Нахождение президента Узбекистана Ислама Каримова в неопределенно долгом положении «стационарного лечения», конечно, необходимо для ближайшего окружения, чтобы определиться с тем, кто должен унаследовать президентскую власть и на каких условиях. А это требует согласования позиций ключевых претендентов и стейкхолдеров. Кто на настоящий момент рассматривается основными претендентами? Об этом CA-News рассказал узбекский эксперт, ассоциированный научный сотрудник Лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS) Алишер Ильхамов.
«Первая информация об ухудшении здоровья узбекского президента Ислама Каримова, и даже о том, что он якобы перенес инсульт, была получена по неформальным каналам в субботу 27 августа и размещена в социальных сетях. После попыток перепроверить эту информацию, к вечеру того же дня я получил ее подтверждение от других источников», - отметил эксперт.
По словам Ильхамова, в воскресенье также появилось сообщение на сайте Национального информационного агентства Узбекистана UzA о том, что Ислам Каримов находится на стационарном лечении и для обследования и лечебного курса потребуется время.
«При этом, русскоязычная версия сайта агентства не открывалась совсем, и сообщение можно было прочесть только на узбекской версии сайта. Другое официальное агентство, принадлежащее МИДу, Jahonnews.uz вообще до сих пор хранит гробовое молчание, ничего не сообщая о состоянии здоровья президента. Вся эта ситуация, когда информация о состоянии президента, в руках которого сосредоточена вся власть в стране, весьма ограничена, очень характерна для авторитарных и тоталитарных режимов. Слишком высоки ставки относительно того, кому лично будут переданы бразды правления страны, где нет системы сдержек и противовесов в принятии стратегических решений, и новый президент может повести страну в любом направлении по своему усмотрению. Конечно, при этом он поведет ее в том направлении, которое устроит его покровителей. Вопрос тогда в том, кто же его покровители», - рассказал он.
«Если здоровье президента критическое, то это хороший повод порассуждать о том, чего можно ожидать в последующем. Нахождение главы государства в неопределенно долгом положении «стационарного лечения», конечно, необходимо для ближайшего окружения, чтобы определиться с тем, кто должен унаследовать президентскую власть и на каких условиях. А это требует согласования позиций ключевых претендентов и стейкхолдеров. Кто на настоящий момент рассматривается основными претендентами? Наблюдатели до сих пор сходились на том, что это или нынешний премьер Шавкат Мирзияев или же его заместитель Рустам Азимов. Каковы их шансы унаследовать власть, и что сулит будущему Узбекистана, если у руля встанет кто-то из них?», - пишет эксперт.
По мнению Алишера Ильхамова, есть основания полагать, что шансов больше у премьера, поскольку его, по имеющимся, хотя весьма скудным сообщениям, поддерживает глава СНБ Рустам Иноятов, а обоих, в свою очередь, поддерживает Москва.
«Но что Мирзияев как президент может сулить будущему страны? До сих пор он проявил себя таким же жестким и авторитарным управленцем, что и сам Каримов. Он персонально отвечает за аграрный сектор, который представляет собой наиболее отсталую часть узбекской экономики, где до сих пор сохранились командно-директивные методы управления, а из фермеров выкачивают последние соки для аккумуляции средств в крайне непрозрачном Сельхозфонде. Именно из-за сохранения командных методов в экономике страна до сих пор находится в состоянии стагнации с точки зрения своего развития. При Мирзияеве это состояние стагнации, связанное с ограниченной свободой конвертации валют, обязательными производственными квотами для фермеров, принудительным трудом врачей и учителей, сохранится еще надолго, и вряд ли можно будет ожидать какого-либо прилива иностранных инвестиций».
«Рустам Азимов известен своими связями с международными финансовыми институтами и был способен пока привлекать в страну хоть какие-то инвестиции и кредиты, что и объясняет его политическое долголетние. Но именно по этой причине, то есть связям Азимова с западными институтами, он не устраивает Москву, которой необходим полностью послушный ей наместник, а в остальном хоть трава не расти. Немаловажным является вопрос о том, а какую ценность представляет Узбекистан для геополитических сил, и каковы у этих сил рычаги влияния в отношении страны», - считает эксперт.
«Владимир Путин и неоимперские силы вокруг него, как известно, одержимы идеей восстановления СССР в том или ином виде. Думаю, они удовлетворятся статусом Узбекистана, сравнимым с Бухарским эмиратом позднего периода, при котором местный эмир или хан обладает автономией во внутренней политике, но полностью зависим от Москвы в своем внешнеполитическом курсе. Мирзияев видимо устраивает Москву на роль именно такого наместника».
«Но какими рычагами влияния обладает Москва? Вряд ли можно ожидать от нее каких-либо инвестиций в условиях резко упавших доходов от экспорта нефти и газа. Мы это видим на примере Кыргызстана и Таджикистана, лидеры, которых разочарованы тем, что российские капиталы не потекли рекой в эти страны, особенно на проекты строительства Камбаратинской (первой из двух) и Рогунской ГЭС, жизненно важных для энергетической независимости этих стран. Ну, в лучшем случае, Москва позволит Узбекистану продавать больше фруктов и овощей на российских рынках, но это пока остается под большим вопросом, учитывая, что в логистику межстрановой торговли кто-то должен вложить немалые деньги, коих ни у одной сторон в текущий момент нет», - пишет ассоциированный научный сотрудник Лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS).
«Однако Москва обладает рычагами шантажа в отношении Узбекистана. Во-первых, она может дать толчок вышеуказанным гидроэнергетическим проектам двух соседей Узбекистана, вопреки воле последнего. Во-вторых, Москва может поставить заслон для узбекских трудовых мигрантов, что чревато последующей социально-политической дестабилизацией в Узбекистане. У Запада пока остается единственно-действенный рычаг влияния - это кредиты и инвестиции и доступ к технологиям. Но то, насколько близлежащему окружению Каримова важен именно этот аргумент, вызывает большие сомнения».
Кто бы ни пришел к власти в Узбекистане, на первых порах он должен будет заключать пакт с основным влиятельными группировками в стране, чтобы обеспечить стабильность на период консолидации новой власти. Так поступал и сам Каримов, когда сам стал президентом. В первый период своего правления он реабилитировал тех, которые были ассоциированы с именем Рашидова и его клана. Он также заключил союз с ташкентским кланом в лице бывших премьера Шукурулло Мирсаидова и советника Тимура Алимова, а также с представителем самаркандского клана зампремьером и потом советником Исмаилом Джурабековым. Но со временем расправился с теми и другими, перейдя к политике клановой ротации и периодических кадровых чисток.
Хотя Бердымухамедов в соседнем Туркменистане начал чистки довольно быстро, не дожидаясь того, когда политика пактов исчерпает себя. Поэтому по логике смены одного авторитарного режима другим можно будет ожидать рано или поздно нарушения новым правителем пакта с основными группировками в стране. С учетом этой перспективы неудавшимся претендентам надо будет подумать о том, чтобы вовремя сделать ноги, чтобы не разделить участь Мирсаидова, Джурабекова, Туляганова и других им подобных экс-боссов, заключает эксперт.
Источник: ca-news
Просмотров материала: 3 435