Прежде чем приватизировать казахстанское кредитно-экспортное агентство (как обычно называют в мире) «КазЭкспортГарант», нужно хорошо подумать: кто будет настраивать аккорды реальных товаропроизводителей на внешний лад?
«Ты знаешь, товаров казахстанского производства я еще не встречала», – делится моя коллега, много и часто путешествующая по миру. И тут же вспоминает один радостный момент: «Подожди, есть факт! Несколько лет назад мой муж привез из Америки детскую одежду «Made in Kasakhstan».
Мировые рынки огромны, и Казахстан робко пытается встроиться в эту глобальную систему. Сообщения о несырьевом экспорте все еще экзотика для развивающейся страны, но они есть. Костанайская кондитерская фабрика «Баян Сулу» увеличила в 2016 году объемы продаж на внешние рынки – теперь до трети вырабатываемой продукции идет на экспорт. Моторное масло из Казахстана экспортируется на китайский рынок. Построен зерновой терминал в Иране – этот инфраструктурный объект очень необходим казахстанским экспортерам. Кентауские трансформаторы покупают в России и Узбекистане. Алматинские вентиляторы пошли в соседние страны. Автомобильная промышленность Казахстана, как и машиностроительный сектор, развиваются с прицелом на соседние рынки…
Любой бизнесмен скажет вам, что рынок Казахстана ограничен и малочисленностью населения, и его спросом, и потому бизнес-идеи, которые расширяют границы нашей огромной по территории страны, всегда были самыми привлекательными. А сейчас они продуцируются с еще большей энергией. Если осуществляется широкомасштабная имплементация на политическом уровне, то почему бы государству, являющемуся частью мировой политической системы, не извлечь свою выгоду в другой, экономической сфере? Надо настраивать аккорды реальных товаропроизводителей на внешний лад.
Эту работу в Казахстане выполняют не только собственно производители с большими, экспортными амбициями. Они, конечно, могут сколько угодно смотреть на внешние рынки, ориентироваться на них. Но у большинства не хватает опыта, оценки рисков, понимания новой данности и смелости. Этим страдает бизнес не только «начинающих в глобальной экономике», но и бизнес развитых стран: чтобы выйти на новые рынки, обосноваться на них, нужна высококвалифицированная помощь. А это – уже компетенция экспортно-кредитных агентств (ЭКА).
В принципе, ЭКА учреждены и существуют в большинстве стран мира, которые нацелены на освоение все новых рынков и все новых ниш. Есть такое агентство и в Казахстане. АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» было учреждено еще в 2003 году. Этот институт развития работает в рамках стратегии, направленной на отход от сырьевой направленности государства и развитие экспортоориентированных производств в обрабатывающем секторе экономики.
Если отойти от очень заумных (для большинства казахстанцев) формулировок, то эта структура является кислородным коктейлем для тех товаропроизводителей, кто созрел, или кто наряду с развитием на отечественном рынке решает, что пора выходить на внешние – пробовать, набирать опыт, иногда, может быть, ошибаться, но, тем не менее, продолжать внешнюю экспансию. В мире бизнеса не бывает лакированных проектов, когда совершается чудо: только подумал, и сразу оседлал отличного рысака. Здесь главное правило – надо пробовать, объезжать коня, чтобы тот впоследствии стал тем самым рысаком.
За годы своего существования «КазЭкпортГарант» сделал немало. Разработал (и постоянно расширяет) линейку необходимых продуктов для страхования рисков казахстанских экспортеров, вошел в пул авторитетных на международном уровне ЭКА, стал перестраховочной компанией, накопил солидный портфель успешных проектов. В иных случаях он не ждет обращений потенциальных экспортеров, а сам предлагает консалтинг перспективным компаниям, изучая новые рынки сбыта и оценивая риски. Так было со многими проектами, которые уже удачно стартовали и имеют хорошие перспективы.
Ни одна страховая организация Казахстана не может гордиться тем, что она оказывает не только страховую, но и финансовую поддержку экспортерам. Допустим, компания вышла на внешний рынок. Спрос на ее продукцию огромен. А средств для увеличения выпуска продукции нет. С 2015 года «КазЭкспортГарант» ввел очень востребованный продукт – предэкспортное финансирование экспортера, и он дает оборотные средства, чтобы экспортер мог дальше расти и развиваться.
«КазЭкспортГарант» страхует и коммерческие, и политические риски экспортера, начиная с неисполнения покупателем контрактных обязательств и заканчивая форс-мажорными политическими обстоятельствами (массовые беспорядки, гражданские волнения, война). Главное преимущество казахстанского ЭКА – его государственный формат. Это означает, что обязательства «КазЭкспортГаранта» фактически являются обязательствами государства, и объем обязательств на балансе агентства практически не ограничен. Уже более 400 казахстанских товаропроизводителей получили реальную поддержку ЭКА, и есть дальнейшие планы на этот счет.
Однако все может поменяться. Один из самых опытных институтов развития, который сегодня находится под государственным зонтиком, может уйти, как говорится, в конкурентную среду. Государственных субъектов стало настолько много, их тысячи, что пришло время для разгосударствления. Четыре компании национального управляющего холдинга «Байтерек», в числе которых и «КазЭкспортГарант», должны быть приватизированы или проданы стратегическому инвестору. Нужно ли это делать в отношении ЭКА?
Плюсы приватизации ЭКА заключаются в том, что в этом случае государству не нужно будет направлять колоссальные суммы на уставный капитал, тем самым обеспечивая финансовую устойчивость компании.
С другой стороны, есть и минусы. Не станет ли институт развития институтом торможения? В частности, конкурентной среды в широком смысле этого слова для «КазЭкспортГарант» нет – ни одна страховая компания не предлагает той линейки страховых и финансовых продуктов, какая есть у ЭКА. Сможет ли агентство, в случае смены собственника, быть эффективным? Как будет осуществляться контроль за использованием государственных средств – ведь расширять экспорт можно только с государственной помощью, о чем свидетельствует мировой опыт?
Да, в мире существуют и государственные, и частные кредитно-экспортные агентства. Частники работают в Германии, Франции, Нидерландах, Австрии, Португалии, Греции. Государственные – в США, Японии, Великобритании. Но везде, независимо от форм собственности, ЭКА осуществляют поддержку экспортеров за государственный счет и под государственным контролем.
Так нужно ли ЭКА, когда поддержка экспортеров все равно будет осуществляться с доминирующей поддержкой государства, отдавать частникам?
Конечно, можно рассмотреть, как вариант, сотрудничество со стратегическим партнером – это вполне состоятельный современный тренд. В этом случае остается доля у государства, оно может оставаться крупным акционером или обладать лишь контрольным пакетом акций. Стратегический инвестор, конечно, в идеале, может не только инвестировать свои деньги, но и, имея опыт, продуцировать новые, прогрессивные идеи.
Вопрос лишь в том, насколько этот вариант вообще осуществим в короткие сроки – для этого требуется большой подготовительный период, проведение переговоров, согласование позиций и планов. А иногда, знаете ли, многообещающие проекты срываются на самом последнем этапе…
Эти посылы подводят нас к мысли, что, возможно, на данном этапе все же более значима стабильность и последовательность, чтобы КазЭкспортГарант не растерял свой опыт, который уже накоплен и продолжал success story? Разве это не важнее, чем двигаться в модном ныне тренде разгосударствления?
Ирина ГАЛКИНА, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 071