Звуки кобыза Коркыт Ата - мелодия вечности. Они воспевают бессмертие наших исконных ценностей. Правда правившие чуть меньше века советские идеологи не хотели этого признавать, считая вечной только свою коммунистическую идеологию. Но кто сейчас вспомнит об их Ленине, который тогда считался "всегда живой".
Моя родина Сыр елі - место рождения Коркыт Ата - древнего философа, мудреца, сказителя, которого особо почитают все тюркские народы. Ему же приписывают изобретение кобыза. Именно на нашей древней земле Сыра и нашел он последнее пристанище, недалеко от столицы огузов Жанкент.
Согласно легенде, боясь, что на земле его настигнет смерть, Коркыт Ата расстелил на воде ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе, считая что смерть, слушая упоительные кюи, завороженная ее звуками не захочет прервать сладостную мелодию. И когда однажды, уставший и утомленный, он задремал, преследовавшая его смерть обернулась ядовитой змеей - подплыла к нему и ужалила. Коркыт заболел и вскоре умер.
И это не только красивая легенда. Веками населявшие эту землю племена совершали паломничество к его могиле. Она располагалась на одном из крутых берегов Сырдарьи. В конце 70-х годов бурное течение реки начало подмывать фундамент мавзолея святого Коркыта, могила стала потихоньку разрушаться. Аксакалы забили тревогу.
Руководителем Кармакшинского района, там где располагалось захоронение, был пользовавшийся уважением и доверием земляков Елеу Кушербаев. Он выслушав аксакалов, принял решение не только перезахоронить останки, но и возвести на новом месте мемориальный памятник древнему философу.
Собрал лучших архитекторов, изложил идею. Решили увековечить память, воссоздав в камне его философскую идею - пока будут звучать звуки кобыза, будет вечная жизнь. Четыре стелы в виде кобызов, обращенных в четыре стороны света, и сорок труб разного диаметра, расположенные таким образом, чтобы любое дуновение степного ветра воспроизводили звуки этого священного для казахов инструмента.
Так простой перенос могилы превратился в создание памятника нашей истории и возрождению исконных ценностей. Хозяйственник Елеу-ага был крепкий, быстро нашел по совхозам нужные средства. И даже привлек к строительству руководство космодрома Байконур - один из генералов помог заказать в Германии на фабрике по производству органов эти 40 трубочек, которые по тембру звучания, от прохождения через них воздуха, создавали бы мелодию напоминавшую звуки кобыза.
Возводили комплекс больше методом асара. Закончили к концу 70-х годов. Мемориал Коркыт-Ата превзошел все ожидания. Мои земляки не только отдали дань памяти великому предку, но создали новую святыню место для паломничества тысяч казахстанцев и иностранных гостей. Особенно из тюркоязычных стран.
Старейшины благодарили руководство района, но радовались, как оказалось, не все. Нашлись "бдительные однопартийцы" Елеу-ага, которые накатали жалобу в ЦК КПСС. Повод, кстати, подвернулся очень подходящий - именно в это время на центральной площади райцентра потрескался недавно установленный гипсовый памятник Ленину.
Конечно замазать трещины для местных мастеров - пара пустяков и пол мешка цемента. Благо "девушек с веслом" в парках культуры и отдыха именно так ремонтировали каждую весну. Но надо понимать, что в эпоху развитого социализма и демократического централизма, когда только имя "ЛЕНИН" произносили с особым трепетом, позволить такую вольность с идеологической святыней было нельзя.
Решение о восстановление памятников "вечно живому" принимали только в Москве. Так вот заявку на ремонт вовремя отправили, но советская бюрократия как всегда пробуксовывала, разрешение на ремонт не приходило несколько месяцев. А пока местные власти решили огородить памятник Ленину глухим забором.
Так вот "доброжелатели" Елеу Кушербаева сфотографировали новый мемориальный комплекс Коркыт Ата и памятник Ленину, огороженный забором. Ну и изложили в духе 1937 года: мол, на Коркыта деньги руководитель района нашел и все быстро организовал, а о Ленине и не вспомнил. Делом занялся сам Председатель Партийного контроля СССР товарищ Пельше - направил грозную бумагу в Казахстан.
Рассматривал это громкое партийное дело секретарь ЦК КПК Мирошник. Обвиняли Кошербаева ни больше ни меньше - в пропаганде ислама. Чем больше Елеу-ага пытался доказать, что Коркыт Ата жил в до исламские времена, тем больше это злило партийного босса. В конце концов Кушербаеву дали строгий выговор за ослабление советской идеологии. Считается что легко отделался. Потом его перевели в другой район.
В душе многие партийные руководители "из местных" поддерживали восстановление святынь. Хоть и молча. Зато остался мемориальный памятник служащий и по сей день возрождению нашей культуры, традиций и ценностей.
Так в самые идеологически бескомпромиссные времена СССР мои земляки аксакалы и видевший на годы вперед мудрый Елеу-ага сумели отдать дань памяти великому предку.
Прошло время. Сейчас мы независимая страна. Строить памятники святыням и историческим личностям стало безопасным делом, главное деньги и желание. Одни памятники на самом деле чтут. Другие возложили цветы и сразу забывают. А мемориал Коркыт ата стал поистине одной из главных святынь, куда съезжаются тысячи людей со всего мира.
Но время берет свое, за многие годы бетонная конструкция возведенная в советское время начала рассыпаться, основание стало чуть проседать. Трубы забились мусором, звуки кобыза стали совсем тихими и глухими.
В прошлом году наконец завершили работы по реставрации мемориального комплекса Коркыт Ата - теперь его воссоздали в граните и мраморе. Мы независимая страна - можем себе позволить. Теперь уже и как дань памяти Коркыт Ата и тем кто в советские времена, не взирая на риски, создал этот комплекс.
Нет с нами сейчас Елеу-ага и многих его верных соратников, а память о его делах на устах у людей. Кстати, про тех, кто писал доносы тоже не забыли. Правда, земляки не произносят это вслух, великодушно пытаясь не обидеть их детей и внуков - так сказать, желают отнестись с пониманием. Но их ныне живущим потомкам знающим о "славном" партийном прошлом своих "особо бдительных" дедушек, наверное, не очень приятно это вспоминать. Такое вот разное бывает наследство ...
Недавно я посетил эту святыню, впервые после реконструкции. Стеллы в форме кобызов стали немного выше - как будто ближе к небу. Новые трубки звучат более ярче и мелодичнее. И ветер свободной страны как будто дует увереннее и звук по нашей великой степи разноситься дальше. Ощущение единства и бесконечности ...
Именно в такие моменты по особому понимаешь всю ценность нашей Независимости, когда люди имею право быть самими собой, верить в свои святыни, говорить со своими детьми на родном языке.
Пусть никогда не прерывается эта мелодия кобыза, и слыша ее, все трудности и невзгоды обходят нашу страну стороной, не желая прерывать эту бесконечную гармонию. Пусть вечной будет Қазак Елі.
Спасибо нашим великим предкам от Коркыта и до наших дней сумевших сохранить и приумножить нашу историю. А нам, ныне живущим суметь быть их достойными сынами и внуками.
Мурат Абенов, общественный деятель
От редакции:
Вот такие материалы писали бы на наш конкурс...
Просмотров материала: 3 136