ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• Вода-вода, опять вода...
• Из князи, да в …?
Кыргызстан
• Перезагрузка по-узбекски
Узбекистан
• В чьих руках ключи от границы?
Таджикистан
• Для чего туркменам в космосе глаза?
Туркменистан
Среди главных тем и проблем, которые практически не исчезают со страниц наших еженедельных обзоров, эта - остается среди самых болезненных. И совсем не потому что «заседаем – воду льём», а потому что «без воды - и ни туды, и ни сюды»… Вот и на минувшей неделе на интернет-сайте StanRadar появилось пространное аналитическое исследование Салкынай Султанбековой из информационно-аналитического интернет-агентства polit-asia опять та же тема – вода…
А все потому, что, напоминает автор, - «Центрально-азиатский регион характеризуется ограниченностью водных ресурсов, что порождает различные конфликты, которые к тому же усугубляются неравномерным распределением воды между входящими в него странами. Ситуация такова, что в регионе есть страны, богатые водными ресурсами (Таджикистан и Кыргызстан), и есть зависимые от них в поступлении воды – Узбекистан, Туркменистан и Казахстан. На территории Кыргызстана формируется бассейн реки Сырдарьи, в Таджикистане – Амударьи. Из стока реки Сырдарьи Узбекистан получает 50,5%, Казахстан – 42%, Таджикистан – 7% и Кыргызстан – 0,5%. Сток реки Амударьи распределяется следующим образом: Узбекистану – 42,2%, Туркмении – 42,3%, Таджикистану – 15,2%, Кыргызстану – 0,3%».
Данный спор также обусловливается переходом и переориентацией с начала 90-х гг. регионального потребления ресурсов в целом на отдельные национальные уровни затрат ресурсов. Известно, что в советский период действовала региональная гидромелиоративная система. В интересах равнинной части, где основной формой хозяйствования является земледелие, сооружались водные резервуары, которые, тем не менее, служили интересам не только сельского хозяйства, но и энергетики.
Здесь речь идет о переплетении водного хозяйства с энергетической системой региона, когда крупные гидросооружения оказались встроенными в Объединенную энергетическую систему Центральной Азии (ОЭСЦА). Внутренние административные границы, проведенные по этническому, а не по экономическому принципу, не имели, с точки зрения водно-энергетического хозяйства, принципиального значения. Регион выстраивался из соображений экономической целесообразности без учета специфики каждой из республик и воспринимался как единое целое. Однако в дальнейшем это создало почву для назревания межэтнических конфликтов в ключе ресурсной борьбы.
Следует отметить, что наращивание водно-энергетического потенциала в регионе в советское время имело положительные последствия и способствовало росту рождаемости и уменьшению смертности. В итоге, резко возросла численность населения: если в начале XX в. в центрально-азиатском регионе проживало около 6 млн населения, то к 2010 г. было уже около 62 млн человек.
С развалом Советского Союза и обретением бывшими социалистическим республиками национальной независимости постепенно стала разрушаться выстроенная в советское время водно-энергетическая система с четким устоявшимся распределением ресурсов. Новые суверенные государства стали в большей степени соблюдать свои национальные интересы.
Многие эксперты, утверждает автор, «склонны считать, что современный водно-ресурсный конфликт в центрально-азиатском регионе является не только следствием советского режима, но и обусловлен политическими амбициями лидеров стран региона. Каждое из новообразованных государств начало искать причины для предъявления претензий о своих ущемленных интересах. Накопившееся взаимное недовольство друг другом, не сдерживаемое уже никаким регулятором (в советское время это была Москва), стало выплескиваться в виде нарушения обязательств и предъявления новых требований».
Так, в 1993 г. в Кыргызскую Республику впервые прекратились поставки электроэнергии и топливно-энергетических ресурсов из Узбекистана и Казахстана, компенсирующие недовыработку электроэнергии на ГЭС Нарын-Сырдарьинского каскада в зимнее время. Население Кыргызстана в те годы оказалось в весьма затруднительном положении. Гидроэлектростанцию пришлось переводить на энергетический режим работы и сбрасывать воду зимой, что повлекло за собой нехватку водных ресурсов в летний поливной период. Хотя позже соглашения по поставке электроэнергии были восстановлены, тем не менее , сбои происходили довольно часто. Были попытки проведения взаиморасчетов, но так как каждая из сторон вела свою ценовую политику, то это приводило к еще большим сложностям.
Эти сложности также обусловливались существенной разницей в цене между летней и зимней электроэнергией: цена дешевой электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, особенно летом, никак не могла быть приравнена к зимней электроэнергии, вырабатываемой теплоэлектростанциями. Особую нетерпимость и суровость к задержке оплаты предъявлял Узбекистан (в таких случаях предоставление узбекского газа прекращалось, несмотря на сезонный спрос).
Казахстан в первые годы независимости тоже претерпевал некоторые сложности. Приватизация его угольной промышленности привела к затруднениям с поставкой данного вида топлива. Помимо этого, страны, расположенные ниже по течению рек (Казахстан и Узбекистан), не всегда были в состоянии выполнять в полном объеме свои обязательства по покупке сопутствующей летней электроэнергии, получаемой за счет работы ГЭС «верхних» стран в ирригационном режиме.
Из-за подобных взаимных нарушений больше всего страдали Кыргызстан и Таджикистан. К примеру, в 2001 г., несмотря на то, что вода из Токтогульского водохранилища КР была передана в согласованном объеме, объем потребленной летней электроэнергии Казахстаном и Узбекистаном был ниже оговоренного контрактом.
Приведенные примеры свидетельствуют о несоблюдении межгосударственных договоров и отсутствии единой ценовой политики, что подтолкнуло такие страны, как Кыргызстан и Таджикистан, принять соответствующие меры – перевести свои ГЭС из ирригационного в энергетический режим работы и осуществить спуск воды в холодный сезон, для того чтобы минимально обеспечить население электричеством. Это, в свою очередь, повлекло затопление территорий Узбекистана и Казахстана.
Выработка электроэнергии или ирригация? – именно такой вопрос стал перед руководствами стран региона в начале 2000-х гг. Сложившиеся обстоятельства привели к взятию курса на автономизацию энергопроизводства практически всеми странами региона. Особо принципиальную позицию заняли Таджикистан и Кыргызстан.
Следует отметить, что Кыргызстан и Таджикистан в экономическом отношении считаются отстающими в регионе, однако они обладают достаточным водно-энергетическим потенциалом для развития собственной гидроэнергетики, которую в последующем можно экспортировать. В августе 2016 г. Кыргызстан ввел в эксплуатацию отдельную от энергосистемы ЦА электролинию «Датка – Кемин», которая избавила республику от зависимости от узбекский сетей.
Возведение ЛЭП 500 кВ «Датка – Кемин» и подстанции ПС 500 кВ «Кемин» стало возможным благодаря финансированию китайским «Эксимбанком». КНР выделила 389,8 млн долларов США.
А когда Узбекистан прекратил поставку природного газа на юг Кыргызстана, то проблема была решена благодаря российскому «Газпрому», который занимается газификацией республики. Сейчас идет реализация проекта «Север – Юг», который объединит оба региона республики, данный проект также позволил Кыргызстану полностью отказаться от узбекского газа (надо признать, официальный Ташкент прибегал к откровенному шантажу, что касается ценовой политики и настроенческого подхода в подаче газа, особенно в сезон большего спроса – осенне-зимний период).
В последнее время о серьезных энергетических амбициях заявил Таджикистан. Не имея достаточных запасов нефти и газа, таджикское руководство делает ставку на форсированное развитие гидроэнергетики.
В Узбекистане в начале 2010 г. был дал старт линии, соединившей Ново-Ангренскую ТЭС в Ташкентской области с Ферганской долиной. Это позволило Узбекистану отказаться на определенное время от электроэнергии из Кыргызстана. Правда, в последующем выяснилось, что без дополнительных замещений всё равно не обойтись, особенно в пиковый период. В эксплуатацию ввели также линию «Гузар – Сурхан», которая в состоянии обеспечить южную область Узбекистана Сурхандарью, в обход от таджикских электролиний.
С начала 2000-х гг. в Туркменистане начали реализацию проекта «Алтын асыр». Глава Туркменистана Г. Бердымухамедов отметил, что «завершение строительства второй и третьей очередей озер приведет к созданию единой коллекторно-дренажной системы всех сельскохозяйственных земель страны, к появлению на необъятных просторах Каракумов новых пахотных земель, сети озер, рыбных хозяйств». В 2009 г. появилось искусственное озеро в Каракумах. Стоимость этого проекта оценивается в 4,5 млрд. долларов.
Казахстан во избежание зимних паводков построил вблизи Токтогульской ГЭС Коксарайское водохранилище. Напомним, на два государства – Казахстан и Узбекистан – есть единая проблема: «аральский кризис». Данный вопрос обостряется нехваткой ресурсов и отсутствием между странами общего подхода в его решении.
Следует напомнить, что в настоящее время более 1 млрд. человек в мире испытывают острую нехватку воды, более 2 млрд. человек пользуются неочищенной питьевой водой. Глобальное изменение климата затрагивает процессы, происходящие в окружающей среде, изменяя существующий механизм функционирования всей системы окружающей среды.
Центральная Азия на сегодня обладает достаточными водными ресурсами, чтобы покрывать необходимые потребности, однако в регионе наблюдается резкий прирост населения. Согласно исследованиям НИСИ КР, к 2050 г. ожидается прирост населения от 69 млн (показатели 2015 г.) до 96 млн. человек. Данные показатели являются фактическим доказательством того, что государствам региона необходимо выстраивать конструктивный диалог в распределении и использовании водных ресурсов, модернизировать объемные и затратные в ресурсном отношении технологии.
Странам низовья региона, которые водные ресурсы чаще используют в ирригационных нуждах, следует переходить на более эффективное и экономичное потребление, опираясь на практику таких стран, как Израиль. Сельское хозяйство Израиля с точки зрения потребления ресурсов – одно из самых экономичных в мире, там отказались от водоемких сельхозкультур, перешли на капельное орошение, включая точечное орошение корней растений, использование очищенных сточных вод, различные ценовые механизмы. Кроме того Израиль отказался от водозатратных отраслей и самое важное – воспитывает свое население в духе экономного водопотребления.
Сейчас довольно трудно определить, что лежит в корне водных конфликтов – политика или ресурс как таковой. Борьба переходит от политических баталий вплоть до военно-политических действий (особенно острая ситуация наблюдается в трансграничной зоне между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном). Распад СССР и получение национальных суверенитетов привели к дисбалансу и уничтожению сдерживающего фактора – выстроенной схемы распределения водных ресурсов. Центральная Азия рискует стать зоной бесконечных конфликтов, источником которых станет вода.
Очевидно, что продолжение несогласованных действий и отсутствие выстраивания конструктивного диалога в решении водных проблем может привести к новым видам конфликтов. Поэтому основной упор, утверждает Салкынай Султанбекова, нужно делать на правительства стран региона; именно их способность дипломатического налаживания межгосударственного взаимодействия будет способствовать решению многих злободневных и затянувшихся проблем, в том числе водного вопроса.
ИЗ КНЯЗИ, ДА В… ?
КЫРГЫЗСТАН
Появившиеся в последние дни в некоторых зарубежных СМИ сообщения о карьерном росте подруги бывшего президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, который живет в Беларуси, вызвало у многих интерес к тому, как и где устроились сбежавшие в разное время из Кыргызстана VIP-персоны.
Кыргызская редакция агентства StanRadar на минувшей неделе решило напомнить своим читателям о том, куда уходят некоторые непотопляемые хозяева самых высоких правящих кресел Кыргызстана.
Конечно же, среди первых таких «князей» называется имя Аскара Акаева - первого свергнутого президента КР. Живет он вместе с семьей в Москве, имеет российское гражданство. Академик Российской академии наук. Его публикации и интервью на самые разные темы регулярно появляются в прессе, в том числе иностранной.
Николай Танаев - последний премьер-министр Аскара Акаева. Живет в Санкт-Петербурге, в доме №6 на Большой Морской улице. Несколько лет назад его квартиру ограбили. Бывший премьер сообщил органам полиции, что преступники унесли 2,5 миллиона рублей, ювелирные изделия и компьютер.
Несмотря на то, что Николай Танаев с 2005 года находится в международном розыске, это не помешало ему в 2006-м стать генеральным директором ООО «Газпромнефть-Инвест», созданного для реализации в Петербурге скандального проекта «Газпром-Сити». Сейчас Николай Танаев является советником генерального директора «Газпром нефть».
Еще один уехавший после 24 марта 2005 года – министр обороны (с августа 1999-го по 24 марта 2005-го) Эсен Топоев - живет в Москве. В августе 2004 года он получил звание генерала армии, став единственным генералом армии в истории независимого Кыргызстана. После революции ушел в отставку и уехал из страны. Власти КР не предъявляли ему обвинений и в розыск не объявляли. Сейчас Эсен Топоев работает советником генерального директора «Рособоронэкспорта».
Вполне уютно чувствуют себя за пределами родины и члены команды Курманбека Бакиева. Сам второй свергнутый президент КР, как известно, обжился в Беларуси. Он, его сын Марат и брат Жаныш живут в Минске. Все трое отстроили себе богатые особняки и чувствуют себя вполне комфортно.
Вторая супруга Курманбека Бакиева Назгуль Толомушева решением Управления делами президента Республики Беларусь назначена директором республиканского унитарного предприятия «Отель «Минск». Это 4-звездочная гостиница, расположена в центре белорусской столицы.
Младший сын Максим Бакиев находится под защитой королевы Великобритании. Он с семьей живет в Лондоне. Центр журналистских расследований Global Witness ранее сообщил, что Максим Бакиев купил особняк за 3,5 миллиона фунтов стерлингов в графстве Суррей (на юго-востоке Англии).
Однако эта недвижимость зарегистрирована на офшорную фирму. Адрес дома Максим Бакиев указал как место проживания во время рассмотрения в суде вопроса о его экстрадиции в США. Согласно официальным документам, домом владеет компания Limium Partners Limited, зарегистрированная в центрально-американском государстве Белиз. Компания создана в июне 2010 года, через 15 дней после прибытия Максима Бакиева в Британию, а дом ею приобретен в августе.
Последний премьер-министр Курманбека Бакиева Данияр Усенов также покинул страну после 7 апреля 2010-го. Живет в Алматы, часто выезжает в Объединенные Арабские Эмираты, где у него есть недвижимость. Его супруга Динара Исаева по-прежнему живет в Бишкеке, ведет многомиллионный бизнес. В 2015 году вновь избрана депутатом Жогорку Кенеша.
Сапарбек Балкибеков – министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызстана (2007-2009 годы) - был одним из первых, кто сбежал из Кыргызстана после апрельских событий. В январе 2011-го Интерпол сообщил о его задержании в городе Дублине (Ирландия). По одной из версий, экс-чиновника привел в Ирландию бизнес. Генпрокуратура КР заявила, что вопрос об экстрадиции Балкибекова решается. Однако Ирландия отказалась его выдать. За информацию о бывшем чиновнике новые власти обещали награду в размере от $50 до $100 тысяч.
По некоторым данным, Сапарбек Балкибеков, как и Максим Бакиев, перебрался в Великобританию и приобрел недвижимость, выступив в качестве крупного инвестора.
Алексей Ширшов – один из самых близких друзей Максима Бакиева, серый кардинал в сфере энергетики КР, покинув Кыргызстан, обжился на Украине. Он часто бывает в России и Израиле. По некоторым данным, продолжает консультировать чиновников энергетической отрасли. В 2014 году Алексей Ширшов стал членом политического штаба лидера оппозиционной фракции «Удар» Владимира Кличко.
Алексей Елисеев – личный юрист Максима Бакиева. Он обосновался с семьей в одной из стран Прибалтики. Открыл юридическую компанию.
Этот список далеко не полный, но многие из приближенных к президентам ведут себя в новых местах обитания настолько тихо, что их жизнь после власти практически не становится достоянием общественности.
Одним словом, старую пословицу про «из грязи, да в князи» кыргызские «князья» надежно переделали на свой лад… И тонуть не собираются.
ПЕРЕЗАГРУЗКА ПО-УЗБЕКСКИ
УЗБЕКИСТАН
Как сообщило агентство Sputnik Кыргызстан, на минувшей неделе между шестью приграничными регионами Кыргызстана и Узбекистана (по три с каждой стороны) был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве. Документ подписали главы Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областей КР и Андижанской, Ферганской и Наманганской областей РУз. Они договорились о проведении ежемесячных встреч для обсуждения актуальных проблем жителей данных районов. Также планируется ответный визит узбекской делегации в Кыргызстан.
СМИ сразу заговорили о потеплении в отношениях двух стран, а некоторые эксперты даже назвали подписание меморандума началом "перезагрузки" этих отношений. Став временно исполняющим обязанности президента РУз, Шавкат Мирзияев почти за месяц уже успел сделать шаги, направленные на нормализацию отношений с соседями — Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном.
Sputnik Кыргызстан решил выяснить, так ли все замечательно на самом деле и почему Узбекистан вдруг стал приятным "собеседником". Вице-премьер КР по вопросам границ Жениш Разаков отметил, что в отношениях с РУз действительно наметилось потепление.
"Со стороны Узбекистана наблюдается активность в части налаживания отношений с Кыргызстаном. Соседи готовы сотрудничать по всем направлениям, и это очень хороший знак. Мы воспринимаем это с доброжелательностью и будем стараться работать дальше", — сказал вице-премьер. Однако, по его мнению, не следует ждать скорого решения приграничных проблем. "Возможно, после завершения транзита власти в РУз мы найдем контакт в этих вопросах. Но они очень болезненные, поэтому здесь требуется взвешенное отношение", — сказал Разаков. Кыргызстан и Узбекистан имеют 1 378 километров общей границы. Сегодня несогласованными остаются 324 километра на 58 участках.
Политолог Бакыт Бакетаев заявил, что трансформация отношений с соседней республикой объясняется желанием ее властей "растопить лед" и решить накопившиеся проблемы, в том числе приграничные.
"Это не может не радовать. Действительно, 25 лет Узбекистан стоял как-то обособлено и строил отношения исходя из своего видения ситуации в регионе. Узбекская "оттепель" принесет много положительных изменений, и это единственно верный шаг на пути к согласию в регионе", — сказал Бакетаев.
Он отметил, что Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан будут только приветствовать добрососедские отношения с РУз, которые сыграют большую роль в сохранении региональной безопасности.
А вот политолог Денис Бердаков не согласен с тем, что своеобразный разворот на Восток связан с "горячим желанием" узбекских властей решить приграничные проблемы. Главной причиной потепления отношений является восточная прагматичность и желание торговать. В Узбекистане не очень высокий уровень жизни. Да, само государство богатое, но простые дехкане перебиваются с трудом. И рост приграничной торговли позволит существенно улучшить положение", — сказал Бердаков.
Он отметил, что через Кыргызстан и Казахстан РУз получит доступ к многомиллионному рынку ЕАЭС. "Для этого Узбекистану надо дружить с соседями по региону, и тенденция будет только нарастать. Конечно, не так быстро, как всем нам хочется, учитывая многолетнюю "закрытую" политику и традиционную осторожность соседей", — сказал эксперт.
Руководитель общественного фонда "Мир Евразии" (Казахстан) Эдуард Полетаев тоже считает, что причиной потепления в отношениях РУз с соседями является экономический фактор. "У Казахстана с Узбекистаном нет приграничных вопросов. Вся граница прошла процесс демаркации и делимитации. Правда, иногда возникают сложности с прохождением границ, но они носят несистемный характер", — сказал политолог. Он отметил, что попытка узбекских властей смягчить отношения в регионе связана прежде всего с желанием улучшить экономику страны.
"В соцсетях я стал чаще встречать посты бизнесменов, сотрудничающих с Узбекистаном. Это радует, ведь раньше РУз неохотно соглашалась на инвестиции с казахской стороны. Надеюсь, картина изменится. И я не верю в домыслы о соперничестве за лидерство в регионе между нашими странами", — сказал эксперт.
По его мнению, Узбекистан не будет вступать в блоки или интеграционные объединения как военного, так и экономического характера, и продолжит прежнюю внешнюю политику.
С тем, что Узбекистан "не сразу распахнет объятия", согласен и председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов. По его словам, узбекский премьер и, вероятнее всего, будущий лидер республики привнес "некую оттепель" в отношения с соседями. "в День таджикского дипломата, в нашу республику прибыл глава МИД Узбекистана, который провел переговоры с коллегой. Это очень символично и дает надежду на нормализацию отношений между двумя странами. Думаю, будущая зима станет переломной не только в узбекско-таджикских, но и в кыргызско-узбекских отношениях", — сказал политолог. Он подчеркнул, что на узбекско-таджикской границе по-прежнему существуют заминированные и спорные участки. Вероятно, РУз будет и дальше развивать отношения с соседями, но с определенной осторожностью.
"Новый узбекский лидер продолжит политику Ислама Каримова, и республика не будет вступать в различные объединения. Поэтому ожидать резких изменений не стоит. Но, учитывая персонифицированный характер политики в ЦА, можно думать, что отношения все-таки изменятся и процесс их налаживания будет идти по нарастающей", — предположил эксперт.
Бывший заместитель председателя ГКНБ, эксперт по проблемам безопасности, полковник спецслужб в отставке Талант Разаков считает, что потепление в отношениях КР и РУз связано с процессом транзита власти в Узбекистане и неким разворотом в сторону России. "Несомненно, большую роль сыграл визит Путина. Но следует учитывать, что в РУз предстоят выборы президента, и вся эта кампания с "оттепелью" может быть лишь частью борьбы за голоса", — сказал Разаков. Он пояснил, что в Узбекистане проживает около 1,5 миллиона этнических кыргызов и большое число таджиков. Политикам важно добиться расположения данной части электората.
В то же время Узбекистан не будет "раскрывать объятия", так как он очень ревностно относится к своей безопасности. Не секрет, что через Таджикистан и Кыргызстан проходит наркотрафик, а обострение ситуации в Афганистане и усиление деятельности экстремистов в регионе только усугубляет ситуацию.
"Раньше, если честно, с Ташкентом очень сложно было работать. Конечно, узбекские силовики понимают, что с угрозами легче бороться совместно, и надеюсь, что власти РУз не будут препятствовать консолидации в этой части. Только сообща мы сможем сохранить спокойствие и мир в регионе", — сказал Разаков.
Узбекский политолог, колумнист Рафаил Саттаров рассказал корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что на самом деле происходит сегодня в его стране. По словам Саттарова, врио президента Шавкат Мирзиеев действительно вносит много изменений в политику, в том числе внешнюю.
"Да, нужны какие-то шаги для нормализации отношений, общество должно получить хоть что-то… Но не надо преувеличивать и впадать в эйфорию. Скажу, что фундаментальные проблемы между странами были, есть и будут. Это и приграничный вопрос, и строительство ГЭС, и межнациональные проблемы, в том числе события 2010 года", — сказал Саттаров. По его словам, сейчас Мирзиеев вынужден демонстрировать, что он отличается от других политиков и от прежнего руководителя страны, контролирует региональную повестку и имеет свой взгляд на решение разных вопросов.
"Но причин и условий для быстрого решения проблем пока нет. Прежде всего, к этому не готова кыргызская власть, которая в течение долгого времени пыталась делать из РУз некоего виновника своих внутренних проблем", — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что сразу все изменить не получится хотя бы потому, что к этому не готова и "политическая кухня" в Узбекистане. "Нельзя сказать, что "оттепель" связана с процессом выборов. Очевидно, она носит чисто экономический характер, и меморандум между приграничными областями подтверждает это. Вообще, развитие приграничной торговли может в будущем укрепить и другие связи. Ведь товарооборот в ЦА не такой уж большой — всего 7 миллиардов долларов", — утверждает политолог.
Он отметил, что в случае с Таджикистаном также не следует искать символизм в визите главы МИД РУз Камилова. "Да, есть определенные подвижки в этом направлении, но не надо забывать, что границы РТ с Афганистаном достаточно прозрачны и угрозы в этом направлении существуют. Нельзя говорить, что Узбекистан защищается от Таджикистана, — это более глобальная проблема безопасности", — сказал эксперт. Он подчеркнул: очень важно, что Узбекистан, делая первые шаги в нормализации отношений, ждет от соседей того же.
"Не бывает одностороннего движения. Всем соседям стоит быть гибче, чтобы найти консенсус и прийти к действительно добрым отношениям", — заявил Саттаров. Он подчеркнул, что при всем желании нормализовать отношения в регионе РУз вряд ли будет вступать в какие-то интеграционные объединения.
В ЧЬИХ РУКАХ КЛЮЧИ ОТ ГРАНИЦЫ?
ТАДЖИКИСТАН
Тревожные новости на минувшей неделе приходили из Душанбе – в Таджикистане обеспокоены ухудшением обстановки в северных провинциях сопредельного Афганистана и надеются на помощь России в защите своих границ.
И это при том, как стало известно, что в рейтинге Всемирного экономического форума (WEF) Таджикистан оказался на 76 строке в списке безопасных стран . Учитывая, что всего в списке 141 государство, выходит, что эта среднеазиатская страна расположилась практически в самой середине списка, опередив соседнюю Киргизию (97 место).
Если верить составителям рейтинга, его результаты, пожалуй, могут являться поводом для гордости — при весьма протяженной границе с неспокойным соседом Таджикистану все-таки удается избежать массового вторжения боевиков.
Увы, но о стопроцентной безопасности в стране речи пока не идет. Сегодня мы наблюдаем очередное обострение ситуации в Афганистане. В ночь на 3 октября боевики движения «Талибан» с четырех сторон атаковали город Кундуз —административный центр одноименной провинции, которая непосредственно граничит с Таджикистаном. На протяжении недели в городе велись ожесточенные бои, постепенно правительственным войскам удалось вытеснить боевиков, однако при отступлении боевики минировали дороги и жилые дома, что уже привело к новым жертвам среди мирного населения. По данным авторов доклада Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, из Кундуза были вынуждены бежать более 32 тысяч мирных жителей.
Такие новости держат Таджикистан в серьезном напряжении — усилена граница, погранвойска переведены в боевую готовность.
«За счет военнослужащих приграничные районы с афганской провинцией Кундуз усилены. Также на второй линии обороны расположены военнослужащие Министерства обороны Таджикистана. При необходимости они придут на помощь пограничникам», — сообщил пресс-секретарь таджикских погранвойск Мухаммад Улугходжаев.
Однако о массовом нарушении границы или же попаданиях снарядов выпущенных с сопредельной территории данных пока не поступало. Надо отметить, что нарастающее напряжение силовиков в Таджикистане стало заметно еще с начала осени. В середине сентября состоялись совместные российско-таджикские антитеррористические учения, в которых были задействованы 800 военнослужащих и около 200 единиц военной техники: автомобили, БТР и танки.
Подразделения 201 российской военной базы в Таджикистане и военнослужащие Минобороны, пограничники и спецподразделения МВД страны как раз отрабатывали обнаружение и блокирование вооруженных группировок в горной местности. «Уничтожены» более 500 условных террористов, которые по легенде перешли границу Таджикистана.
В конце сентября в Душанбе приезжал генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности. Николай Бордюжа провел ряд встреч с высшим военным руководством страны и лично с президентом Эмомали Рахмоном. Информации о встрече не много — лишь формальные сообщения о том, что обсудили ситуацию на таджикско-афганской границе, выразили обеспокоенность ситуацией и обсудили возможности «расширения сотрудничества в плане укрепления потенциала и возможностей пограничных войск Таджикистана».
После захвата Кундуза талибами среди экспертов зазвучали предположения о том, что Генсек ОДКБ неспроста посетил Среднюю Азию именно в эти дни. По мнению эксперта Института стран СНГ Андрея Грозина, активизация боевиков движения «Талибан» на севере Афганистана не была неожиданностью ни для российских, ни для таджикских силовых структур, а Бордюжа посетил Таджикистан, чтобы «сверить часы».
«Визит Бордюжи был призван продемонстрировать возможность региональной консолидации в рамках ОДКБ для стран-членов этой организации в случае угроз. То есть, это стремление удержать руку на пульсе», — предположил аналитик.
Позже в своем интервью телеканалу «МИР-24» Николай Бордюжа рассказал, о чем шла речь в Душанбе: «Во-первых, было решение об оказании Таджикистану — а это основная граница с Афганистаном — помощи от наших государств. Эта помощь была поставлена. Сегодня пограничные войска Таджикистана укомплектованы, вооружены, экипированы и в этом есть определенная доля тех поставок, которые осуществлялись из наших стран. Во-вторых, могу сказать, что за последнее время руководство Таджикистана предпринимало экстраординарные меры по повышению уровня деятельности пограничных войск и их оснащенности. Могу привести один пример, о котором недавно рассказывал президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. Только за последний год на территории Таджикистана на границе были построены 84 заставы. И сегодня более 100 объектов пограничной инфраструктуры строятся. И это все — силами Республики Таджикистан. Поэтому делается очень много, но для того, чтобы граница охранялась плотно и чтобы исключить возможность прорыва бандформирований или переправки крупных партий наркотиков, предстоит еще большой фронт работ. В этом плане наши государства помогают Таджикистану».
Следом 4 октября в Таджикистан приехал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев для встречи со своим таджикским коллегой Абдурахимом Кахаровым. Главы Совбезов двух стран затронули тему активизации «Талибана» на афганском севере.
Информационный портал «Центр-1» напомнил о том, что некоторые эксперты обвиняют Москву в намеренном преувеличении афганской угрозы, используя ее для укрепления своих позиций в регионе. Однако Андрей Грозин в беседе с изданием подчеркнул, что вопрос безопасности Средней Азии и продвижение российских интересов в регионе идут рука об руку, что не отличается от политики других мировых акторов.
«Россия, помимо двухстороннего партнерства, связана со странами Центральной Азии договорными обязательствами в рамках ОДКБ, ШОС, СНГ, ЕАЭС. Это наши союзники, и мы должны защищать их интересы, параллельно защищая свои. Отделить безопасность ЦА от безопасности и стабильности России очень сложно, если в принципе возможно», — отмечает специалист.
Тем временем активизировались также и учения военнослужащих российской военной базы в Таджикистане. Навыки выживания в предгорьях Каршытау на полигоне «Ляур» отрабатывали российские разведчики. Военные осваивали скрытное передвижение и учились эвакуации пострадавших.
Также, буквально на днях около 150 служащих российской базы отрабатывали навыки ведения ночного боя, в ходе которого гранатометчики «уничтожили» условный караван с боеприпасами.
Афганская проблематика стала одной из ключевых тем в переговорах председателя Совфеда России Валентины Матвиенко в Душанбе. Спикер нижней палаты парламента Таджикистана Шукурджон Зухуров заявил о том, что его страна нуждается в помощи России в борьбе с угрозами.
«Активизация деятельности международных радикальных группировок, огромный риск распространения экстремизма в регионе, в том числе риски, связанные с афганским фактором, обязывают нас усилить работу на совместных международных площадках, принятию совместных комплексных мер по нейтрализации угроз в регионе. Таджикистан, имеющий с Афганистаном общую границу протяженностью 1400 км, в большей степени заинтересован в коллективных механизмах безопасности», — подчеркнул Зухуров.
Таким образом, налицо активизация таджикско-российских контактов, причем преимущественно в области обеспечения безопасности. Можно сказать, что на фоне ухудшения обстановки в северных провинциях Афганистана Россия демонстрирует свою заинтересованность в обеспечении безопасности в Таджикистане, а Таджикистан, в свою очередь, эту возможность видит в сотрудничестве с Россией.
Таджикистан, чьи вооруженные силы признаны самыми слабыми в регионе, и который имеет 1344 км границы с перманентно взрывоопасным Афганистаном, самостоятельно обеспечить полную безопасность своих рубежей, судя по всему, не в состоянии.
Таджикистан де-факто — аванпост большинства региональных интеграционных объединений: ОДКБ, СНГ и даже ЕАЭС, несмотря на то, что сам в него не входит. Учитывая зачастую сугубо номинальную границу с Киргизией, в случае массового вторжения боевиков в Таджикистан, попасть на киргизскую территорию им не составит особого труда.
Более того, распространение дестабилизации на таджикскую территорию может спровоцировать поток беженцев, которые, скорее всего, в большинстве своем отправятся именно в Россию.
В итоге перед угрозой разрастания конфликта за пределы афганской территории Москва и Душанбе оказываются в плотной связке. В эту же компанию волей-неволей попали и Киргизия с Узбекистаном, Казахстаном и Туркменией — если афганский конфликт перельется на территорию экс-СССР, проблем хватит всем.
ДЛЯ ЧЕГО ТУРКМЕНАМ В КОСМОСЕ ГЛАЗА?
ТУРКМЕНИСТАН
Как сообщил на прошлой неделе французский бюллетень «Intelligence online» в статье «Guerre de satellites dans le ciel turkmene», Туркмения в ближайшее время может стать ареной жестокой борьбы европейских и азиатских оборонных компаний. Маленькое центрально-азиатское государство в режиме сверхсекретности хочет приобрести спутниковую систему дистанционного зондирования Земли. Эта сделка может поколебать региональную стабильность.
Компании Thales Alenia Space и Airbus Group стали первыми претендентами на получение этого контракта в начале этого года. Thales рассчитывала на то, что в прошлом году компания запустила первый туркменский телекоммуникационный спутник. Тем более, французская компания предлагает спутник, разрешение у которого превышает 0,5 метров. В регионе Казахстан располагает спутником Airbus с разрешением только 1 метр, и это может вызвать раздражение в отношении «маленького соседа». Со своей стороны Airbus удвоил усилия: второй человек в компании Марван Лахуд 29 августа 2016 года встречался с высокопоставленными туркменскими военными с целью презентовать им предложение своей фирмы.
Но в реальности для Airbus суть дела состоит в следующем: группа ведет тайные переговоры с КНР о перезаключении контракта на поставку спутниковых снимков в КНР, в то время как Пекин хочет предложить туркменам свой вариант спутника. То есть для Airbus речь может идти о продолжении своих контрактов с КНР о продаже спутниковых снимков в обмен на снятие своего предложения с туркменского тендера. К тому же в Airbus знают, что в Ашхабаде к ней относятся не очень хорошо, так как эта группа является основным поставщиком Азербайджана в области космоса.
Ашхабад имеет территориальные разногласия с Баку относительно ресурсов Каспийского моря, и туркмены не хотят иметь того же партнера, что и их оппонент в регионе. Однако обе европейские компании, которые не хотят сотрудничать в данном вопросе, могут столкнуться с конкурентами из Азии. Япония также хочет выдвинуть свое интегрированное предложение, то есть спутники оптической и радиолокационной разведки. Японские компании NEC и Mitsubishi пользуются поддержкой Японского международного агентства по сотрудничеству, которое предлагает очень привлекательные условия финансирования.
Для Токио речь идет о том, чтобы вызвать раздражение Пекина, который все больше рассматривает Центральную Азию как свой задний двор, за счет укрепления своих позиций в стране. Со своей стороны, Китай прилагает все силы, чтобы продвинуть в Туркмению свое предложение. Но китайские технологии еще не соответствуют требованиям времени, чтобы по-настоящему конкурировать с другими предложениями. Китай может применить стратегические рычаги, чтобы не дать Ашхабаду получит возможности по разведке, которых нет у него. Пекин является первым экономическим партнером Туркмении.
Это соревнование вызывает тревогу в Вашингтоне. Кроме запасов газа Туркмения, испытывающая давление со стороны исламистов, имеет очень протяженную границу с Афганистаном и Ираном. Государственный департамент США в прошлом году, после запуска телекоммуникационного спутника, уже вмешивался. Спутник должен был быть запущен при помощи китайской ракеты-носителя «Великий поход», а это вызвало беспокойство американских властей. Используя механизмы экспортного контроля ITAR, Вашингтон практически незаметно смог помешать запуску этой ракеты-носителя, в итоге запуск состоялся при помощи ракеты-носителя SpaceX из Калифорнии.
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрица.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 2 503