Проект заключения по итогам мониторинга
«Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы
Республики Казахстан на 2014-2020 годы»
1) Реквизиты программного документа:
Наименование документа: Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на
2014-2020 годы (далее - Госпрограмма);
Номер и дата нормативного правового акта: Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 720;
Государственный орган - координатор: Генеральная прокуратура;
Государственные органы-соисполнители: МДГС, МВД, МФ, МНЭ, МКС, КНБ, МЗСР, МОН, МЮ, МИО, НПП, НПО и общественные объединения;
Сроки реализации: 2014-2020 гг.;
Отчетный год - 2015 год;
Этап реализации – 1 этап (2014-2016 годы).
2) Конкретные результаты, достигнутые за отчетный период, в том числе фактически достигнутые целевые индикаторы и показатели результатов с промежуточными значениями на отчетный период
(в случае недостижения промежуточных или конечных значений, указать причины недостижения);
Госпрограмма разработана в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан 2050» новый политический курс состоявшегося государства», одним из приоритетов которой определено «дальнейшее укрепление государственности и развития казахстанской демократии» путем продолжения реформы правоохранительных органов и спецслужб.
Целью Программы является эффективная защита прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства путем обновления правоохранительной системы страны.
Госпрограммой предусмотрено 6 целевых индикаторов:
1. «Уровень доверия граждан к правоохранительным органам в 2020 году будет не ниже 60 %»;
2. «Позиция Республики Казахстан в рейтинге ГИК ВЭФ по показателю «Надежность полицейских услуг» в 2020 году улучшится до 56 места»;
3. «В 2020 году 100 % оказываемых правоохранительными органами услуг предоставлены качественно и своевременно»;
4. «Позиция Казахстана в рейтинге «Transparency International» по индексу восприятия коррупции в 2020 году улучшится до 80 места»;
5. «В 2020 году 85 % лабораторий органа судебной экспертизы получат международную аккредитацию»;
6. «В 2020 году обеспечение 100 % прозрачности и объективности процессов отбора, аттестации и продвижения достойных кадров правоохранительных органов».
Промежуточные значения целевых индикаторов за отчетный период в Госпрограмме не предусмотрены.
В рамках реализации Государственной программы запланировано решение 12 задач и достижение 42 показателей результатов.
Вместе с тем, определить степень достижения/недостижения целевых индикаторов и показателей результатов за отчетный период не представляется возможным, поскольку промежуточные значения по ним за отчетный период не предусмотрены.
Задача 1: «Повышение имиджа правоохранительных органов»
В рамках данной задачи предусмотрено достижение следующих показателей:
1. «Доля обоснованных жалоб на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в 2016 году составит 10 %, в 2020 – 5 %»;
2. «В 2020 году будет обеспечена 100% стандартизация всех государственных услуг, предоставляемых правоохранительными органами»;
3. «Доля государственных услуг, оказываемых в электронной форме и через центры обслуживания населения, в 2020 году составит 60% от общего количества государственных услуг»;
4. «Уровень удовлетворенности населения качеством оказываемых государственных услуг, предоставляемых правоохранительными органами, в 2020 году – 70%».
В рамках исполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 президентских реформ» посредством принятия законов по совершенствованию правоохранительной деятельности и порядка прохождения службы, по итогам 2015 года правоохранительными органами приняты меры по повышению уровня доверия граждан к правоохранительной системе.
На постоянной основе ведется работа по инвентаризации сведений о новых государственных услугах, которые могут быть включены в реестр услуг, оказываемых правоохранительными органами.
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан (далее - ГП РК) внедрен стандарт оказания органами уголовного преследования государственной услуги по приему, регистрации заявлений, сообщений и иной информации об уголовных правонарушениях.
Министерством внутренних дел РК (далее – МВД РК) в государственную корпорацию «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) дополнительно переданы 3 услуги, оказываемых органами внутренних дел по оформлению документов на выезд за пределы Казахстана и оформлению приглашений на въезд в Казахстан, выдаче удостоверений лицам без гражданства и видов на жительство иностранцам.
В 2015 году МВД РК в реестр дополнительно включены 3 услуги:
«Выдача и продление разрешений трудовым иммигрантам» (Приказ Министра внутренних дел от 19 октября 2015 года № 850);
«Запись в паспорт гражданина Республики Казахстан о детях в возрасте до шестнадцати лет в случаях выезда совместно с родителями за границу с вклеиванием их фотографий» (Приказ Министерства внутренних дел от
20 ноября 2015 года № 945);
«Аккредитация экспертных организаций по аудиту в области пожарной безопасности» (Приказ Министра внутренних дел от 27 ноября 2015 года
№ 973).
Внедрен механизм подачи обращений в органы прокуратуры через Государственную корпорацию с использованием электронной цифровой подписи.
В целях информирования населения о деятельности правоохранительных органов в сфере оказания государственных услуг соответствующие сведения размещены в профильных разделах ведомственных веб-порталов и портала «электронного правительства» в частности:
ГП в 2015 году проведены 205 пресс-конференций, опубликованы 28 тыс. материалов в СМИ. Из них в печати – 11055, по радио – 3733, по телевидению - 4700, на ведомственных сайтах – 4038.
Информация о результатах мониторинга по выявлению негативных фактов в освещении деятельности органов прокуратуры еженедельно направлялись в Секретариат Совета Безопасности.
МВД за 2015 год в республиканских и региональных СМИ было опубликовано свыше 78 тыс. материалов о деятельности ОВД.
5. «Уровень восприятия гражданами собственной безопасности (защищенности) составит в 2016 году 40%, в 2020 году – 60%»;
По итогам 2015 г. отмечен рост регистрации досудебных расследований по сравнению с количеством зарегистрированных за 2014 год преступлений на
13,3% (с 341 291 до 386 718).
Данная динамика сложилась за счет правонарушений небольшой тяжести, в категорию которых переведены неквалифицированные мошенничества, а также регистрации более 40 тысяч (40208 или 10,4%) уголовных проступков, из которых
30 тысяч (30 974 или 8,0%) ранее рассматривались в рамках КоАП.
Рост регистрации произошел за счет:
- особо тяжких преступлений на 0,7% (с 2150 до 2165);
- тяжких преступлений на 2,8% (с 27941 до 28732);
- преступлений небольшой тяжести на 66,1% (с 39608 до 65773);
Снизилось количество преступлений средней тяжести на 8% (с 271592 до 249840).
Сократилось количество:
- преступлений средней тяжести на 8% (с 271592 до 249840);
- убийств на 4,6% (с 904 до 862);
- изнасилований на 7,4% (с 2527 до 2339);
- грабежей на 14,8% (с 14317 до 12197);
- разбоев на 6% (с 957 до 900);
- хулиганств на 13,4% (с 25494 до 22086);
- вымогательств на (9,8% с 707 до 638).
Снижение данных видов преступлений способствует повышению уровня доверия населения к правоохранительной системе, поскольку по этим категориям население оценивают безопасность в обществе, а международные организации формируют рейтинги страны по уровню безопасности пребывания в ней.
Задача 2: «Развитие форм взаимодействия населения, институтов гражданского общества с правоохранительными органами».
Показатели результатов:
1. «Количество правонарушений, выявлению и пресечению которых способствовало участие граждан и их объединений, в 2016 году увеличится на 8 %, в 2020 году – на 10 %»;
2. «Количество граждан, состоящих в общественных формированиях правоохранительной направленности, в 2016 году увеличится на 7 %, в 2020 году – на 16 %»
В настоящее время совершенствуются механизмы взаимодействия правоохранительных органов с гражданскими институтами в сфере обеспечения правопорядка.
За отчетный период проведено 4 заседания Координационного совета правоохранительных органов, где рассмотрены актуальные вопросы противодействия преступности.
По результатам обсуждения правоохранительные и иные уполномоченные органы ориентированы на активизацию работы по делам против половой неприкосновенности, особенно несовершеннолетних, противодействия организованной преступности, а также по формированию в обществе принципа «нулевой терпимости» к беспорядкам и правонарушениям.
Правоохранительными органами совместно с местными исполнительными органами принимаются меры по внедрению новых методов привлечения граждан к профилактике правонарушений.
Информация о достигнутых результатах в процентном выражении по данному показателю за отчетный период не представлена.
Задача 3: «Совершенствование системы мер по правовому воспитанию, повышению правовой культуры и правосознания населения»
Показатели результатов:
1. «Удельный вес организаций образования осуществляющих правовое воспитание учащихся в 2016 году составит 80 %, в 2020 году – 100 %»;
По данным областных, городов Астаны и Алматы управлений образования правовым образованием и воспитанием охвачено 516,3 тыс.
(18,7 %) обучающихся общеобразовательных школ и 658,3 тыс. (81,6 %) воспитаников дошкольных организаций образования.
К 2016 году удельный вес организаций образования, осуществляющих правовое воспитание учащихся, составил 80% (5777 школ из 7160).
Кроме того, в целях реализации ключевого направления Антикоррупционной стратегии в 2015 году заложены основы системы антикоррупционного образования.
Внесены изменения по антикоррупционной тематике в типовые учебные программы по отдельным предметам и дисциплинам всех уровней образования.
В целях ранней профилактики подростковой преступности, формирования законопослушного поведения и повышения правовой грамотности у детей и подростков сотрудниками правоохранительных органов
в 2015 году:
- более 10 тысяч праворазъяснительных мероприятий (лекций, в т.ч. в режиме онлайн);
- 350 выступлений в средствах массовой информации;
- 27 интерактивных уроков с учащимися школ;
- 1168 встреч с учащимися и их родителями, а также педагогами школ;
- 20 межведомственных совещаний;
- 25 культурно-спортивных мероприятий;
- организовано 235 семинаров, 225 «круглых столов», тренингов и брифингов.
В результате принимаемых мер в 2015 году наблюдается снижение подростковой преступности на 17,3 %, или с 3561 до 2944 уголовных правонарушений.
Задача 4: «Создание эффективной системы исполнения судебных и иных актов»
Показатели результатов:
1. «Доля исполнительных документов Исполненных в полном объеме в общем количестве оконченных исполнительных производств увеличится в 2016 году – до 83 %, 2020 году – до 85 %, в суммовом выражении увеличится в 2016 году – до 15 %, в 2020 году – 25 %»;
2. «Удельный вес исполнительных производств с нарушением сроков Исполнения уменьшится в 2016 году – на 20 %, в 2020 году – на 30 %».
В 2015 году на исполнении находилось 1 млн. 498 тыс. исполнительных документов, из них окончено производством 878 тыс. документов или 58,6%. Из общего количества оконченных производств исполнено в полном объеме 524 тыс. документов или 59,7%. Из общего количества поступивших исполнительных производств 227 тыс. документов окончено с превышением установленного срока, что составляет 15%.
Задачи 5, 6, 7, 8: «Совершенствование правовых основ правоохранительной деятельности»; «Оптимизация деятельности правоохранительных органов, направленная на обеспечение эффективности выполнения конкретных задач»; «Совершенствование системы ювенальной юстиции»; «Обеспечение эффективности мер пенитенциарного характера, в т.ч. при консолидации общества с правоохранительными органами»
Показатели результатов:
1. «В 2020 году 100 % нормативных правовых актов регулирующих деятельность правоохранительных органов будут приведены в соответствие с вводимыми стандартами правоохранительной службы»;
2. «Доля разработанных национальных государственных стандартов Республики Казахстан, соответствующих международным требованиям в области пожарной безопасности в 2020 году составит 87,7 %»;
Прогнозное значение данных показателей запланировано на 2020 год.
Информация по объему и количеству разрабатываемых государственных стандартов РК, соответствующих международным стандартам не представлена.
3. «Уровень рецидивной преступности в 2017 году составит 4,0 %, в 2020 году – 3,6 %»;
МВД принимаются все меры по обеспечению успешной социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, восстановлению утраченных ими социально полезных связей, реализации права на образование, медицинское обслуживание и других норм полноправного гражданина общества.
В 2015 году выявлено 23 769 фактов рецидивной преступности, увеличившись с 2014 года (11 343) на 107,9 %.
Удельный вес рецидивной преступности среди всех преступлений в
2015 году составляет 18%, увеличившись с 2014 года на 7,3%.
Данный факт указывает на то, что многие проблемы осужденного, покидающего места лишения свободы, еще остаются нерешенными.
Осужденный, выходящий на свободу, часто не имеет не только возможности трудоустроиться, но и места, где он мог бы переночевать, а также денежных средств на питание.
На сегодняшний день в 47 исправительных учреждениях организовано
обучение 3638 осужденных по 35 рабочим специальностям, востребованным на рынке труда (плотник, штукатур-маляр, сантехник, электро - и газосварщик, фрезеровщик, швея, пекарь, повар и т.д.).
Всего по итогам 2014-2015 учебного года в колледжах при учреждениях УИС получил профессиональное образование по различным специальностям 3451 осужденный.
В 2016 году запланировано открытие колледжа в учреждении АП-162/4 Департамента УИС по Павлодарской области.
В 2015 году Республиканской бюджетной комиссией на 2015 год поддержаны расходы в сумме 114,3 млн. тенге на улучшение материально-технической базы профессиональных колледжей УИС (приобретение токарных и фрейзерных станков, швейного и деревообрабатывающего оборудования, а также расходы на проведение текущего и капитального ремонта помещений профессиональных колледжей).
4. «Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, составит в 2017 году – 5,6 %, в 2020 году – 5,3 %»;
В 2015 году наблюдается снижение преступности среди несовершеннолетних на 17,3 %, или с 3561 до 2944 уголовных правонарушений. Их удельный вес среди всех зарегистрированных правонарушений составил 2,3 % против 3,3 % в 2014 году.
По итогам 2015 года стабилизировать детскую преступность удалось в большинстве регионов страны, за исключением г.Астаны (+7,3%), Актюбинской (+3,5%), Западно-Казахстанской (+26,7%), Кызылординской (28,2%), Костанайской (+18%) областей.
5. «Возмещаемость ущерба, причиненного правонарушениями, в 2017 году составит 50 %, в 2020 году – 80 %»;
6. «Обеспечение лиц, содержащихся в местах лишения свободы, рабочими местами в 2017 году – 40 %, в 2020 году – 50 %»;
Повышение трудозанятостью заключенных в 2015 году (с 51 до 55%) позволило ими возместить потерпевшим ущерб на 846,8 млн. тенге, что почти в 3 раза больше, чем за весь 2014 год. При этом погашение ущерба является ключевым условием для досрочного освобождения либо замены наказания.
В 2015 году в рамках реализации рекомендаций второго форума тюремной реформы, был презентован проект «Занятость в колониях - 2017». Реализация данного проекта позволила только за 2015 год привлечь в колонии 133 предпринимателя, которыми трудоустроено 1865 заключенных.
В 2015 году 137 субъектам переданы в доверительное управление незадействованные производственные площади, что позволило дополнительно трудоустроить 1850 осужденных.
В целях увеличения объемов производства предприятий УИС в Закон РК «О государственных закупках» внесены изменения в части приобретения товаров, работ и услуг, производимых и выполняемых предприятиями УИС способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках не только органами УИС, но и другими организациями, предприятиями уголовно-исполнительной системы.
В результате, в 2015 году получены доходы от реализации продукции на общую сумму 10 млрд. тенге.
Презентован проект «Ресоциализация: Ты нужен обществу!», цель которого - сформировать у осужденных чувство уверенности, что они способны стать полноценными членами общества. Осужденные получили доступ к информационным материалам «100 дел для заключенных», «1000 бизнес-идей», «Истории успеха».
Впервые заработал институт индивидуально-трудовой деятельности.
25 заключенных уже стали субъектами бизнеса, оформившись как ИП. В пределах колоний они занимаются пошивом обуви, производством сувениров, разведением домашней птицы.
Конечная цель проводимых реформ в пенитенциарной системе – это эффективная система исполнения уголовных наказаний, исправление осужденных, недопущение совершения ими повторных преступлений, и, как следствие - безопасность общества и государства.
Учитывая перевыполнение показателя результатов, в целях исключения возможности занижения плановых значений, считаем целесообразным пересмотреть плановые значения по данному показателю.
7. «Сокращение времени по таможенной очистке товаров с использованием электронного декларирования по «зеленому коридору» в 2015 году на 50 %, в 2020 году – на 70 %»;
Министерством финансов РК принят приказ от 31 марта 2015 года №246
«Об утверждении Правил совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных доходов», которым определен порядок таможенного декларирования товаров в электронной форме.
Вместе с тем, информация о достигнутых результатах в процентном выражении по данному показателю за отчетный период не представлена.
Задача 9: «Создание и совершенствование информационно-аналитических систем и инфраструктуры правоохранительных органов»;
Показатели результатов:
1. «Доля сотрудников, использующих информационные массивы в оперативно-служебной деятельности, в 2016 году составит 50 %, в 2020 году – 90 %»;
2. «Сокращение бумажного документооборота в 2016 году на 40 %, в 2020 году – 70 %».
3. «Повышение результативности расследования с использованием информационно-аналитических систем в 2016 году на 15 %, в 2020 году –30 %»;
4. «Полнота криминалистических учетов правоохранительных органов по объектам учета повысится в 2016 году до 60 %, в 2020 года –80 %»;
5. «Уровень информационно-коммуникационного оснащения правоохранительных органов в 2020 году составит 75 %».
В 2015 году Генеральной прокуратурой разработана Система информационного обмена правоохранительных и специальных органов (СИОПСО). В нее интегрированы 79 сервисов взаимодействия с базами данных государственных органов, из которых можно получить информацию.
Внедрение СИОПСО позволило значительно повысить эффективность и оперативность реагирования сотрудников правоохранительных органов, зарегистрировано более 15 тысяч пользователей. За период ее работы получено и обработано 236 миллионов запросов. Данная система адаптирована с введенным с 1 января текущего года Единым реестром досудебных расследований.
В целях законодательного функционирования СИОПСО внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации (Закон Республики Казахстан от 24.11.2015г. №419).
Кроме того, Приказами Генерального Прокурора утверждены правила получения из СИОПСО сведений правоохранительными и специальными органами как в ходе информационно-аналитической деятельности, так и в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения негласных следственных действий и розыскных мероприятий, решения иных задач, возложенных на правоохранительные органы.
Информация о достигнутых результатах в процентном выражении по данному показателю за отчетный период не представлена.
Задачи 10, 11: «Формирование высокопрофессионального кадрового состава»; «совершенствование научно-исследовательской деятельности в правоохранительных органах»
Показатели результатов:
1. «В 2020 году 70 % удовлетворенность основных подразделений правоохранительных органов качеством кадрового обеспечения»;
2. «В 2017 году 100 % удовлетворенность практических подразделений системой повышения квалификации, ее направленностью на потребности практики»;
3. «Удовлетворенность сотрудников условиями прохождения службы в 2016 году составит 70 %, в 2020 году – 90 %»;
4. «Обеспечение практической направленности ведомственных образовательных программ в 2016 году – 50 %, в 2020 году – 70 %»;
5. «Обеспечение потребности правоохранительных органов специалистами по направлениям деятельности в 2016 году – 70 %, в 2020 году – 90 %»;
6. «Количество научных и научно–педагогических кадров, прошедших повышение квалификации отвечающей международным стандартам в 2016 году – 50 %, в 2020 году – 70 %»;
7. «Количество научных работ, направленных на совершенствование правоохранительной деятельности, составит в 2016 году 50%, в 2020 году – 80%»;
8. «К 2020 году 100 % сотрудников правоохранительных органов пройдут повышение квалификации в сфере оказания государственных услуг правоохранительными органами»;
Указом Президента от 4 мая 2015 года создана Академия правоохранительных органов при ГП РК.
Основными направлениями деятельности Академии определены:
1) повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов Республики Казахстан;
2) координация и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности;
3) реализация программ послевузовского образования.
На сегодня Академией заключены соглашения о сотрудничестве с Академией Генеральной прокуратуры РФ, Региональным хабом в сфере государственной службы, с Национальным университетом обороны им. Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Министерства обороны, Высшей школой государственной политики «Назарбаев Университет».
С октября 2015 года начато обучение 27 магистрантов и 3 докторантов из числа сотрудников правоохранительных органов (прокуратура, служба экономических расследований, антикоррупционная служба, уголовно-исполнительная служба). Сформированы группы слушателей (по 25 человек) из числа представителей антикоррупционной службы, прокуратуры и органов внутренних дел. С учетом специфики правоохранительной деятельности, обучающие курсы будут проводиться отдельно для каждого правоохранительного органа.
На данный момент Академия завершила организационные мероприятия по приему на профессиональную подготовку сотрудников, включая молодых специалистов, впервые поступивших на правоохранительную службу
(в прокуратуру, службу экономических расследований и антикоррупционную службу).
Для ведения межведомственных научных исследований создан Научно-методический совет, в состав которого вошли представители всех правоохранительных органов, а также ведущие правоведы Казахстана.
В феврале 2016 года проведено первое заседание данного Совета, на котором утверждены 11 тем фундаментальных и прикладных исследований, выработанных по заявкам правоохранительных органов с учетом стоящих перед ними первоочередных задач.
Кроме того, в ноябре 2015 года в Закон «О правоохранительной службе» внесены изменения и дополнения, целью которых является модернизация порядка поступления и прохождения правоохранительной службы.
Исходя из вышеизложенного, кадровое обеспечение правоохранительных органов будет осуществляться по пяти направлениям:
- планирование потребностей в кадрах;
- совершенствование отбора, аттестации и расстановки кадров;
- профессиональное развитие кадрового потенциала;
- организационно-штатная работа;
- воспитательная работа и мотивация сотрудников.
Для обеспечения реализации новых норм Закона правоохранительными органами приняты ведомственные акты, которые регламентируют:
- осуществление кадрового прогноза и оценки кадрового обеспечения;
- определение показателя конкурентоспособности, ротации руководящих кадров;
- проведение социологического мониторинга морально-психологического климата в подразделениях;
- формирование кадрового резерва.
Сотрудники, принятые на службу, будут проходить подготовку по специальной программе, усовершенствован институт наставничества. Предусматривается создание ведомственного банка данных кандидатов на службу и резервистов.
Также, совместным приказом (Генеральной прокуратуры, министерств по делам государственной службы, внутренних дел и финансов) от 25 декабря 2015 года утверждены Содержание и Правила профессиональной подготовки, переподготовки и повышения профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов. Данный акт предусматривает порядок обучения лиц, состоящих в Президентском резерве.
Кроме того, приказом ГП от 25 июня 2015 года утверждены «Правила внутреннего опроса сотрудников органов, ведомств и учреждений прокуратуры республики Казахстан на предмет определения степени удовлетворенности условиями прохождения службы».
На основании приказа проведен внутренний опрос сотрудников органов прокуратуры, в котором приняли участие 73 % сотрудников:
75,5 % сотрудников удовлетворены условиями прохождения службы;
68,6% оценили как благоприятную служебную атмосферу;
70,3 % отметили преобладание доброжелательного климата.
МВД принят приказ от 13 июня 2015 года «Об утверждении Правил проведения внутреннего опроса сотрудников на предмет определения степени удовлетворенности условиями прохождения службы и оценки морально-психологического климата». В опросе приняло участие 690 сотрудников, что составляет 78 % от фактической численности личного состава центрального аппарата:
88 % сотрудников удовлетворены условиями прохождения службы, взаимоотношениями в коллективе, стилем управления;
92% отмечают, что климат в подразделениях благоприятный, способствующий эффективной деятельности;
Негативным фактором служебной деятельности отметили ненормированный рабочий день.
Задача 12: «Совершенствование судебно-экспертной деятельности до уровня международных стандартов аккредитации»
1. «В 2016 году 100 % органов судебной экспертизы будут централизованы в одном ведомстве»;
2. «В 2020 году будет обеспечено 100 % участие независимых аккредитованных экспертов в области здравоохранения при производстве комиссионных экспертиз в отношении медицинских и фармацевтических работников»;
3. «Снижение нагрузки на судебных экспертов государственных органов в 2020 году на 25 %»;
4. «Доля судебных экспертиз, проведенных частными судебными экспертами, в 2020 году составит не менее 5 %»;
5. «В 2020 году удельный вес магистров по специальности «Судебная экспертиза» составит 10 %, докторов права (PhD) по специальности «Судебная экспертиза» – 2 %»;
6. «В 2020 году обеспеченность экспертными кадрами составит не менее 95 %»;
7. «В 2017 году 100 % органов судебной экспертизы будут подключены к межведомственной системе контроля за сроками, качеством проводимых экспертиз»;
8. «90 % экспертных кадров, материально-технического оснащения ЦСЭ, ЦСМ в 2020 году будут соответствовать международным стандартам»;
9. «В 2020 году 90 % экспертиз будут производиться в установленные законодательством сроки»;
10. «В 2020 году районные и межрайонные отделения судебной экспертизы будут функционировать в 90 % районов, региональные молекулярно-генетические отделения – в 70 % областных центров»;
11. «В 2020 году страхование судебных экспертов при Исполнении служебных обязанностей за счет бюджетных средств составит 100%»;
12. «Снижение удельного веса повторных экспертиз с неподтвержденными выводами до 2 % к 2020 году».
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» на законодательном уровне осуществлена централизация государственных функций по проведению судебных экспертиз исключительно в Министерстве юстиции РК.
Постановлением Правительства от 30 декабря № 1403 утверждены меры по поэтапной передаче до 2016 года в органы юстиции судебно-медицинской, судебно-наркологической и судебно-психиатрической экспертиз.
Это позволит оптимально использовать имеющиеся финансовые средства, кадровый потенциал, материально-техническую базу, объединить научное и методическое обеспечение экспертной деятельности, а также исключить дублирование функций и разобщенность специалистов.
С принятием нового УПК расширены рамки специалистов по исследованиям в рамках уголовных дел за счет уполномоченных сотрудников правоохранительных и спецорганов. Их заключения имеют равное доказательственное значение наряду с заключением экспертов.
Снижение нагрузки на судебных экспертов в 2020 году составит 25 %.
В 2015 году судебными экспертами (609) выполнено 51413 экспертиз
(2014 г. - 54914) или 6,4%, нарушений сроков не имеется. Проведено 162 повторные экспертизы, из них с неподтвержденными выводами 8 или 4,9 %.
В сфере судебно-медицинской деятельности планируется проведение хронометража времени фактически затрачиваемого на судебно-медицинскую экспертизу, по результатам которого будут внесены изменения в расчеты нагрузки на эксперта, а также оптимизирована нагрузка экспертов путем пересмотра штатного расписания.
В 2015 году судебными медицинскими экспертами (594) выполнено 187766 экспертиз (2014г.-198690) или - 5,5%, с нарушением срока выполнено 1450 или 0,7%. Проведено 250 повторных экспертиз, из них с неподтвержденными выводами 23 или 9,2 %.
В целях совершенствования научно-методической работы в 2015 году разработано 19 новых методик судебно-экспертных и судебно-медицинских исследований.
ГУ «Центр судебной экспертизы Министерства юстиции РК»
(далее - Центр) проведена работа по внедрению в 18 подразделениях Центра международного стандарта ИСО 9001 «Система менеджмента качества. Требования», а также запуску пилотного проекта по международному стандарту ИСО/МЭК 17025, в рамках которого в 2016 году планируется проведение консалтинговых услуг по аккредитации лабораторий в 2017 году Алматинского, Карагандинского и Кокшетауского филиалов.
В целях поэтапного укрепления материально – технической базы Центра,
в 2015 году из республиканского бюджета было выделено 1471,3 млн. тенге. При уточнении бюджета 2015 года оптимизированы расходы в сумме 105,5 млн. тенге, а также скорректированы расходы в сумме 41,9 млн. тенге. Скорректированная сумма по материально-техническому укреплению в
2015 году составляет 1323,9 млн. тенге.
Из указанной суммы использовано 1308,9 млн. тенге, не освоено 15,0млн. тенге, в связи с экономией по итогам государственных закупок и не поставки товара 4 поставщиками.
В 2015 году приобретены программные продукты и оборудование для производства молекулярно – генетической экспертизы по выделению ДНК, экспертизы компьютерных технологий, баллистических и трассологических исследований, экспертизы документов, для исследования наркотических средств и запрещенных препаратов, а также офисная техника и мебель. Оборудование запущено в территориальных подразделениях по г. Астана, Карагандинской, Атырауской, Павлодарской, Акмолинской, Алматинской, Актюбинской, Южно Казахстанской и Западно Казахстанской областей.
Следует отметить, что в целом, вопросы дальнейшего совершенствования судебно-экспертной деятельности предусмотрены в рамках проекта Закона
«О судебно-экспертной деятельности», который в настоящее время находится на рассмотрении Парламента.
Для координации деятельности негосударственных экспертов в вышеуказанном законопроекте предусмотрено создание палаты судебных экспертов, деятельность которой будет направлена на организацию их работы, методического и информационного обеспечения, а также представление и защиту прав и законных интересов, по аналогии с частными судебными исполнителями.
Дальнейшее развитие и стимулирование института частных судебных экспертов, законодательное закрепление материального и социального обеспечения судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений, создание современной образовательной системы экспертных кадров также отражены в проекте Закона.
3) Количество запланированных на отчетный период мероприятий, в том числе выполненных и не выполненных с указанием причин невыполненных мероприятий:
- общее количество мероприятий Госпрограммы составляет – 132;
- количество запланированных мероприятий на отчетный период - 76;
- фактическое количество исполненных мероприятий - 74;
- фактическое количество неисполненных мероприятий – 2.
Не исполнены 2 мероприятия, что обусловлено проведенным в 2015 году реформированием системы государственного управления, в ходе которого реорганизованы государственные органы, ответственные за их реализацию.
В связи с ликвидацией Агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции по линии финансовой полиции не реализовано 2 мероприятий:
«Создание имиджевых фильмов одеятельности органов финансовой полиции» (п.11 Плана);
Учитывая реорганизацию Агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции, данное мероприятие не исполнено. Денежные средства в сумме 3 млн.тенге, предусмотренные Госпрограммой на его реализацию в 2015 году возвращены в бюджет.
«Развитие «Единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы» АБЭКП» (п.72 Плана)
МДГС в 2015 году закупки и работы по проекту не осуществлялись ввиду реорганизации ведомства и не согласования проектов по созданию системы.
4) Анализ факторов, повлиявших на ход реализации стратегических и программных документов и стратегических планов государственных органов;
В значительной (определенной) степени на ход реализации Госпрограммы в 2015 году оказало положительное влияние достигнутые результаты в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов для реализации 5 президентских реформ»
В ноябре 2015 года в Закон «О правоохранительной службе» внесены изменения и дополнения, целью которых является модернизация порядка поступления и прохождения правоохранительной службы, а также создание Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре.
5) Информацию о выделенных и неосвоенных на отчетный период бюджетных и иных финансовых средствах на выполнение мероприятий в разбивке по источникам финансирования;
- общая сумма запланированных средств на 2015 год с учетом бюджетной корректировки – 2 139 807 тыс. тенге;
- фактически освоено – 2 102 401 тыс. тенге;
- не освоено – 37 406 тыс. тенге; (в связи с экономией по итогам государственных закупок, а также невыполнением некоторых договорных обязательств подрядчиками).
6) Сведения о проведенных контрольных мероприятиях;
Контрольные мероприятия в 2015 году не проводились.
Счетным комитетом Республики Казахстан в 1 квартале 2016 года в плановом порядке начата проверка Генеральной прокуратуры по исполнению республиканского бюджета и освоению средств, в том числе выделенных на реализацию Госпрограммы в 2014-2015 годах.
Представить результаты проверки на данный момент невозможно.
7) Информация о внесенных государственным органом-разработчиком изменениях и дополнениях в стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов;
Поправки в Госпрограмму в 2015 году не вносились.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 апреля
2015 года № 209 были внесены поправки в План мероприятий по реализации Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014 – 2020 годы, утвержденный постановлением Правительства от 1 апреля 2014 года № 292 в части:
1. корректировки наименований государственных органов, ответственных за исполнение пунктов Плана мероприятий;
2. переноса сроков исполнения пунктов 1, 4, 11, 14, 25, 56, 57, 72, 73, 85, 86, 114, 132 плана, с учетом изменения бюджетных средств.
8) Выводы и предложения;
Реализация правоохранительными органами Госпрограммы, в комплексе с выполнением возложенных на них функций и задач, в 2015 году позволила:
1) повысить качество и своевременность оказываемых правоохранительными органами государственных услуг населению, обеспечить прозрачность их предоставления, в том числе посредством оказания через Государственную корпорацию «Правительство для граждан».
2) продолжить совершенствование информационно-аналитических систем правоохранительных органов, осуществить модернизацию и материально-техническое укрепление соответствующей инфраструктуры объектов правоохранительных органов;
3) добиться сокращения «тюремного населения», обеспечить соблюдение прав заключенных при медобслуживании и обеспечении трудом.
4) гражданам получать возможность документирования в любом Центре государственной корпорации «Правительство для граждан», без привязки к месту жительства.
5) совершенствовать механизмы взаимодействия правоохранительных органов с гражданскими институтами в сфере обеспечения правопорядка.
В целом, принятые меры за 2015 год реализации Госпрограммы позволили достичь определенных положительных результатов в деятельности правоохранительных органов.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, сохраняется тенденция роста преступлений, совершенных в общественных местах.
В региональном разрезе наблюдается значительный рост уголовных правонарушений небольшой тяжести, которых стало больше на 66,1%, тяжкой категории на 2,8%, особо тяжких на 0,7%.
Учитывая, что в рамках реализации Плана нации «100 шагов» Указом Президента Республики Казахстан от 25 января 2016 года № 182 внесены изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года
№ 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» в части исключения из данного Перечня Госпрограммы, с интеграцией ее основных положений в Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (протокол Национальной комиссии по модернизации от 23.12.2015г. № 23-5), ГП РК разработан соответствующий проект Указа Президента о постановке Госпрограммы на утрату, который находится на стадии согласования в заинтересованных государственных органах.
По результатам мониторинга Госпрограммы, рекомендуется:
1) реализацию мероприятий, предусмотренных Госпрограммой на
2016 - 2020 годы продолжить в рамках стратегических планов государственных органов (ГП РК, МВД, МДГС, МФ);
2) принять необходимые меры, обеспечивающие снижение преступлений, совершенных в общественных местах, а также преступлений с учетом ее роста в региональном разрезе;
3) продолжить работу по формированию у населения принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям, в том числе путем конструктивного взаимодействия с институтами гражданского общества и координации усилий уполномоченных госорганов;
4) выработать комплекс мер, направленных на повышение трудозанятости осужденных в колониях;
5) принять соответствующие меры, направленные на повышение эффективности деятельности школьных инспекторов по делам несовершеннолетних;
6) правоохранительным органам выработать и реализовать системные меры, направленные на повышение профессионального уровня сотрудников, отвечающего современным требованиям, развитие их общеправовой культуры и морально-нравственных качеств.
Просмотров материала: 4 182