В Астане эксперты и члены правительства обсудили возможность перехода на налог с продаж, либо сохранение налога на добавленную стоимость. Инициатором диалоговой площадки выступило Министерство национальной экономики, сообщает Kapital.kz. Известный экономический эксперт Рахим Ошакбаев прежде всего отметил, что новый состав правительства демонстрирует готовность к диалогу.
«Глава государства и правительство в целом перед лицом вызовов отвечают тем, что идут на повышение инклюзивного диалога. Недавно мы встречались с премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым как неправительственные эксперты и нами была затронута тематика повышения налоговой нагрузки. Уровень нагрузки крайне неравномерный. По 2015 году мы посмотрели, что пользователи специального налогового режима, а их 1,4 млн. субъектов платят всего 98 млрд. тенге. Но если посмотреть не с фискальной точки зрения, а долгосрочной, с позиции экономической политики, то мы безусловно видим, что сейчас в условиях экономического спада истина в последней инстанции - это занятость. А продуктивную занятость может дать только малый и средний бизнес», - подчеркнул Рахим Ошакбаев.
По его словам, мы также не можем абстрагироваться от наших институциональных особенностей, связанных с тем, что у нас достаточно высокий уровень коррупционной нагрузки на бизнес. Мы с этим, конечно же, боремся, но эта нагрузка существует, и она констатируется официальными органами. Поэтому субъекты МСБ, помимо того, что они платят налоги, квазиналоговую нагрузку, они платят еще и коррупционную ренту.
«У нас очень высокий уровень транзакционных издержек при ведении бизнеса. Мы видим очень часто недоступность информации, мы видим трудности с осуществлением экспортно-импортных операций. И мы не можем от этого абстрагироваться. Поэтому, когда мы говорим про налоговую нагрузку, то мы должны все в совокупности рассматривать. И для малого бизнеса по сути уплата коррупционной ренты – это вопрос жизни и смерти: если он ее не платит, то он выходит из бизнеса, поэтому он и идет в том числе на уклонение от уплаты налогов. Это не единственная причина, безусловно, есть и оппортунистическое поведение бизнеса, с которым нужно бороться», - поведал Рахим Ошакбаев.
В то же время эксперты видят серьезные резервы, о чем сказали на встрече с председателем правительства Бакытжаном Сагинтаевым. Так, порядка 500-600 млрд. тенге может высвободиться в бюджете 2017 года при сокращении расходов бюджета.
«Мы боимся, что последние годы, когда мы наблюдаем рост расходов бюджета он конвертируется в повышение налоговой нагрузки. И сейчас опять-таки я думаю это даст негативный эффект с сокращением, с сжиманием занятости и сокращением активности малого и среднего бизнеса», - констатировал Рахим Ошакбаев.
Что касается НДС и налога с продаж, эксперт в целом поддерживает переход на налог с продаж.
«Большое спасибо за диалоговую площадку, но мое мнение что сейчас издержки по администрированию НДС, они превышают позитивный эффект как со стороны госорганов, так и частного сектора. Я вот до сих пор не знаю, какое у нас реальное сальдо, если мы берем налог на добавленную стоимость с оборота без импорта и возврат НДС – начисленный, не тот который по факту возвратили, а начисленный, подлежащий возврату, какое будет сальдо – положительное или отрицательное? Если же мы возьмем все издержки государства по его администрированию, правовые иски, которые возникают у субъектов предпринимательства, работу службы экономических расследований: вот эти все транзакции, что звонят, вызывают на допросы, камеральный контроль и т.д. и в совокупности посчитаем эти издержки, то может оказаться, что эффект от НДС для экономики больше негативный, чем позитивный», - заметил эксперт.
В свою очередь, Рахим Ошакбаев признал, что основной аргумент против налога с продаж – это, безусловно, каскадный эффект. Однако он считает, что не сильно страшно переходить на налог с оборота, потому что по факту у нас в стране порядка 90 % субъектов предпринимательства пользуется специальным налоговым режимом по упрощенной декларации: платят 3 % с оборота.
«Основной плюс здесь кроме достаточно приемлемой налоговой нагрузки, не обязательное сведение налогового учета расходов. Поэтому если бы мы приняли его как один из общеустановленных налогов: по выбору бы – либо уплата корпоративного подоходного налога (КПН), либо налога с оборота, то мне кажется мы бы подошли к той точке оптимума, когда мы сокращаем количество видов налогов и одновременно делаем все достаточно транспарентным и понятным», - пояснил Рахим Ошакбаев.
При этом, он акцентировал внимание, что экономические эксперты неправительственного сектора предложили главе кабинета министров Бакытжану Сагинтаеву осуществить так называемый бюджетный маневр.
«То есть, сократить непроизводительные расходы бюджета и разменять их на как минимум не повышение налоговой нагрузки. При этом не идти на снижение порога по НДС, а продолжить в текущем и следующем году решать вопрос по серьезной оптимизации и упрощению налогового поля», - объяснил он.
Между тем, представитель международной консалтинговой компании, тесно работающей с правительством Казахстана McKinsey & Company Алексей Старыгин подчеркнул, что к основным недостаткам каскадного налога с продаж относится в первую очередь каскадный эффект.
«Он значит, что налог начисляется на налог помимо того, как мы продвигаемся по цепочке создания стоимости. Значит, чем больше у вас стадий переработки внутри страны, тем меньше эта продукция конкурентоспособна по сравнению с импортом. Потому что при импорте, если мы и начисляем налог с продаж, то только один раз. И один из основных моментов заключается в том, что он неравномерно создает нагрузку. Налог с продаж в данном виде начисляется с оборота и не учитывает маржинальность, ни в каком виде не учитывает добавленную стоимость. Ситуацию, в которой налог с продаж однозначно выигрывает, мы не увидели», - прокомментировал Алексей Старыгин.
В то же время, министр национальной экономики Куандык Бишимбаев поддержал представителя McKinsey & Company в части предпочтения НДС нежели налога с продаж.
«Чтобы собирать небольшие налоги все должны их платить. Если кто-то их вообще не платит, значит кто-то платит очень много. А чтобы все платили небольшие налоги, поле должно быть транспарентно. Мы должны это понимать. Сейчас у нас треть бизнеса, которая платит 98 млрд. тенге в бюджет, но они должны платить гораздо больше, однако мы не можем сделать даже предположение сколько, потому что они не декларируют свои доходы, не сдают декларации. Они просто указывают свою сумму – хочу укажу 100 тыс., хочу укажу 1 млн. тенге. То есть, это мое собственное пожелание. В каком настроении я сегодня проснулся и какой налог я хочу сегодня заплатить. Если 1 млн. 400 тыс. субъектов бизнеса должны платить 3 %, то мы должны увидеть, что они платят 3 %, а не 0,3 %», - пояснил Куандык Бишимбаев.
Просмотров материала: 1 968