1 января 2017 года вступлению Казахстана в Евразийский экономический союз (ЕаЭС) исполнится два года. За прошедший, пусть и недолгий, срок уместно подвести некоторые итоги и оценить перспективы Казахстана в крупнейшем евразийском интеграционном проекте.
Известно, что Президент Казахстана Н.А. Назарбаев еще в 90-х годах вынашивал идею о создании интеграционного объединения на общем для многих стран евроазиатском пространстве. Памятной весной 1994 года, во время своего официального визита в Российскую Федерацию, он выступил в МГУ имени М. Ломоносова с концепцией формирования Евразийского союза на основе единого экономического пространства и общей оборонной политики. В некотором смысле, Нурсултан Назарбаев предвосхитил озвученную позже Владимиром Путиным идею «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока.
Создание ЕаЭС было продиктовано как естественным стремлением государств, объединенных общим историческим наследием, восстановить утраченные некогда экономические связи – так и насущной потребностью сообща противостоять вызовам и угрозам стремительно меняющейся политической и экономической картины мира.
Как и у любых региональных объединений, у ЕаЭС есть сторонники и противники. В частности, все громче звучат голоса национально-патриотических сил – активных сторонников выхода Казахстана из различных региональных союзов и объединений. Уважая все точки зрения – даже радикальные и признавая их право на существование, следует, однако, помнить, что отказ от интеграции в текущих условиях способен навредить долгосрочным экономическим интересам страны.
Вполне естественно, что усиление интеграции вызывает у некоторых ее участников определенные опасения относительно конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и ее зависимости от состояния экономик партнеров. С российской стороны, в частности, имеет место беспокойство по поводу различия таможенных тарифов, согласованных Казахстаном при вступлении в ЕаЭС и ВТО, возможность реэкспорта товаров (в т.ч. санкционных) через ложный транзит и другие «серые» схемы. Скептически настроенная часть казахстанского экспертного сообщества апеллирует к тому, что за прошедших два года казахстанские компании не смогли завалить 160-миллионный рынок Евразийского экономического союза собственной продукцией, не получили огромной прибыли и не купаются в манне небесной. Однако у этого есть объективные причины, не последняя из которых – экономический спад в странах ЕаЭС, вызванный падением мировых цен на металлы и углеводороды, наши главные экспортные товары.
Определенное снижение товарооборота между странами-членами ЕаЭС действительно произошло. В первом полугодии 2016 года взаимная торговля Казахстана со странами ЕаЭС составила 5 млрд. 823,5 млн. долларов, что на 31% меньше, чем в первом полугодии 2015 года. Казахстанский экспорт в страны ЕаЭС за этот период составил 1 млрд. 803,7 млн. долларов (снижение на 35%), а импорт – 4 млрд. 019,8 млн. долларов (снижение на 30%).
Как видно, импорт Казахстана из ЕаЭС более чем вдвое превышает показатели экспорта. Это обусловлено недостаточно высокой востребованностью казахстанского сырья на российском рынке из-за схожей структуры экономики и внешней торговли обеих стран, а также скудными возможностями наращивания отечественной обрабатывающей промышленностью своего экспорта из-за ухудшившейся экономической ситуации.
Тем не менее, за время существования Таможенного союза и ЕаЭС (по мнению заведующей сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН Елены Кузьминой) объем поставок из Казахстана в Россию вырос от 20 до 40 раз по 18 товарным позициям. Это касается, прежде всего, обуви, изделий из пластмасс, а также сельхозпродукции, 40% которой из РК направляется в Россию. В первую десятку основных товаров, приобретаемых нашей страной в России, входят транспортные средства, электрические машины и оборудование, самолеты и космические аппараты, а также другие механические устройства.
Приграничные российские регионы в полной мере пользуются выгодами своего географического положения и торгуют с Казахстаном, что называется, «на полную катушку». На начало 2016 г. только в Оренбургской области действовали 92 совместных российско-казахстанских предприятий. В регионе запланированы дальнейшие совместные проекты, в том числе поставки металлических заготовок с металлургического комбината в Новотроицке на новое рельсобалочное производство в Актобе для строительства скоростных железных дорог, строительство логистического центра для хранения и сортировки казахстанских фруктов и овощей, а также продление договора о покупке газа с Карачаганака в объёме 9 млрд. м3 в год.
Только за 2015 год на различных площадках в Казахстане и России общественные организации создали десятки площадок для обсуждения вопросов российско-казахстанского сотрудничества. Это свидетельствует о растущем интересе экспертных кругов обеих стран к интеграционным процессам и их стремлении к более тесному взаимодействию для выработки эффективных механизмов двустороннего сотрудничества.
Главными результатами деятельности ЕАЭС на сегодняшний день, по признанию председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, стали формирование единых рынков, устранение основных барьеров для движения факторов производства и упрощение таможенных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Это позволило сократить административные и временные издержки, связанные с пересечением внешних границ Союза и проверкой внешнеторговой документации контролирующими органами.
К числу положительных результатов деятельности ЕаЭС относится и ликвидация проблемы с признанием в Казахстане документов об образовании граждан из стран Евразийского экономического союза. Признание документов об образовании, выданных в государствах ЕаЭС, без проведения установленных законодательством процедур признания документов об образовании, предусмотрено Договором о ЕаЭС и является одним из важных условий формирования единого рынка трудовых ресурсов в Союзе.
Ранее в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) поступали жалобы на отказ признания Республикой Казахстан документов об образовании граждан государств-членов ЕаЭС. ЕЭК отработала данный вопрос с Министерством образования и науки Казахстана и уже в мае 2016 г. Министерство объявило о том, что признание документов об образовании для целей трудоустройства в отношении граждан государств-членов будет осуществляться в Казахстане в полном объеме без каких-либо ограничений.
В тесном сотрудничестве с ЕаЭС заинтересованы многие страны – а некоторые подумывают и о полноправном членстве. Так, посол Монголии в России Б. Дэлгэрмаа заявила недавно, что для страны, граничащей с Китаем и Россией, и не имеющей выхода к морю, Евразийский экономический союз представляет большой интерес – в особенности, в условиях протекающих в мире процессов интеграции и создания региональных блоков.
В октябре 2016 года состоялась встреча министров иностранных дел Казахстана и Турции Е.Идрисова и М.Чавушоглу, на которой обсуждалась роль Казахстана в качестве регионального партнера для размещения турецких производств и компаний с выходом на рынок Евразийского экономического союза, в рамках которого гарантировано свободное передвижение товаров, капитала, услуг и рабочей силы.
Индийский посол в России г-н Панкадж Саран сообщил, что его страна готова перейти к практическому сотрудничеству с ЕаЭС после рассмотрения Доклада объединенной группы экспертов о свободной торговле между Индией и Евразийским экономическим союзом. Индия поддерживает связи с ЕаЭС уже на протяжении долгого времени: стороны обменялись делегациями и провели ряд консультаций по дальнейшим шагам в сфере культурного сотрудничества, торговли и инвестиций.
В конце октября 2016 г. министр по торговле ЕЭК В. Никишина и министр торговли и промышленности Республики Сингапур Ко По Кун подписали меморандум о начале совместной исследовательской работы по целесообразности заключения Соглашения о зоне свободной торговли между Сингапуром и ЕаЭС. Сингапур представляет интерес для Казахстана в первую очередь потому, что выход на рынок этой страны предоставит нашим компаниям возможность развития бизнеса во всем Азиатско-тихоокеанском регионе. Казахстанские и сингапурские специалисты проанализируют особенности внешнеторгового регулирования обеих сторон, условия для повышения конкурентоспособности продукции ЕаЭС и Сингапура на взаимных рынках и оценят потребность в заключении соглашения о свободной торговле.
Согласно исследованию Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, общественная поддержка евразийской интеграции в странах-членах ЕаЭС достаточно высока. Так, уровень поддержки евразийского интеграционного проекта в Кыргызстане составил 81%, в Казахстане – 74%, в России – 69%, в Беларуси – 63%, в Армении – 46%. Еще один показатель, характеризующий общественную оценку евразийского проекта – это отношение к соседним странам как дружественным или враждебным. В подавляющем большинстве случаев население стран Евразийского экономического союза оценивает государства-партнеры как дружественные – уровень доверия в среднем составляет 82%. К примеру, Россию, как дружественную страну оценили, ни много ни мало, 81% казахстанских респондентов.
Характерно, что больше половины опрошенных граждан стран-членов ЕаЭС выразили поддержку даже таким неоднозначным и не стоящим на сегодняшней повестке дня (но вполне возможных в будущем) инициативам, как учреждение единой евразийской валюты и создание совместной телерадиовещательной компании как основы общего информационного пространства.
Несмотря на существующие проблемные вопросы и вызовы, стоящие перед ЕаЭС, он оправдывает возложенные на него задачи и имеет большой потенциал для развития многостороннего сотрудничества и реализации социально-экономических инициатив. Необходима системная работа по информированию населения стран-участников ЕАЭС о выгодах кооперации; следует развенчать стереотипы об утрате суверенитета, о транзите внешнеполитических проблем одной страны на другие или экономическом иждивенчестве более слабых участников. Только в рамках равноправного международного объединения можно создать необходимую промышленную инфраструктуру, повысить ее экономическую эффективность, обеспечить выход Казахстана на внешние рынки и задействовать его колоссальный транзитный потенциал через создание евразийских транспортных коридоров на основе единых тарифов.
Согласно прогнозу экономического развития ЕаЭС до 2030 года, дополнительный интеграционный рост экономики ЕаЭС к 2030 году составит 210 млрд. долларов, а эффект от участия в Союзе для государств-членов может достичь 13% дополнительного прироста валового внутреннего продукта. Дополнительный интеграционный потенциал привлечения инвестиций из третьих стран (при условии сохранения масштабов рынка и роста привлекательности ЕаЭС) к 2030 году составит 90 млрд. долларов, а рост объемов ненефтегазового экспорта ЕаЭС – 71,3 млрд. долларов.
За счет создания благоприятных условий для роста деловой активности объем взаимной торговли может вырасти на 80% - например, в обрабатывающей промышленности. Для реализации этого сценария бесспорна необходимость деятельного сотрудничества государств-членов ЕаЭС.
Усилия наших стран должны быть направлены на максимизацию интеграционных эффектов, объединение ресурсов и потенциала для ответа на самые сложные вопросы и вызовы развития мировой экономики, и проведение структурных преобразований для повышения конкурентоспособности ЕаЭС в мировом масштабе.
Ерлан Оспанов, экономический обозреватель, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 955