Сегодня в Мажилисе в рамках Комитета Палаты по финансам и бюджету под председательством Гульжаны Карагусовой министерства финансов и национальной экономики презентовали бюджетные законопроекты. Это такие проекты законов, как: «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы» и «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2017-2019 годы», а также «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017 – 2019 годы». Об этом сообщает пресс-служба Мажилиса
Об основных положениях законопроектов доложили министры финансов Бахыт Султанов и национальной экономики Куандык Бишимбаев. Презентация вызвала ряд вопросов и предложений как со стороны депутатского корпуса, так и со стороны принимавших участие в заседании представителей общественности. Один из главных вопросов, волнующих депутатов, - эффективность использования выделяемых средств.
Председатель Комитета Мажилиса Г. Карагусова обратила внимание разработчиков на необходимость анализа не только бюджета, но и программ.
"Президент четко дал поручение – принимать только те решения, по которым имеется анализ, а самое главное – стратегический просчет выгод от этого решения. Депутаты хотят при рассмотрении трехлетнего бюджета максимально выполнить поручения Президента", - сказала парламентарий.
Аналогичную мысль высказала Председатель Управляющего Совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова.
"Без детального анализа не видно все, что делалось и финансировалось благодаря Президенту, Парламенту в предыдущие годы, какие результаты достигнуты. Хотелось бы как минимум за три года видеть, что вы финансировали и какие результаты достигнуты. Это собственно и есть суть административной реформы и это прямо соответствует стандартам ОЭСР, внедрение которых обязано делать Правительство в соответствии с поручением Президента", - отметила экономист.
Говоря о значении основных бюджетных параметров, участники заседания затронули ряд вопросов социально-экономического характера. Проблемный блок образовали вопросы, связанные с программой «Ак булак», а также в целом финансовой поддержки для обеспечения населения питьевой водой, особенно в сельской местности. Отвечая, в частности, на вопросы депутатов Ирины Ароновой, Асылбека Смагулова, Владислава Косарева по водным проблемам, министр К.Бишимбаев отметил, что некоторые вопросы не решены были по причине недостатка бюджетных средств.
В то же время руководитель рабочей группы по бюджетным законопроектам Омархан Оксикбаев подчеркнул отсутствие координации между республиканским и местными бюджетами и, в связи с чем, по словам мажилисмена, пропадают миллионы тенге. Министр нацэкономики заметил, что трехлетний бюджет - это индикатор для местных бюджетов.
Продолжая бюджетные вопросы, депутат Ирина Смирнова заявила, что сфера образования нуждается в большем финансировании, «…если мы хотим хорошее будущее». В свою очередь депутат, Уполномоченный при Президенте РК по правам ребенка Загипа Балиева сказала, что требуется также улучшение финансирования детских садов.
«Есть ли возврат денег, выделенных из Нацфонда для КазАГРО, банков…» - задала вопрос министру нацэкономики депутат. Тему о квазигосударственном секторе поднял депутат Сапар Ахметов, а его коллега Владислав Косарев – о теневом бизнесе, в частности, о трудностях реализации крестьянами мяса и молока, ухищрениях перекупщиков сельхозпродукции у сельчан. 17 вопросов в письменном виде адресовала министру нацэкономики депутат Екатерина Никитинская.
Многие из прозвучавших вопросов будут рассмотрены на заседаниях рабочей группы по законопроектам. В целом разработчиками законопроектов отмечено следующее. В связи с завершением действия закона о трансфертах общего характера на 2014-2016 годы (в соответствии со статьей 45 Бюджетного кодекса) разработан проект закона «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017 – 2019 годы».
Расчет субвенций и изъятий на трехлетний период произведен исходя из численности получателей бюджетных услуг в регионах, а также объективных факторов, влияющих на стоимость предоставления услуг с учетом специфики (демографический состав, плотность проживания населения, климатические условия, транспортная доступность и другие).
В целях расширения финансовой самостоятельности и ответственности акимов при определении объемов трансфертов общего характера на 2017–2019 годы в базу расходов местных бюджетов максимально включены затраты постоянного характера, ранее финансируемые за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета.
С учетом прогнозируемого объема доходов и расходов местных бюджетов трансферты общего характера определены в следующих объемах: бюджетные изъятия: в 2017 году – 239,9 млрд. тенге; в 2018 году – 257,0 млрд. тенге; в 2019 году – 292,2 млрд. тенге; бюджетные субвенции: в 2017 году – 1 482,9 млрд. тенге; в 2018 году – 1 563,8 млрд. тенге; в 2019 году – 1 568,3 млрд. тенге.
В целом трансферты общего характера на 2017-2019 годы направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечение равных фискальных возможностей в предоставлении гарантированных государством услуг. На рассмотрение Мажилиса внесен и проект Закона «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2017 – 2019 годы». Законопроектом предусматривается определение размера гарантированного трансферта из Национального фонда на 2017-2019 годы в размере 2 880 млрд. тенге ежегодно.
Данный размер гарантированного трансферта в 2017-2019 годах обеспечивает соблюдение правила неснижаемого остатка в размере 30 % от ВВП на конец соответствующего финансового года, определенного в Концепции Национального фонда. Проект Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы» отражает основные направления реализации социальной и экономической политики страны на предстоящую трехлетку в соответствии с прогнозом развития экономики до 2021 года.
Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) на 2017 год составят 4 338,2 млрд. тенге, с увеличением на 138,1 млрд. тенге, или на 3,3%, по сравнению с оценкой текущего года (в 2018 году – 4 562,3 млрд. тенге, в 2019 году – 4 877,2 млрд. тенге).В 2018 и 2019 годах планируется увеличение поступлений доходов (без учета трансфертов) к уровню предшествующего года на 224 млрд. тенге и 314,9 млрд. тенге, соответственно.
Гарантированный трансферт из Национального фонда на три года определен в размере 2 880,0 млрд. тенге или 8 млрд. долларов США согласно действующейКонцепции его формирования и использования. Целевой трансферт из Национального фонда в 2017 году составит 441,6 млрд. тенге (1,2 млрд. долларов США) с уменьшением на 278,4 млрд. тенге от ранее одобренного Советом по управлению Национальным фондом объема в сумме 720 млрд. тенге (2 млрд. долларов США).
Расходы республиканского бюджета в 2017 году составят 8 564,4 млрд. тенге, или 17,7 % к ВВП; в 2018 году – 8 370,6 млрд. тенге, или 16,2 % к ВВП; в 2019 году – 8 751,2 млрд. тенге, или 15,8 % к ВВП. В проекте республиканского бюджета на 2017-2019 годы общие расходы на социальную сферу составят 11 662,3 млрд. тенге, в том числе на 2017 год – 3 567,3 млрд. тенге. По отношению с общим объемам расходов республиканского бюджета на 2017 год социальный блок составит 41,7%.
Проект бюджета обеспечивает выполнение всех текущих социальных обязательств, а также ряд новых мер по социальной поддержке граждан. В 2018 году предусмотрено:
1. Внедрение адресной социальной помощи нового формата с расходами на 2018 год - 42,8 млрд. тенге, на 2019 год – 45 млрд. тенге с охватом 1,4 млн. человек ежегодно.
2. Изменение структуры прожиточного минимума путем увеличения его непродовольственной доли с 40% до 45%. В результате величина ПМ повысится на 15,6% и в абсолютном выражении составит 28 284 тенге.
Соответственно на 15,6% будут повышены размеры государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту, пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, дополнительная потребность на эти цели составит в 2018 году 29,3 млрд. тенге, в 2019 году – 31,3 млрд. тенге.
3. В проекте бюджета учтено изменение с 1 июля 2018 года порядка назначения базовой пенсионной выплаты в зависимости от стажа участия в пенсионной системе Дефицит республиканского бюджета, в целях поддержания государственного долга на умеренном уровне, определен со снижением относительно ВВП с 1,2% в 2017 году до 1% в 2019 году и составит: - в 2017 году – 578,1 млрд. тенге, или 1,2 % к ВВП; - в 2018 году – 539,6 млрд. тенге, или 1 % к ВВП; - в 2019 году – 577,1 млрд. тенге, или 1 % к ВВП.
В сегодняшнем заседании наряду с госорганами участвовали политические партии, не прошедшие в Парламент: «Ауыл», Бірлік», ОСДП. В презентации принял участие и ряд приглашенных НПО, как, например, ассоциации налогоплательщиков; профессиональных бухгалтеров и аудиторов; Центр исследований Сандж, члены Общественные советов, Палаты аудиторов и др. Дальнейшее рассмотрение бюджетных законопроектов продолжится в рабочей группе, которую возглавляет депутат Мажилиса Омархан Оксикбаев.
Просмотров материала: 2 057