3 мая 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



С южных гор до северных морей: Россия и Казахстан будут развивать транзитный потенциал

С южных гор до северных морей: Россия и Казахстан будут развивать транзитный потенциал Колоссальный транзитный потенциал России и Казахстана используется не полностью. Этот месседж президента России Владимира Путина, озвученный им на XIII форуме межрегионального сотрудничества в Астане, стал, пожалуй, лейтмотивом всего мероприятия. На площадках форума состоялся обстоятельный диалог между российскими и казахстанскими госчиновниками и топ-менеджерами, курирующими транспортную сферу, посвященный поиску путей развития этого потенциала, а также был подписан ряд ключевых документов.

Расти, действительно, есть куда. Ведь, как отметил Нурсултан Назарбаев, только 0,1% всех перемещаемых между Азией и Европой контейнерных перевозок приходится на казахстанско-российское направление транзита. Безусловно, это, как принято говорить в таких случаях, «не соответствует имеющемуся потенциалу».

Транзитным грузам – «зеленый коридор»

Участники Форума межрегионального сотрудничества не раз отмечали, что проблема упирается не только в строительство новых транспортных коридоров, но и в создание условий для бесперебойного прохождение грузов через пограничные посты стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В этом направлении на форуме в Астане был сделан важный шаг – Россия и Казахстан договорились пропускать через государственную границу пассажирские и грузовые транзитные поезда в безостановочном режиме - без проведения пограничного контроля.

Помимо этого странам ЕАЭС нужны логистические хабы и сервисные компании, способные обеспечить высокий уровень услуг. Очевидно, что назрела необходимость в компаниях нового типа, которые бы объединяли функции перевозчиков и логистических операторов.

Эту необходимость прекрасно осознает Казахстан, который предпринимает усилия для трансформации национального железнодорожного перевозчика «Казахстан Темир Жолы» в транспортно-логистический холдинг. В управлении компании сегодня находятся такие ключевые логистические объекты республики, как морской порт Актау, девять аэропортов Казахстана, автомобильные дороги, Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» и Свободная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота».

Вице-президент «Казахстан Темир жолы» (КТЖ) Еркин Жусанбаев, выступая на форуме, констатировал, что в связи с кризисными явлениями в экономике Казахстана и России компания столкнулась с проблемой сокращения объемов перевозок во внутреннем сообщении стран ЕАЭС. В то же время растут показатели транзитных перевозок в направлении КНР – Европейский союз – КНР. Так, в 2015 году количество контейнерных поездов, проследовавших транзитом из Китая через территорию Казахстана, увеличилось на 129%.

Это заставило компанию пересмотреть приоритеты и стратегию до 2020 года и сосредоточить усилия на росте в сегменте транзитных перевозок и мультимодальных транспортно-логистических услуг.

Результаты этих усилий не заставили себя долго ждать: в сегменте контейнерных перевозок КТЖ удалось совершить настоящий «квантовый скачок». В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия – Европа в сто раз превысит аналогичные показатели 2011 года. К 2020 году в КТЖ планируют увеличить объемы перевозок до 800 тыс. контейнеров в год. «Доля наших доходов от транзитных перевозок сегодня достигает 35%, и в перспективе мы планируем довести этот показатель до 50%», - отметил Жусанбаев.

Коллега Еркина Жусанбаева,вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Салман Бабаев также констатировал рост в 2,3 раза (с 24 млн тонн за 8 месяцев 2015 года до 56 млн тонн за 8 месяцев 2016 года) объема транзита контейнеров по направлению Китай – Европа – Китай через переход Достык.

Бабаев особо подчеркнул важность формирования единых тарифов перевозок и сервисных услуг на евразийском пространстве.

«Сегодня рынком востребованы не разрозненные предложения различных тарифов на разных участках, а целенаправленные комплексные услуги, отвечающие запросам определенного сегмента рынка», - пояснил топ-менеджер РЖД.

Единые правила железнодорожных перевозок на всей территории ЕАЭС призвана выработать Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), в которой на паритетной основе участвуют национальные железнодорожные перевозчики трех стран – России, Казахстана и Беларуси. Это РЖД, КТЖ и Государственное объединение «Белорусская железная дорога».

Как пояснил президент ОТЛК Алексей Гром, бизнес-модель компании отражает очень важный тренд современной транспортной индустрии – стремление участников рынка интегрировать свои усилия для достижения единой цели и извлечь выгоду от интеграции.

Компания предоставляет сервис на территории трех государств – Казахстана, России и Беларуси – от станции «Достык» в Казахстане до станции «Брест» в Беларуси и в обратном направлении, сообщил глав ОТЛК.

Как отметил президент ОТЛК, за два неполных года деятельности компании удавалось постоянно повышать частоту отгрузок и сокращать транзитное время. В планах компании увеличить частоту отправлений контейнерных поездов с четырех в сутки – таковы нынешние показатели – до пяти в 2017 и 14 - в 2025-м. Помимо этого в ОТЛК намерены сократить транзитное время с нынешних пяти суток – что само по себе прекрасный результат – до трех с половиной к 2025 году.

Стратегическая цель – увеличить объемы перевозок с нынешних 90 тыс. в год до 1 млн контейнеров к 2025 году.

«Представьте себе организованный контейнерный сервис, который выходит из нового терминала Хоргос и с частотой один поезд каждый полтора часа. Это очень сложная и одновременно интересная задача», - резюмировал Алексей Гром.

Дорогу осилят едущие вместе

Автомобильные перевозки также играют важную роль в формировании евразийской транспортно-логистической инфраструктуры. Ключевой проект в этой сфере – транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Как сообщил на форуме вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Берик Камалиев, казахстанская сторона практически подошла к завершению строительства своего участка магистрали – остался небольшой отрезок между Алматы и Хоргосом. В Казахстане он проходит по маршруту Актобе – Кызылорду – Тараз – Алматы – Хоргос.

А вот российская сторона несколько запаздывает с реализацией своего участка трансконтинентального коридора. По словам руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) Романа Старовойта, Россия в соответствие с международными договорами построит свой участок до 2020 года.

Старовойт обозначил маршрут прохождения трассы по территории Российской Федерации: от Санкт-Петербурга в обход Москвы с северо-востока по центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) до Владимира и Нижнего Новгорода, затем через Казань и Оренбург до автомобильного пункта пропуска Сагарчин на российско-казахстанской границе.

«В настоящее время на принципах государственно-частного партнерства осуществляется строительство скоростной автомобильной дороги общего пользования М-11 Москва – Санкт-Петербург и ЦКАД. До конца ввода в эксплуатацию ЦКАД и новой трассы Москва-Санкт-Петербург, на участке от границы с Финляндией до автомобильного пункта пропуска Сагарчин движение организовано по существующим федеральным дорогам: трассам «Скандинавия», «Россия», «Урал», «Волга», Уфа – Оренбург, Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан. Общая протяженность этого маршрута составляет 2700 км», - пояснил Роман Старовойт.

В ходе форума была также презентован альтернативной маршрут российского участка международного коридора «Западная Европа - Западный Китай» – проект «Меридиан», который пройдет южнее основного, через восемь регионов Российской Федерации, и соединит Сагарчин со Смоленском.

Председатель совета директор ЗАО «Русская холдинговая компания», реализующего этот проект на принципах государственно-частного партнерства, Александр Рязанов сообщил, что в настоящий момент концессионеры выкупили коридор шириной 100 метров, необходимый для строительства дороги. Конкурентными преимуществами этой трассы, по заверениям Рязанова, станут бетонное покрытие и отсутствие ограничения по весу автомобилей.

Российский бизнесмен считает, что благодаря реализуемому его компанией проекту сквозное движение по транспортному коридору «Западная Европа - Западный Китай» может быть открыто уже в конце 2019 года. «Это позволит сделать реальным транзитным государством и Казахстан, и Россию», - подчеркнул Рязанов.

Стоимость проезда по автодороге «Меридиан» для транзитных перевозчиков ориентировочно составит 30 центов за километр, или приблизительно 600 долларов за весь российский участок транспортного коридора.

«Платон» по-казахстански?

Еще одним многозначительным событием Форума межрегионального сотрудничества стало подписание меморандума о сотрудничестве между казахстанским «КазАвтоЖолом» и российскими «Автодором» и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое, как известно, является оператором системы взимания платы с грузового транспорта «Платон». Это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что Казахстан намерен внедрить аналогичную систему у себя.

Казахстанская сторона, действительно, проявляла живой интерес к «Платону». В особенности к его недостаткам. Россияне несколько смущено признали, что они допустили просчеты в плане информировании грузоперевозчиков, что вызвало протесты некоторой их части и негативный резонанс в медиа, однако подчеркнули, что вот уже почти год, как система успешно работает, а поступления от взимания платы с большегрузного транспорта в Федеральный дорожный фонд составили уже 13,5 млрд рублей.

Как сообщили россияне, казахстанские перевозчики активно интегрируются в систему «Платон»: из 100 тыс. нерезидентов, зарегистрированных в системе, 20% - это транспорт из Казахстана, владельцы которых внесли в систему 260 млн рублей.

Вместе с тем, казахстанских предпринимателей новость о возможном внедрении аналогичной системы насторожила. Как заметил член президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Владимир Дворецкий, если у чиновников есть такие планы, то они должны ими поделиться с бизнес-сообществом.

Таким образом, постепенно, быть может, не так быстро, как бы хотелось, транзитные возможности Казахстана и России трансформируется из потенциальных в реальные. Как заметил на форуме президент Казахстана Нурсултан Назарбаев наши страны в этой сфере не конкуренты, а стратегические партнеры. Географического расположение – это неисчерпаемый ресурс России и Казахстана, практическое использование этого преимущества позволит придать импульс экономическому развитию обеих стран.

Жанар Тулиндинова, Астана


press-unity
Просмотров материала: 1 911

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 93 312 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 93 122 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 93 091 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 93 035 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 93 023 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 544 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 296 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 323 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 805 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 955 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 452 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 340 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 503 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 412 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 167 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 335 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 930 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 144 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 481 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 177 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 153 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 091 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 944 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 154 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 119 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 10 078 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 845 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 986 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 197 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 435 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 926 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 965 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 015 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 916 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 152 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 283 Просмотров





Опрос


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031