В июне этого года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству разработать предложения по внедрению мониторинга иностранного финансирования граждан и организаций. Нововведения вошли в Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам платежей и платежных систем». В Астане это нововведение коснётся около 1500 НПО. Об этом в интервью BNews.kz рассказал руководитель Департамента государственных доходов по г. Астана Абылкаир Скаков.
- Абылкаир Бактыбаевич, объясните цели принятия новых поправок в законодательные акты по вопросам мониторинга средств, полученных из-за рубежа.
- С 11 октября текущего года вступают в силу новые требования в ряд законодательных актов РК по вопросам платежей и платежных систем. Введен мониторинг иностранного финансирования.
Цель таких новшеств - обеспечить прозрачность финансирования и использования средств, полученных из-за рубежа. Кроме того, объемы финансирования и их источники станут гласными для всей общественности и граждан. Таковы стратегические цели таких законодательных изменений.
- Какую категорию лиц затронут новые требования?
- Прежде всего, это коснется неправительственного сектора. Как известно, НПО выполняют связующую роль между властью и населением, и их сфера деятельности достаточно обширна. Это сфера образования, культуры, здравоохранения, экологии, социальной сферы, гендерных отношений, защиты прав человека и др.
Соответственно, те лица, которые осуществляют деятельность на территории Казахстана в форме НПО на зарубежные источники средств, будут подпадать под новый мониторинг. Сюда относятся: юридическая и иные виды правовой помощи, изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов, а также анализ, сбор и распространение информации.
- Значит, внешнеторговые операции бизнеса мониторингу не подлежат?
- Действительно, мониторинг не касается финансовых потоков предпринимателей и их хозяйственной деятельности. Речь идет только о целевом иностранном финансировании сферы НПО, которая не имеет отношения к предпринимательской деятельности.
- Скажите, откуда взят такой опыт или это казахстанское новаторство?
- Казахстан взял курс на внедрение стандартов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Для этого необходимы благоприятные политические, экономические и социальные преобразования и защита национальных интересов на международной арене. Поэтому, данные нововведения - это последовательные шаги к достижению стратегической цели, вхождения в 30-ку развитых стран.
Что касается международного опыта, то он имеется и хорошо изучен. Такой подход используется во многих странах мира. США, Китай, Великобритания, Индия, Израиль, страны Евросоюза, Россия и другие осуществляют мониторинг иностранного финансирования. Во многих странах эти требования гораздо жестче и для получения финансирования из-за рубежа требуется разрешения уполномоченных органов и специальная регистрация таких НПО.
- Это значит, что каких-либо разрешительных документов или дополнительной регистрации в Казахстане не установлено?
- Нет, никаких разрешительных документов подавать не надо и дополнительной регистрации НПО в уполномоченных органах не требуется. То есть, не будет каких-либо норм или ограничений в получении инвестиций. У нас в основу взята уведомительная форма контроля.
- А в чем суть такой уведомительной формы и что требуется от НПО при получении иностранного финансирования?
- Для НПО, получивших иностранное финансирование, необходимо соблюдать 2 требования. Первое – в течение 10 дней после заключения сделки о получении денег из-за рубежа - уведомить органы государственных доходов.
Второе - по итогам квартала (когда получено финансирование) подать специальную отчетность в органы государственных доходов не позднее 15 числа месяца, следующего за кварталом.
- Это произвольная форма уведомлений и сведений или это утвержденные формы?
- Соответствующие формы уведомлений и сведений утверждены приказом министра финансов РК. Их формат прост и понятен в заполнении. Как и по налоговой отчетности, имеется возможность сдачи таких сведений в электронном и бумажном виде. В случае ошибок, имеется право на корректировку и внесение дополнений.
- А что дальше будут делать органы госдоходов с полученными сведениями?
- Мы будем получать такие сведения и размещать их на сайте Комитета государственных доходов МФ РК. Безусловно, будет проводиться анализ, сверка и обработка такой информации с помощью информационных систем, обмен данными с другими иностранными государствами. В 2014 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о взаимной помощи по налоговым делам, согласно которой предусмотрен обмен информацией по налоговым вопросам и по отдельным операциям. Т.е к нам будут приходить запросы от других государств, на которые мы будет отвечать, в свою очередь, мы также будет запрашивать у других стран такие сведения.
- Получается, при наличии расхождений будут возникать вопросы к НПО? Какие санкции предусмотрены за несоблюдение установленных требований?
- Если будут расхождения, то вопросы будут. Если НПО не уведомит органы госдоходов о совершенной сделке и не подаст в срок сведения, то предусмотрены штрафные санкции согласно КоАП. Принципы правового государства предусматривают, что если установлена обязанность для лиц, то должна быть и ответственность.
Поэтому, новые требованию не затруднят жизнь НПО. Их просто нужно соблюдать. Никаких ограничений деятельности НПО также не вводится. Напротив, доступ общества к данным неправительственного сектора будет стимулировать повышение эффективности деятельности НПО.
- Получается налоговая тайна по зарубежному финансированию снята и граждане могут видеть такую информацию?
- Да, сведения по иностранному финансированию НПО в Казахстане не являются налоговой тайной и будут доступны каждому. Это нормальная и цивилизованная практика. Право каждого видеть и знать, откуда поступает финансирования, кто формирует этот заказ, на какие цели расходуется эти средства, как это влияет на формирование общественного мнения. Граждане Казахстана должны знать, в чьих интересах действуют НПО и их руководители, делающие заявления по вопросам внутренней и внешней политики страны. Главная цель –создать условия в обществе для получения достоверной информации, на основе которого каждый гражданин будет формировать объективное мнение и давать оценку развития событий в мире и внутри страны.
- Вы считаете, что границы действия нового закона не расширены?
- Границы закона очерчены предельно четко и ясно. Кроме того, под действия закона не подпадают адвокаты, нотариусы, частные судебные исполнители, дипломатические представительства, организации дошкольного и среднего образования, субъекты квазигосударственного сектора, крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу.
Таким образом, мониторинг иностранного финансирования является способом наблюдения за деятельностью различных организаций и лиц, используемым лишь для пресечения противоправных действий, и не скажется на деятельности неправительственного сектора.
- Что порекомендуете руководителям НПО в свете новых требований к зарубежному финансированию?
- Учитывая, что каких-то сложностей в понимании новых норм для НПО нет, полагаю, что представители третьего сектора внимательно изучат все изменения. Примут необходимые организационные меры, проработают со своими бухгалтерами и финансистами вопросы о необходимости соблюдения установленных требований.
Сегодня мы проводим активную разъяснительную работу по новым нормам. Если возникают какие-то вопросы, мы оперативно на них отвечаем, и готовы дать комментарии по ним. Надеюсь, что в результате совместной работы сектор НПО также будет готов к соблюдению введенных новшеств.
Источник: bnews
Просмотров материала: 3 100