ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• Президентские байки
• Откуда дует угроза
Кыргызстан
• Камо грядеши?
Узбекистан
• Юбилей с «двойкой» по поведению
Таджикистан
• Дорога… в никуда?
Туркменистан
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ БАЙКИ
Недавно, в ходе рабочего визита в Павлодарскую область, Нурсултан Назарбаев рассказал руководителям предприятий притчу о махарадже и его слуге. Основной ее мыслью было то, что начальники не должны ставить себя выше подчиненных и разговаривать с ними на повышенных тонах.
Этот-то эпизод и подсказал на минувшей неделе авторам сайта "Открытая Азия онлайн" - занимательную идею - вспомнить и другие случаи, когда главы государств Центральной Азии использовали народную мудрость или цитаты классиков, чтобы ярче представить собственную мысль.
Казахстан
Ну, прежде всего, стоит напомнить ту самую притчу про махараджу, которой заставил рассмеяться своих собеседников наш президент.
"На Востоке был один махараджа великий и очень заскучал. Ему все надоело, у него все есть. На его запросы слова "нет" никто не говорит, он всего достиг. И он заболел от скуки. И где-то услышал, что есть пророк, который вылечит его от этого недуга. Взяв с собой слугу, который всю жизнь ему служил, поехал его искать. По пути их застала буря, накрыло песком. Верблюды и весь караван пропали. Остались они вдвоем. От жажды умирает слуга, умирает он. В бурдюке осталось несколько капель воды - или сам все выпьет и останется живой, или умрет слуга. Он подумал впервые за 30 лет службы, что у него этот слуга есть, который всю жизнь отдал ему, рядом работая. А он ему ни разу спасибо не сказал, по голове не гладил, говорит, что я за человек, и влил оставшуюся воду в рот слуге. Слуга тут же ожил, встал и начал опять обслуживать, спрашивать. В это время полил обильный дождь, набрали они воду, все ожили. Слуга говорит: "Господин, ну поехали искать этого пророка". А махараджа отвечает: "Нет, я нашел, что мне нужно, больше искать не буду. Пойдем домой!" То есть в этом благородном чувстве к человеку ниже его рангом, который служил ему, работал, он нашел свое счастье.
Поэтому уважение вышестоящих к нижестоящим сотрудникам должно быть человеческим, благородным. В этом заключается суть человека", - сказал Назарбаев.
К притчам и легендам президент Казахстана обращается постоянно, и это каждый раз вызывает бурю эмоций. Так, на традиционной встрече с женщинами в честь 8 Марта Нурсултан Абишевич рассказал притчу о материнском сердце, чем растрогал присутствующих до слез.
Впрочем, Назарбаев может украсить свою речь и смешными историями. К примеру, совершая поездку по Павлодарской области, он рассказал врачам анекдот про них самих.
"Говорят же, что врачи делятся на три категории. Первая категория врачей - от Бога, вторая - ну, с Богом, и третья - не дай Бог. В Павлодаре как раз врачи от Бога", - сказал Назарбаев.
Кыргызстан
Пять лет назад на своей первой пресс-конференции в качестве главы государства Алмазбек Атамбаев рассказал притчу о богатыре, который сражался с драконом, мешавшим жить всем вокруг, а потом, победив и войдя в башню, богатырь сам превратился в дракона. Тогда Атамбаев обещал, что сам "никогда не станет драконом".
"Я вам обещаю, что если буду жив-здоров, то не Атамбаев начнет превращаться в дракона, а Кыргызстан начнет превращаться в "азиатского дракона", потому что Кыргызстан - богатая страна с ресурсами. Я считаю, что мы должны стать маленьким, но крепким азиатским драконом, и для этого у нас все есть", – сказал тогда глава государства.
Эту притчу президенту припоминают до сих пор. Оппозиция полагает, что Атамбаев все-таки стал драконом. Он же сам уверен, что ему удалось не пойти по драконовскому сценарию.
"Если я за столько лет не стал им, то вряд ли за последний год могу превратиться в этого сказочного персонажа. Сейчас все делается, чтобы мы в будущем не получили нового дракона. С действующей Конституцией это очень легко. Там очень много власти у президента. Нам нужно сделать так, чтобы был баланс. Слишком большую власть давать парламенту нельзя. Иначе мы можем получить дракона со 120 головами. Я могу сказать, что после окончания срока президентства никуда уезжать не собираюсь. Я много где побывал в мире, но лучше Кыргызстана места нет", - сказал Атамбаев, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции уже в текущем году.
Еще один пример. Высаживая сакуру на субботнике, Атамбаев обратился к образцам японского фольклора и рассказал притчу о том, как "в Японии жил мудрец, который каждый вечер делал бумажные игрушки и раздавал детям, однако они быстро ломались и рвались, и поэтому он постоянно делал новые. Когда родители детей спрашивали, зачем он делает хрупкие вещи, то мудрец ответил, чтобы дети научились беречь то, что в их руках с раннего детства, а с возрастом и более хрупкие вещи – любовь, чье-то сердце, страну".
При этом президент отметил, что эта притча очень актуальна для Кыргызстана: "Мы не ценим того, что имеем. Мы во всем видим черноту. Нужно направлять энергию не на разрушение, а на созидание".
Эту же мысль о том, что не надо во всем видеть черноту, Атамбаев проиллюстрировал и другой притчей.
"В весенний сад влетают и пчелы, и мухи. Пчелы ищут цветок, чтобы опылить его, а муха ищет гниль, падаль. Наша страна сегодня нуждается в пчелах, мух и так очень много", - сказал президент Кыргызстана на презентации программы устойчивого развития страны.
А вот в споре с оппонентами из "Народного парламента" Атамбаев использовал цитаты из басен Крылова. Для начала он подчеркнул, что великий писатель в своей басне "Кот и повар" дал совет, что надо делать с теми, кто пытается раскачать ситуацию в стране: "Речей не нужно тратить по-пустому, нужно власть употребить!".
Закончил он свое выступление в адрес представителей "Народного парламента" также словами Ивана Крылова: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!". К тому же я полагаю, что некоторым из этих заседателей давно пора сидеть в другом месте. Это место по ним давно "плачет", - завершил Атамбаев.
Узбекистан
Шавкат Мирзиёев, который с недавних пор временно исполняет обязанности президента Узбекистана, пока еще не успел запомниться яркими высказываниями. А вот Ислам Каримов, возглавлявший страну более 26 лет, не очень любил использовать в своих выступлениях чужие мысли. Если он кого и цитировал, то Алишера Навои, которого считал "выдающейся личностью, обозначившим целую эпоху в мышлении и сознании народа, в истории художественного творчества, гениальным представителем узбекской национальной литературы".
В июне этого года во время визита в Узбекистан председателя КНР Си Цзиньпиня Ислам Каримов напомнил китайские и узбекские пословицы, которые "говорят о том, что только в трудную минуту познается человек: кто-то подставляет плечо другу, а кто-то только критикует или говорит одно, думает другое, делает третье..."
А в 2007 году узбекский лидер процитировал Ильфа и Петрова, но сделал это совершенно случайно. Как сообщает информационное агентство Узбекистана УзА, Ислам Каримов заявил: "С повышением благосостояния людей, естественно, возрастает их потребность в еще более лучших жизненных условиях. Еще недавно автомобиль для наших соотечественников считался роскошью, сегодня он – ежедневно используемое средство передвижения. Увеличение количества автомобилей в сельской местности свидетельствует о расширении возможностей людей".
Другими словами, "автомобиль не роскошь, а средство передвижения" и "железный конь идёт на смену крестьянской лошадке".
Туркменистан
И первый, и второй президенты Туркменистана сами стали источником цитат. Сначала все свои мудрые мысли под одной обложкой собрал Сапармурат Низов. Так получилась "Рухнама", которую обязательно изучали во всех школах страны.
И вот именно в этой книге Ниязов процитировал наиболее важные, на его взгляд, мифы и легенды. Например, такую.
"Пророк Нух (христ. Ной - прим. ОА) прививал своим сородичам особое чувство вкуса и меры, что нашло зримое воплощение в одежде туркмен. Из соображений красоты и удобства он приказал одеть всех женщин - и молодых, и старых - в длинные, просторные платья, волосы повязать платками. Но лица велел оставить открытыми. "Лица тюрк иманов созданы из света Великого Аллаха. Поэтому на них всегда должны падать лучи светила Всемогущего Творца - Солнца. Никогда не бейте детей и жен по лицу", - завещал Нух. Зато он велел закрыть женщинам рты. Этот наказ перешел в традицию носить яшмак. Девушкам было велено при виде мужчины прикрывать рукавом глаза, если же они слышали бранные слова, должны были прикусить рукав".
Или вот еще: "У Огуз хана было шестеро сыновей – Гюн хан (Солнце), Ай хан (Месяц), Йылдыз хан (Звезда), Гёк хан (Небо), Даг хан (Гора), Дениз хан (Море). Каждый из них имел по четыре сына. От 24 внуков Огуз хана образовалось 24 туркменских племени, каждое из которых получило собственное название. Все поныне живущие в мире туркмены являются отростками двадцати четырех ветвей Огуз хана".
Кроме того, из "Рухнамы" можно узнать, что "первую телегу на земле смастерили туркмены", что "туркмены первыми стали выплавлять руду" и "туркменское колесо не только изменило жизнь армии и государства, но развернуло ход самой истории, дав ускорение развитию мировой науки".
Когда в 2007 году во главе Туркмении встал Гурбангулы Бердымухамедов, он убрал из школьной программы "Рухнаму". Зато сам написал книгу, которую и предложил читать всем туркменам. Например, книга о чае настолько важна для туркменских чиновников, что ее прикладывают ко лбу - в знак особого уважения.
Таджикистан
Президент Таджикистана тоже цитирует только самого себя. Именно Эмомали Рахмон автор легенды, согласно которой он якобы неоднократно спорил с Исламом Каримовым и даже дрался с ним.
"К Каримову я очень хорошо раньше относился... Мы называли его "отамиз" ("наш отец" по-узбекски), но потом мы многое узнали. Этот человек... не хочет развития нашей страны, закрывает дороги, отключает в холодную зиму нам электричество. Я много раз с ним спорил, два раза даже подрался. Один раз нас Назарбаев разнял, второй раз - Кучма".
Возможно, что это и не легенда, однако никто кроме Рахмона ее не подтверждал.
ОТКУДА ДУЕТ УГРОЗА
КЫРГЫЗСТАН
На минувшей неделе агентство Sputnik Кыргызстан в одном из своих выпусков рассказало, как следует относиться к участившимся сообщениям об угрозах безопасности страны и что за ними стоит. Авторы публикации поведали о возможных причинах и следствиях заявлений посольств США и Великобритании по поводу вероятных в скором времени терактов в Кыргызстане.
«В октябре в Киргизии высока вероятность совершения террористических актов, «которые потенциально могут быть связаны с похищением людей и захватом заложников, направленных против местных властей и иностранных дипломатов». Объявление с таким содержанием появилось на сайте посольства США в Киргизии. Госдепартамент США посоветовал согражданам быть осторожными, воздержаться от посещения оживленных мест и следить за новостями. В тот же день аналогичное объявление разместило и посольство Великобритании в Киргизии.
Госкомитет национальной безопасности Киргизии на вопросы СМИ сообщил, что занят проверкой сообщения, при этом отметив, что никаких сведений об угрозе терактов непосредственно от посольства США не получал.
Бывший заместитель председателя ГКНБ Артур Медетбеков в комментарии изданию Vesti.kg подтвердил существование террористической угрозы: «Лидеры ИГ в прошлом году заявляли якобы, основной фронт будет переведен именно в Центральную Азию, на что уже выделили 60 млн долларов... Недавний взрыв у посольства Китая является лишним доказательством тому, что угроза реальная. Не забывайте, что в нашей стране немало так называемых спящих ячеек. Более того, порядка 600 соотечественников воюют на Ближнем Востоке за ИГ».
Мнения экспертов, объясняющих ситуацию, разнились. Одни говорят об успешной деятельности спецслужб, другие указывают на то, что сами террористы используют Киргизию в качестве базы для отдыха, а посему «гадить» здесь не будут.
Негативное влияние на ситуацию в стране оказывает несколько факторов, в том числе усилившаяся борьба с терроризмом в Казахстане, вынудившая часть радикалов перебраться на север Киргизии, нарастающий хаос на Ближнем Востоке. Спустя 15 лет после вторжения войск антитеррористической коалиции под руководством США так и не решена проблема Афганистана.
Sputnik Кыргызстан решил выяснить у экспертов, насколько вероятны теракты и стоит ли избегать массовых скоплений людей. Объявление о террористической угрозе привлекло внимание населения, но какой-либо паники или серьезного беспокойства не вызвало. До последнего момента Киргизия оставалась «тихой гаванью».
Бывший вице-премьер по вопросам безопасности и границ Токон Мамытов заявил корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что предупреждение о терактах — это нормальная мировая практика. По его словам, посольства разных стран и в 1990-х, и в 2000-х годах неоднократно предупреждали о возможных террористических атаках.
"Это вполне оправданно, и не только в отношении Кыргызстана. Вспомните недавнее заявление, когда американцы рекомендовали своим гражданам не посещать африканские и ближневосточные страны. В свое время они советовали не посещать Балканы, Кавказ, страны Центральной Азии, в частности Ферганскую долину. Это было связано с Баткенскими событиями", — напомнил Мамытов.
Он отметил, что Россия и другие государства также рекомендуют подданным воздержаться от поездок, если имеется информация о каких-либо угрозах.
"Мы тоже предупреждаем своих граждан. Советуем не ездить, например, в Юго-Восточную Азию, где возможны стихийные бедствия — сильные грозы, ливни, наводнения, цунами и так далее. А когда есть риск терактов — тем более", — подчеркнул эксперт.
Насколько реальна нынешняя угроза, сказать трудно, но в предупреждениях о возможных терактах нет ничего экстраординарного, отметил Мамытов.
"Теперь надо, чтобы наши правоохранительные органы по возможности быстро организовали взаимодействие, проверили эту информацию и приняли адекватные меры. Важно сделать все для того, чтобы не допустить теракта в стране, это сейчас главная задача", — сказал силовик.
Эксперт по проблемам безопасности, полковник ГКНБ в отставке Талант Разаков отметил, что заявления иностранных посольств о возможных терактах следует воспринимать всерьез.
"Конечно, дипведомство сделало ответственное заявление. Нужно учитывать, что Соединенные Штаты везде имеют свои позиции, влияние, в том числе в Кыргызстане. Поэтому надо воспринимать сказанное как серьезное предупреждение и принимать соответствующие меры", — сказал Разаков.
Он отметил: всем известно, что террористические организации хорошо финансируются, и, наверное, они уже готовы к совершению терактов в любой точке мира, в том числе в нашей республике.
"Недавний теракт в посольстве КНР косвенно подтверждает это. По предварительны данным, смертник прибыл из Сирии, это серьезный сигнал и предупреждение, которое нужно учитывать органам безопасности и органам внутренних дел. Гражданам надо быть бдительными везде — в общественном транспорте, в торговых центрах, на базарах, в местах большого скопления людей. Мы должны соблюдать меры предосторожности", — сказал ветеран ГКНБ.
По его мнению, кыргызстанские спецслужбы не афишируют возможные угрозы, чтобы не сеять панику среди населения, но делают все возможное для предотвращения терактов.
Политолог Игорь Шестаков считает, что предупреждения о терактах следует рассматривать с геополитической точки зрения и вряд ли они носят конкретный характер.
"Соединенные Штаты, с одной стороны, хотят показать, что в зоне действия ОДКБ не очень безопасно, а с другой, возможно, сигнализируют о возобновлении разговора насчет восстановления американской базы в Кыргызстане", — сказал эксперт.
К внутренним рискам можно отнести не устраненный до сего дня комплекс факторов, приведший в 2010 году к межэтническим столкновениям на юге страны, нарастающее влияние живущих в стране приверженцев радикального ислама и откровенную слабость официальной идеологии и аффилированных с государством религиозных институтов.
В силу ряда обстоятельств местные элиты не могут и не хотят заниматься решением стратегических задач и ограничиваются тактическими. «Образ будущего» в стране отсутствует. Публичные политики обсуждают что угодно – поправки в Конституцию, распределение госзаказов и мест в госорганах, перенос памятников, но только не перспективы и варианты развития страны.
Перехватить инициативу у радикалов решила администрация президента Киргизии. При ее поддержке в стране пытаются реализовать новую концепцию «Кыргыз жараны» («Гражданин Кыргызстана»). Как сообщил «НГ» член экспертного совета по межэтническому согласию при президенте Киргизии Денис Бердаков, проект подразумевает «создание общегражданской нации, где во главу угла ставится не этническая или религиозная принадлежность, а гражданская идентичность на основе общего набора ценностей, главной из которых должна стать любовь к родине».
Описав минусы, было бы неверно проигнорировать плюсы. К таковым в плане противодействия терроризму относятся повышение уровня профессионализма местных и региональных спецслужб, набивших руку в борьбе с радикалами, помощь России и Китая для недопущения дестабилизации Средней Азии.
КАМО ГРЯДЕШИ?
УЗБЕКИСТАН
Этот древний библейский вопрос – «Куда идешь?» - на минувшей неделе на сайте аналитического центра Katehon задал его политический обозреватель Сергей Бирюков. Многочисленные варианты ответа на этот вопрос уже второй месяц после смерти Ислама Каримова излагаются в комментариях многих зарубежных СМИ и на сайтах интернет-изданий.
По мнению Сергея Бирюкова, смерть Ислама Каримова означила окончание целой эпохи в жизни Республики Узбекистан. То, что и.о. президента Узбекистана до момента проведения новых выборов утвержден теперь уже бывший премьер-министр республики Шавкат Мирзиеев, и то, что политическая поддержка со стороны России и Китая означает определенные гарантии стабильности, не означает, что в стороне остаются вопросы о внутренних факторах, определяющих перспективы и риски транзита власти в стране.
«Прежде всего, - утверждает политолог, - для любого из разумных и дееспособных потенциальных преемников И. А. Каримова едва ли существует принципиальная альтернатива проводившейся им в течение двух с половиной десятилетий политике, суть которой заключалась в укреплении национального суверенитета, многовекторности во внешней политике, избегании участия в кажущихся обременительными внешних союзах, особой роли государства в регулировании всех общественных процессов, проведении социально-экономической модернизации при основной опоре на собственные ресурсы. Помимо этого, политическая элита Узбекистана, при всех имеющихся внутренних спорах и противоречиях, едва ли могла пойти и согласиться на утрату собственного государства из-за клановых или групповых амбиций и споров. Наконец, для всех присутствующих в Центрально-азиатском регионе политических игроков, включая и Российскую Федерацию, дестабилизация Узбекистана крайне невыгодна. Из этого, как мне представляется, и нужно исходить, формируя наше итоговое мнение о происходящем сегодня в Узбекистане».
Говоря о характере политического наследия ушедшей эпохи, автор признает, что Ислам Каримов – это, безусловно, незаурядный государственный деятель, бывший советский партийный функционер и технократ-управленец, последовательно реализовавший в своей стране – Узбекистане - постсоветский проект государственного строительства. Именно, Ислам Каримов - архитектор политической, социально-экономической, политико-идеологической моделей, сложившихся и определивших лицо его страны в течение последних двух с половиной десятилетий. Попробуем оценить его наследие и перспективы дальнейшего развития страны, которую он возглавлял.
Среди характерных черт трех выше обозначенных моделей, соответственно, могут быть выделены:
Этатизм – помещение государства в центр политической и экономической жизни страны, превращение его в гаранта политического и социального порядка, в главный инструмент развития страны. Воплощением этой модели стала выпестованная Каримовым на основе технократического принципа и персональной лояльности государственная бюрократия – вертикальная структура, призванная обеспечить единство страны, ранее разделенной по клановому и территориальному принципам.
Идея самодостаточной узбекской государственности, истоки которой возводятся к эпохе Амир Темура (Тамерлана), история которой рассматривается как непрерывная, а российско-имперский и советский период – как нарушение естественного хода истории, следствием чего стала реализация постсоветской модели десоветизации (в идеологии, пропаганде, политическом воспитании, топонимике, политике исторической памяти и др.).
Модель «светского исламизма» - апелляция к ценностям ислама, с одновременным недопущением их политизации и любого толкования, противоречащего интересам государства, которое принципиально остается светским.
Модель экономики, сочетающая элементы протекционизма, дирижизма, мобилизационные и распределительные практики – с последовательным отказом от элементов советского патернализма, с сознательным сохранением дешевой рабочей силы и ограниченного потребления у граждан. Промышленная политика, стратегия первичной индустриализации (импортзамещения) и обеспечения занятости, последовательное развитие системы профессионально-технического образования
Очаговая модернизация сверху – когда государство разрабатывает и поддерживает инвестиционные проекты по наиболее перспективным направлениям.
Отказ от интеграции во внешнеполитические объединения – с приоритетом двусторонних отношений с другими государствами. Отказ от евразийской интеграции – в той интерпретации, в которой ее продвигали и продвигают Россия, Казахстан, Беларусь.
Таким образом, Исламу Каримову удалось обеспечить переход бывшей союзной республики в стадию переходной постсоветской, и затем – в стадию суверенной самостоятельной государственности. Удалось избежать крушения государственности, втягивания государства в гражданскую войну по примеру соседнего Таджикистана, социально-экономической катастрофы и необратимой социально-экономической деградации. Удалось осуществить первичную индустриализацию страны (уйдя от доминировавшей ранее односторонней «аграрной» модели), реализовать ряд успешных бизнес-проектов с привлечением иностранных инвесторов (прежде всего из Китая и Южной Кореи), избежать масштабной деградации инфраструктуры и социальной сферы, модернизировать транспортную систему, относительно успешно управлять демографическими процессами.
Наряду с достижениями Узбекистана, следует упомянуть и о существующих проблемах. Одна из основных проблем – отсутствие фигуры, соразмерной И.Каримову – с его уникальным политическим и управленческим опытом, восходящим к советской эпохе, с его политической волей и харизмой. В современном политическом классе Узбекистана, при всем уважении, соразмерные ему фигуры, по мнению обозревателя, отсутствуют.
Во-вторых, проблема бюрократии, которая осознает себя как класс и нуждается в сильном политическом руководстве (направляющей руке). С уходом политического лидера, выпестовавшего новую узбекистанскую бюрократию и побудившего ее служить задачам независимого развития, подобная проблема неизбежно становится актуальной.
В-третьих, проблема дальнейшей судьбы взятой на вооружение Исламом Каримовым модели «светского исламизма», предполагавшей сохранение светского характера государства (при неизбежной апелляции к ценностям ислама) с недопущением «политизации ислама». В самой республике и за ее пределами сохраняются силы, стремящиеся поставить само существование этой модели под сомнение – что необходимо принимать во внимание новому руководству страны
В-четвертых, относительная либерализация, которая является неизбежной в ситуации политического транзита, должна иметь определенную меру в сложносоставном узбекистанском обществе. И основная проблема состоит в определении самой этой меры, которая бы не угрожала интересам стабильного развития государства и общества.
В-пятых, неизбежно встает вопрос о мере и степени либерализации узбекистанской экономики (которая частично началась после 2013 года) – не приведет ли она к социальному расслоению (как это бывает в случае либерализации) и росту социального напряжения.
В-шестых, весьма значимыми выглядят проблема известного дефицита внутренних ресурсов (и не только сырьевых) для дальнейшей модернизации (вторичной индустриализации), которая не может быть решена за счет одного только привлечения зарубежных инвестиций, а равно и демографическая проблема и связанная с ней проблема избыточных трудовых ресурсов, особенно на селе.
В-седьмых, никуда не исчезает проблема не слишком благоприятного для страны географического положения (отсутствие выхода к морям и океанам, соседство с нестабильным Афганистаном, непростые взаимоотношения с ближайшими соседями по ЦАР – Таджикистаном и Кыргызстаном, включая не только вопрос о границах и контроле за водными ресурсами, но и конфликтогенную ситуацию в межэтнических отношениях, и в том числе в трансграничном измерении).
Как будут выглядеть в этой ситуации внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегии Узбекистана? Очевидно, что последовательное стремление в сторону геополитической и геоэкономической самодостаточности, скорее всего, сохранится, равно, как и продолжится лавирование между присутствующими в регионе игроками. Вместе с тем, подобная линия во внешней политике не исключает существенных внутренних рисков, особенно в изменяющейся внутрирегиональной ситуации. Поэтому тесные двухсторонние отношения Узбекистана с такими влиятельными региональными игроками, как Китай, Казахстан и Россия, являются ключевым залогом успеха любых проектов суверенного и стабильного развития этой страны.
ЮБИЛЕЙ С «ДВОЙКОЙ» ПО ПОВЕДЕНИЮ
ТАДЖИКИСТАН
На минувшей неделе StanRadar выложил на своих страницах открытое письмо от преподавателей Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ) в Душанбе, опубликованное редакцией «Ферганы» и адресованное министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. Преподаватели Славянского университета в Таджикистане заявляют о нездоровой обстановке в вузе.
В своем обращении работники РТСУ пишут о неэффективном управлении вузом, которое привело к кризису в учебном процессе, падению уровня знаний студентов, сокращению использования в университете русского языка и перебоям с оплатой труда преподавателей. Авторы письма, которое было отправлено на официальные сайты Совета Федерации и Минобрнауки России по линии «Обращения граждан», просят Валентину Матвиенко в рамках ее визита в Таджикистан 12-13 октября обратить внимание на проблемы вуза и, по возможности, встретиться с профессорско-преподавательским составом университета. SR приводит текст этого обращения полностью:
* * *
«Уважаемая Валентина Ивановна!
Мы, группа преподавателей Российско-Таджикского (Славянского) университета, обращаемся в преддверии Вашего визита в Таджикистан (возможно и в наш университет), который посещаете уже во второй раз, а также ввиду того, что вуз финансируется Российской Федерацией. Именно благодаря Вам и Вашей поддержке было начато строительство нового корпуса РТСУ. Но знаменательное событие – 20-летие университета – заставило нас обратиться не с праздничным настроением.
Состояние учебного процесса в университете сегодня находится в кризисном состоянии и нас это не оставляет равнодушными. Во-первых, так как это Славянский вуз, то обучение должно вестись на русском языке. Так было в 1990-е годы, с момента образования вуза. Однако, уже с конца 2000-х годов на многих факультетах лекции, как и прием зачетов и экзаменов, ведутся на государственном таджикском языке, так как некоторые преподаватели не владеют достаточно русским языком, а в последние годы ввиду того, что прием студентов ведется через Национальный центр тестирования, контингент студентов, поступающих в РТСУ, полностью не владеет русским языком. В аудиториях сидят студенты, для которых русский язык вообще не знаком, поскольку они заканчивали национальные школы (с таджикским языком обучения).
Между тем, в Положении об образовании РТСУ был пункт, который гласил, что 50 процентов обучающихся должны быть представителями славянских народов (этот пункт Положения тщательно скрывается!). Данный факт приводит к тому, что к окончанию университета на госэкзаменах и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) мы слышим ответы студентов, как и вопросы членов государственной аттестационной комиссии (ГАК), не на русском, а на таджикском языке, так как студенты даже за 4-5 лет не могут научиться говорить на русском! А получают диплом Славянского университета, статус которого указывает на беспрецедентное и грамотное владение русским языком. Нас, ведущих на протяжении многих лет лекции на русском языке, такое формальное обучение в Славянском вузе наводит на вопрос: кого мы готовим? И стоит ли открывать новые отделения на факультетах?
К тому же кредитная технология обучения, внедренная в РТСУ, по мнению большинства преподавателей, ведет к катастрофическому снижению качества высшего образования и не оправдывает себя. Тем более, не ведет к повышению уровня знаний студентов, напротив – снижаются требования к студентам (уменьшение лекционных часов, сдача экзаменов посредством тестов ведет к деградации образовательного процесса; в итоге – общество получает неучей, не умеющих грамотно не только писать, но и читать!).
Еще один момент, который не может не волновать, – это процесс восстановления студентов и сдача академической задолженности. Нас приводит в шок то обстоятельство, когда студенты приходят восстанавливаться с листом, где разрешена сдача более 10-15 академических задолженностей, тогда как по Положению о порядке перевода и восстановления обучающихся разница должна составлять не более пяти учебных дисциплин (в прошлом 2015-2016 учебном году студентам было разрешено сдавать более 20 академических задолженностей!). Получается, что мы готовим далеко не профессионалов и не уважаем свое будущее.
Третий момент, на который мы хотели бы обратить внимание – это финансовые проблемы, связанные с задержкой заработной платы в начале каждого года. Так, в этом году задержка выплаты зарплат и стипендий составила более трех месяцев (зарплата была выдана только в конце апреля). Согласно Трудовому кодексу и России, и Таджикистана, руководитель «несёт материальную ответственность, то есть он должен выплатить своим сотрудникам компенсацию, за каждый день просрочки», а также за нарушение сроков выплат…«может быть привлечен не только к административной ответственности, …но и к уголовной…».
С вопросом о задержке зарплат мы вынуждены были обратиться в Федерацию независимых профсоюзов Таджикистана, однако наше обращение свелось к выяснению того, «кто написал жалобу», а не к оказанию помощи по выплате компенсации. В итоге, никакой компенсации ни преподаватели, ни другие сотрудники вуза не получили, а неоднократное наше обращение к ректору университет Н.Салихову по поводу невозможности работать без зарплаты приводило к таким его словам, как: «За воротами вуза много работы, идите куда хотите».
Даже в связи с юбилеем РТСУ преподаватели и сотрудники не получили никакой премии. Всё сводится к тому, что все финансирование ушло на строительство нового корпуса. В связи с этим в университете кафедрам не выдаются канцелярские принадлежности – кафедры приобретают их на свои собственные деньги либо за счет студентов. Такая негативная практика существует в вузе уже несколько лет: студенты за свой счет устанавливают кондиционеры, жалюзи, делают ремонт в аудиториях. Так, в старом корпусе в этом году проводился ремонт кафедр за счет преподавателей по причине, что в вузе нет денег на ремонт, и все деньги ушли на строительство нового корпуса.
Официальное открытие нового корпуса РТСУ состоялось 30 августа этого года с участием президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Однако на сегодняшний день в новом корпусе до сих пор не работает сантехника и канализационная система. В спортзале не проходят занятия, поскольку душевые и санузлы не смонтированы с системой канализации. Многое из того, что показали при открытии нового корпуса вуза, не функционирует. Все это напоминает времена советской помпезной показухи.
Данное обращение связано с болью за университет, в котором большинство из нас работает с первых дней его основания. Первый ректор РТСУ – А.Сатторов – действительно, болел за свой университет, всегда и во всем помогал и поддерживал и преподавателей, и сотрудников, и студентов. Нынешнее руководство ведет крайне странную инертную политику, которая вызывает только негатив.
Если в рамках Вашего визита запланировано посещение РТСУ, мы, преподаватели вуза, хотели бы встретиться с Вами и высказать свои мысли и предложения относительно образовательного процесса в университете.
К сожалению, мы не можем подписаться пофамильно, так как потом руководство все сведет к выяснению отношений с подписавшимися. Но отраженное в письме – это малая доля того, о чем нужно «звонить во все колокола» пока не поздно».
От редакции: «Фергана» писала о задержках с выплатой зарплат и стипендий, которые происходят в РТСУ не первый год. В Душанбе эта проблема уже стала «секретом полишинеля». Тем не менее, педагоги боятся потерять работу (с которой в республике и так туго), поэтому опасаются открыто заявлять о нездоровой ситуации в вузе. Но все факты, изложенные в данном письме, подтвердили преподаватели РТСУ, с которыми «Фергане» удалось пообщаться.
Справка «Ферганы»: Российско-Таджикский (славянский) университет создан в Душанбе в 1996 году постановлениями правительств России и Таджикистана, обладает статусом государственного университета двух стран. Университет финансируется российской стороной, обучение в нем должно вестись на русском языке. В РТСУ функционируют 4 факультета, 29 кафедр, на которых обучается около 6000 студентов, из них 4000 тысячи – очно и 2000 – заочно. В вузе работают 326 преподавателей, 200 из которых имеют ученые степени. При РТСУ функционируют средняя общеобразовательная школа, Институт повышения квалификации русского языка, Центр русского языка и культуры, Центр туризма и Научно-исследовательский центр противодействия терроризму и экстремизму.
В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС:
Как сообщило таджикское информационное агентство НИАТ «Ховар», Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко завершила свой визит в Таджикистан. В ходе своего визита она провела переговоры с высшим руководством страны, прочла лекцию… в РТСУ, получив там же звания «почетного доктора», и навестила военнослужащих 201-ой Российской военной базы в Таджикистане.
Комментариев о том, как отреагировала «почетный доктор» РТСУ на обращение преподавателей российско-таджикского вуза, в прессе пока нет…
Видимо, юбилей – не время для «разборок»…
ДОРОГА… В НИКУДА?
ТУРКМЕНИСТАН
На минувшей неделе на сайте информационного интернет-издания CA-NEWS (TM) появилось сообщение о том, что Ашхабад в ноябре введет в строй первую очередь Азиатского международного железнодорожного коридора Туркменистан–Афганистан–Таджикистан (ТАТ), который, как сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов, «свяжет в будущем Азию и Европу».
Этот проект может в будущем изменить геополитическую ситуацию в регионе и создать определенные сложности России. Но сегодня эта туркменская железная дорога в никуда – ни Кабул, ни Душанбе к строительству своих участков и не приступали, пишет «Независимая газета».
Бердымухамедов повысил статус строящейся дороги до «транснациональной стальной магистрали – Азиатского международного железнодорожного транспортного коридора». Он считает, что в будущем ТАТ станет частью важнейшего международного транспортного коридора, связывающего Азию и Европу. При этом в комментариях Ашхабада звучит недовольство тем, что туркменскую сторону подгоняли постоянными напоминаниями о том, что дорога должна заработать уже в 2018 году, однако два других участника проекта – Таджикистан и Афганистан – до сих пор не приступали к строительству своих участков дороги.
Речь идет о строительстве участка Атамырат–Имамназар (Туркмения) – Акина (Афганистан). Завершить строительно-монтажные работы на 85-километровой линии намечено в первой декаде ноября 2016 года. Общая протяженность стальной трассы – 88 км. Участок между приграничными пунктами Имамназар и Акина – 3 км.
Строительство железной дороги ТАТ началось в июле 2013 года. Торжественное открытие работ присутствием почтили руководители трех стран, прибывшие в Лебапскую область Туркмении. Тогда говорилось, что транспортный коридор через территории Туркменистана, Афганистана – через Мазари Шариф, Кундуз и через КПП «Шерхон Бандар» на границе Таджикистана – дойдет до района Джаллолидина Балхи в Хатлонской области Таджикистана и далее выйдет через Кыргызстан на разветвленную железнодорожную сеть Китая и потом – на государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Большой социально-экономический эффект от сдачи этой трассы в эксплуатацию ожидается в Афганистане, – отмечается в экспертном комментарии госагентства «Туркмен довлет хабарлары» (ТДХ). – Ведь там, где прокладывается транснациональная железнодорожная магистраль, как правило, параллельно строятся и автодорога, линии электропередачи, трубопроводы с энергоносителями». Одновременно со сдачей в эксплуатацию железной дороги на таможенном пункте «Имамназар» на границе с Афганистаном будет открыт терминал по приему, хранению и отгрузке нефтепродуктов.
Бердымухамедов на совещании правительства отметил, что «развитие международных транспортных коридоров отвечает экономическим интересам Туркменистана». По его словам, будущее – за комбинированной системой транспортного сообщения с выходом на крупнейшие международные и региональные инфраструктурные узлы, их оптимальное сочетание и использование преимуществ каждого из них.
Однако ухудшение ситуации в Афганистане тормозит реализацию проекта. С прошлого года северные регионы страны то и дело подвергаются атакам отрядов «Талибан». Азиатский банк развития, который финансировал строительство афганского участка дороги, объявил, что из-за ухудшения обстановки приостанавливает участие в проекте.
Не торопится с реализацией и Таджикистан. В прошлом году власть приступила к поиску финансирования для исследования местности, по которой пройдет дорога. Потом возникли некие противоречия по подписанному с Афганистаном протоколу о проекте. По информации «Азия Плюс», министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода сообщил, что «протокол подписан еще в 2014 году, после чего был направлен на рассмотрение правительства Туркменистана». Противоречие, по словам министра, заключается в несогласовании маршрута по Афганистану. «Были предложены два маршрута.
Короткий предложил Таджикистан – 160 км. Длинный, предложенный афганской стороной маршрут, составлял свыше 500 км. В итоге сторонам удалось договориться и подписать соответствующий протокол, направив его потом на подписание правительству Туркменистана», – пояснил Ганджалзода. При этом таджикские власти заявляют, что данная трасса будет сдана в эксплуатацию в 2018 году. Таджикский участок данной трассы составит 392 км.
Между тем эксперты считают, что ни о каком Азиатском международном железнодорожном транспортном коридоре на данном этапе речи не может и быть. «Никаких железнодорожных перевозок ни через Киргизию в Китай, ни через Туркменистан в Афганистан и далее в Иран в ближайшее время не будет. Радикально различается геоэкономическая привлекательность стран как для глобальных игроков, так и для региональных. Плюс политическая нецелесообразность для евразийских союзников, которые являются важнейшими экономическими игроками в регионе. А укрепление экономических связей с южными соседями так или иначе ведет к ослаблению связей с северными соседями», – сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.
Второй момент, по мнению Собянина, связан с тем, что Афганистан нуждается в России и Китае для поднятия экономики. «Но в Афганистане стоят оккупационные войска США и западная коалиция. И этот политический фактор делает движение грузов нецелесообразным», – отметил эксперт. Он напомнил, что более 10 лет назад США построили мост через Пяндж из Афганистана в Таджикистан. Но никаких больших грузов не пошло, потому что эта дорога усилила бы зависимость режима Душанбе от американцев и афганцев. «Политическая нецелесообразность выступает на первый план, притом что экономически разумно ездить не вкруговую, а напрямую», – сказал Собянин.
Ашхабад сегодня в схожей ситуации. «Туркмения сейчас как невеста на выданье. События в мире меняются. Понятно, что основной причиной нейтралитета Туркмении была не мудрость Туркменбаши (первый президент страны Сапармурат Ниязов. – «НГ»), а одинаковая заинтересованность России и США в том, чтобы в регионе не было конфликтов. Сегодня в подобной заинтересованности США можно сомневаться – слишком участились переходы боевиков из Афганистана в Туркмению. Туркмения сейчас находится под мягким давлением России», – считает Собянин. По его мнению, ТАТ ждет судьба других аналогичных «распиаренных» проектов, как, например, дорога Китай–Кыргызстан, Таджикистан–Иран и др. – «ленточки разрезаются, а потом ничего не происходит, нет грузопотока».
Однако есть другая сторона – это приграничное сотрудничество. «ТАТ – это лучший вариант, что может дать проект. Для Туркмении важна политическая стабильность, а для этого нужно, чтобы северные регионы Афганистана, населенные туркменами, таджиками, хазарейцами, были более или менее благополучны. ТАТ способен развивать приграничное сотрудничество между странами. И, конечно, это будет фактором, смягчающем военные риски, риски безопасности. Тем более что в данном случае речь идет об относительно маленьких суммах, о коротких участках железной дороги и легких геологических условиях», – считает Собянин.
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрица.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 2 924