Разговор с заместителем председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Нуржаном Альтаевым получился коротким – без всяких охов и вздохов и лишних слов. Это интервью – своего рода методическое пособие как для бизнеса, так и, как я понимаю, для тех, кто как-то очень хочет помочь тому самому бизнесу.
- Нуржан Бауржанович, у бизнеса очень много нареканий по вопросам сертификатов CT-KZ, касающихся выдачи этих сертификатов несуществующим производителям или на импортный товар, а также завышенные проценты местного содержания. Какие меры предпринимаются НПП по этому поводу?
- Да, Вы правы. На сегодняшний день действующий порядок определения страны происхождения товара и выдачи сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения CT-KZ (далее - Правила) вызывает у добросовестных товаропроизводителей большое количество нареканий, связанных с непрозрачностью процедур проведения экспертизы и выдачи сертификатов.
Правилами не в достаточной мере урегулированы вопросы компетенции НПП в части отказа в выдаче, отзыве и аннулировании сертификатов. Зачастую не выдерживаются сроки проведения экспертиз и выдачи сертификатов в результате субъективных причин.
В период с июня 2015 года по настоящее время НПП осуществляет внутренний аудит ранее выданных сертификатов СТ-KZ, привлекая представителей отраслевых ассоциаций.
По результатам аудитов были выявлены факты выдачи Актов экспертизы, в которых сведения не соответствовали действительности, например, отсутствие производственных мощностей, завышенная доля местного содержания, отсутствие как такового производства вообще, выдача сертификатов на импортную продукцию.
В результате данных проверок НПП было отозвано 23 сертификата, 49 сертификатов предприятия добровольно аннулировали, в 33 сертификатах с истекшим сроком действия также были обнаружены несоответствия.
Итого 105 сертификатов были неправомерно выданы на основании представленных Актов экспертизы. 86 сертификатов еще на стадии проведения аудита.
И это только "верхушка айсберга". До настоящего времени аудит проводится только по поступающим обращениям, и неизвестно, сколько еще таких неправомерно выданных сертификатов.
Для обеспечения прозрачности процедур определения страны происхождения товара и выдачи сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения CT-KZ, контроля соблюдения сроков рассмотрения документов, проведения экспертиз и выдачи сертификатов в соответствии с Правилами, а также выявления фактов появления несуществующих производств или товаров и завышения доли местного содержания в товарах, необходим перевод процедур, установленных Правилами, в электронный формат.
Для перевода процедур, установленных Правилами в электронный формат, необходимо создание информационной системы Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", которая будет предназначена для реализации и контроля порядка определения страны происхождения товара и выдачи сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения СТ-KZ.
НПП совместно с отраслевыми ассоциациями "Союз машиностроителей Казахстана" и "Ассоциация предприятий мебельной и деревообратывающей промышленности" подготовила предложение по переводу процедур выдачи сертификата СТ-KZ в электронный формат. Финансирование создания Системы обеспечит сам бизнес, в частности, машиностроительные компании.
Мы подготовим предложения для внесения изменений и дополнений в 155-й Приказ МИР РК, регулирующий процедуры выдачи сертификата СТ-KZ, и буквально на этой неделе внесем на рассмотрение в МИР РК.
Преимуществами предлагаемых нами изменений являются:
1) прозрачность прохождения процедур.
2) наличие всех документов в Системе, что обеспечит их сохранность и быстрый доступ к ним.
3) автоматическое уведомление Системой о появлении новых производителей, новых товаров и сомнительно высоких процентов местного содержания, на основании которых и будет осуществляться проверка совместно с отраслевыми ассоциациями.
4) исключение бумажного документооборота, что сократит расходы ОТП и необходимость предоставления одних и тех же документов по несколько раз.
- Сейчас вопросы качества стоят на первом месте у организаторов закупа. Что на сегодняшний день предпринимается для его повышения?
- Согласен с Вами, помимо конкурентной цены необходимо и качество. Мы считаем, что на сегодняшний день одним из лучших, проработанных и перспективных инструментов повышения качества является неправительственная стандартизация, так как:
1. Этот инструмент применяется во всех развитых странах.
2. Не противоречит требованиям и нормам ВТО и ЕАЭС.
3. Законодательно введено понятие «неправительственный стандарт» и определен его статус (ЗРК №О техническом регулировании»).
4. Введены требования об указании на неправительственные стандарты в государственных закупках, закупках национальных компаний, входящих в состав ФНБ "Самрук-Казына", и закупках недропользователей.
5. Параметры качества выше у неправительственных стандартов (далее - НПС), чем у национальных, т.е. государство выбирает более качественное предложение:
Согласно подпункта 2) статьи 21-2 ЗРК «О техническом регулировании» показатели качества, установленные в неправительственных стандартах и стандартах консорциума, должны быть не ниже установленных национальными, региональными и международными стандартами.
6. На разработку национальных стандартов ежегодно выделяется бюджет в размере около 1 млрд. тенге, тогда как на разработку НПС бюджеты не требуются. Разработка идет за счет бизнеса. Это снижает нагрузку на бюджет, а затраты будут стремиться к нулю.
Согласно подпункту 5 статьи 21-2 ЗРК «О техническом регулировании» запрещается финансирование разработки неправительственных стандартов за счет средств республиканского или местных бюджетов.
7. В год разрабатывается порядка 1 000 национальных стандартов. При этом если учесть, что в Казахстане должно быть порядка 30 тысяч стандартов, а срок действия каждого стандарта составляет 5 лет, то ежегодно только на поддержание базы стандартов необходимо разрабатывать около 6 тысяч стандартов. Очевидно, что национальная стандартизация с этим не справляется. Необходимо стимулировать сам бизнес на разработку НПС.
8. Многие национальные стандарты давно устарели. Большинство стандартов действуют с 70-х, 80-х и 90-х годов. В то время в принципе не было таких материалов, технологий, оборудования и т.д., которые повсеместно применяются сейчас. И закупщики вынужденно закупают по старым нормам, а бизнес, производящий высококачественную продукцию, наоборот, теряет рынок. Этим пользуются недобросовестные поставщики и закупщики.
9. В отличие от госконтроля, который жестко регламентирован, неправительственный сектор более свободен в этом отношении и может осуществлять инспекции в любое время при возникновении подозрения о несоответствии НПС. При этом коррупционная составляющая здесь не может присутствовать по определению. С другой стороны, это снижает нагрузку на госорганы.
Однако бизнес столкнулся с тем, что субъекты мониторинга при проведении закупок не делают ссылки на стандарты, хотя это помогло бы им выигрывать в конкурсах, тем более, что это предусмотрено действующим законодательством, о чем было сказано и на IV форуме машиностроителей.
Неприменение закупщиками данных норм происходит по следующим причинам:
1. Незнание норм законодательства организаторами закупок.
2. Отсутствие контроля по исполнению норм НПА со стороны соответствующих органов.
Вследствие вышесказанного НПП провела совещание с представителями уполномоченных государственных и негосударственных органов, на котором обсудила данную проблему.
Сейчас НПП готовит предложения контролирующим органом о проведении совместных контрольных мероприятий для выявления нарушений в части отсутствия требований на указание неправительственных стандартов.
Также считаем необходимым отметить, что и бизнес должен активизироваться в направлении разработки и утверждения неправительственных стандартов в своей отрасли. Совместные усилия НПП и бизнеса в развитии неправительственной стандартизации будут способствовать повышению уровня качества на долгосрочной, даже можно сказать на постоянной, основе.
- Нуржан Бауржанович, с вопросами качества вроде все понятно. Но сегодня на рынке существуют недобросовестные производители или, как говорится, лжепроизводители, а также компании - посредники, которые зачастую становятся победителями конкурсов. При этом стоимость для заказчиков гораздо выше, чем, если закупить напрямую у производителей. Как решается данный вопрос?
- В данной ситуации считаем необходимым внедрение новых механизмов защиты бизнеса и организаторов закупа от недобросовестных производителей, сократить участие в закупках посредников и снижение нагрузки на расходную часть бюджета заказчиков.
В ходе анализа проблем товаропроизводителей, связанных с реализацией производимой ими продукции на внутреннем рынке, их участия в конкурсах и тендерах, проводимых государственными органами, квазигосударственными компаниями, недропользователями и иными лицами, была выявлена системная проблема отсутствия механизмов и документа, подтверждающего наличие у предприятий технической, технологической и ресурсной возможности производить товары.
Отсутствие механизмов, которые позволили бы при проведении конкурсов и тендеров исключить или минимизировать риски получения таких заказов посредниками, привело к тому, что большая часть заказов по поставкам товаров, производство которых было налажено в Казахстане, получали все, кроме реальных производителей и в итоге производители получали и получают заказы по остаточному принципу, при этом стоимость этих товаров для заказчиков гораздо выше, чем при закупе напрямую у производителей.
Национальная палата провела анализ международного опыта по защите производителей и внедрения эффективных механизмов защиты и обеспечения сбыта товаров, производимых реальными производителями. Результаты такого анализа показали, что одним из таких решений является внедрение документа, которое позволяет определить, что лицо является производителем и это лицо имеет соответствующие производственные мощности. Такие инструменты успешно работают и обеспечивают защиту производителей в Турции, России, Белоруссии.
В связи с этим НПП предложила внедрить институт Индустриального сертификата, который решает вопрос подтверждения добросовестного производителя, исключает посредников и соответственно снижает нагрузку на расходную часть бюджета.
Концепция Индустриального сертификата неоднократно презентовалась, в том числе, и в МИР РК. По данному вопросу были проведены ряд совещаний в различных государственных органах, а также в регионах. Результаты обсуждения вопроса по внедрению данного института показала, что в целом, бизнес-сообщество очень позитивно воспринимает и поддерживает введение Индустриального сертификата.
Индустриальный сертификат является добровольной сертификацией, выдаваемой как резиденту, так и нерезиденту. Индустриальный сертификат будет подтверждать наличие у заявителя технической, технологической и ресурсной возможности производить товары, выполнять работы, оказывать услуги, согласно заявленного перечня товаров, работ и услуг.
Применение индустриального сертификата предполагается в госзакупках при предквалификационном отборе (далее - ПКО), а также при закупках группы компаний Самрук-Казына, как документа, подтверждающего статус товаропроизводителя в ПКО.
Индустриальный сертификат предлагается в трех уровнях в зависимости от технологической конкурентоспособности заявителя, которая определяется глубиной передела продукции, технологичностью и инновациями.
В каждой отрасли и подотрасли будут собственные критерии определения уровня сертификации. Критерий и методика расчета производственной мощности разрабатывается в настоящее время представителями отраслей совместно с сотрудниками НПП.
Специально для этих целей созданы и работают подгруппы по заявленным отраслям по разработке критериев отнесения заявителя к статусу производителя товаров, поставщика работ, услуг.
Проведение индустриальной экспертизы предполагается осуществлять аккредитованными отраслевыми ассоциациями. В свою очередь, отраслевая ассоциация будет иметь право обратиться за услугой в независимую экспертную организацию.
Государственные органы концептуально поддерживают идею индустриального сертификата. Однако, на сегодняшний день остается открытым вопрос закрепления индустриального сертификата в действующем законодательстве. Работа в этом направлении продолжается.
Записал Серик Мамбетов, редактор сайта
Просмотров материала: 8 067