ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• Содружеству независимых быть!
• Осторожно – молодость!
Кыргызстан
• В надежде на стабильность.
Узбекистан
• Алюминиевые страсти.
Таджикистан
• Пожизненное кресло.
Туркменистан
СОДРУЖЕСТВУ НЕЗАВИСИМЫХ БЫТЬ!
Безусловно, событие, которое состоялось на минувшей неделе в Бишкеке, еще долго будет поводом для многочисленных комментариев в СМИ ближнего и дальнего зарубежья.
Не секрет, что еще накануне этого юбилейного саммита СНГ в Бишкеке в некоторых СМИ раздавались голоса скептиков, предсказывающих чуть ли не похороны Содружества. Но первые же весточки из зала, где встречались главы государств, вселяли уверенность, что старому союзу быть, хотя и со многими существенными поправками.
Комментируя эту встречу, агентство Sputnik заметило, что юбилейный, 25-й саммит стран СНГ в Бишкеке состоялся - повестка дня саммита включала 15 вопросов, касающихся развития многопланового взаимодействия на пространстве Содружества в экономической, правоохранительной и культурно-гуманитарной сферах.
Глав государств СНГ встречали в построенной за короткий период государственной резиденции "Ала-Арча", а для высоких гостей подготовили меню, составленное с учетом их личных предпочтений. Вот лишь некоторые эпизоды, замеченные журналистами изданий, аккредитованных на саммите.
В соответствии с ранее утвержденным регламентом, в следующем году председательствовать в СНГ должна была Молдова, однако правительство страны проинформировало партнеров по Содружеству, что республика вынуждена отказаться от возложенной задачи из-за недостатка средств в связи с выборами в стране.
"Молдова отказывается от председательства в СНГ. Правительство своевременно проинформировало партнеров по СНГ о существующих сложностях в случае, если страна примет в 2017 году сопредседательство, а через год — председательство в СНГ, учитывая финансовые трудности, а также тот факт, что 2018 год — электоральный со всеми вытекающими последствиями", — сообщила пресс-служба правительства Молдовы.
В связи с этим на саммите было принято решение, что председательство в СНГ в 2017 году перейдет к России. Президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос своего кыргызстанского коллеги Алмазбека Атамбаева, берет ли Россия на себя такую ответственность, сказал "почтим за честь".
В свою очередь, президент Беларуси Александр Лукашенко, встречаясь с президентом Молдовы Павлом Филипом, отметил, что в течение двух лет можно организовать производство любой белорусский продукции в Молдове.
Однако в связи с решением о председательстве России в СНГ в следующем году, посол Украины в Бишкеке заявил, что Украина не приемлет этот факт.
"Учитывая то, что Российская Федерация нарушила норму международного права и аннексировала часть территории Украины и способствует военному конфликту на востоке Украины, украинская сторона не примет передачу данного председательства. К этому пункту будет приложено соответствующее заявление", — заявил украинский дипломат, попросив слово на саммите СНГ в расширенном составе.
В ответ на это президент России заявил, что Украина не подписала и не ратифицировала устав Содружества и вряд ли может вносить свои предложения по его работе, отметив при этом, что Крым присоединился к РФ по воле его жителей.
"Все, что произошло с Крымом, — результат противоправных действий определенных политических сил на Украине, которые довели ее до государственного переворота. Крым присоединился к России в результате волеизъявления людей, проживающих на этой территории", — сказал Путин.
Исходя из сложной международной обстановки главы государств-участников СНГ в ходе саммита приняли заявление о совместных усилиях по противодействию международному терроризму.
Кроме того, участники саммита приняли заявление по итогам специальной сессии Генассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков, программу сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы, программу сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016-2020 годы.
Также президенты стран СНГ приняли заявление в связи с 25-летием Содружества и документ об адаптации СНГ к современным реалиям. В рамках саммита были приняты решения об экономическом суде СНГ, конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств-участников Содружества.
Кроме того, главы государств СНГ приняли заявление по случаю 70-летия работы Нюрнбергского трибунала, подписали документ о проведении переписи населения раунда 2020 года в государствах-участниках СНГ, документ об объявлении 2017 года Годом семьи, 2018 года — Годом культуры в Содружестве Независимых государств.
Если читатели Матрица.kz относительно четко представляют отношение к Содружеству Независимых Государств в странах Центральной Азии, то интересно узнать мнение других партнеров по СНГ. О значении и роли Содружества, сообщает белорусский телеканал ОНТ, говорят много и в разных контекстах. Главы государств СНГ давно пришли к выводу, что структура нуждается в модернизации. Но оптимизация – таков нынешний посыл Президента Беларуси на саммите – не должна сделать СНГ дискуссионной периферийной площадкой. Содружество, сохраняя механизм исполнения межгосударственных решений, призвано быть стимулом для развития каждой из стран-участниц: «25 лет. За это время страны постсоветского пространства пережили не мало: междоусобицы и войны, перевороты и революции, потери территорий, экономические и политические кризисы. Все эти годы различные эксперты не раз хоронили СНГ, предрекая полное забвение. Но саммит в Бишкеке как факт: организация жива, а значит, нужна. Сегодня первыми в столице председательствующего в Содружестве Кыргызстана это подтвердили главы дипломатических ведомств».
Появившееся на обломках Советского Союза Содружество Независимых Государств изначально должно было выглядеть по-другому. Чего только стоит объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. Всё это осталось в декларации, позволив острословам назвать Содружество «цивилизованным разводом». Тем не менее, СНГ сыграло консолидирующую роль, не позволив окончательно отделиться высокими заборами, и постепенно приросло другими интеграционными образованиями.
Самое продвинутое из них – Союзное государство Беларуси и России. Две страны наряду с Казахстаном стояли у истоков Таможенного союза. Он в итоге вырос в Евразийский экономический союз, к которому присоединились Армения и Кыргызстан. Ещё одно образование с силовым уклоном – Организация договора коллективной безопасности. ОДКБ имеет силы быстрого реагирования, которые включают и белорусский батальон.
Именно наличие разнопрофильных интеграционных объединений критики называют альтернативой СНГ, оставляя за Содружеством лишь статус политического клуба для руководителей постсоветских стран. Но если прибавить к этому сохранённые со времён Союза транспортные связи, безвизовый режим между большинством государств, объединяющий нас язык и другие коммуникативные аспекты, то становится ясно: Содружество – важнейший фактор жизни на постсоветском пространстве. Однако Президент Беларуси не раз говорил о том, что потенциал СНГ далеко не исчерпан, и сегодня с идеей модернизации согласились и другие государства-участники.
Прежде чем оптимизировать и развивать СНГ, нужно произвести своего рода инвентаризацию. А это 35 органов отраслевого сотрудничества, где главы министерств и ведомств обсуждают и решают конкретные проблемы и развивают связи.
Оптимизируя СНГ, нельзя забывать о странах, которые не входят в другие интеграционные структуры, например, Молдова. Если забрать у СНГ дублирующие функции, такие государства могут потерять выход к переговорным площадкам в важных вопросах. Роль локомотива должна быть у председательствующих в организации стран. В следующем году конкретных шагов ждут от России.
Параллельно СНГ остаётся и удобной двусторонней площадкой с возможностью так называемых встреч на полях. В сохранении СНГ и в конкретных действиях государств-участников заинтересован и бизнес.
Повторю, всего в повестке саммита в Кыргызстане значилось 15 вопросов, главное заявление о 25-летии организации, как и другие основные документы, подписали без исключений. У СНГ теперь есть новая программа борьбы с терроризмом и другими проявлениями экстремизма, конвенция о межрегиональном сотрудничестве, договорённости о культурных связях.
Как заявил Сергей Лебедев, исполнительный секретарь СНГ: «Главы делегаций говорили о необходимости того, чтобы не останавливаться, а продолжать работу, постоянно сверяя часы, и вносить эффективные изменения. Чтобы быть востребованными странами, входящими в состав интеграции».
Встреча в Бишкеке, по мнению экспертов, может стать поворотной в судьбе СНГ. Ближайший официальный саммит состоится в Москве 11 октября 2017 года – уже под председательством России, от которой ждут больших решений. Но до этого главы правительств встретятся в Минске, чтобы у нового направления развития появился подробный маршрут.
ОСТОРОЖНО - МОЛОДОСТЬ!
КЫРГЫЗСТАН
На фоне событий, связанных с проведением юбилейного саммита глав государств СНГ и 60-летием президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, остающихся темой номер один в республиканских СМИ, не все из них обратили внимание на состоявшуюся в Душанбе международную конференцию на тему «Радикализация молодежи как угроза безопасности в Центральной Азии». А, между прочим, в мероприятии, организованном
Немецким фондом им. Конрада Аденауэра и Национальной Ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), обсуждалась и ситуация в Кыргызстане, вызвавшая большой интерес у экспертов.
Как справедливо отметил глава НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев, по сообщению агентства StanRadar, у республик нашего региона много схожего, аналогичные проблемы. «Поэтому мы хотим сообща выработать рекомендации для проведения просветительской работы среди молодых людей, тем самым внести вклад в борьбу с насильственным экстремизмом и терроризмом», - пояснил модератор.
И вот здесь для специалистов по Центральной Азии может оказаться полезным опыт, накопленный в Киргизии. По его словам, в данный момент духовно-идеологическая ситуация в КР представляется сложной, многогранной, но в целом управляемой.
К примеру, исследователи отмечают, что правительству удалось сохранить уникальность демократической модели взаимодействия в отношении существующих религий и использовать тот позитив свободы выражения мыслей и мировоззренческих убеждений, что был наработан за 25 лет независимости, и в итоге избежать чрезмерной радикализации в основной среде верующих.
В то же время существуют мнения, что властям нужно строже подходить к деятельности конфессий, чтобы не допустить их активизации в политической жизни страны, пресечь негативное влияние со стороны экстремистских движений на молодое поколение, а также их вовлечения в деструктивные культы и возможной дестабилизации в масштабах страны.
В данной сфере по-прежнему множество противоречий, критики и дискуссий. Достаточно и негативных упущений, недоработок, недостатка знаний. Но в целом оппонирующие стороны признают: благодаря постоянным контактам руководства государства и гражданского общества, встречам экспертов и силовиков, совместным мерам активистов светских кругов и религиозных общин, тому, что в основном все ключевые силы общества выступают за стабильность в Кыргызстане и пытаются путем обмена мнениями и изучением полезных наработок друг друга сблизить свои позиции, это является тем ценным опытом, который нужно и в дальнейшем совершенствовать, дополнять и по возможности делиться им с другими республиками Центральной Азии, так как они во многом находятся в едином ландшафте.
Безусловно, считает эксперт, в шестимиллионном Кыргызстане, где доля молодежи составляет около трети населения, к тому же обладающей протестным потенциалом, существуют различные тревожные тенденции. Это тем более актуально с учетом оценок социологов, что пороговое количество молодежи, способной изменить государственное устройство, составляет всего 15-20 %. Именно молодые люди, кстати, были главной движущей силой двух насильственных свержений власти в Кыргызстане, случившихся в 2005-м и в 2010-м годах.
Как и в других частях ЦА, самые оживленные дебаты вызывает проблема обеспечения национальной безопасности на фоне усиления активности исламистских группировок, исповедующих крайние взгляды. Наиболее опасным эксперты из Кыргызстана считают феномен такфиристско-джихадистского движения. К нему в КР отнесены несколько организаций, включая «Исламское государство», запрещенное решением суда в марте 2015 года. В данный момент на территории, подконтрольной ИГ, находятся свыше 500 граждан Кыргызстана. Большинство – молодые люди, включая женщин.
Для призыва кыргызстанцев в ряды ИГ и схожих террор-структур, по мнению главы НАНСМИТ, может использоваться целый ряд факторов:
- агитация посредством соцсетей, популярных коммуникационных площадок в Интернете, путем личных приглашений со стороны уже выехавших за рубеж джихадистов;
- финансовая стимуляция новоявленных боевиков;
- коррупция, позволяющая легализовываться в КР иностранным агитаторам;
- размытый контроль со стороны госструктур при получении паспортов и виз;
- прозрачность границ внутри СНГ и зарубежных партнеров Содружества, дающая возможность для въезда в государства арабского Востока через третьи страны, и т.д.
Среди угрожающих перспектив - внешняя привлекательность идей «социальной справедливости и равенства» в рамках квази-исламского государства, ложное понимание отдельными верующими понятия конфессиональной солидарности, а отсюда – стремление любыми путями помочь «братьям по вере» в различных уголках планеты, мифологизацию джихада и романтизацию шахидизма в масс-медиа и т.д.
Молодое поколение – всегда группа риска. Определенная категория молодых кыргызстанцев, демобилизовавшись, в настоящий момент являются безработными. И у них есть два главных преимущества: опыт физической, тактической и огневой подготовки, обретенный за время службы, а также стремление к естественным материальным благам, которые и могут стать стимулом для контактов с радикалами. К тому же, по причине своей слабой общей образованности, социальной и материальной неустроенности, отсутствия четких морально-нравственных ориентиров, маргинальности и в целом характерного для молодежи интереса к новым политическим доктринам они могут легко попасть под влияние ИГ.
Автор напоминает, что в июле 2015 года в ходе спецоперации в Бишкеке была ликвидирована местная ячейка молодых сторонников ИГ, включая граждан Казахстана, в результате которой четверо преступников были уничтожены, семеро арестованы. Они готовились к серии терактов, включая подрыв СВУ в день Орозо-Айта на Старой площади в Бишкеке, где проходит традиционный молебен, и на авиабазе «Кант», входящий в структуру ОДКБ.
В ноябре 2015 года несколько молодых радикалов совершили покушение на жизнь известного теолога и эксперта Кадыра Маликова, выступавшего с разоблачением экстремистов. Двоих нападавших задержали недалеко от границы Турции с Сирией, куда они стремились попасть, но были экстрадированы и осуждены в Кыргызстане.
А в июне текущего года была обезврежена преступная группа, занимавшаяся разбоями в Оше и Бишкеке для накопления денег и проведения джихада, а также вербовала парней в возрасте 18-22 лет в мечетях и спортивных клубах.
То есть, проблема с радикализмом в среде молодежи, конечно, существует, ведь Кыргызстан не может оставаться вне глобальных вызовов и рисков, присущих и другим странам. Поэтому, в частности, после первых фактов миграции кыргызстанцев в зону ИГ президент А. Атамбаев в 2014 году подписал Указ «О Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы». Концепция направлена на защиту прав человека, свободы совести и вероисповедания, дальнейшего укрепления законности и общественной безопасности, а также принятие мер по сохранению культуры, языка и духовных ценностей народа Кыргызстана, обеспечению самобытности страны.
Принимаемые в республике меры по минимизации рисков влияния радикализма приносит свои плоды. К примеру, согласно данным «Глобального индекса терроризма 2012 года», подготовленного Институтом экономики и мира в Великобритании, Кыргызстан раньше обгонял по степени опасности все республики СНГ! Однако многое меняется. В рейтинге 2014 года Кыргызстан занял уже 112–е место из 160 стран, улучшив результат сразу на 20 позиций. А в ноябре 2015 года занял 86-ю позицию из 162 государств.
Но этого, конечно же, мало. Нуриддин Каршибоев считает, что для роста этого рейтинга необходимо улучшить социально-экономическую ситуацию в стране с упором на обеспечение занятости молодежи, выровнить уровни развития севера и юга КР.
ГКНБ необходимо разработать концепцию информационного противодействия идеологии терроризма в СМИ, и в первую очередь в Интернете. Следует через СМИ систематически показывать документальные сюжеты, рассказывающие о мрачной стороне экстремизма, а также рассмотреть возможность использования раскаявшихся экс-боевиков МТО в противовес пропагандистским кампаниям ИГ.
Необходимо усилить профессиональную подготовку антитеррористических кадров в силовых структурах, а также укрепить их материально-техническую базу. Госорганы КР должны тщательно отслеживать всех, кто получает религиозное образование за рубежом, их дальнейшую деятельность.
Необходимо тщательно мониторить ситуацию с трудовыми мигрантами из Кыргызстана на территории Содружества, которые уже там могут попасть в поле зрения эмиссаров МТО. Меры эти должны носить долговременный характер, быть комплексными и действенными.
Глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев заявил, что государство в случаях нарушения законодательства может принимать самые жесткие меры. Более того, госрегулирование в сфере религии будет только усиливаться, но с учетом основополагающих принципов свободы совести и прав человека.
Руководство КР не скрывает, что обеспокоено попытками арабизации республики, угрозой утери национальной самобытности, навязыванием чуждых ценностей, импорте иной культуры и ритуалов, противоречащих свободолюбивой ментальности местного сообщества, в котором никогда в истории не было чрезмерного фанатизма и догматизма.
Именно совместная работа госорганов, гражданского общества и религиозных организаций в условиях демократии, открытое обсуждение актуальных вопросов и поиск совместных решений с целью сохранить уникальную духовную специфику и согласие в Кыргызстане являются лучшей альтернативой радикализму.
«Жители Центральной Азии, - заключает Нуриддин Каршибоев, - не должны превращаться в некий мобилизационный ресурс для ИГ и им подобных террор-сетей, жертвуя собой во имя сомнительных идеалов вдали от Родины…»
В НАДЕЖДЕ НА СТАБИЛЬНОСТЬ
УЗБЕКИСТАН
Смерть Ислама Каримова и назначение нового руководителя Узбекистана, какую бы политику он ни стал проводить, обозначили «конец эпохи» для этого постсоветского государства. И, пожалуй, ключевым словом этой эпохи была «стабильность» — та самая каримовская стабильность, которая позволила Узбекистану пережить 25 лет независимости без тяжелых кризисов и революционных потрясений.
Так считает тюрколог Артём Космарский, который поделился своим мнением с Газетой.ru. Для сведения - Артем Космарский, магистр социологии и социальной антропологии, научный сотрудник Центра исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН.
Эксперт попытался раскрыть в своем интервью секрет политической стабильности Узбекистана, где и как узбеки обсуждают свои проблемы и что ждет страну без Ислама Каримова. Чаще всего, по его мнению, отсутствие бунтов и революций в Узбекистане объясняли твердой рукой авторитарного лидера, но некоторые политологи верно указывали и на умение Каримова вести экономическую политику и грамотно распределять ресурсы между отдельными элитами и группами населения.
Однако объяснения стабильности исключительно действиями режима представляется слишком ограниченным: тот факт, что в Узбекистане не произошло «цветной» или исламской революций, хотя многие силы активно их готовили, объясняется еще и внутренними сдвигами в социальной структуре.
«На мой взгляд, считает Космарский, важной причиной является нарастающее недоверие среди граждан, отказ от публичных действий (речь идет не только о протестах, а и о выведении любых проблем за рамки общественной дискуссии). Множество этнических, экономических, региональных, профессиональных групп решают свои проблемы самостоятельно, избегая конфронтации, открытой агрессии друг против друга, придумывая все новые и новые способы наладить жизнь неприметным образом».
Автор напоминает – в 1990-е годы, после распада СССР, Узбекистан сначала не выпадал из единого пространства бывшего Союза: свободный бизнес, игнорирующий государственные границы и временно ослабевший репрессивный аппарат, бандитские разборки и творчество.
Однако с середины 1990-х государство начало укрепляться. Первой мерой, оставившей след в памяти многих жителей, был жесткий милицейский прессинг — атака на организованную преступность и крайне агрессивное отношение силовых структур к прохожим. В результате этих суровых мер столица в 1990-е стала намного более безопасной для простых граждан. Далее, уже на рубеже 2000-х годов, государство усилило контроль над экономикой, ужесточились условия, в которых существовал мелкий бизнес, однако массовая миграция за рубеж еще не развернулась.
В те же годы, когда Узбекистан на некоторое время стал проводить прозападную внешнюю политику (участие в региональной организации ГУУАМ, из которой страна вышла в 2005 году), европейские и американские фонды активно спонсировали научные исследования и общественную деятельность местной интеллигенции. Именно тогда «было актуально ожидание переворота и очень быстрой вестернизации по типу Грузии или Украины: мы сделаем революцию, а потом придут американцы, и будет у нас тут все, короче говоря, 54-й штат» (респондент А.).
Старшие поколения помнят, как в СССР некоторые наши ровесники сдавали школьные и вступительные экзамены, сколько можно было заработать на сдаче экзаменов за другого и что такое обучение по системе. Но после развала большой страны революции не произошло, и, насколько можно судить по жизненным историям самых разных респондентов, главной тенденцией общественного развития стало «расхождение по отдельным квартирам»: уход в частную жизнь и собственную деятельность.
Это вовсе не означало смерти публичности: люди стали жить своим кругом, своей социальной средой, и сейчас это сопровождается более активными, чем в 1990-е годы, тратами на обустройство дома и на социальные ритуалы (свадьбы, пиршества и тому подобное).
У этого процесса есть несколько проявлений. Самое очевидное: после того как в страхе перед терроризмом и возможными бунтами власти максимально «зачистили» оставшиеся с советского времени публичные пространства (парки, площади, центральные улицы), в итоге общение проходит в предсказуемых условиях, исключительно в близком кругу.
Большинство опрошенных воспринимают государство как источник прессинга, ограничительных мер, польза от которых неочевидна (или вовсе отсутствует). Даже активно работающая с городскими властями председатель домкома отметила, что ЖЭК посадит елочку, поставит галочку, а через месяц, когда деревце засохнет, это больше никого не волнует, а она сама собственными силами сажает клевер, орех и тую для жителей своего подъезда.
Однако важно, что желание самостоятельно обустраивать свою жизнь, без помощи государства, в 2000-е годы сочеталось с отказом от публичности не только в общении: значимое для людей пространство в столице ограничивается интерьерами их домов и известными только для своих точками.
«Я сама задаю все время этот вопрос, почему люди, у которых хватает денег построить такие роскошные дома, не могут привести в порядок эту дорогу перед ними. Для меня это все равно что с черными ногтями надеть костюм от Пьера Кардена и ходить» (К., женщина, бизнесмен, 40 лет).
Помимо одновременного удаления и «умиротворения» в отношениях с государством можно говорить об аналогичных процессах в сфере межнациональных отношений. Во времена Хрущева и Сталина, считает эксперт, шло уничтожение границы между Старым (узбекским) и Новым (европейским) городом и проводилась сознательная политика стирания различий между русскоязычными иммигрантами и узбекоязычными автохтонами — обе группы должны были селиться бок о бок в новых жилых районах.
Разделение Ташкента на «европейский» и «азиатский» не исчезло, оно лишь стало менее видимым, утратило четкую географическую привязку (два города) и перешло на уровень отдельных кварталов, домов, рынков, мест отдыха, повседневных интеракций.
Но, в отличие от классических «разделенных городов» вроде Белфаста или Бейрута, оппозиция «европейцы — узбеки» не укрепилась ни в политическом дискурсе, ни в публичной сегрегационной политике, а проявляется в сотнях «невидимых границ». В 1970–1980-е годы «европейско-узбекская» граница в Ташкенте достигла определенной стабильности (то есть заинтересованные лица знали, какой двор узбекский, а какой русский), однако после 1991 года ситуация усложнилась.
Во-первых, эмиграция «европейцев» оказалась не столь драматичной, как ожидалось в начале 1990-х, в эпоху роста узбекского бытового национализма и общей неопределенности.
«Насилия не было, но общая атмосфера в те годы [1990–1993] была весьма напряженной... В очередях можно было услышать: «Вы, русские, уезжайте в свою Россию!» Или водитель мог остановить автобус и попросить всех русских выйти. Но скоро все это кончилось, узбеки сами стали вздыхать по советскому прошлому. Да и брать с нас особо нечего было, ни денег, ни привилегий... В общем, мы все сейчас в одной лодке» (О., женщина, ученый, 55 лет).
Хотя немало «европейцев» покинуло Узбекистан (прежде всего те, кого была готова принять «историческая родина», — евреи, немцы, в меньшей степени русские), нежелание властей разыгрывать карту антирусского национализма и незаменимость русскоязычных кадров в промышленности, сфере услуг и даже на госслужбе привели к тому, что темпы эмиграции к середине 1990-х годов резко снизились.
В 1989 году в Узбекистане проживали 1,653 млн русских, в 2000-м — 1,2 млн, в 2008-м — около 500 тыс.
Во-вторых, с конца 1980-х годов все больше узбеков из провинции переезжают в Ташкент — островок процветания на фоне остальных регионов. Наиболее зажиточные покупают квартиры (особенно освободившиеся после выезда «европейцев»), но большинство сельских мигрантов нанимаются мардикерами (поденщиками) на тяжелую, низкооплачиваемую и лишенную каких-либо правовых гарантий работу.
Государство же не только не отменило, но и ужесточило советский институт прописки, сделав Ташкент поистине «закрытым городом» — жители других городов и сел не имеют права проживать в столице. Вид на жительство выдается весьма скупо специальным комитетом при мэрии и только в индивидуальном порядке.
Что характерно, харыпами (очень оскорбительное прозвище, примерно означающее «деревенщина») сначала именно городские узбеки называли сельских, и лишь позднее его стали употреблять «европейцы» (применительно к узбекам вообще).
Если говорить о городе, сейчас, по мнению эксперта, основная «этническая» граница пролегает уже не между русскими и узбеками и их городами/кварталами, а между теми, кто обладает правильным городским габитусом, и теми, кто нет.
Вести себя «нормально» в публичных местах Ташкента означает говорить тихо, не смеяться и не гоготать во весь голос, не жестикулировать, не задирать прохожих; для мужчин — носить пиджак правильно, а не запахивая его, как халат, для женщин — не носить одежду и макияж аляповатых цветов и т.п.
И если для ташкентцев-старожилов стигматизация «некультурного» поведения — способ утвердить свое символическое господство над городом, то, например, для работников милиции правильное распознание «сельского» габитуса помогает выделять из толпы «нужных» узбеков, то есть не имеющих прописки и вынужденных давать взятку.
Важным косвенным индикатором культурного сближения и, шире, сглаживания основных социокультурных конфликтов в ташкентском обществе может служить сфера моды и стиля. Еще в конце 1980-х слово «русский» часто было ругательным:
«Дочка, как русские ходят — нехорошо». Всё, девочке устроят скандальчик. В чупанах [халатах] тут бегали все» (И., женщина, архитектор, 50 лет). А после 1991 года мода стала свободнее. Уже в 2000-е годы европейская мода становилась все популярнее — а наряду с ней и исламский стиль внешнего вида, несмотря на противодействие государства. Но, как утверждают опрошенные, главным в моде становятся цены отдельных предметов одежды: западный, восточный (пакистанско-индийский) и узбекский стили мирно сосуществуют, и в каждом их них присутствуют различные ценовые категории.
«Дело в том, что в советское время, если сравнивать, вся Ферганская долина ходила в платках, не ходили в платках только женщины, которые работали, потому что на работу нельзя было ходить в платке. И в школах запрещали. У меня мама была директором школы, причем узбекской школы, а не русской, у них четко установка: нельзя носить платки, нельзя надевать традиционный костюм в школу.
В пиджаках ходили, в юбках ходили. А после независимости они опять вернулись к этим платкам, но не к хиджабу и не к мракобесию. В целом мода женская идет из Ташкента по-любому, постепенно все будут ходить в черных коктейльных платьях, постепенно все перейдет. В Ташкенте сейчас на свадьбах более высокого ранга декольте, шортики, что хотите. И нарощенные ресницы, нарощенные ногти, нарощенные волосы» (Н., женщина, социолог, 45 лет).
Срезы общественных настроений свидетельствуют о том, насколько сильно среди жителей Ташкента укоренился принцип «живи и дай жить другим».
Несмотря на многочисленные жалобы на государственный произвол и на выражение недовольства в адрес «беспардонного» или «возмутительного» поведения разных групп населения, люди предпочитают не идти на конфронтацию, а искать свою нишу в сложном местном порядке — и выстраивать отношения с другими. Страна остается в ожидании чего-то нового…
АЛЮМИНИЕВЫЕ СТРАСТИ
ТАДЖИКИСТАН
При всем желании Таджикистан никак не назовешь промышленно развитой республикой. И все же еще с советских времен здесь находилось одно из крупнейших предприятий алюминиевой промышленности бывшего Союза.
Сегодня это Таджикская алюминиевая компания" (ТАЛКО) - единственный алюминиевый завод в Центральной Азии, находящийся в Таджикистане, в городе Турсунзаде. Проектная мощность - 517 тысяч тонн алюминия в год. Реальное производство - значительно меньше. Производимый на «ТАЛКО» алюминий является главной статьей экспорта Таджикистана. И сейчас этот алюминиевый гигант переживает далеко не лучшие времена.
Но судя по сообщению агентства StanRadar, в ближайшее время ситуация на комбинате должна коренным образом улучшиться. Правительством Таджикистана принято постановление о плане мероприятий по оздоровлению финансово-экономического положения ГУП «Таджикская алюминиевая компания» (ТАЛКО) на 2016-2018 годы.
Подписанным Эмомали Рахмоном документом соответствующим структурам и органам поручается «принять необходимые меры для выполнения плана мероприятий по оздоровлению финансово-экономического положения алюминиевого гиганта».
Одним из главных мер этого плана является принятие действенных мер для подписания трехстороннего соглашения о транзитной торговле между правительствами Таджикистана, Пакистана и Афганистана с целью использования пакистанского порта Карачи.
Стоит напомнить, что в настоящее время Таджикистан осуществляет алюминиевую торговлю посредством портов, расположенных на Ближнем Востоке – в Иране и Турции.
Кроме того, план мероприятий предполагает оказание содействия ТАЛКО в получении льготных кредитов с целью покупки сырья для производства алюминия путем предоставления государственных гарантий.
Также подписанным документом соответствующим министерствам поручается разработать ряд обоснованных предложений относительно предоставления компании налоговых послаблений. Более того, планируется пересмотреть стоимости услуг ГУП «Таджикская железная дорога» по перевозке грузов ТАЛКО.
План мероприятий также содержит такие пункты, как техническое переоснащение, модернизация и капитальный ремонт оборудования, зданий, сооружений, привлечение инвестиций для этих целей и прочее.
Повторяем, ТАЛКО за последние несколько лет оказалась в сложнейшем финансово-экономическом положении, которое в компании связывают с «отдаленностью от источников основного сырья, затруднениями с обеспечением материалами и другими ресурсами, устаревшим и физически изношенным производственным оборудованием, а также негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса».
Производство первичного алюминия предприятием снизилось с 420 тыс. тонн в 2007 году до 125 тыс. тонн в 2014 году. Правительство предоставило ТАЛКО определенные преференции и льготы, в частности компания получает сравнительно дешевую электроэнергию, что позволяет ей экономить большие средства.
Также при финансовой поддержке правительства была отремонтирована часть основного оборудования предприятия. Кроме того, компания получила угольное месторождение, за счет которого обеспечивается топливом оборудование по производству синтезированного газа. В конце прошлого года правительством было подписано постановление, согласно которому соответствующим структурам страны было поручено предоставить ТАЛКО лицензию на пользование группы золотоносных месторождений на территории Айнинского района Согдийской области.
На днях компания запустила в Яванском районе три предприятия по производству алюминиевого сырья. Отметим, что в первой половине этого года ТАЛКО произведено свыше 73 тыс. тонн первичного алюминия, что почти на 14% больше объема этого же периода прошлого года.
Согласно данным Таможенной службы при правительстве РТ, в первом полугодии компанией экспортировано около 74 тыс. тонн первичного алюминия. Это на 12,3 тыс. тонн или примерно на 20% больше показателя аналогичного периода прошлого года.
Основным покупателем таджикского алюминия в этом году являлась Турция, на которую приходится более 70,5% (свыше 52,3 тыс. тонн) от общего объема. Также данный металл экспортировался в Тайвань (более 16,5 тыс. тонн), Иран (свыше 4,1 тыс. тонн), Виргинские острова (288,2 тонн) Узбекистан (133 тонн) и Пакистан (около 30 тонн).
Есть надежда, что принятые меры помогут «крылатому металлу» вернуть себе славу флагмана таджикского бизнеса.
ПОЖИЗНЕННОЕ КРЕСЛО
ТУРКМЕНИСТАН
То, о чем так много говорилось и писалось в течение всего этого года в Туркмении, свершилось – на минувшей неделе в Ашхабаде на заседании Совета старейшин Туркмении, который возглавляет президент Гурбангулы Бердымухамедов, депутаты меджилиса могут проголосовать за принятие новой Конституции страны. Главные изменения – увеличение срока президентских полномочий с 5 до 7 лет, а также отмена возрастного ценза для кандидатов на главный государственный пост. Президент Бердымухамедов становится пожизненным.
Принятие нового документа означает, что Бердымухамедов может не только выставить свою кандидатуру в третий раз в 2017 году, но и стать де-факто пожизненным главой государства. В новой Конституции не подлежит изменению положение о форме государственного строя – республика останется президентской. В случае недееспособности главы государства власть до избрания нового переходит к председателю парламента.
Следующие президентские выборы должны состояться в 2017 году. Бердымухамедов приступил к исполнению обязанностей президента в 2006 году после смерти своего предшественника Сапармурата Туркменбаши (Ниязова) в нарушение действующей на тот момент Конституции. В 2007 году он победил на первых своих президентских выборах, в 2012 году – на вторых.
Конституция Туркмении была принята в 1992 году. Затем первый президент Ниязов неоднократно вносил в нее изменения в 1995, 1999, 2003, 2006 годах, вначале продлив срок пребывания на посту президента, а потом и вовсе сделал его пожизненным. С приходом к власти Бердымухамедова началась оттепель. В стране отменили все эти новшества, а также обязательное изучение книги Туркменбаши «Рухнама», придуманный Ниязовым календарь, вернули полное среднее образование, оперу, балет и цирк, даже компьютеризировали школы и детские сады.
Нынешние поправки в Конституцию направлены на улучшение имиджа Туркмении. В частности, внесен ряд изменений, касающихся социальной защищенности граждан, стабильности, а также разделения власти, прав молодежи и политического многообразия. Также в Основном законе появится новый раздел о президенте, меджилисе, кабинете министров и Верховном суде Туркмении. Речь идет о разделении государственной власти на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Тем не менее, как считает директор Аналитического центра Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Андрей Казанцев, «серьезных изменений в новой редакции Основного закона нет». «В Туркменистане, как правило, Конституция не действует. И если вспомнить, то при передаче власти Бердымухамедову в 2006 году о Конституции вообще забыли. Поскольку в случае с Туркменбаши и.о. президента должен был стать председатель меджилиса Овезгельды Атаев», – сказал «НГ» Казанцев. Однако выяснилось, что против Атаева возбуждено уголовное дело. И.о. президента стал вице-премьер, министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухамедов.
«В этой связи о туркменской Конституции можно говорить как о сталинской Конституции, то есть как о неком декларативном документе. Судя по тому, что речь идет о снятии возрастного ценза, декларация такая, что править Бердымухамедов будет очень долго», – отметил эксперт. Он также не исключает, что Бердымухамедов готовит себе в преемники внука, 13-летнего Керимгулы. Мальчик вместе с дедом неоднократно принимал участие в торжественных церемониях в Ашхабаде. В прошлом году занял первое место в национальных конных скачках. По мнению эксперта, в создании правящей династии уже нет ничего удивительного.
Нововведения, считает Казанцев, инициированы с целью улучшения имиджа и получения иностранных инвестиций. Доходы от продажи газа идут на погашение кредита, который был взят на строительство трубопровода. Туркмения нуждается в деньгах. Но для их получения есть фундаментальные факторы, которые будут этому серьезно препятствовать. Сейчас развернулась международная правозащитная кампания «Покажите их живыми!». Речь идет об арестованных и пропавших без вести гражданах Туркмении во время правления Туркменбаши. Но есть большие сомнения, что нынешней власти удастся реализовать требование правозащитников.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров конституционную реформу объясняет концом эпохи «паразитарной экономики». Цены на энергоносители упали до уровня, который не способен обеспечивать прежнее благополучие населения. Принято считать, что Туркмения – газовая держава, однако мало кто знает, что основной доход в бюджет страны приносит в последнее время не газ, а нефть.
Что же касается газа, то увеличение доходов от него будет связано не со строительством пресловутых газопроводов, на которые нужно затрачивать по 5 млрд долл., а с переходом к производству сжиженного газа, резкий скачок в использовании которого планируется только в 2020 году, подчеркнул Кадыров. Отсюда понятная обеспокоенность Бердымухамедова оскудением казны и его желание с подачи Совета старейшин отменить льготы на бесплатные квоты по коммунальным услугам, отметил эксперт.
Напомним, что участники Совета старейшин высказались за отмену бесплатного обеспечения населения водой, электричеством и газом. Со времен Туркменбаши льготы, которыми пользовались жители Туркмении, считались величайшим достижением независимости.
Учитывая, что такое решение не пройдет бесследно, второй президент пытается выставить себя перед Западом последовательным демократом. Президент говорит о разделении ветвей власти, о правах молодежи, составляющей 70% взрослого населения страны. Тем самым, по мнению Кадырова, глава государства упреждает возможные упреки и критику в недемократичности, если вдруг начнутся волнения, которые, без всякого сомнения, будут жесточайшим образом подавлены.
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрицы.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 3 612