В августе 2016 г. в Китае учрежден Государственный венчурный инвестиционный фонд (ГВИФ) в целях поддержки инноваций и модернизации предприятий центрального подчинения, объем которого достигнет 200 млрд. юаней (около 30 млрд. долл.). По сообщению Комитета по контролю и управлению государственным имуществом (ККУГИ) при Госсовете КНР, первоначальный объем данного фонда составляет 100 млрд. юаней. Он совместно профинансирован Китайским строительным банком (20 млрд. юаней), компанией «China Reform Holdings Corporation Ltd.» (34 млрд. юаней), Почтово-сберегательным банком Китая (30 млрд. юаней) и компанией «Shenzhen Investment Holding Co., Ltd.» (16 млрд. юаней).
По информации заместителя председателя ККУГИ Мэн Цзяньминя, ГВИФ утвержден Госсоветом КНР и предназначен для продвижения развития предприятий центрального подчинения посредством инвестиций в сферу инноваций и модернизации.
В настоящее время в Китае насчитывается более 150 тыс. госпредприятий, более 100 из которых являются предприятиями центрального подчинения. В целом, по экспертным оценкам, данные предприятия играют значительную роль в китайской экономике, однако наблюдается сокращение их прибыли.
В августе 2016 г. Госсовет КНР разработал План по сокращению издержек предприятий реального сектора экономики. В частности, План направлен на снижение налогового бремени компаний и контроля над расходами на рабочую силу. Кроме того, его целью является сокращение операционных издержек предприятий, затрат на финансирование, энергетические нужды, логистику, повышение эффективности движения денежных средств и стимулирование инновационной модели развития компаний.
В августе 2016 г. Госкомитет по делам развития и реформ (ГКРР) КНР анонсировал, что Китай планирует принять комплексные меры по стимулированию инвестиционной активности частных инвесторов.
При этом, основной упор будет делаться на максимальное расширение доступа частного капитала к рынкам. Сообщается также, что нововведения коснутся дальнейшего расширения доступа частных инвесторов к аэропортам, коммуникациям, разведке и освоению запасов нефти и газа, а также устранения рыночных барьеров в сферах инфраструктуры и коммунальных услуг, обеспечения справедливой конкуренции на рынке здравоохранения, соцобеспечения престарелых и образования.
По заявлению заместителя Председателя ГКРР КНР Ху Цзуцая, Китай пригласит частный капитал к участию в 165 проектах 13-го пятилетнего Плана социально-экономического развития на 2016-2020 годы. Тем самым Пекин намерен решить проблему замедления инвестиционной активности в Китае. За семь месяцев 2016 г. объем инвестиций в основные фонды в КНР вырос на 8,1%, что является самым низким показателем за последние 17 лет. В частном секторе этот показатель составил 2,1%, став низким за последние более 30 лет.
Следует отметить, что руководство Государственного фонда естественных наук КНР в августе 2016 г. сообщило, что на финансирование исследований и реализацию проектов в передовых отраслях науки Китая выделено 2,76 млрд. долларов. В 2016 г. на реализацию отобранных проектов планируется выделить еще 3,7 млрд. долларов.
В 2016 г. Фонд делает акцент на финансирование инновационной деятельности и приоритетных отраслей. В 2016 г. финансирование из Фонда получили 16,934 тыс. инновационных проекта и 612 проектов в приоритетных отраслях. В среднем выделялось по 100 тыс. и 420 тыс. долл. на каждый проект, соответственно.
1 сентября 2016 г. Министерство коммерции КНР сообщило, что в дополнение к функционирующим четырем зонам свободной торговли (ЗСТ) в гг.Шанхай и Тяньзцинь и пров. Гуандун и Фуцзянь, в Китае создаются семь новых зон в пров. Ляонин, Чжэцзян, Сычуань, Хэнань, Хубэй, Шэньси и г.Чунцин. Таким образом, количество зон свободной торговли Китая увеличилось до 11.
По оценкам китайских экспертов, создание новых зон свободной торговли связано, прежде всего, с трансформацией экспортноориентированной экономики КНР в экономику внутреннего потребления. В частности, с помощью данных ЗСТ планируется решить такие важные задачи, как реформирование финансовой и налоговой системы, создание благоприятных условий для ведения внешней торговли и привлечения зарубежных инвестиций, формирование эффективного режима надзора и улучшение инвестиционного климата.
При этом, новые зоны свободной торговли станут «лабораториями» по реализации амбициозных и ориентированных на рынок реформ, с помощью которых предстоит активизировать торговлю и предотвратить снижение темпов роста экономики Китая. Зоны должны стать генераторами реформ экономики Китая.
Одной из главных задач, поставленных перед руководством ЗСТ, является снятие большинства административных барьеров для регистрации и функционирования компаний в зонах.
2 сентября 2016 г. президент Кильского института мировой экономики (ФРГ) Д.Сноуэр в китайских СМИ сообщил, что без поддержки Китая мировой экономике трудно вступить на путь устойчивого и инклюзивного развития. В этой связи, выражена надежда на то, что КНР в качестве председателя G20 окажет содействие продвижению устойчивого и инклюзивного развития мировой экономики.
При этом, по его мнению, на фоне нынешнего слабого роста мировой экономики, страны G20 будут продвигать идеи, способные содействовать устойчивому развитию. Если Китай сможет стать инициатором и катализатором этого процесса, это окажет большую помощь другим государствам-членам G20.
Для содействия устойчивому развитию мировой экономики государствам-членам G20 необходимо рассмотреть пути противодействия более медленным темпам прироста глобальной экономики и пути создания модели устойчивого и интеллектуального роста. Упомянутая модель уделяет меньше внимания увеличению производства и придает больше значения ресурсосберегающему развитию, а также распределению дивидендов от глобализации среди более широких слоев населения.
Инновации и «зеленое» развитие имеют важное значение для экономической трансформации. Китай в качестве председателя ставит во главу угла «зеленое» развитие, что привлекает внимание всего мира. Это свидетельствует о том, что Китай осознал необходимость предпринять меры в собственной стране и более того рассматривает этот вопрос в качестве глобального вызова.
По мнению Д.Сноуэра, на протяжении многих лет другие страны и регионы мира получали пользу во многом благодаря стремительному развитию китайской экономики. В этой связи, Китай в настоящее время должен всеми силами установить модель устойчивого развития экономики.
2 сентября 2016 г. в преддверии Саммита G20 в Ханчжоу заместитель министра финансов КНР Чжу Гуанъяо сообщил, что структурные проблемы являются коренной причиной вялого восстановления мировой экономики, проблема избыточных производственных мощностей уже носит глобальный характер. Для решения этой проблемы необходимы совместные усилия всего мира.
По его словам, наряду с разумным повышением спроса, продвижение реформ в сфере предложения и улучшение качества и эффективности предложения – важная задача в продвижении экономической реформы Китая.
Китай является одной из первых главных экономик мира, которые приступили к сокращению избыточных производственных мощностей. Кроме того, Китай поддерживает предприятия в проведении слияний и реорганизации в соответствии с рыночными принципами. По всей стране постепенно будут созданы суды по ликвидации и банкротству предприятий в целях продвижения сокращения избыточных производственных мощностей в соответствии с принципами рынка и законом.
В сентябре 2016 г. некоторые российские и западные экономисты отметили, что в ближайшей перспективе вполне ожидаема «жесткая» посадка китайской экономики.
В частности, по мнению экспертов Министерства финансов РФ, в настоящее время модель роста Китая не устойчива, накоплены гигантские структурные дисбалансы, а также существуют проблемы развития. При этом, последние данные указывают на то, что началась вторая волна оттока капитала, а в последние несколько месяцев отток больше, чем в предыдущие месяцы. В случае роста цен и схлопывания пузыря на рынке недвижимости Китая, вполне ожидаема «жесткая» посадка китайской экономики.
В свою очередь, известный финансист Дж. Сорос отметил, что «жесткая посадка практически неизбежна, которая вполне ожидаема в ближайшей перспективе. Явными признаками ее он назвал ускорение оттока капитала из Китая (в 2015 г. объем оттока составил 1 трлн. долл.) и высокий уровень задолженности (22,4 трлн. – 36,05 трлн. долл.).
Кроме того, некоторые западные экономисты считают, что нынешняя ситуация в Китае демонстрирует то, что в ближайшее время ожидается резкое падение темпов роста китайской экономики. В частности, названы следующие основные причины:
- с 2012 г. заметно замедляются темпы роста ВВП КНР, что является признаком того, что Пекин не может справиться с данной задачей. В этом случае руководство КНР пытается решить проблему с помощью «перехода экономики на новые рельсы»;
- растет отток капитала за рубеж и общий долг страны;
- в 2015 г. на поддержку девальвируемого юаня Китаю пришлось потратить более 500 млрд. долларов. В 2016 г. сумма будет еще больше;
- в связи с ростом реальных доходов населения, Китай может попасть в «ловушку среднего дохода», когда потребление стабилизируется и больше не является двигателем экономического роста;
- из-за мягкой монетарной политики Центробанка КНР, в последние два года растет спрос на приобретение недвижимости в кредит. При этом, низкие процентные ставки все больше взвинчивают цены на квартиры и дома. После краха фондового рынка в 2015 г., недвижимость стала одним из главных инструментов инвестирования с целью сохранения капиталов.
В свою очередь, ряд западных экономистов считает, что китайской экономике удастся преодолеть указанные сложности, что связано со следующими причинами:
- в КНР инвестиционный бум обеспечили не только зарубежные игроки, а, прежде всего, государство, которое является крупнейшим инвестором;
- Китай располагает достаточным объемом ресурсов, чтобы решить стоящие перед ним задачи;
- объем фондового рынка КНР составляет лишь около 30% от ВВП, в силу чего его состояние не столь значимо для экономики, как в западных странах;
- политика Центробанка Китая отличается от политики центробанков США, ЕС и Японии тем, что Пекин понизил ставку по кредитам до менее 5%, а объем обязательного резервирования – до 18%. В целом, это создает хорошие перспективы роста в ближайшем будущем.
В сентябре 2016 г. Госсовет КНР объявил, что 8 госпредприятий центрального подчинения (Китайская национальная корпорация строительных материалов (CNBM), Китайская национальная корпорация материалов (Sinoma), Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC), Китайская национальная машиностроительная корпорация (Sinomach), Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) и Китайская первая корпорация тяжелого машиностроения (CFHI) подписали Соглашение о сотрудничестве в области интеграции проектов.
В частности, «AVIC» и «Sinomach» будут совместно развивать проект ковочного пресса, при этом «AVIC» передаст операции в сфере недвижимости в ведение китайской корпорации «Poly Real Estate Group».
По экспертным оценкам, данный шаг продиктован нынешней политикой Пекина в сфере реформирования госпредприятий и принятием практических мер по решению проблемы корпоративных долгов и выхода новых продуктов на мировые рынки. При интеграции совместных проектов, ожидается значительное снижение себестоимости выпускаемой продукции.
Владимир Демидов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 894