12 апреля т.г. Международный валютный фонд (МВФ)опубликовал обновленный прогноз развития глобальной экономики в 2016 году, согласно которому темпы ее роста составят 3,2% (это на 0,2 п. п. меньше, чем МВФ ожидал еще в январе 2016 г.), а в 2017 году - 3,5% (на 0,1 п. п. меньше). По оценкам доклада, мировая экономика страдает от «девальвационных войн», геополитических конфликтов и спада торговли, а страны все чаще прибегают к протекционистским мерам.
В страновом разрезе пересмотрены прогнозы темпов роста экономики ОАЭ в сторону ухудшения - с 2,6% до 2,4%', что значительно ниже по сравнению с 2015 г., когда рост ВВП составил 3,9%.
В обзорах других авторитетных международных организаций также указывается о снижении темпов роста экономики ОАЭ в текущем году. Так, Всемирный банк (ВБ)скептически прогнозирует перспективы развития экономики ОАЭ, оценивая возможности ее роста в период с 2016 по 2018 гг. лишь на 2,5%.
В мае 2016 г. Управление политики развития и анализа Секретариата ООН обнародовало доклад «WorldEconomicSituationandProspects (WESP) mid-2016», в котором подчеркивается «о выраженном замедлении развития экономик стран ССЛГЗ ввиду падения внутреннего и внешнего спроса, а также ослабления налогово-бюджетной политики».
Ключевым основанием для пересмотра прогнозов и скептических оценок послужило падение нефтяных доходов в связи со снижением цен на сырье. По данным ВБ, доходы от продажи нефти в структуре ВВП ОАЭ снизились с 41% в 2013 году до 29% в 2015 году. В тоже время, государственные расходы в Эмиратах увеличились с 30% от ВВП в 2013 г. до 34% ВВП в 2015 году. В результате, переизбыток финансовых доходов в объеме 10,4% от ВВП, который наблюдался в 2013 году, превратился в 2016 году в финансовый дефицит в размере 5,2%) от ВВП. В целом, в 2015 г. страны Залива потеряли около 285 млрд. долл. США доходов от экспорта нефти, что эквивалентно пятой части объема ВВП региона.
По оценкам международного рейтингового агентства Moody's, опубликованным в отчете «Sovereigns- GulfCooperationCouncil: FAQonImplicationsofRecentOilPriceFluctuations» 22 августа 2016 г., «текущие колебания цен на нефть не окажут существенного влияния на кредитоспособность стран Залива. Кредитные профили будут оставаться под давлением, несмотря на незначительный рост цен на нефть в краткосрочной перспективе».
По прогнозам Moody's, цены на нефть останутся на низком уровне, двигаясь в пределах 40-60 долл. США за баррель в среднесрочной перспективе. В июне 2016 г., Moody's повысило долгосрочные оценки цен на нефть марки «Brent» до 40 долл. США за баррель и до 45 долл. США в 2017 году.
Экономики стран Залива вследствие высокой зависимости от энергосырьевого сектора, накопленных дисбалансов и диспропорций оказались подвержены воздействию кризисных факторов. В то же время, благодаря сформированным государственным финансовым резервам, проводимой экономической и бюджетной политике, кризисный период 2015- 2016 гг. удалось пройти с минимизацией негативного эффекта. Однако значительная часть структурных дисбалансов экономического развития не были преодолены. Это привело к снижению ВВП в реальном выражении, резкому ускорению инфляционной динамики и росту бюджетного дефицита.
На примере текущей макроэкономической ситуации в странах Залива можно сформировать следующие тенденции, которые необходимо принять во внимание при определении перспектив развития глобальной экономики на современном этапе.
Первое. Обострение военно-политической напряженности в регионе Ближнего Востока, которое привело к повышению экономической и политической неопределенности, фактическому увеличению расходов на оборону и безопасность. Регион раздирают конфликты в Сирии, Йемене, Ираке, Ливии, возрастают риски неконтролируемого развития событий в связи деятельностью террористической группировки «ДАИШ» (в особенности, ее «спящих ячеек»), наслаивается дестабилизирующий иранский фактор и курдский вопрос, продолжается арабо-израильское противостояние. Имеются несколько потенциальных конфликтных зон, где в любой момент может вспухнуть острый внутриполитический кризис. В этой связи, правительства ведущих стран Залива все активнее стали прибегать к силовым (военным) методам решения стоящих перед ними задач.
За прошедшие годы в странах Залива растут государственные расходы на оборону и внутреннюю безопасность. Так, по данным Международного института стратегических исследований, в целом, по странам Заливанаблюдается увеличение бюджетов на оборону. При этом, в 2015 г. расходы Саудовской Аравии на оборону и безопасность превысили 81,9 млрд. долл. США, что позволило Эр-Рияду превзойти по этому показателю Индию и обеспечить себе статус крупнейшего в мире импортера военной техники.
По оценкам экспертов, увеличение военных расходов арабских стран Залива связано с возрастающей напряженностью на Ближнем Востоке, а также в связи с политическим противостоянием с Ираном. Кроме того, рост военных бюджетов связан с участием вооруженных сил ССАГЗ практически во всех крупных военных операциях, возглавляемых США. В частности, ОАЭ с 1991 г., за исключением вторжения 2003 г. в Ирак, участвовали в Сомали, Косово, Ливии, Афганистане, которые в настоящее время дополняются военно-воздушной кампанией против ДА ИТ II в Сирии. На регулярной основе проходят совместные учения ВС ОАЭ и США.
Второе. Высокая волатильность нефтяного рынка и снижение глобального спроса на углеводородное сырье. По оценкам одного из ведущих экономических аналитиков региона, главного экономиста по Ближнему Востоку в HSBCСаймона Уильямса, закрепление низких цен на нефть, начиная с 2015 г., вызвало резкий спад экономической активности в нефтедобывающих странах. В своем последнем квартальном отчете по региону им было подчеркнуто, что лишь рост цен на нефть в два раза сможет обеспечить восстановление экономики в регионе.«Если цены на нефть подымутся выше 80 долл. США за баррель, мы сможем считать возможным восстановление экономической модели нефтезависимых государств», - сказал С.Уильямс.
По оценкам аналитиков, выполнение обязательств по нефтяным контрактам по низким ценам за баррель способно причинить серьезные убытки банковскому сектору и отяготить балансы банков «токсичными активами». Нарастающие опасения инвесторов относительно возможности реализации такого сценария оборачиваются серьезными провалами и растущей амплитудой колебания основных фондовых индексов и показателей волатильности котировок. Дестабилизация финансового положения предприятий добывающего сектора может спровоцировать падение фондового рынка и биржевой кризис.
В этой связи, 5 сентября 2016 г. Россия и Саудовская Аравия подписали совместное заявление о необходимости стабилизировать рынок нефти. На фоне новостей об этом черное золото резко подорожало: эталонный сорт «Brent» на лондонской бирже ICEвырос на 5% и приблизился к 50 долл. США за баррель. Эксперты ожидают, что на предстоящем 26 сентября 2016 г. в Алжире Международном энергетическом форуме, будет рассмотрен вопрос о заморозке добычи нефти. Ранее, на июньском саммите ОПЕК в Вене, картель не смог прийти к соглашению из- за позиции Ирана, не захотевшего ограничивать собственные растущие объемы производства.
Вместе с тем, в связи со снижением глобального спроса на углеводородное сырье, страны Залива сокращают его добычу. Так, по данным Международного энергетического агентства, в течение первых пяти месяцев 2016 г. добыча нефти в ОАЭ упала на 0,8%, достигнув 2,83 млн. баррелей в сутки.
Третье. Сокращение ликвидности банковского сектора. На примере ОАЭ, можно выделить три ключевых дисбаланса в развитии банковского сектора, значимость которых за последние годы усилилась, - это кредитный кризис и дефицит ликвидности, связанный со снижением темпов роста депозитов в финансово-банковском секторе, проблема долговых обязательств и ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы.
В банковском секторе потеря роста депозитов от нефтяных доходов в сочетании со свертыванием государством своих сбережений привело к краткосрочному давлению на финансовом рынке и внезапному повышению ставки по кредитам «овернайт». В результате, государственные заимствования (суверенные облигации) оказались на подъеме, что повлияло на вытеснение частного сектора и лишения его кредитных средств. В течение первых девяти месяцев 2015 г. в странах ССАГЗ на выпусксуверенныхоблигацийбылоизрасходовано 47,7 млрд. долл. США, что выше недавнего пика во время предыдущего падения нефти в 2009 г. (43,0 млрд. долл. США), и значительно выше, чем в целом в 2014 г. (2,8 млрд. долл. США).
Повышение в США ставки по резервным фондам на 25 базисных пунктов в конце 2015 г. способствовало ограничению динамики развития частного сектора. Ограниченные возможности по кредитованию на фоне повышенных краткосрочных ставок сократили чистую процентную маржу, а в последствии, способствовали более низкой прибыльности банков в странах Залива. Это, в свою очередь, повлияло на расходы банков в других смежных областях, таких как банковская технология, электронная коммерция и мобильная коммерция, которая открывает двери для подключения к системе клиентов младшего поколения. При этом выданные кредиты по доверенности стали увеличиваться пропорционально росту неисполнения кредитных обязательств.
Конечным результатом падения ликвидности банковского сектора стала стоимость капитала, который получил резкий скачок. Ликвидность фондового рынка, который характеризуется соотношением оборота акций, резко упала, ознаменовав, таким образом, глобальный финансовый кризис. В то же время, такие позитивные события, как включение ОАЭ и Катара в Индекс MSCIEmergingMarketsи объявление Саудовской Аравии открытия своего рынка для прямых иностранных инвестиций, способствовали возобновлению интереса и активности рынка, но ликвидность продолжает оставаться низком уровне на рынке стран Залива вопреки историческим стандартам.
В 2015 г. из-за снижения нефтяных цен многие страны Залива закончили год с дефицитом бюджета. Так, Саудовская Аравия закончила год с рекордным дефицитом бюджета в 98 млрд. долл. США. ОАЭ, впервые с 2009 г. завершили 2015 г. с дефицитом федерального бюджета, который составил 2,1% от ВВП. Вместе с тем, этот показатель является одним из самых минимальных по сравнению с другими странами Залива. Такие результаты были достигнуты благодаря сокращению государственных расходов (на 12% по сравнению с 2014 годом) и уменьшению госсубсидий (на 90% по сравнению с 2014 годом) после либерализации цен на топливо, электроэнергию и воду. Часть дефицита покрывается из Государственного генерального резервного фонда, других доходов, государственных инвестиций и корпоративных прибылей. Кроме того, для поддержания сбалансированного бюджета ОАЭ имеют стабильные валютные резервы в виде государственных суверенных фондов национального благосостояния.
По оценкам Международного рейтингового агентства Moody’s, бюджетный дефицит стран Залива в 2016 г. может достичь 270 млрд. долл. США и им придется выходить на долговые рынки. В частности, дефицитбюджета Саудовской Аравии в 2016 г. может составить 88 млрд. долл. США и 65,3 млрд. долл. США в 2017 г.
Особое значение имеет проблема долговых обязательств, накопленных ОАЭ в период финансового кризиса 2009 г., срок погашения по которым приходится на период между 2013-2017 гг. Основным заемщиком средств у международных кредиторов является эмират Дубай, который в 2009 г. оказался на грани дефолта, но сумел реструктуризировать долги благодаря оказанной финансовой поддержке Абу-Даби. По данным банка «BankofAmericaMerrillLynch» в настоящее время государственный долг эмирата Дубай составляет 54,8 млрд. долл. США (55,9% от ВВП эмирата), или 15% от федерального ВВП.
Несмотря на существующие долги, правительство Дубая продолжает инвестировать значительные финансовые средства на крупные инфраструктурные проекты (расширение линии метро, новый аэропорт, выставочный центр), связанные с проведением ЭКСПО-2020.
Четвертое. Девальвация китайского юаня и резкие колебания на мировых фондовых рынках. До тех пор пока экономика Китая будет оставаться на траектории снижения темпов роста ВВП при существенно растущих рисках более сильного падения, страны Залива будут находиться под дестабилизирующим влиянием на свои финансовые системы. В 2015 г. усилились сигналы внезапных обвалов фондового рынка и отдельных секторов экономики Китая, что негативно сказались на финансовых рынках ОАЭ и Саудовской Аравии.
В 2014 г. объем экспорта Китая в страны ССАГЗ составил более 100 млрд. долл. США. По прогнозным оценкам, к 2020 г. объем экспорта стран Залива в Китай достигнет 160 млрд. долл. США. В тоже время объем импорта китайских товаров в страны Залива составит 135 млрд. долл. США, что почти вдвое превышает показатель 2014 года.
Китай является вторым по величине торговым партнером ОАЭ. В 2014 г. товарооборот между странами составил 54,8 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2013 г. на 16%. При этом доля экспорта составила 15,8 млрд. долл. США (8%) от всего экспорта), импорт - 39 млрд. долл. США (17% от всего импорта). Девальвация юаня оказала воздействие на региональную волатильность фондовых рынков стран Залива, усилила давление на сырьевые рынки.
Пятое. Активизация сделок по слиянию и поглощению компаний. Несмотря на вялую макроэкономическую ситуацию, общая активность сделок по слиянию и поглощению компаний на Ближнем Востоке в первой половине 2016 года в значительной степени корреспондирует с тем же периодом прошлого года. Стоимость сделок в регионе Ближнего Востока и Северной Африки достигла 19,7 млрд. долл. США в первом полугодии текущего года. Наиболее ключевыми рынками в этом направлении выступают ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет.
В ближайшее время в ОАЭ произойдет слияние двух крупнейших суверенных фондов в стране, International Petroleum InvestmentСо (IPIC) и Mubadala Development. Объединение компаний приведет к созданию огромного нефтяного холдинга, активы которого оцениваются в 135 миллиардов долларов.
Эксперты нефтегазового рынка считают, что такая крупная сделка не повлияет на инвестиционную стратегию двух компаний. IPICпо-прежнему, сосредоточит усилия в сфере добычи сырья, в то время как Mubadala будет искать источники прибыли в авиакосмической и телекоммуникационной отраслях.
Шестое. Рост международных денежных переводов мигрантов оказывает давление на региональную экономику арабских стран. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2014 г. объем международных денежных переводов мигрантов составил 583 млрд. долл. США, более 15% из которых были направлены из стран, входящих в состав ССАГЗ. В целом, общий отток денежных переводов в странах Залива составил около 6% от ВВП региона, значительно превысив по данному показателю США, которые считаются крупнейшим мировым донором на рынке денежных переводов (его доля в ВВП страны составила лишь 0,3%).
Среди стран Залива, лидером по денежным переводам трудовых мигрантов является Саудовская Аравия с общим объемом более 37 млрд. долл. США, что составляет около 5% от ВВП страны. ОАЭ являются вторым по величине региональным рынком денежных переводов. В 2014 г. из страны было переведено 19,3 млрд. долл. США, что составляло 4,8% от ВВП. Среди других стран объем денежных переводов из Кувейта составил 18 млрд. долл. США, из Катара - 11 млрд. долл. США.
В ОАЭ около 87% от общего количества населения составляют иностранцы. Из них значительная доля рабочих мест занята трудовыми мигрантами из более бедных стран - только выходцев из Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин, Непала, Афганистана и т.д. на рынке занятости страны насчитывается около 75%).
На фоне значительной доли иностранной рабочей силы критичными для обеспечения устойчивых темпов развития экономики ОАЭ становятся повышение гибкости рынка труда, снижение уровня занятости в бюджетном секторе и компаниях с государственным участием, эффективное привлечение иностранной рабочей силы, продление активной трудовой деятельности населения, относящегося к старшему поколению.
Тем не менее, в условиях низких цен на нефть страны Залива пытаются выйти на траекторию устойчивого развития экономики. Ключевыми задачами экономической политики арабских государств будет являться удержание 2-2,5% порога роста ВВП в текущем 2016 году, позволяющего сохранить доверие экономических агентов к финансовой системе, создание новых рабочих мест для сохранения уровня занятости и поддержания доходов населения. В этом контексте следует отметить коллективное решение стран ССАГЗ об одновременном введении 5%-го налога на добавленную стоимость (НДС) в течение ближайших двух лет. Заявлено, что подготовка к вводу НДС должна быть завершена к 1 января 2018 года.
Следует подчеркнуть, что причины введения НДС имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением государственных доходов в связи с длительным периодом понижения цен на нефть, ростом бюджетного дефицита и уровня инфляции в странах ССАГЗ.
Владимир Демидов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 774