Алматы остается главным донором республиканского бюджета Казахстана. По данным Финпром.kz, в первом полугодии 2016 года доходная часть бюджета южной столицы превысила 250 млрд тенге, что на 22% больше планового показателя. Налогов поступило на сумму 169 млрд тенге или почти на 30% больше сводного плана поступлений на отчетный период. Однако в целом картина не совсем радужная. Как отметил президент страны в своем послании, наблюдается общее снижение налоговых поступлений в бюджет почти на 20%. Объемы уплаты НДС упали четверть, а по корпоративному налогу на доходы – на 13%. Не трудно догадаться, что бизнес либо скрывает свои доходы, либо умышленно уклоняется от уплаты налогов.
Насколько тревожна ситуация в Алматы, каковы объемы «теневой экономики» и как с ней борются, в интервью Матрица.kz рассказывает руководитель управления разъяснительной работы ДГД по г. Алматы Зангар Шындали.
- В стране проходит акция по легализации капитала, что позволит вернуть имущество и деньги в легальный оборот. Какую активность в этой акции показывает Алматы: какой процент от общереспубликанского объема, в денежном эквиваленте?
- Как Вам известно,13 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон по вопросам легализации имущества, после вступления которого акция по легализации имущества пошла более активными темпами. Причина – все в том же упрощении процедур. И г.Алматы, в силу большей численности населения и других обстоятельств, можно сказать «лидирует» по многим показателям.
Для примера давайте рассмотрим ситуацию с легализацией денежных средств: за 8 месяцев 2016 года по г.Алматы принято 1 546 деклараций на сумму 842 218 млн. тенге или 62% от показателя по Республике (1 372 898 млн.тенге).
Аналогичная картина наблюдается при легализации имущества находящегося за рубежом. За весь 2015 г. по г.Алматы поступило 12 заявлений на общую сумму 807,8 млн. тенге, тогда как за 8 месяцев 2016 года принято 37 деклараций на сумму 3 283 млн.тенге. Итого, в течение 2015-2016г. в г.Алматы легализовано находящееся за рубежом имущество на общую сумму 4 091,6 млн.тенге, что составляет 64,4% от общереспубликанского показателя (6 348 млн.тенге).
Хотелось бы отметить, что органами государственных доходов уделяется большое внимание по освещению проводимой акции. Это и разъяснительная работа на местах, проведение семинаров, круглых столов, и публикации и трансляция материалов через СМИ, использование доступных интернет ресурсов и многое другое.
- Насколько действенны налоговые каникулы для предпринимателей? И как меняется ситуация с поступлением в бюджет города по истечении срока каникул?
- Этот вопрос существует уже давно и даже вносились предложения по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство. Несомненно, что налоговая политика государства способна не только решать фискальные задачи, но и выступать важным инструментом поддержки для частного бизнеса, а также стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, экспорта товаров.
Наиболее часто встречающимися формами налоговых льгот, применяемыми при взимании подоходного и иных налогов в экономике развитых стран, являются инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, меры по стимулированию роста вложений в научные и инновационные работы, ускоренная амортизация и т.д.
В Венгрии, Италии, Корее и Испании в отношении компаний, находящихся на стадии становления, и субъектов малого бизнеса применяется льготный режим переноса убытков.
В Корее вновь создаваемые субъекты малого бизнеса получают 50%-е уменьшение подоходного налога и налога на имущество на первые пять лет работы; они также освобождаются от налога на регистрацию и налога на коммерческие операции на период в два года. Субъектам малого бизнеса в сфере производства предоставляется 20%-й налоговый кредит.
В Чехии субъектам малого бизнеса предоставляются налоговые каникулы по переносу убытков на период до десяти лет в отношении инвестиций (устанавливаемых Правительством) на развитие высокотехнологических производств.
В США субъекты малого бизнеса имеют право одноразового отнесения на вычет стоимости вновь приобретаемого технологического оборудования (по списку Правительства).
Ещё одним примером для изучения может послужить опыт России, где с 2015г. предусмотрена возможность ввести такие каникулы в период с 2015 года до конца 2020 года. Здесь налоговыми каникулами могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, соблюдающие ряд требований:
1. ИП должен быть впервые зарегистрированным,
2. ИП должен использовать либо упрощенку, либо патент, при этом предусмотрена возможность перехода предпринимателей с иных режимов налогообложения на указанные,
3. деятельность ИП должна быть связана с производственной, социальной или научной сферой,
4. Доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, должна составлять не менее 70% от общего дохода.
Налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. Кроме того, регионы страны получили право самостоятельно определять конкретные виды деятельности, которые подпадают под налоговые льготы, и устанавливать ограничения на их применение, что позволит развивать определенные, специфичные для каждого региона отрасли.
Международный опыт показывает, что введение налоговых каникул эффективнее всего распространяться на тех предпринимателей, которые заняты производством и переработкой товаров, определенными строительными и ремонтно-строительными работами, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими исследованиями, так как именно с помощью этих сфер можно развивать инфраструктуру и экономику страны в целом.
Важно оценивать и негативные последствия, которые могут возникнуть при введении налоговых каникул. Например, существует опасность того, что недобросовестные налогоплательщики, получившие льготу, желая воспользоваться ею вновь, будут перерегистрироваться, как только окончится срок льготного налогообложения, либо вовсе прекратят свою деятельность. Возможна ситуация когда более крупный бизнес начнет дробление на несколько малых предприятий и даже спровоцирует рост «серых схем».
Чтобы разобраться с вопросами совершенствования налоговых процедур Департаментом в течение года проводились круглые столы, создавались рабочие группы. Так как выработка таких предложений возможна только при активном участии лиц, изучающих теорию налогообложения, в том числе профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и специалистов научных институтов, а также бизнес сообществ.
- Какие на сегодняшний день существуют налоговые льготы для бизнеса?
- Сначала позвольте остановиться на том, что в Налоговом кодексе РК, наряду с общеустановленным порядком налогообложения доходов малого и среднего бизнеса предусмотрена и упрощенная система, которая подразумевает специальные налоговые режимы (СНР) для субъектов малого бизнеса.
Налогоплательщик вправе выбрать СНР на основе патента (исчисление общей суммы налога по патенту производится путем применения ставки в размере 2% к объекту налогообложения), СНР на основе упрощенной декларации (к объекту налогообложения применяется ставка в размере 3 %), а также СНР для крестьянских или фермерских хозяйств, СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов).
В целом хотелось отметить, что в Казахстане, в качестве наиболее приоритетных секторов экономики, выделены черная и цветная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия, агрохимия, производство продуктов питания, автомобилестроение и электро-техническое машиностроение.
Поэтому Налоговый кодекс предусматривает следующие положения, направленные на стимулирование инвестиций в экономику Казахстана:
1. Налоговые льготы для инвестиционных приоритетных проектов и инвестиционного стратегического проекта;
2. Налоговые льготы для участников специальных экономических зон;
3. Инвестиционные налоговые преференции.
Для организаций, реализующих инвестиционный приоритетный (стратегический) проекты, предусмотрена возможность уменьшения корпоративного подоходного налога на 100 процентов на срок до 10 лет, освобождение от уплаты земельного налога на срок до 10 (7) лет, по объектам, впервые вводимым в эксплуатацию – освобождение от налога на имущество на срок до 8 (7) лет, а также стабильность налогового режима при увеличении ставок всех налогов, сборов и платежей.
Для предприятий, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, предоставляются льготы в виде освобождения от земельного налога, налога на имущество, корпоративного подоходного налога, социального налога, НДС для товаров, потребляемой на территории СЭЗ.
Инвестиционные налоговые преференции - предоставляют право дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств. Особенностью преференций является возможность налогоплательщиком самостоятельно принимать решения об их применении (не требует получения разрешения со стороны государства).
Далее можно отметить, что законодательством предусмотрены льготы, направленные на развитие научной деятельности в Казахстане:
- освобождение от уплаты КПН, а также пониженные ставки налога на имущество и земельного налога для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере науки;
- вычет следующих видов расходов: на научно-исследовательские и научно-технические работы; на приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, направленных на их дальнейшую коммерциализацию; в виде денег, перечисленных недропользователем в автономный кластерный фонд;
- уменьшение НОД на 50% от суммы отнесенных на вычеты в соответствии со статьей 108 Налогового кодекса расходов (затрат) на научно-исследовательские и научно-технические работы в связи с созданием объекта промышленной собственности, при условии внедрения результата научных работ на территории РК;
- освобождение от НДС научно-исследовательских работ, проводимых в рамках государственного заказа
Также Налоговым кодексом предусмотрен ряд льгот, направленных на стимулирование деятельности некоторых категорий налогоплательщиков:
1. Организации социальной сферы;
2. Автономные организации образования;
3. Организации осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Казахстана - ЭКСПО;
4. Налогоплательщик, осуществляющий перевозку груза морским судном, зарегистрированным в международном судовом реестре РК;
- Какое на данный момент количество лжепредпринимателей насчитывается в Алматы? Как ведется работа по их вычислению, наказанию? Достаточно ли на это ресурсов: человеческих, финансовых?
- Лжепредпринимательство продолжает причинять значительный ущерб экономике страны. Одним из распространенных видов экономической преступности является уклонение от уплаты налогов путем создания юридических лиц без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. Данные предприятия регистрируются по подложным, фиктивным, либо утраченным документам, а также на подставных лиц. Противоправная цель достигается в результате согласованных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки»
В результате камерального контроля в отношении контрагентов лжепредприятий и лиц, чья регистрация признана недействительной, за 8 месяцев 2016 года обеспечено представление 1 238 дополнительных декларации на общую сумму 1 642,8 млн. тенге.
В целях пресечения и выявления фактов лжепредпринимательской деятельности на ранней стадии и принятия по ним действенных мер, ежеквартально формируется список налогоплательщиков путем применения системы управления рисков для проведения налоговых обследовании. В результате, за 8 месяцев 2016 года, в отношении лиц с высокой степенью риска проведено 7 286 налоговых обследования, из них по месту нахождения не обнаружено 3 907 НП.
При этом, по инициативе Департамента судом признана недействительной государственная регистрация 66 предприятий, ущерб от деятельности которых по (КПН+НДС) составил более – 18,5 млрд.тенге и 31 предприятия признаны судом - лжепредприятиями, ущерб от деятельности которых (КПН+НДС) составил более – 40,3 млрд.тенге.
Всего направлено в правоохранительные органы для принятия процессуального решения 150 материалов в отношении неблагонадежных налогоплательщиков, из которых 21 находятся на рассмотрении в судах, остальные в органах прокуратуры.
За указанный период текущего года в производстве службы экономических расследований находилось 327 уголовных дел (ст.215 УК РК -319, ст. 216 УК РК - 8).
Зарегистрировано в ЕРДР - 259 уголовных дел, из них по ст.215 УК РК – 254 и по ст.216 УК РК - 5.
Окончено производством – 24 дела, из них направлены в суд - 10 уголовных дела.
Прекращено по нереабилитирующим основаниям – 14 уголовных дела, по реабилитирующим основаниям – 65.
Прервано досудебных расследований – 102 уголовных дела.
В целях возмещения ущерба по анализируемым уголовным делам, наложен арест на изъятые денежные средства и имущество на общую сумму 4,4 млрд., из которых по оконченным делам наложен арест на сумму 3,2 млрд тенге и по делам находящихся в производстве – 1,2 млрд. тенге.
- Насколько комфортны условия для бизнеса в Алматы для перехода из уровня «малый» в уровень «средний»? Насколько в городе распространены случаи такой эволюции бизнеса?
- Для начала мне бы хотелось отметить, что согласно мирового рейтинга комфортности ведения бизнеса Doing Business Казахстан по итогам 2015г. занимает 41 место в мире, поднявшись за год на 12 позиций. Казахстан отмечен Всемирным Банком как страна, реализовавшая наибольшее количество реформ в разных направлениях и в которой произошли реальные улучшения. При этом, по индикатору “Налогообложение” наша страна заняла 18 место.
И действительно, органами государственных доходов проводиться большая работа по созданию максимально благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязательств, приведем лишь некоторые цифры:
- повышено качество услуг, оказываемых налоговыми органами. За 1 полугодие 2016г. посредством внедренной электронной системы управления очередью Центрами оказания государственных услуг районных налоговых управлений обслужено 278,7 тыс. услугополучателей. Время ожидания в очереди составило 4:04 мин. (против 20мин. регламинтированных), Время обслуживания 5:04 мин.(по регламенту - 15 мин.);
- увеличена доля автоматизированных государственных услуг в общем количестве налоговых услуг. Из 53 видов государственных услуг 34 - автоматизированы. За 1 полугодие 2016г. в электронном виде оказано 1711,6 тыс. услуг или 87,7%;
- предоставлена возможность получения государственных услуг через Центры обслуживания населения (ЦОН). В настоящее время через ЦОН оказывается 24 вида услуг. По г.Алматы за 1 полугодие через ЦОН оказано 15,7 тыс. услуг;
- внедрены электронные счета-фактур - по г.Алматы 4,0 тыс. налогоплательщиков, выписывающих ЭСФ;
- сокращены коды классификаций - из 208 КБК сокращено 119 КБК (57%), что привело к существенному уменьшению количества ошибочных платежей, сокращению времени на заполнение платежных документов;
- облегчен порядок снятия с учета индивидуальных предпринимателей – за 1 полугодие 2016г. по упрощенному режиму с регистрационного учета снято 10,6 тыс. ИП или 78,0% от общего количества ликвидированных ИП).
Здесь же хочется отметить, что за последние годы и в самом Налоговом кодексе внесены изменения, создающие благоприятные условия для бизнеса: увеличены сроки представления документов, снижена налоговая нагрузка, в том числе и в случае внедрения инноваций, внесены уточнения по спорным моментам и т.д.
Приведем примеры в цифрах, за прошедший год в городе Алматы насчитывалось 67 770 юридических лиц и 131 459 индивидуальных предпринимателей относящихся к малому бизнесу, количество действующих предприятий, относящихся к среднему бизнесу, составляло 4 692. В течение года наблюдается количественный рост малого среднего бизнеса, так количество предприятий относящихся к малому бизнесу составляет 76 327 юридических лиц и 144 275 индивидуальных предпринимателей, а количество предприятий среднего бизнеса составляет 5 134.
- С 1 января 2017 года вступает в силу всеобщее декларирование доходов и расходов. Как эта мера повлияет, в том числе на уменьшение уровня «теневой экономики»?
- Для начала давайте отметим, что декларирование доходов и имущества физических лиц как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике применяется во многих странах мира. Среди них - США, Канада, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили, Великобритания, Бельгия, Греция, Венгрия, Польша, Португалия, Испания, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения и другие.
При наличии в Казахстане достаточно невысоких налоговых ставок с доходов и имущества физических лиц масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными. Развитие малого бизнеса, рынка недвижимости в Республике Казахстан не дали адекватного роста поступлений в бюджет в виде индивидуального подоходного налога.
На сегодня, основным источником доходов бюджета от г.Алматы остается корпоративный подоходный налог (24,5% от доходов государственного бюджета), а поступления индивидуального подоходного налога составляют (11,3%). При этом бюджеты развитых стран в основном формируются за счет налогов с физических лиц. В частности, поступления индивидуального подоходного налога в консолидированном бюджете составляют в США - 60 %, в Великобритании, Швейцарии, Швеции - по 40 %, странах ОЭСР, в среднем, - 30 %, а вместе с взносами на социальное страхование, взимаемыми с общей базы, что и подоходный налог - 55 %.
Налоговый кодекс Казахстана предусматривает обязанность по уплате подоходного налога самозанятыми лицами однако, в реальности, не все из тех кто занимается частным извозом, сдачей квартир в аренду, торговлей на рынках и многими другими видами деятельности, зарегистрированы в качестве ИП.
Так как же повлияет введение всеобщего декларирования на уменьшение уровня «теневой экономики»? В первую очередь, ожидается, что такая мера усилит гражданскую активность и социальную ответственность населения, увеличится число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, так как придется “обосновывать” приобретение дорогостоящего имущества.
Планируется, что декларирование доходов граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство, будет являться механизмом, обеспечивающим невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.
Внедрение данного механизма предоставит возможность налогоплательщикам при представлении декларации применять налоговые вычеты самостоятельно на основании подтверждающих документов.
В свою очередь, у налоговых органов появиться дополнительная информация о полученных доходах, в том числе юридическими лицами, необходимая для сопоставления данных и выявления расхождений.
Необходимо отметить, что в настоящее время проходит процедура легализации имущества, которая завершится 31 декабря 2016 года. Хочу обратить внимание, что внедрение всеобщего декларирования с 1 января 2017 года синхронизировано по времени с процессом легализации.
Реализация данных мер будет способствовать осуществлению полноценного контроля в целях выявления уклонения от налогообложения и снижения размеров теневой экономики.
Санжар Асылбеков, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 120