акций) сумму, превышающую 50 млн долларов США.
Судя по сообщению, принадлежность «Саутфилд» Максиму Бакиеву только предполагается.
Пресс-служба обнародовала также и фотографии на руках президента. Всего три документа: апостиль, который легализует сертификат, подписанный Райяном Уробедом (Ryan J. Wrobed); декларация о доверительном характере собственности; последняя страница нотариальной доверенности за подписью Райяна Уробеда.
Самая интересная — это декларация о доверительном характере собственности от 4 апреля 2012 года. Попечителем декларации выступает Avalon Consultants Limited. Эта белизская компания с тем же адресом упоминается в предупреждении Британского регулятора по ценным бумагам от 3 мая 2012 года, что эта компания не имеет лицензии оперировать на территории этой страны. Это предупреждение затем повторяет белизский регулятор в августе 2012 года. Заявленный в предупреждении сайт компании сейчас не работает.
Бенефициарами 50 тыс. акций «Саутфилд» по цене один доллар выступают Текебаев, Салянова и Шыкмаматов. В самой последней строчке написано «ЗАО «Альфа Текеком».
Судя по предыдущей странице, часть которой видно на фотографии, копию декларации нотариально заверили. Кто заверил, не понятно. Но на фотографиях присутствует имя нотариуса Райяна Уробеда. Но тогда как оригинал доверенности появился у нотариуса и действительно ли у него был оригинал?
С утечкой «панамских файлов» стали ясны масштабы теневых доходов. По разным оценкам, в мировых офшорах могут быть спрятаны до 18 триллионов долларов. Одному из центров мирового офшора, государству Белиз, спецслужбы Кыргызстана преподнесли неприятный сюрприз — раскрыли бенефициаров офшорной компании. Учитывая, что в Панаме взломали электронный ящик одной компании, а в Белизе спецслужбы сумели нотариально заверить оригинал, тогда удар по офшорной репутации этой страны может быть серьезным, а судьба многих триллионов долларов может оказаться под угрозой.
Ой, как трудно назвать таких кандидатов на власть «слугами народа»!
ТАШКЕНТСКАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА
УЗБЕКИСТАН
Так уж сложилось по времени, что минувшая неделя в двух соседних государствах была наполнена событиями, оттеснившими на второй план все остальные проблемы - предстоящими декабрьскими выборами. Если Кыргызстан готовится обновить местные советы, то Узбекистан ровно через две недели назовет имя законно избранного нового президента своей страны.
Как сообщает агентство РИТМ Евразии, власти Узбекистана в преддверии выборов главы государства, намеченных на 4 декабря, демонстрируют на деле готовность полностью сменить прежний, отчасти негативный имидж, полученный за время президентства Ислама Каримова. Это наблюдается по линии и политики, и экономики, и непосредственно касается всех его партнеров, включая Россию.
Обращают на себя внимание реальные попытки Ташкента, инициированные и.о. президента Шавкатом Мирзиёевым, улучшить отношения с соседями – в первую очередь с Душанбе и Бишкеком.
Главным моментом, отравлявшим диалог Узбекистана с Таджикистаном, стало намерение последнего построить на реке Вахш, питающей водами ключевую по значимости для Узбекистана реку Амударья, Рогунскую ГЭС, что приведет к снижению водостока на территорию первого.
В этой связи следует напомнить, что ранее любые действия таджикской стороны на данном направлении вызывали достаточно острую реакцию властей Узбекистана вплоть до опасений, что это может вызвать войну в регионе. Ныне же, несмотря на то, что в конце октября Душанбе перекрыл русло Вахша, что означает практическую реализацию плана по возведению Рогунской ГЭС, данный шаг не вызвал никакой реакции официального Ташкента.
Напротив, 7 ноября он заявил о возможности восстановления между сторонами авиасообщения, прерванного в 1992 г. с началом гражданской войны в Таджикистане. Руководство компании Uzbekistan Airways в этой связи заявило о том, что это может произойти уже в первой половине 2017 г. О серьезности намерений свидетельствует и тот факт, что в течение октября Таджикистан посетила внушительная делегация из представителей бизнеса Узбекистана, намеревающихся развивать со своим соседом взаимовыгодные экономические проекты.
На фоне этого официальный Ташкент демонстрирует готовность нормализовать отношения и с Кыргызстаном, связи с которой были омрачены нападками на представителей узбекского меньшинства, живущих на ее территории, а также продолжительным обострением на границе, вызванным наличием целого ряда спорных участков.
Так, например, за последние недели стороны согласовали вопросы относительно принадлежности 49 подобных участков. И произошло это, прежде всего, благодаря гибкости нового узбекского руководства в лице пока еще исполняющего обязанности главы государства Ш. Мирзиёева, отказавшегося от жесткой конфронтации по данной проблеме.
И, наконец, в качестве жеста доброй воли после переговоров с официальным Бишкеком узбекское руководство убрало своих военных со спорной вершины Унгар-Тоо Аксыйского района Джалал-Абадской области Киргизии (где находились важные киргизские телекоммуникационные объекты), захваченной узбекскими силовиками в ходе выяснения отношений из-за находящегося по соседству Касансайского водохранилища, созданного Узбекской ССР еще до распада Советского Союза, которое Ташкент считал «своим».
В свою очередь, Ш. Мирзиёев демонстрирует готовность всесторонне развивать отношения и с Россией, а также региональными структурами, членом которых она является. Так, например, 27 октября в Ташкенте состоялся бизнес-форум «Россия и Узбекистан – стратегические партнеры», в котором участвовали более 70 компаний из двух стран и который может стать новой отправной точкой для расширения их экономического взаимодействия. Об определенном оживлении двусторонних отношений говорит и то, что в конце октября также состоялось первое с 2005 г. заседание Делового совета Россия–Узбекистан. Не случайно российская сторона обязалась упростить доставку узбекской сельскохозяйственной продукции на свою территорию, что особенно важно ввиду сохранения западных антироссийских санкций.
И, наконец, официальный Ташкент демонстрирует свою готовность максимально взаимодействовать с Россией в рамках структур евразийской безопасности. Подобные «намеки» фигурировали и в кулуарах прошедшей 1 ноября очередной встречи глав правительств стран СНГ.
Впрочем, параллельно официальный Ташкент развивает свои отношения и с Китаем, ставшим для него ключевым торговым партнером (вытеснившим Россию на второе место), о чем свидетельствует целый ряд совместных встреч, проведенных в последние недели на уровне политического руководства и представителей бизнеса.
Однако не следует полагать, что новое руководство страны намерено развивать связи только исключительно с этими партнерами. Одновременно официальный Ташкент демонстрирует готовность заметно улучшить отношения и с Западом в частности, с Евросоюзом. В частности, он отправил на прошедшее 8-9 ноября в Брюсселе очередное 13-е заседание подкомитета ЕС по юстиции, внутренним делам и правам человека свою делегацию, возглавленную замминистра юстиции страны Нодиром Джураевым.
Это мероприятие стало для Ташкента во многом знаковым. На нем, в частности, затрагивались прежде болезненные для Узбекистана вопросы «ущемления гражданских свобод». В последнем его неоднократно обвиняли на Западе, особенно после подавления антиправительственных выступлений в Андижане в 2005 г. Примечательно, что официальный Ташкент согласился на обсуждение вопросов, прежде являвшихся для него табуированными – свободу выражения мнений и религии, свою пенитенциарную систему, права женского населения и «уязвимых групп».
Несомненным прогрессом в этом отношении стало то, что тем самым Ш. Мирзиёев фактически признал проблему наличия в его стране детского и принудительного труда при работе на хлопковых полях и устами своего представителя заявил о предоставлении ООН и ОБСЕ информации по мониторингу ситуации. Более того, фактом ратификации конвенций Международной организации труда (МОТ) официальный Ташкент подтвердил готовность на практике приступить к устранению имевшихся нарушений, за которые он при И. Каримове подвергался очень сильной критике.
Также Ш. Мирзиёев открыто демонстрирует готовность отказаться от «авторитарного» стиля правления своего предшественника, заявляя о реальной необходимости внедрения в стране системы власти со сменяемым демократическим путем лидером. И, наконец, он показывает наличие в стране других политических лидеров, предоставляя им реальную возможность высказываться на темы дальнейшего развития страны. Не случайно некоторые западные СМИ уже с надеждой пишут о том, что он остановился в шаге от введения «политических свобод» и «публичной политики».
Также Узбекистан демонстрирует всему миру готовность к проведению честных и демократических президентских выборов, намеченных на 4 декабря с.г., он официально согласился на допуск на свою территорию групп наблюдателей практически из всех стран мира, в том числе западных. Тем самым Западу на практике демонстрируется готовность к переменам и одновременно улучшению двусторонних отношений.
В ответ на это Запад делает новому узбекскому руководству «реверансы». Так, Евросоюз отметил вклад Ташкента в модернизацию законов страны, включая намеченное реформирование судов, борьбу с коррупцией и попытки улучшения делового климата. Но от того же Вашингтона узбекское руководство ожидает не только комплиментов, а, например, возвращения выведенных на территорию США сотен миллионов долларов, принадлежавших дочери уже покойного президента страны (всего по распоряжению американских правоохранителей в западных банках заморожено от 850 млн. до 1 млрд. долларов) и гарантий установления взаимовыгодных партнерских отношений, что должно устранить саму перспективу осуществления против нового узбекского режима каких-либо подрывных действий.
В последние недели стороны обменивались мнениями по поводу этих вопросов, в том числе и в ходе недавнего визита в Ташкент представительной делегации Госдепа. Однако пока США не имеют четко сформулированной позиции относительно характера отношений с «обновленным» Узбекистаном.
В таком новом облике, заметно меняющим имидж страны, Шавкат Мирзиёев идет на выборы. Правда, нельзя исключить, что в будущем, после официального избрания лидера Узбекистана, попытки развития такой многовекторной стратегии претерпят определенные изменения.
Во-первых, Ташкенту с высокой долей вероятности придется все же выбирать в плане тесноты отношений между теми или иными партнерами. Ведь для осуществления реального многовекторного независимого курса любой стране, в том числе и Узбекистану, необходимо обладать конкретными ресурсами, в том числе и экономическими, которых у него в должном объеме нет.
Во-вторых, сомнительно, чтобы правящий режим смог резко отказаться от авторитаризма, подразумевающего ослабление, прежде всего, тотального контроля спецслужб над страной. В этом случае страна вновь может столкнуться с усилением вызова со стороны радикальных исламистов. Ослабление цензуры и давления на них может быть воспринято ими как возможность для отвоевания более выгодных позиций.
То же самое касается и узбекской экономики – в случае резкого отказа от прежней экономической модели, подразумевающей использование дешевого (а подчас и дармового) труда, а также наблюдаемого налогового давления на селян, Ташкент лишится значительной части прежних поступлений в казну, а его аграрная продукция рискует потерять свою ценовую привлекательность на рынке.
Мало также одной готовности наладить отношения с соседями и полностью устранить региональные противоречия – то же соперничество с Астаной за лидерство никуда не делось. Что же касается Киргизии и Таджикистана, то власти первой, обладающие весьма ограниченными силовыми рычагами, вряд ли смогут гарантированно оградить узбекское меньшинство от нападок националистов, равно как и Душанбе не сможет выполнить пожелания Ташкента о том, чтобы пропуск воды на узбекскую территорию был сохранен в прежнем объеме.
Что касается России, то обозначающиеся в политике Ташкента изменения могут иметь двоякие последствия. С одной стороны, пока реальное углубление отношений в сфере интеграции по линии евразийских структур и расширение военно-технического сотрудничества представляется туманным. Так, в сентябре глава внешнеполитического ведомства страны Абдулазиз Камилов открыто заявил на Генеральной Ассамблее ООН о нежелании Ташкента вступать в какие бы то ни было военно-политические структуры, размещать у себя иностранные военные базы и направлять своих военнослужащих за границу. Вместе с тем Москва получает определенные надежды на то, что Ташкент не будет испытывать тех шараханий в сторону Запада и обратно, которые отмечались прежде.
ЗНАКОМЬТЕСЬ – ОСНОВАТЕЛЬ МИРА
ТАДЖИКИСТАН
На минувшей неделе президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал законы «Об основоположнике национального мира согласия — Лидере нации» и «О социальном обеспечении, обслуживании и охраны президента Таджикистана». Об этом сообщила пресс-служба таджикского лидера.
Наделение президента множеством привилегий и пожизненной возможностью править, по мнению таджикских властей, должно послужить «укреплению демократии». Отмечается, что конституционный закон «Об основоположнике национального мира согласия — Лидере нации» (статус закреплен за действующим президентом страны) принят «с учетом воли славного народа Таджикистана, с целью укрепления основ конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности и единства Родины, стабильности и долговечности государства Таджикистан, укрепления демократии, обеспечения экономического, социального и культурного прогресса, защиты исторических ценностей национальной государственности, создания достойных условий жизни и свободного развития для каждого человека».
Данный закон предусматривает создание музея, библиотеки и архива Основателя мира и национального единства — Лидера нации, а также учреждение ордена «Лидер нации —Эмомали Рахмон» и государственной премии «Лидер нации — Эмомали Рахмон», которые президент Таджикистана будет присуждать «за особый вклад в развитие демократии, укрепление мира и стабильности общества, дружбы между народами».
«Принятые законы в целом направлены на обеспечение государственной независимости, прочности мира, единства, защиту человека, обеспечение его прав и свобод, защиту интересов государства, организаций и учреждений, борьбу с преступностью, обеспечение общественного порядка и социально-экономического развития, прогресса различных сфер жизни общества», — резюмируют в пресс-службе главы государства.
ИА REGNUM напоминает, что в конце декабря 2015 года за действующим президентом Таджикистана закреплен статус Лидера нации, который, вкупе с принятием поправок в Конституцию страны, позволяет Эмомали Рахмону выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства неограниченное число раз.
Кроме того, 16 ноября 2016 года в Таджикистане впервые был отмечен День президента Республики Таджикистан, учрежденный в мае 2016 года «с учетом мирового опыта и неоценимого вклада президента Республики Таджикистан, Основателя мира и национального единства — Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона в формировании новейшей государственности таджиков, обеспечении мира, стабильности и национального единства, повышении авторитета и имиджа Таджикистана на международной арене, развитии различных сфер жизни общества».
При этом в Комитете по законодательству и правам человека таджикского парламента утверждают, что учреждение такого праздника не противоречит Основному закону страны, и его нельзя расценивать как восхваление личности.
ДЕТЕКТИВ, ДЛИНОЮ В ДВЕ ЭПОХИ
ТУРКМЕНИСТАН
И снова про газ… Как сообщило неделю назад интернет-агентство StanRadar, «Газпром» получил столь необходимую паузу в выполненииконтракта на закупку туркменского газа. Стороны договорились продолжить переговоры и остановить разбирательство в международном арбитраже до конца 2018 года.
По мнению экспертов, единственным коммерчески привлекательным вариантом возобновления контракта для «Газпрома» была бы перепродажа туркменского газа в Иран.
«Газпром» до конца 2018 года приостановил разбирательство в арбитраже в отношении «Туркменгаза», следует из отчета российской компании по РСБУ за третий квартал, «с целью нахождения взаимоприемлемого решения о дальнейшем сотрудничестве вне рамок арбитража». В сентябре о «контрактной паузе» на два года говорил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, не поясняя деталей. Тогда собеседники «Ъ» предполагали, что «Газпром» может быть заинтересован в получении долей в месторождениях в Туркмении в обмен на возобновление контракта. В начале ноября на переговоры с Владимиром Путиным прилетел президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. По данным «Ъ», газовая тема поднималась, однако о договоренностях неизвестно.
«Газпром», который с 2009 года закупал в Туркмении 10-11 млрд кубометров газа в год, в середине 2015 года подал иск к «Туркменгазу» в Стокгольме, а с начала 2016 года вообще разорвал контракт. Туркмения отказалась пойти на уступки по цене газа, в то время как его стоимость на европейском рынке существенно снизилась. Из-за этого «Газпром», продавая туркменский газ в Европу, нес убытки, которые собеседники «Ъ» оценивали примерно в $100 за тысячу кубометров. В рамках арбитража «Газпром» требовал возврата $5 млрд переплаты за газ. Собеседники «Ъ» в монополии исходно скептически оценивали перспективы иска, поскольку Туркмения не присоединилась к Нью-Йоркской конвенции по признанию иностранных арбитражных решений. В то же время Ашхабаду некуда продать дополнительные объемы газа, кроме России.
По мнению Валерия Нестерова из Sberbank CIB, единственным коммерчески привлекательным вариантом возобновления туркменского контракта для «Газпрома» была бы отправка газа в Иран. Поставки в Европу при текущих ценах будут убыточны. Сейчас Туркмения уже поставляет газ на север Ирана (7,2 млрд кубометров в 2015 году), при этом мощность двух туркмено-иранских газопроводов составляет около 20 млрд кубометров в год. «В Иране газ сосредоточен на юге, и его не хватает, так как его планируется использовать для закачки в пласт для повышения добычи нефти», — отмечает аналитик. Однако, добавляет он, сложно оценить, насколько Ашхабад и Тегеран будут приветствовать участие «Газпрома» в качестве посредника.
Не открою большого секрета, если скажу, что во время очередного недельного путешествия в интернет-паутине наших стран-соседей, на меня обрушивается целый калейдоскоп интересной информации, которая просится в очередной обзор, но только одна из них может быть оставлена для этих страниц – самая актуальная, самая злободневная. Потому каждый раз в папке страны на всякий случай в архиве остаются еще несколько неиспользованных материалов. Авось, пригодится…
Вот и на этот раз, оставляя для обзора туркменскую газовую проблему, я вспомнил, что в туркменской папке, по утверждения агентства CA-NEWS (TM), хранятся многостраничные воспоминания бывшего туркменского вице-премьера и министра нефти и газа Назара Суюнова.
Первый заместитель председателя Государственного геологического комитета ТССР, начальник управления геологии при Совете Министров ТССР. Заместитель Председателя Совета Министров Туркменистана (1992–1993). Министр нефти и газа Туркменистана (1993–1994).Из-за проблем с местной властью в 1995 году он переехал в Москву. В 1998 году работал помощником депутата Государственной думы небезызвестного Тельмана Гдляна. Председатель исполкома Ассоциации «Родина» по связям с соотечественниками за рубежом – он стал не только свидетелем, но и участником трагедии развала СССР и народа своей республики.
Его воспоминания могли бы стать захватывающим детективом, где главным героем были бы газ, отношения с Сапармуратом Ниязовым, секреты компании «Итера», концепции «второго Кувейта» - истоки того, что до сих пор аукается в отношениях Туркмении с Газпромом.
Он вспоминает, как в советские времена в прикаспийских республиках действовали межправительственные комиссии, которые решали довольно удачно все хозяйственные вопросы по водным делам, по границам., в том числе и по газовым месторождениям. Единственное, что задевало соседей, то, что союзным министром был азербайджанец Оруджев. Азербайджану и дали полномочия проводить геологоразведочные работы на Каспии. Поэтому вся геологическая информация по Каспию находится в Азербайджане. И все деньги, которые выделял Союз, оседали в Азербайджане. И примыкающая шельфовая зона Туркменистана оставалась неразведанной, неизученной, малоизученной.
«Потом, вспоминает Суюнов, - Ниязов объявил о том, что у него заново открыты огромные газовые месторождения. Но, на самом деле, как утверждают люди знающие, это все были старые геологические данные еще советской Туркмении. Это были мои проекты. Я был первым заместителем государственного комитета по охране недр. Тогда после развала зампредседателя Совета министров России был Шохин. Мы с ним договорились и подписали соглашение, что Туркменистан участвует во всех проектах России, а Россия участвует во всех проектах Туркменистана в том, что касается газа и нефти. Это первое. А во втором соглашении было обозначено, что Туркменистан не имеет задолженности по Советскому Союзу.
После этого я распространил это соглашение в ООН для того, чтобы в Туркменистан можно было привлечь иностранные инвестиции. А Газпрому мы предложили тогда: «Слушайте. Мы без России никуда не денемся. Давайте создадим международный газовый консорциум: Россия и Туркменистан – поставщики, Белоруссия и Украина – транзитная территория, Они отвечают за транзит, а мы поставляем газ в Европу». Договорились обо всем в рабочем порядке. Но тогда, в 1992 году, Черномырдин и Вяхирев не приняли такое предложение. Они оставили нам поставку газа Узбекистану, Казахстану и кавказским республикам, у которых нет валюты. Мы брали у них оплату по бартеру. А Россия поставляла свой газ за валюту на Запад, в Европу. Поэтому они и не пускали нас. Что касается Советского Союза, то благодаря Шохину Институт геологии при Академии наук подтвердил запасы газа и перспективной нефти в Туркменистане. Любое геологическое исследование той или иной территории мы в виде отчета передавали в геологический фонд.
И в России из отчетов знали – где, сколько, какое количество разведанного. То есть, основные геологические изыскания по туркменским месторождениям были проведены еще в советские времена. Ведь в Туркменистане было выявлено 560 объектов с нефтью и газом. И только 130 было задействовано.
Тогда-то Ниязов и высказал идею «второго Кувейта», которым станет Туркменистан на основании того, что в стране много газа. Он просто озвучил то, что я сказал, делая презентацию Туркмении в Саудовской Аравии, в Кувейте в начале 1990-х вместе с Ниязовым. Этим странам потребовалось 15–20 лет, чтобы их экономика выросла до того уровня. Но у нас уже была инфраструктура, нам не нужно было столько времени, все было создано в советское время – нефтепроводы, газопроводы… Поэтому нефти, газа и хлопка, которые мы продаем, вполне достаточно, чтобы наш народ жил нормально. Для этого нам надо было всего три года. И тогда мы объявили народу, что мы можем быть вторым Кувейтом. Каждому ребенку, который родится, мы можем давать по 20–25 тысяч долларов. А потом Ниязов отошел от этой идеи – и вообще занялся совершенно другим. Начал обогащаться. А после создали коррупционную газовую компанию, куда входили Отчерцов, Ниязов, Агаханов (Халназар Агаханов, министр торговли Туркмении – А.Д.), Макаров (Игорь Макаров, президент компании «Итера» – А.Д.) и еще один иранец.
А «Итеру» они зарегистрировали в Америке. Взяли одну женщину как учредителя. И самое главное, почему коррупционная схема пошла – Черномырдин, Вяхирев, все имели к этому отношение. Тогда начали они покупать на границе Туркмении туркменский газ и поставлять его на Украину, в кавказские республики, в Белоруссию.
А в чем была коррупция? Если иностранная компания делает транзит по территории России, она должна была платить за него как иностранная компания. А в мае, по-моему, 1995 года Черномырдин принял постановление и приравнял иностранную компанию «Итера» к российской компании. Транзитный тариф 0,4 доллара за 1000 кубометров на 100 километров для российской компании, а для иностранной было бы 1,5–2 доллара. За счет этой разницы они имели свой доход. Кроме того – с 50 процентов по бартеру товарами, которые они получали за газ, тоже наваривали. Особенно, украинскими товарами.
Мы имели договор с Газпромом на поставки туркменского газа в южные области России, туда, где не было транспортной системы по обеспечению газом, по схеме замещения. Нам возвращали за это 13 процентов экспортной выручки от продажи российского газа в Европу. А когда Газпром построил эту систему, Вяхирев отказался от соглашения по схеме замещения, отказавшись брать у нас газ по прежней цене. Ниязов на эти условия не согласился. Вот тогда и было сказано нам: «Приползете. Некуда деваться!».
Еще раз напоминаю, что я привел только лишь не более десятой доли рассказанного в интернете Назаром Суюновым почти тридцатилетнего газового детектива, у которого пока не видно ясного конца…
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрица.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 3 720