Таможенное оформление, прохождение товаров через границу и связанные с этим коррупционные риски, остаются наиболее актуальными вопросами, как в деятельности органов государственных доходов, так и предпринимателей. Zakon.kz решил узнать, что делается для минимизации проявлений коррупции в таможенной сфере у заместителя Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Госмана Амрина.
- Длительность и непрозрачность таможенных процедур, субъективизм должностных лиц при принятии решений, слабая инфраструктура пунктов пропуска всегда были «болевыми точками», создающими условия для коррупции на таможенной границе. Что делается для решения этих проблем?
- Комитет государственных доходов позиционирует себя как государственный орган, ориентированный на клиента. Одним из важных направлений нашей деятельности является упрощение таможенных процедур и сокращение их длительности в интересах предпринимателей. Мы ставим для себя задачу – сократить время таможенной очистки до 1 часа. На данный момент удалось добиться серьезных улучшений.
Так, если за 8 месяцев 2014 года среднее время продолжительности таможенной очистки товаров по процедуре импорта составляло 6.38 часов, а в 2015 году – 2.58, то за в этом году это уже 2.27 ч. По процедуре экспорта за 8 месяцев 2014 года среднее время составляло 1.46 ч., в 2015 году – 1.02, в этом году – 45 минут. Общее время, затрачиваемое на импорт и экспорт товара, составляет 104 часов, из них на таможенные процедуры - только 2 часа.
- Что касается инфраструктуры на таможенных пунктах, насколько Казахстан технологичен?
- Проблему развития инфраструктуры пунктов пропуска и зон таможенного оформления мы последовательно решаем. Казахстан опережает другие государства-члены ЕАЭС в части оснащения техническими средствами таможенного контроля. Это подтвердили эксперты Евразийской экономической комиссии в рамках обследований пунктов пропуска. Оснащённость инспекционно-досмотровыми комплексами на казахстанском участке составляет 100%, тогда как на белорусском и российском участках внешней границы ЕАЭС составляет не более 5-10% (количество пунктов пропуска в РБ – 62, в РФ -302, в РК – 36), на кыргызском участке ИДК вовсе отсутствуют.
Наши специалисты разрабатывают проект, который включает обустройство, реконструкцию и техническое оснащение 11 автомобильных пунктов пропуска, 12 воздушных пунктов пропуска и железнодорожного пункта пропуска «Достык», а также строительство административного здания Главного диспетчерского управления (ГДУ) в Астане.
Для удобства и исключения «человеческого фактора» предлагаются: объединение всех технических средств пункта пропуска в один автоматизированный комплекс с максимальным упрощением таможенных процедур и минимизацией участия в процессе сотрудников пункта пропуска; выпуск автотранспортных средств из пункта пропуска, а также анализ снимков сканирования транспортных средств из ГДУ в Астане; внедрение системы слежения и контроля грузов с использованием GPS для отслеживания маршрута и целостности доставки грузов.
В целях исключения субъективного фактора при проведении таможенных процедур мы опираемся на систему управления рисками, только на основании которой осуществляется таможенная очистка и выпуск товаров. Исключением является выявление несоответствия заявленных в ДТ сведений представленным при таможенном декларировании документам. Только в таких случаях, применение форм таможенного контроля осуществляется в соответствии с законодательством. Все эти меры должны существенно минимизировать уровень коррупционных рисков на таможенной границе.
- Подвергается серьезной критике система управления рисками, которая, по мнению предпринимателей, служит для увеличения стоимости товара и явно носит фискальный характер. Насколько обоснована такая позиция бизнесменов?
- Система управления рисками (СУР) направлена, в том числе, на установление реальной стоимости товара. Она подпитывается разными данными, в том числе сведениями из налогового блока и службы экономических расследований. Ранее недобросовестные предприниматели занижали стоимость товара и таможенных пошлин путем изменения кодов товарной номенклатуры внешней экономической деятельности.
Проще говоря, использовали так называемые «товары прикрытия», когда товары с повышенной таможенной стоимостью декларировались как товары с низкой таможенной стоимостью. Сейчас такие махинации пресекаются, поскольку все пункты пропуска оснащены инспекционно-досмотровыми комплексами. В настоящее время СУР при таможенной очистке в большей степени ориентирована на индикаторы таможенной стоимости. При этом мы понимаем необходимость дальнейшего совершенствования индикаторов таможенной стоимости и поэтому предлагаем бизнес-сообществу подключиться по их пересмотру.
- Множество нареканий со стороны предпринимателей вызывает несогласованность действий контролирующих органов на границе. В чем причина сложившейся ситуации?
- В соответствии с изменениями в законодательство в автомобильных пунктах пропуска осуществление всех видов государственного контроля, кроме пограничного контроля, возложены на органы госдоходов. Однако передача штатов в органы госдоходов была приостановлена до завершения интеграции информационных систем Министерства сельского хозяйства и стран-участниц ЕАЭС.
На сегодняшний день в автомобильных пунктах пропуска указанные функции проводятся сотрудниками МСХ. С июля по сентябрь текущего года мы провели эксперимент, в рамках которого все функции документарного ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля на воздушном пункте пропуска «Ауежай-Астана» осуществлялись сотрудниками госдоходов. По результатам эксперимента достигнуто ускорение проведения государственных видов контроля. Сейчас готовим заключение в Правительство о продолжении работы по передаче органам госдоходов государственных контрольных функции во всех пунктах пропуска.
- Расскажите, какую работу проводит ваше ведомство по борьбе с коррупцией?
- Мы кардинально перепроектировали антикоррупционную работу в системе органов госдоходов. Так, если ранее система противодействия коррупции главным образом была направлена на борьбу с последствиями коррупции и выражалась в большей степени в уголовном наказании виновных лиц, то сейчас акцент смещен на профилактику коррупции и, прежде всего, воздействия на факторы, которые способствуют коррупции. Комитет принял ведомственный План по снижению коррупции в органах госдоходов. В его рамках проводится непрерывная и наступательная профилактическая работа.
Во-первых, в соответствии с Указом главы государства «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» ужесточена ответственность непосредственных руководителей должностных лиц, изобличенных в коррупции. С начала этого года за слабую антикоррупционную работу и отсутствие надлежащего контроля за деятельностью подчиненных к дисциплинарной ответственности привлечены 34 руководителя, в том числе четверо понижены в должности, ряд работников освобождены от занимаемых должностей.
Во-вторых, усилена дисциплинарная практика за проступки, дискредитирующие госслужбу, как условие, способствующее совершению уголовных правонарушений. За 8 месяцев текущего года к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 2,8 тыс. должностных лица, из них уволены - 52. В прошлом году в дисциплинарном порядке наказано - почти 2,4 тыс., уволено - 51.
Таким образом, мы формируем у работников твердое желание вообще не нарушать установленные порядки и регламенты. Любое выявленное нарушение рассматривается через призму жесткой дисциплинарной ответственности и наказания. Нарушение процедур оказания государственных услуг и реализации контрольно-надзорных функций расценивается как создание условий для совершения коррупционных деяний.
В-третьих, активизирована работа по повышению уровня антикоррупционной культуры среди наших работников и налогоплательщиков. В этом году мы провели свыше 2,6 тыс. мероприятий, в том числе антикоррупционных (круглых столов, консультативных советов, семинаров, публикаций в СМИ, выступлений на ТВ и радио). В 2015 году их было 1651.
Механизм реализации заключается в непрерывном антикоррупционном образовании и воздействии, как на работников, так и на налогоплательщиков.
В этом контексте, в-четвертых, совместно с уполномоченным органом по противодействию коррупции, активизирована работа по выявлению фактов дачи взяток со стороны предпринимателей и участников внешнеэкономической деятельности. С начала этого года выявлено 13 фактов дачи взяток, из которых 6 выявлены сотрудниками подразделений внутренней безопасности. За аналогичный период 2015 года выявлено всего 2 таких факта.
Тем самым, недобросовестным налогоплательщикам дается твердый сигнал о том, что Комитет борется с фактами дачи взяток и возникшие проблемы решает исключительно законными способами.
В-пятых, ужесточена проверка кандидатов на службу. С начала года по результатам предварительной проверки, в связи с наличием компрометирующих материалов в приеме в органы госдоходов отказано 25 кандидатам. К кандидатам, назначаемым в службу экономических расследований, применяется полиграф.
В-шестых, Комитет одним из первых развернул работу по проведению анализа коррупционных рисков. Внешний анализ проводится Министерством по делам государственной службы и противодействию коррупции. Внутренний анализ в нашем Комитете проводится Управлением внутренней безопасности совместно с профильными подразделениями, ответственными за те или иные бизнес-процессы. За 8 месяцев 2016 года органами госдоходов проведено 65 антикоррупционных мониторингов и 51 внутренний анализ коррупционных рисков. По некоторым коррупционным рискам выработаны рекомендации по минимизации и устранению причин и условий коррупционных проявлений, по 2 коррупционным рискам (по налоговым обследованиям и дискреционным нормам в статьях КоАП) инициированы конкретные законодательные меры по их минимизации.
В-седьмых, правоохранительной работе подразделений внутренней безопасности придан рискоориентированный подход. Для этого был составлен психологический портрет потенциального коррупционера. Разработаны признаки коррупционного поведения работников. Укреплены штаты опытными работниками. В результате оперативная и следственная работа, а также дисциплинарная практика по выявлению, пресечению и предупреждению коррупционной деятельности среди работников приобрела более целенаправленный характер.
В результате предпринятых мер, в анализируемый период в сравнении с аналогичным периодом прошлого года удалось сократить почти на 36% количество коррупционных уголовных правонарушений, регистрируемых в отношении сотрудников органов госдоходов, в 2,5 раза (с 81 до 36) снизить количество досудебных расследований, проводимых по фактам получения взятки.
Приведенные данные свидетельствуют об определенной положительной динамике и улучшении в целом коррупциогенной ситуации в органах госдоходов. Работа в этом направлении находится на личном контроле Председателя Комитета государственных доходов и будет решительно продолжена.
Татьяна Ковалева, Астана
Просмотров материала: 2 073