К новости о строительстве современного комфортабельного города Нуркент на границе с Китаем, в Панфиловском районе Алматинской области, казахстанцы отнеслись без особого энтузиазма. Прозвучали даже мнения, что строительство 50-тысячного города в приграничье – идея сумасбродная, попахивающая прожектерством в духе Нью-Васюков.
Вместе с тем, если отбросить обывательские суждения, очевидно, что проект этот вписывается в процессы развития приграничной торговли с Китаем, потенциал и возможности рынка которого, действительно, огромны. Помимо этого, авторы явно опираются на китайский опыт строительства свободных экономических зон в приграничье. Мы побеседовали с депутатом Мажилиса, нижней палаты казахстанского парламента, членом комитета по экономической реформе и региональному развитию Павлом Казанцевым о том, каковы перспективы этого проекта:
- Павел Олегович, с чем связана необходимость строительства города на границе с Китаем? Не окажется ли он в будущем заброшенным городом-призраком?
- Поясню, о чем идет речь, чтобы казахстанцы понимали, что этот город будет строиться не на пустом месте. Нуркент будет возведен на границе с Китаем в непосредственной близости от специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». Сегодня вокруг СЭЗ создается масштабная инфраструктура.
В первую очередь это центр приграничного сотрудничества. Сюда граждане Казахстана с одной стороны и граждане Китай – с другой могут въехать без оофрмления визы. Территория центра поделена на китайскую и казахстанскую части. Внутри этой зоны созданы условия для торговли – не стихийной базарной, а вполне цивилизованной. Здесь располагаются цеха по производству, пошиву, переработке, упаковке товаров, действуют транспортные, логистические, юридические компании. Не выходя из центра можно заключить сделку, юридически оформить ее, договориться о транспортировке груза.
Буквально месяц-полтора назад группа депутатов Мажилиса, членов комитета по экономической реформе и региональному развитию, съездила в Хоргос, ознакомилась с ситуацией, поговорила с китайской стороной. И что мы увидели? С китайской стороны развернута вся необходимая инфраструктура. Это не только дорога и коммуникации, это целый город, в котором есть гостиницы, офисы, рестораны, развлекательные центры. Для людей, которые приезжают сюда для заключения контрактов, созданы все условия для комфортного проживания и работы.
Мы отстаем тотально. Обидно видеть, что на китайской стороне стоит современный, пусть и небольшой, но город со всей необходимой инфраструктурой, а с нашей стороны - пограничный пункт и маленький павильон, в котором стоит макет будущего города. И все.
Китайцы – это прирожденные торговцы. И если они зажглись интересом к этому проекту и со своей стороны сделали все для его реализации, то, наверное, мы что-то здесь, мягко говоря, недорабатываем.
- Хорошо, возразят вам, китайцы сбывают нам свой ширпотреб, а что можем поставлять китайцам мы?
- У китайцев есть колоссальный интерес к казахстанским продуктам питания. Они уходят с лету! Фасовать и упаковывать продукцию можно здесь – к СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» примыкает индустриальная зона. Однако сегодня она пустует. У отечественных предпринимателей есть интерес к открытию производства на ее территории, потому что буквально в двух шагах огромный рынок сбыта Китая. Но первое, что интересует бизнес – это рабочие руки. Где их взять? В близлежащем поселке, где живут пограничники и сотрудники «Казахстан Темир жолы», в Жаркенте, административном центре Панфиловского района, избыточной рабочей силы нет.
Прибавьте к этому сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Сегодня объемы перевозок через станцию «Достык» составляют 100 тыс. контейнеров в год. Это, как заявил недавно на XIII форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана Нурсултан Назарбаев, не более 0,1% всех объемов грузов, перемещаемых всеми видами транспорта между Азией и Европой. Поставлена задача увеличить до 2025 года пропускную способность сухого порта «Хоргос» до 1 млн контейнеров. Безусловно, расширение грузопотоков означает увеличение числа персонала.
Рабочая сила нужна также для будущих небольших и средних производств, а также для мастерских техобслуживания населения на территории центра приграничного сотрудничества.
Таким образом, мы подходим к вопросу строительства города. Ведь не стоит вопрос о том, чтобы построить там вторую Астану. Все очень элементарно и прагматично: для поддержания инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» нужны рабочие руки, нужно местное населения. Никакого прожектерства тут нет.
Для людей, которые приедут работать в центре приграничного сотрудничества, индустриальной зоне, сухом порту нужно строить жилые дома, гостиницы, заведения общепита, школы, детские сады, больницы, поликлиники.
- Вы думаете, казахстанцы туда поедут?
- А почему бы и нет? Я даже предложил, по аналогии с программой «С дипломом в село», запустить молодежный проект по переезду в Нуркент для выпускников учебных заведений, особенно рабочих специальностей. Там нужны специалисты различного профиля. Возможно, казахстанцы будут приезжать сюда на несколько лет, подкалымить, заработать подъемные и снова вернуться к себе в регионы.
Еще один момент. Сегодня у нас южные регионы трудоизбыточные. Вместе с тем на север южане ехать не хотят из-за сурового климата, да и условия земледелия там совсем другие. Так вот, Нуркент может стать хорошей альтернативой для внутренних мигрантов. Это тоже юг, только юго-восток.
В любом случае, рабочие и специалисты будут приезжать сюда с семьями, с детьми, а им нужна вся социальная инфраструктура – детские сады, школы, поликлиники, больницы. Так вырисовывается идея города или, скажем, поселка городского типа. Не нужно бояться таких названий. Нуркент – это не пустой прожект, не город-призрак. У этого проекта есть очень простое и внятное обоснование.
Нужно работать на опережение: инфраструктура в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» будет так или иначе создана. В конце концов – это экономика, это огромные перспективы освоения китайского рынка. Мы должны уже сегодня – не завтра, а сейчас – закладывать основу, чтобы через год-два не выяснилось, что там некому работать.
Жанар Тулиндинова (Астана)
Просмотров материала: 2 992